3. Выявление места, причины затруднения и определение учебной цели
Цели: Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение учебных затруднений
| Сейчас я вам предлагаю собрать одно из природных сообществ. У вас на парте лежит карточка. На ней написаны природные объекты. Вычеркните лишний объект. Определите объекты, какого сообщества у вас остались. (1 ряд – ельник 2 ряд – лесное озеро 3 ряд – берёзовая роща)
- Какие сообщества у вас получились? - Какой лес у 1 ряда? (слайд 3) У 2 ряда? (слайд 4) А какой лес получился у вас? (слайд 5)
Обратите внимание на лишние слова, какое сообщество они могут составлять? Сформулируйте тему урока
Тема нашего урока «В сосновом лесу» (слайд 6) (слайд – сосновый лес, тропинка) Теперь мы можем отправиться и в этот лес Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи: Ты же видишь – мы твои! | Учащиеся работают в группах, находят лишний объект, а остальные объединяют в сообщество 1. Вычеркните лишний объект. Определите, объекты какого сообщества у вас остались кислица, клест, ель, клюква | 2. Вычеркните лишний объект. Определите, объекты какого сообщества у вас остались водомерка, белка, ряска, лягушка | 3.Вычеркните лишний объект. Определите, объекты, какого сообщества у вас остались иволга, орешник, сосна, берёза |
- еловый лес - лесное озеро - берёзовая роща
В сосновом лесу.
(Читает Сирин Ч.) | Классификация объектов по заданным признакам
Контроль и самоконтроль
Фиксация места затруднения. Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого не достает.
|
4. Первичное закрепление с формулированием проблемы Цели: - организовать поиск информации; - анализировать и выделять главное. | - На нашем пути чудесное дерево. Если бы оно могло говорить, то рассказало бы о себе так: «Я очень люблю солнце и потому всегда свои вечнозеленые ветки поднимаю к нему. Меня называют жемчужиной леса.»(слайд 7) - Узнали?
- Что вы уже знаете о сосне и сосновых лесах?
- А что бы вы хотели узнать о сосновом лесе? План работы (слайд 8)
- А как вы думаете, отличается ли сосновый лес от елового? -Чем же они похожи? Чтобы разобраться я предлагаю провести практическую работу. Сравним веточку сосны и ели. У вас на столе карточка. Рассмотрите картинку и обсудите в паре отличии.
- Ребята, что вы заметили, чем же отличается веточка сосны от ели? (слайд 9) - Какие особенности у хвоинок?
- А чем же отличаются шишки?
Мы сравнили с вами отдельные веточки, а сейчас давайте сравним деревья (картинки ели и сосны)
-Что вы заметили? Как располагаются ветки? -Какой ствол?
- Сравните сосновый и еловый лес.
-В каком лесу больше света и почему?
- В чём причина такого расположения ветвей? - А теперь представьте лес, в котором будут расти только такие стройные красавицы, каким он будет? (на доску вешаю картинки сосен)
Послушайте, чем ещё замечательна и удивительна сосна (сообщение Максим А.) (на доске появляются картинки сосны)
- Какие же условия жизни в сосновом лесу. - Какие растения выберут для своей жизни сосновый лес?
Пришла пора отдохнуть Физминутка Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сели тоже покажем, Крылья сложили назад. |
Сосна
Дети делятся своими знаниями, например: сосна любит солнечный свет, её семена созревают в шишках, в лесу растут грибы и ягоды, водятся медведи , зайцы, лисы, волки, птицы и насекомые и т. д. 1) Условия жизни в сосновом лесу. 2) Растения и животные соснового леса. 3) Значение соснового леса.
- Нет (в них растут хвойные деревья) - Да, отличаются.
Практическая работа (работа в паре) А сейчас рассмотрите веточки сосны и ели: КАРТОЧКА Изучение внешнего вида 1. Рассмотрите внешний вид веток ели и сосны: по толщине - ____________ 2. Сравните хвоинки ели и сосны длину ____________ 3. Сравните шишки: по форме _________________ по размеру ________________ |
- у сосны веточки толще -у сосны хвоинки длиннее светлее, у ели –короткие -у ели хвоинки располагаются по одиночке, а у сосны – пучком, по несколько хвоинок. -у сосны шишка маленькая, круглая. - у ели длинная, овальная.
Выполняют рисунки под рук. учителя Вандышевой С.М.: Ветки ели густые, расположены по всей длине ствола, пропускают мало света. Ствол покрыт темно-коричневой корой. У сосны ровный гладкий ствол, а ветки расположены на самой верхушке.
Делают выводы (работа в парах): - В ельнике сумрачно, темно и влажно, а в сосновом лесу светло, просторно и сухо. - У елей ветки расположены по всей длине и не пропускают солнечный свет, а у сосен только на самой верхушке и пропускают солнечный свет. - Сосна светолюбива. Её ветки тянутся к свету.
- светлым
СОСНА (сообщение) Сосна - удивительное дерево. В переводе с латинского языка слово «сосна» означает «скала». Сосны – высокие деревья, вырастают до 35-40 м, живут - 150-200 лет. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных деревьев, так как корни сосны уходят в землю очень глубоко, словно якорь удерживают сосну даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц.
- В сосновом лесу светло и сухо, значит, растения там будут расти светолюбивые и засухоустойчивые
| Выдвижение гипотез. Целеполагание.
Решение проблемы, построение логической цепи.
Планирование своих действий.
|
| VI. Первичное осмысление и закрепление
Цель: организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи | Вот и прогулялись мы по лесным дорожкам Давайте вспомним, что ещё мы хотели узнать о лесе? Чтобы узнать какие растения и животные нашли свой дом в сосновом лесу, я предлагаю послушать Аню Л.
(После прослушивания дети отвечают на вопросы учителя) -Расскажите, какие же растения можно встретить в лесу? (дети называют растения и грибы, а учитель выставляет их на доске) -Какие ягоды составляют сладкую аптеку? - О каком новом растении вы узнали? - Почему очиток смог приспособиться к жизни в сосновом лесу? (У него мелкие, но толстые и мясистые листья долго сохраняющие запас воды.)
- Кто ещё, кроме растений, нашёл себе дом в сосновом лесу? - Кто же обедает в лесной столовой на сосне? Об этом нам расскажет Ваня Е. (сообщение) - Кто поедает хвою сосны? - Кто питается корой сосны?
Приятно в сосновом лесу насладиться пением птиц. Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и прислушайтесь, звук какой птицы слышится отчётливее других? (Учитель включает запись голосов птиц.) - Узнали, кто издаёт громкий звук? (Дятел.) - Давайте порассуждаем: дятел друг или враг леса? Почему дятла можно назвать другом леса? (Уничтожает насекомых вредителей.) - Почему враг леса? (Пробивает клювом дыры в стволе.)
-Прочитайте, к какому мнению склоняются авторы учебника. (1 абзац с. 49 - Так чего же больше - пользы или вреда приносит дятел лесу? Оказывается, дятел долбит только больное дерево. Благодаря неустанному труду по освобождению деревьев от паразитов дятел заслужил почетное звание санитара леса, а дыры, пробитые птицей в стволе, затягиваются смолой, и сосна продолжает жить. - А чем дятел достаёт насекомых? - Как удерживается на стволе дерева?
Мы узнали, какие животные и растения обитают в сосновом лесу. - Скажите, а чем является лес для животных и растений?
- А какое значение лес имеет для человека? Молодцы.
У вас на партах лежат конверты с текстами (Из произведения Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей») Текст не завершен. Подумайте, какими словами может быть продолжено предложение. «Каждое дерево – одно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растёт, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку. А их обидишь - … На слайде открывается авторский текст : …себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь.»
Нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу. Поиграем в игру «Можно - нельзя» (можно – хлопаем в ладоши, нельзя- топаем правой ногой). • Ломать деревья и ветки (нельзя) • Сажать больше деревьев (можно) • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя) • Ходить только по тропинкам (можно) • Рвать большие букеты цветов (нельзя) • Любоваться ими (можно) • Оставлять мусор в лесу (нельзя) • Собрать мусор в яму и закопать (можно) • Разжигать костры в лесу (нельзя) • Беречь лес от пожара (можно) • В лесу шуметь (нельзя) - Скажите, что ждет лес от человека, какой помощи?
- Почему же сосну называют жемчужиной леса? Блиц- опрос: - С каким природным сообществом мы познакомились? - Какие растения растут в сосновом лесу? - Какие животные встречаются в этом природном сообществе? -Кто является санитаром соснового леса? - Чем отличается сосновый лес от елового? - Как мы с – Как мы с вами должны относиться к лесу и его обитателям?
У каждого на парте лежит сосновая шишка. (нарисованная) - Если вам Если вам сегодня понравилось быть исследователями и вы узнали что- то новое, прикрепите шишку на сосну, если нет – под сосну. Лес – это большая тайна, о нем можно говорить еще очень много, и на следующем уроке мы продолжим наше путешествие. А нам пришла пора возвращаться и прошу вас закончить фразы…. *Я узнал …. *Меня заинтересовало… *Меня удивило …. *Мне захотелось … Оцените свою работу на уроке(смайлы) | Какие растения и животные там обитают
Дети читают текст, выбирают информацию
1. Растения (слайд 10) Под сосной можно встретить небольшие кустарнички: голубика, черника, морошка, клюква и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с этими северными ягодами. Вот, например, черника помогает восстановить зрение. А клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа. Вот одно из растений соснового леса. Вы разгадаете его название, если сложите два слова: (слайд 11) Так в старину называли глаза + он идёт по проводам= очи + ток = очиток
Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток. У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя. В сосновом лесу большое разнообразие грибов: боровики, маслята, лисички, рыжики и др. (слайд 12)
2. О животных - Сосна служит лесной столовой многим животным, обитающим в сосновом лесу. Хвоей сосны - питаются птицы: рябчик, кедровка и глухарь. - Кору поедают лось, жук короед, заяц-беляк. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, мыши и птицы (слайд 13)
Пользы. Питается насекомыми, которые живут под корой дерева и разрушают ствол. )
(Длинным и липким языком.) (Вонзается когтями в кору и опирается на жёсткий хвост.)
(домом)
3. Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Воздух с ароматом сосновой хвои чище, ведь сосновый запах убивает бактерии. Ель и сосна очень хорошо очищают воздух. Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. - Как вы понимаете слово «древесина»? (Древесиной называют спиленное дерево.) - Где можно найти значение незнакомого слова? (в толковом словаре) Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей. (слайд 14)
И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток. (Сосна во многом полезна и животным, и человеку.)
Человек должен хорошо узнать лес, охранять его, выращивать новые леса, сажать деревья. (слайд 15) Любите родную природу- Озёра леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей! | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение обосновывать свою точку зрения;
Умение работать в паре
Управление поведением партнера - контроль.
Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации
Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;
Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке.
|