2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цели: Открытие новых знаний через пробное учебное действие. | Ребята, а что такое окружающий мир? Скажите, как называется раздел учебного материала, который мы сейчас с вами изучаем? -А как по-другому называется природа вокруг нас, среди которой мы живем? -В каких природных сообществах мы уже побывали с вами на прошлых уроках? (слайд) | Ответы детей.
-Природа вокруг нас.
- среда обитания. На опушке, в берёзовой роще, в ельнике и у лесного озера | Анализ объектов и понятий.
|
3. Выявление места, причины затруднения и определение учебной цели
Цели: Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение учебных затруднений
| Сейчас я вам предлагаю собрать одно из природных сообществ. У вас на парте лежит карточка. На ней написаны природные объекты. Вычеркните лишний объект. Определите объекты, какого сообщества у вас остались. (1 ряд – ельник. 2 ряд – берёзовая роща 3 ряд –сосновый лес)
- Какие сообщества у вас получились? - Какой лес у 1 ряда? У 2 ряда? А какой лес получился у вас? -Мы уже с вами побывали в еловом и березовом лесу, а в каком ещё не были? Значит, куда сегодня мы отправимся? Правильно, значит тема нашего урока «В сосновом лесу» (на доске тема) (слайд – сосновый лес, тропинка) Теперь мы можем отправиться и в этот лес Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему?» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. Мы с вами, друзья, по тропинке пойдем Ответы искать под зеленым шатром. |
Учащиеся работают в парах, находят лишний объект, а остальные объединяют в сообщество 1. Вычеркните лишний объект. Определите, объекты какого сообщества у вас остались Иволга, бобры, берёза, колокольчик, сорока | 2. Вычеркните лишний объект. Определите, объекты какого сообщества у вас остались
клёст, стрекоза, ель, кислица, белка | 3.Вычеркните лишний объект. Определите, объекты, какого сообщества у вас остались
дятел, водомерка, сосна, клюква, белка |
- лес - еловый -берёзовая роща - сосновый
В сосновом лесу.
| Классификация объектов по заданным признакам
Контроль и самоконтроль
Фиксация места затруднения. Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого не достает.
|
4. Первичное закрепление с формулированием проблемы Цели: - организовать поиск информации; - анализировать и выделять главное. |
- А что бы вы хотели узнать о сосновом лесе?
- А как вы думаете, отличается ли сосновый лес от елового? -Чем же они похожи?
Чтобы более точно ответить на этот вопрос: Чем же отличается сосновый лес?, мы проведём практическую работу и сравним веточку сосны и ели. У вас на столе карточка. Рассмотрите картинку и обсудите в паре отличии.
- Ребята, что вы заметили, чем же отличается веточка сосны от ели? (слайд - веточки) - Какие особенности у хвоинок?
- А чем же отличаются шишки? Мы сравнили с вами отдельные веточки, а сейчас давайте сравним деревья (картинки ели и сосны) -Что вы заметили? Как располагаются ветки? -Какой ствол? -В каком лесу больше света и почему?
- А теперь представьте лес, в котором будут расти только такие стройные красавицы, каким он будет? (на доску вешаю картинки сосен) -А где мы найдем подтверждение нашему предположению?
Откройте с.48. Прочитайте 1и 2 абзац. - Какую новую информацию вы узнали из текста. - Так какое же растение наша сосна? Послушайте, чем ещё замечательна и удивительна сосна.(сообщение) (на доске появляются картинки сосны)
- Какие же условия жизни в сосновом лесу. - Какие растения выберут для своей жизни сосновый лес?
Молодцы ребята, пришла пора отдохнуть. Физминутка |
1) Какие условия жизни в сосновом лесу. 2) Узнать какие растения и животные там живут. 3) Значение для человека имеет сосновый лес. - нет (в них растут хвойные деревья) Да, отличаются. Практическая работа (работа в паре) А сейчас рассмотрите веточки сосны и ели. (у каждого карточка) КАРТОЧКА Изучение внешнего вида 1. Рассмотрите внешний вид веток ели и сосны: по толщине - ____________ 2. Сравните хвоинки ели и сосны длину ____________ 3. Сравните шишки: по форме _________________ по размеру ________________ |
- у сосны веточки толще -у сосны хвоинки длиннее светлее, у ели –короткие -у ели хвоинки располагаются по одиночке, а у сосны – пучком, по несколько хвоинок. -у сосны шишка -маленькая, круглая. - у ели - длинная, овальная.
Ветки ели густые, расположены по всей длине ствола, пропускают мало света. Ствол покрыт темно-коричневой корой. У сосны ровный гладкий ствол, а ветки расположены на самой верхушке.
- светлым -в учебнике
Светолюбивое и засухоустойчивое
СОСНА (сообщение) Сосна - удивительное дерево. В переводе с латинского языка слово «сосна» означает «скала». Сосны – высокие деревья, вырастают до 35-40 м, живут - 150-200 лет. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных деревьев, так как корни сосны уходят в землю очень глубоко, словно якорь удерживают сосну даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц.
- в сосновом лесу светло и сухо, значит. растения там будут расти светолюбивые и засухоустойчивые
| Выдвижение гипотез. Целеполагание.
Решение проблемы, построение логической цепи.
Планирование своих действий.
Поиск информации в учебнике
|
VI. Первичное осмысле- ние и закрепление
Цель: организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи | Вот и прогулялись мы по лесным дорожкам Давайте вспомним, что ещё мы хотели узнать о лесе? Чтобы узнать какие растения и животные нашли свой дом в сосновом лесу вам нужно поработать еще с одной карточкой в паре.
Ребята 1 ряда читают и выбирают растения. 2 ряд – животных 3 ряд – о том какое значение имеют сосновые леса для человека.
Работа в паре (После самостоятельной работы дети отвечают на вопросы учителя) А сейчас мы с вами попробуем заселить наш сосновый лес. -Расскажите, какие же растения можно встретить в лесу? (дети называют растения и грибы, а учитель выставляет их на доске) - Какие ягоды составляют сладкую аптеку? -Какое ещё интересное растение вы узнали? О нем нам расскажет Соня (сообщение)
- Кто ещё нашёл себе дом в сосновом лесу? - Кто же обедает в лесной столовой на сосне? - Кто поедает хвою сосны? - Кто питается корой сосны? -Кого называют лесным доктором? (ответы детей) Об этом лесном докторе нам расскажет Даша. (сообщение)
- Какую пользу приносит дятел? - Мы узнали какие животные и растения обитают в сосновом лесу. - Скажите, а чем является лес для животных и растений? (домом)
- А какое значение лес имеет для человека? (ответы) Молодцы. - Скажите, что ждет лес от человека, какой помощи? И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток. Лес – это большая тайна, о нем можно говорить еще очень много и на следующем уроке мы продолжим наше путешествие. А нам пришла пора возвращаться и прошу вас закончить фразы…. *Я узнал …. *Меня заинтересовало… *Меня удивило …. *Мне захотелось … | Какие растения и животные там обитают
Дети читают текст, выбирают информацию
1. Растения Под сосной можно встретить небольшие кустарнички: голубика, черника, морошка, клюква и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с этими северными ягодами. Вот, например, черника помогает восстановить зрение. А клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа. Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток. У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя. В сосновом лесу большое разнообразие грибов: боровики, маслята, лисички, рыжики и др.
2. О животных - Сосна служит лесной столовой многим животным, обитающим в сосновом лесу. Хвоей сосны - питаются птицы: рябчик, кедровка и глухарь. - Кору поедают лось, жук короед, заяц-беляк. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, мыши и птицы.
3. Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Воздух с ароматом сосновой хвои чище, ведь сосновый запах убивает бактерии. Ель и сосна очень хорошо очищают воздух. Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.
Человек должен хорошо узнать лес, охранять его, выращивать новые леса, сажать деревья.
| . Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение обосновывать свою точку зрения;
Умение работать в паре
Управление поведением партнера - контроль.
Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации
Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;
|