методическая разработка урока окружающего мира "В сосновом лесу" УМК "Планета знаний"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_sosnovom_lesu.docx47.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 87»

                 

Конспект урока                                                                    окружающего мира  во 2 б  классе

«В сосновом лесу»

УМК «Планета знаний»

Автор:  Борисова Е.В.

учитель начальных классов IКК

г. Воронеж – 2017 г.

         

             

             Раздел: «Природа  вокруг  нас»

Тема:  «В сосновом лесу»

Тип урока: урок "открытия" новых знаний

Дидактический материал:

Учебник к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, 2 класс;  

рабочая тетрадь (2 часть),  

раздаточный материал для  работы в парах,  

картинки с  изображением  соснового леса и его  обитателей;                                                                                                   компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

- изображение смешанного  и  соснового  леса, берёзовой  рощи;

- изображения растений и животных,  характерные для  соснового  леса;

-загадки о животных.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Цель: ознакомление детей с растениями и животными соснового  леса, отличием соснового леса от елового,  формирование умений анализировать  предметы и формулировать выводы по результатам наблюдений; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни в сообществе “сосновый лес”.

Ход   урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Планируемый

результат

1.Мотивация к учебной деятельности 

Цели:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно.

Мы тайны разгадаем,

И мир большой познаем! (слайд 1)

   Глубоко вдохните в себя утреннюю свежесть и теплоту солнечных лучей, а выдохните вчерашнюю обиду и  беспокойство.   А сейчас я предлагаю отправиться навстречу  новым знаниям и  открытиям!

Проявляют  эмоциональное отношения в учебно-познавательной  деятельности.

Готовность к учебной деятельности

на уроке

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цели: 

Открытие новых знаний  через пробное учебное действие.

-Ребята, как называется предмет, который мы изучаем?

-Скажите, как называется раздел учебного материала, который мы сейчас с вами изучаем?

-Что такое природа?

-А как иначе называется природа, среди которой мы живем?

- На какие две группы можно разделить природные объекты? Приведите примеры.

- Вспомните, как называется единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды?

-В каких природных сообществах  мы уже побывали с вами на прошлых уроках? (слайд 3)

-Окружающий мир

-Природа вокруг нас.

-Всё то, что нас окружает, но не сделано руками человека.

- Среда обитания.

- Живые и неживые

- Природное сообщество

-На опушке, в берёзовой роще, в ельнике и у лесного озера

Анализ объектов и понятий.

 

3. Выявление места, причины затруднения и определение  учебной   цели

Цели:

Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение  учебных затруднений

Сейчас я вам предлагаю собрать одно из природных сообществ.

У вас на парте  лежит карточка. На ней написаны природные объекты. Вычеркните лишний объект. Определите объекты, какого сообщества у вас остались.

 (1 ряд – ельник

2 ряд – лесное озеро

3 ряд – берёзовая роща)

 

- Какие сообщества у вас получились?

- Какой лес у 1 ряда? (слайд 3)

У 2 ряда? (слайд 4)

А какой лес получился у вас? (слайд 5)

Обратите внимание на лишние слова, какое сообщество они могут составлять? Сформулируйте тему урока

Тема нашего урока «В сосновом лесу» (слайд 6)

(слайд – сосновый лес, тропинка)

Теперь мы можем отправиться  и в этот лес

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой не утаи:

Ты же видишь – мы твои!

Учащиеся работают в группах, находят лишний объект, а остальные объединяют в сообщество

1. Вычеркните лишний объект.

Определите, объекты  какого сообщества

 у вас остались 

кислица, клест, ель, клюква

2. Вычеркните лишний объект.

Определите, объекты  какого сообщества

у вас остались

водомерка, белка, ряска, лягушка

3.Вычеркните лишний объект.

Определите,  объекты,   какого сообщества

у вас остались

иволга, орешник, сосна, берёза

- еловый лес

- лесное озеро

- берёзовая роща

В сосновом лесу.

(Читает Сирин Ч.)

Классификация объектов

по заданным признакам

Контроль и самоконтроль

Фиксация места затруднения.

Соотнесение  своих действий  на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого  не достает.

4. Первичное закрепление с формулированием проблемы

Цели:

- организовать поиск информации;

- анализировать и выделять главное.

- На нашем пути чудесное дерево. Если бы оно могло говорить, то рассказало бы о себе так: «Я очень люблю  солнце и потому всегда свои вечнозеленые ветки поднимаю  к нему. Меня называют жемчужиной леса(слайд 7)

- Узнали?

- Что вы уже знаете о сосне и сосновых лесах?  

- А что бы вы хотели узнать о сосновом лесе?

План работы (слайд 8)

- А как вы думаете, отличается ли сосновый лес от елового?

-Чем же они похожи?

Чтобы разобраться я предлагаю провести практическую работу. Сравним веточку сосны и ели. У вас на столе карточка. Рассмотрите картинку и обсудите в паре отличии.

- Ребята, что вы заметили, чем же отличается веточка сосны от ели? (слайд 9)

- Какие особенности у хвоинок?

- А чем же отличаются шишки?

 

Мы сравнили с вами отдельные веточки, а сейчас давайте сравним деревья (картинки ели и сосны)

-Что вы заметили? Как располагаются ветки?

-Какой ствол?

- Сравните сосновый и еловый лес.

-В каком лесу больше света и почему?

- В чём причина такого расположения ветвей?

- А теперь представьте лес, в котором будут расти только такие стройные красавицы, каким он будет?

(на доску вешаю картинки сосен)

Послушайте, чем ещё замечательна и удивительна сосна (сообщение Максим А.) (на доске появляются картинки сосны)

 

- Какие же условия жизни в сосновом лесу.

- Какие растения выберут для своей жизни сосновый лес?

Пришла пора отдохнуть  Физминутка                              Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сели тоже покажем,
Крылья сложили назад.

Сосна

 Дети делятся своими знаниями, например: сосна любит солнечный свет,  её семена созревают в шишках, в лесу растут грибы и ягоды, водятся медведи , зайцы, лисы, волки, птицы и насекомые и т. д.

1) Условия жизни в сосновом лесу.

2) Растения и животные  соснового леса.

3) Значение соснового леса.

- Нет (в них растут хвойные деревья)

- Да, отличаются.

Практическая  работа (работа в паре)

А сейчас рассмотрите веточки сосны и ели:

КАРТОЧКА

Изучение внешнего вида

1. Рассмотрите внешний вид веток ели и сосны:

по толщине    - ____________

2. Сравните хвоинки ели и сосны

длину  ____________

3. Сравните шишки:

по форме _________________

по размеру ________________

-  у сосны веточки  толще

 -у сосны хвоинки длиннее светлее,               у ели –короткие

-у ели хвоинки располагаются по одиночке, а у сосны – пучком, по несколько хвоинок.

-у сосны шишка маленькая,  круглая.

- у ели длинная,  овальная.

 Выполняют рисунки под рук. учителя Вандышевой С.М.:

Ветки ели густые, расположены по всей длине ствола, пропускают мало света. Ствол покрыт темно-коричневой корой.

У сосны ровный гладкий ствол, а ветки расположены на самой верхушке.

Делают выводы (работа в парах):

- В ельнике сумрачно, темно и влажно, а в сосновом лесу светло, просторно и сухо.

 

- У елей ветки расположены по всей длине и не пропускают солнечный свет, а у сосен только на самой верхушке и пропускают солнечный свет.

- Сосна светолюбива. Её ветки тянутся к свету.

- светлым

СОСНА (сообщение)

Сосна - удивительное дерево. В переводе с латинского языка слово «сосна»  означает «скала». Сосны – высокие деревья, вырастают   до  35-40 м,  живут - 150-200 лет.

Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра.  В сосновых лесах никогда не бывает поваленных деревьев, так как корни сосны уходят в землю очень глубоко, словно якорь удерживают сосну даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц.

- В сосновом лесу светло и сухо, значит,  растения там будут расти светолюбивые и засухоустойчивые

Выдвижение гипотез.

Целеполагание.

Решение проблемы, построение логической цепи.

Планирование  своих действий.

VI.  Первичное  осмысление и закрепление

Цель: 

организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи

Вот и прогулялись мы по лесным дорожкам

Давайте вспомним, что ещё мы хотели узнать о лесе?

Чтобы узнать какие растения  и животные нашли свой дом в сосновом лесу, я предлагаю послушать Аню Л.

(После прослушивания дети отвечают на вопросы учителя)

-Расскажите, какие же растения можно встретить в лесу? (дети называют растения и грибы, а учитель выставляет их на доске)

-Какие ягоды составляют сладкую аптеку?

- О каком новом растении вы узнали?

- Почему  очиток смог приспособиться к жизни в сосновом лесу? (У него мелкие, но толстые и мясистые листья долго сохраняющие запас воды.)

 

- Кто ещё, кроме растений, нашёл себе дом в сосновом лесу?

- Кто же обедает в лесной столовой на сосне? Об этом  нам расскажет Ваня Е. (сообщение)

- Кто поедает хвою сосны?

- Кто питается корой сосны?

Приятно в сосновом лесу насладиться пением птиц.  Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и прислушайтесь, звук какой птицы слышится отчётливее других?

 (Учитель включает запись голосов птиц.)

- Узнали, кто издаёт громкий  звук? (Дятел.)

- Давайте порассуждаем: дятел друг или враг леса? Почему дятла  можно назвать другом леса? (Уничтожает насекомых вредителей.)

- Почему враг леса? (Пробивает клювом дыры в стволе.)

-Прочитайте, к какому мнению склоняются  авторы учебника. (1 абзац с. 49

 

- Так  чего же больше -  пользы или вреда приносит дятел лесу?

Оказывается, дятел долбит только больное дерево. Благодаря неустанному труду по освобождению деревьев от паразитов дятел заслужил почетное звание санитара леса, а дыры, пробитые птицей в стволе, затягиваются смолой, и сосна продолжает жить.

- А чем дятел достаёт насекомых?

-  Как  удерживается на стволе дерева?

Мы узнали, какие животные и растения обитают в сосновом лесу.

- Скажите, а чем является лес для животных и растений?

- А какое значение лес имеет для человека? Молодцы.

У вас на партах лежат конверты с текстами (Из произведения Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»)

Текст не завершен. Подумайте, какими словами может быть продолжено предложение. «Каждое дерево – одно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растёт, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку. А их обидишь - …

На слайде открывается авторский текст : …себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь.»

Нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу.

Поиграем в игру «Можно - нельзя» (можно – хлопаем в ладоши, нельзя- топаем правой ногой).

• Ломать деревья и ветки (нельзя)

• Сажать больше деревьев (можно)

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться ими (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

 

- Скажите, что ждет лес от человека, какой помощи?

- Почему же сосну называют жемчужиной леса? 

 

Блиц- опрос: - С каким природным сообществом мы познакомились?

- Какие растения растут в сосновом лесу?

- Какие животные встречаются в этом природном сообществе?

-Кто является санитаром соснового леса?

- Чем отличается сосновый лес от елового?

- Как мы с – Как мы с вами должны относиться к лесу и его обитателям?

У каждого на парте лежит сосновая шишка. (нарисованная)

- Если вам Если вам сегодня понравилось быть исследователями и вы узнали что- то новое, прикрепите шишку на сосну, если нет – под сосну.

Лес – это большая тайна, о нем можно говорить еще очень много, и на следующем уроке мы продолжим наше путешествие. А нам пришла пора возвращаться и прошу вас закончить фразы….

*Я узнал ….

*Меня заинтересовало…

*Меня удивило ….

*Мне захотелось …

 Оцените свою работу на уроке(смайлы)

Какие растения и животные там обитают

Дети читают текст,  выбирают информацию

1. Растения (слайд 10)

 Под сосной  можно встретить небольшие кустарнички: голубика, черника, морошка, клюква и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с  этими северными ягодами. Вот, например, черника помогает восстановить зрение.

А клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа. 

     Вот одно из растений соснового леса. Вы разгадаете  его название, если сложите два слова: (слайд 11)

Так в старину называли глаза + он идёт по проводам= очи + ток = очиток

Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток. У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя.

В сосновом лесу большое разнообразие грибов: боровики, маслята, лисички, рыжики и др. (слайд 12)

2. О животных

- Сосна служит лесной столовой многим животным, обитающим в сосновом лесу.

Хвоей сосны - питаются птицы: рябчик, кедровка и  глухарь.

- Кору  поедают лось, жук короед, заяц-беляк.

Семенами сосны питаются белки, бурундуки, мыши и птицы (слайд 13)

Пользы. Питается насекомыми, которые живут под корой дерева и разрушают ствол. )

(Длинным и липким языком.)

(Вонзается когтями в кору и опирается на жёсткий хвост.)

(домом)

3. Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Воздух с ароматом сосновой хвои чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину.

- Как вы понимаете слово «древесина»? (Древесиной называют спиленное дерево.)

- Где можно найти значение незнакомого слова? (в толковом словаре)

Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки.

 В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей. (слайд 14)

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

(Сосна во многом полезна и животным, и человеку.)

Человек  должен хорошо узнать лес, охранять его, выращивать новые леса, сажать деревья. (слайд 15)

Любите родную природу-

Озёра леса и поля!

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы  с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

Умение обосновывать свою точку зрения;

Умение работать в паре

Управление поведением партнера - контроль.

Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации

Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;

Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке.

VII. Домашнее задание Итоги урока.  Рефлексия

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Составить кроссворд о природном сообществе «сосновый лес»

- Сегодня на  уроке  активно работали…. (оценки).

Вот и прозвенел звонок

Наш закончился урок.

         

Самостоятельность  в выполнении домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания"

Данный материал представлен в виде технологической карты урока окружающего мира в 3 классе к учебнику А.А. Плешакова УМК "Перспектива". Основной целью урока является стимулирование учащ...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...