Рабочая программа кружка «Путешествие в мир экологии» для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа «Путешествие в мир экологии» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе (3 класс). Программа рассчитана на 72 ч (2 ч в неделю). Она позволяет расширять и обогащать содержание экологической составляющей предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции естественно-математического и социогуманитарного компонентов образования. Введение знания естественно-научного характера приобретают эмоциональную и ценностную окраску благодаря введению элементов знаний из области гуманитарно-эстетических и математических дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_3_klass.docx | 57.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
г. Балаково Саратовской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО классных руководителей ___________ /Е.А.Кожина/ Протокол №1 от 29 августа 2014г. | «СОГЛАСОВАНО» с заместителем директора по ВР ___________/Г.И.Алексеева/ 30августа 2014 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ СОШ №16 ___________ /Т.Г.Запяткина/ Приказ №______________ от «______» ______ 2014 г. |
Рабочая программа
кружка
«Путешествие в мир экологии»
для 3 – Б класс 2014 – 2015 учебный год
Образцовой Людмилы Николаевны
Принято педагогическим советом
МАОУ СОШ № 16
протокол № ___ от ___________ г.
2014
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» В.А. Cамкова
Пояснительная записка
Программа «Путешествие в мир экологии» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе (3 класс). Программа рассчитана на 72 ч (2 ч в неделю). Она позволяет расширять и обогащать содержание экологической составляющей предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции естественно-математического и социогуманитарного компонентов образования. Введение знания естественно-научного характера приобретают эмоциональную и ценностную окраску благодаря введению элементов знаний из области гуманитарно-эстетических и математических дисциплин.
Содержание программы «Путешествие в мир экологии» разработано на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих).
Изучение данного курса создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности
Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности
Cодержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию.
Использование программы «Путешествие в мир экологии» для организации занятий во внеурочной деятельности, в частности, в условиях школы полного дня, позволит достичь следующих результатов:
— личностных — развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
— метапредметных — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
— предметных — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Основное содержание
Тема 1. Что такое экологическая система? Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т.п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем.
Аквариум — модель природной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из наиболее распространенных типов наземных экосистем. Водоем как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие.
Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы.
Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
План и программы внеурочной деятельности
Н а б л ю д е н и я : выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Практические работы: Знакомство со строением простейшей механической системы (например, с использованием конструктора «Часы»). Моделирование водной экосистемы: подготовка и заселение аквариума (под руководством учителя).
Д и д а к т и ч е с к а я и г р а « Лесные экосистемы» из серии «Найди свой дом».
Тема 2. Невидимые нити: многообразие экологических связей в природе. Элементарные представления об экологическом равновесии. Биологическое разнообразие (разнообразие видов и экосистем) как условие сохранения экологического равновесия на планете. разнообразные связи — невидимые нити, связывающие различные организмы в единую систему. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).
Пищевые связи в экосистеме. растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные-падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме. Внутривидовые отношения. Временные и постоянные груп-пы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т.п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; медоед и медоуказчик и др. Общение животных. способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.
Н а б л ю д е н и я : Внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц (голубей, ворон, воробьев, уток и др. птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : Оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.
И г р ы : «Экологический театр», «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Опасные цепочки».
Тема 3. Ближайшее окружение человека: экология жилища. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, в природе. Как мы понимаем слово «дом» (дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества). Порядок и уют в доме, как их поддерживать. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Элементарные представления об экологии жилища. Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надежная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и другие. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как обеспечивается городской дом водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки. «Экологический дом»: использование при строительстве эко -логически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло; специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра.
Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. семейные традиции и семейные праздники.
Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе — принадлежность к определенному классу (касте, клану), профессиональная принадлежность и т.п. Зависимость покроя одежды, используемых для ее изготовления материалов от природных условий. Природные
материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: звериный и птичий мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шелковых и смешанных
волокон, синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться.
Н а б л ю д е н и я : Изучение убежищ различных животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьев, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьев, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : «Домашняя инвентаризация». Проектируем «экологический дом».
И г р ы : «Конкурс экологической моды».
Тема 4. Окружающая среда современного человека. Кочевой образ жизни древних племен. Переход некоторых племен к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т.п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счет прилегающих к нему природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест
обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоемов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Особенности жизни в городе и в сельской местности. Влияние города и села на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. различные проекты городов будущего.
Н а б л ю д е н и я : Изучение уровня шума в различных районах города.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : Определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
И г р ы : Проектирование микрорайона школы с учетом потребностей его жителей.
Тема 5. Как возникают и как решаются экологические проблемы. Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства все большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — всеобщими, охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т.д. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Н а б л ю д е н и я : Выявление нарушенных территорий в населенном пункте (городе, селе) или ближайшем микрорайоне (пустыри, несанкционированные свалки и т.п.). с оставление коллективного проекта улучшения состояния данной территории.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы ее экономии; коллективный проект по улучшению состояния нарушенной территории.
Методическое обеспечение
Игры.
Д и д а к т и ч е с к а я и г р а « Лесные экосистемы» из серии «Найди свой дом».
И г р ы : «Экологический театр», «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Опасные цепочки».
И г р а «Проектирование микрорайона школы с учетом потребностей его жителей».
И г р а «Конкурс экологической моды».
Наблюдения и практические работы.
Оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.
Внутривидовые и межвидовые отношения поведения птиц и животных. Обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.
Изучение уровня шума в различных районах города.
Определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
«Наши комнатные растения — потомки жителей дальних стран».
«Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы ее экономии. коллективные высказывания по улучшению состояния нарушенной территории.
Изучение убежищ различных животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьев, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьев, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
«Наши маленькие соседи»
«Домашняя инвентаризация». Проектируем «экологический дом».
Выявление нарушенных территорий в населенном пункте (городе, селе) или ближайшем микрорайоне (пустыри, несанкционированные свалки и т.п.). Составление коллективного проекта улучшения состояния данной территории.
Экскурсии: в ближайший лесопарк, в город, на водоём.
«Станции защиты растений».
Работа студии художников (рисование на экологическую тему)
Проекты: «Жизнь городского пруда», « Кто где живет. Где чей дом», «Жилища разных народов», «Как солнце в дом пришло», « Вода в нашем доме. Для чего нам нужна вода».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс. Экология - наука о доме (72 ч, 2 ч в неделю)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Что такое экологическая система | 12ч. |
2 | Невидимые нити: многообразие экологических связей в природе | 16ч. |
3 | Ближайшее окружение человека: экология жилища | 14ч. |
4 | Окружающая среда современного человека | 14ч. |
5 | Как возникают и как решаются экологические проблемы | 16ч. |
Всего:72 ч. (5 проектов + 5 экскурсии) |
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п, дата | Тема | Количество часов | Возможные направления исследовательской деятельности. Использование ИКТ. |
1 | Что такое экологическая система? Когда целое больше суммы частей. | 1 | |
2 | Знакомство с понятиями «элемент», «система», «свойство системы» | 1 | |
3 | Экологическая система (экосистема), ее компоненты | 1 | |
4 | Д и д а к т и ч е с к а я и г р а « Лесные экосистемы» из серии «Найди свой дом». | 1 | ИКТ |
5 | «От кочки до оболочки»: разнообразие экосистем. | 1 | |
6 | Самая распространенная наземная экосистема — лес. Закономерности распределения лесных систем на планете. Элементарные представления о разнообразии лесных экосистем | 1 | ИКТ |
7 | Разнообразие водных экосистем. Знакомство с разнообразием водных экосистем. Знакомство с взаимосвязями организмов водной экосистемы. | 1 | ИКТ |
8 | Переходные экосистемы — болота. Значение болот для поддержания равновесия в природе. | 1 | ИКТ |
9 | Человек и природа. Разнообразие потребностей человека. | 1 | |
10 | Природа как источник удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. | 1 | |
11 | Проект «Жизнь городского пруда» | 1 | ИКТ |
12 | Экскурсия на водоём. | 1 | |
13 | Невидимые нити: многообразие экологических связей в природе. О нитях, сплетающихся в сети. Разнообразие связей. | 1 | |
14 | От чего зависит экологическое равновесие? Элементарные представления об экологическом равновесии. Биологическое разнообразие как условие сохранения экологического равновесия на планете. | 1 | |
15 | Кто кого ест? Пищевые связи в экосистеме. Разнообразие животных. | 1 | ИКТ |
16 | Цепи и сети питания. Моделирование пищевых взаимосвязей в экосистеме. | 1 | |
17 | Вместе — безопаснее. Одно из правил взаимодействия в природе — взаимовыгодные отношения внутри одного вида. | 1 | |
18 | Разнообразие групп животных одного вида. Взаимопомощь. | 1 | |
19 | Вместе — не тесно. Знакомство с примерами взаимовыгодного сотрудничества между различными видами. | 1 | |
20 | Как общаются животные? | 1 | ИКТ |
21 | О способах обмена информацией между живыми организмами. Общение с помощью звуков, запахов, окраски. | 1 | |
22 | Игра — это тоже учеба. Значение обучения для выживания потомства и вида в целом. | 1 | ИКТ |
23 | Животные, выращенные в неволе. | 1 | |
24 | Н а б л ю д е н и я : Внутривидовые и межвидовые отношения поведения птиц и животных. Обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе. | 1 | |
25 | П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : Оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае. | 1 | |
26 | И г р ы : «Экологический театр», «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Опасные цепочки». | 1 | |
27 | Проект. Кто где живет. Где чей дом. | 1 | ИКТ |
28 | Экскурсия в ближайший лесопарк. | 1 | |
29 | Разговор о доме. Обсуждение значения понятия «дом». От чего зависит уют и порядок в доме. | 1 | |
30 | Животные также нуждаются в убежище. Аналогия между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных». | 1 | |
31 | Экология — наука о «доме» в широком понимании этого слова. | 1 | |
32 | Какие дома строит человек? История жилища человека. Зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей. Постоянные и переносные жилища. | 1 | |
33 | Такие разные дома. Право человека на достойное жилье. современные дома в городе и сельской местности. Преимущества и недостатки многоэтажной застройки. | 1 | ИКТ |
34 | «А у нас в квартире газ, а у вас?». Знакомство с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Водоснабжение. Обеспечение электричеством и газом. Экономное использование ресурсов. | 1 | |
35 | «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...». История различных предметов домашнего обихода. | 1 | |
36 | Домашняя утварь, посуда и материалы, из которых они изготовлены. | 1 | ИКТ |
37 | «На худую одежду плохая надежда». История одежды и обуви, преимущества использования природных материалов при ее изготовлении. | 1 | |
38 | Экологический стиль одежды. | 1 | |
39 | Изучение свойств различных материалов. | 1 | |
40 | Изучение свойств различных материалов. | 1 | |
41 | Экскурсия в город. | 1 | |
42 | Проект «Жилища разных народов» | 1 | ИКТ |
43 | Как создавались первые поселения человека. Знакомство с историей возникновения поселений. | 1 | |
44 | Основные правила при выборе места для создания поседения. Различные виды поселений: деревня, село, поселок, город. | 1 | |
45 | «Дом тянется к дому — получается город». | 1 | |
46 | Роль городов в истории нашей страны. Первые города. | 1 | |
47 | «Как “растет” город». | 1 | ИКТ |
48 | «Как “живет” город». | 1 | ИКТ |
49 | «Сначала человек строит город, а потом...». | 1 | |
50 | Город и городские жители. | 1 | |
51 | «Будущее города — город будущего». | 1 | |
52 | Н а б л ю д е н и я : Изучение уровня шума в различных районах города. | 1 | |
53 | П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : Определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином. | 1 | |
54 | И г р ы : Проектирование микрорайона школы с учетом потребностей его жителей. | 1 | |
55 | Экскурсия. «Станции защиты растений» | 1 | |
56 | Проект. «Как солнце в дом пришло?» | 1 | ИКТ |
57 | Наши общие проблемы. Наша планета как дом всех жителей Земли. | 1 | |
58 | Экологические проблемы касаются каждого. Основные экологические проблемы. | 1 | |
59 | Проявление экологических проблем на различных уровнях. | 1 | |
60 | Экологические проблемы нашего края. Причины их возникновения и решения. | 1 | |
61 | Чистая вода для населения. | 1 | |
62 | Учимся решать экологические проблемы. Выявление нарушенных территорий в населенном пункте. | 1 | |
63 | Составление коллективного проекта улучшения состояния проблемной территории. | 1 | |
64 | «Будь достойным жителем Земли». | 1 | ИКТ |
65 | Охраняемые природные территории и объекты. | 1 | |
66 | Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды. | 1 | |
67 | Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде | 1 | |
68 | Экологически грамотный образ жизни. Экологические движения. | 1 | |
69 | П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы ее экономии. коллективные высказывания по улучшению состояния нарушенной территории. | 1 | |
70 | Проект. Вода в нашем доме. Для чего нам нужна вода. | 1 | ИКТ |
71 | Подведём итоги. Вручение удостоверений «Юный эколог». | 1 | |
72 | Экскурсия. Работа студии художников ( рисование на экологическую тему) | 1 |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
1. Моя улица
• Изучение истории улицы, на которой живет твоя семья (или расположен детский сад, школа).
• Дома, стоящие на этой улице: из чего они построены, сколько им лет; какие интересные люди жили в них в разное время и т.д.
Программы по учебным предметам
• Какие растения растут на улице и во дворах домов.
• Самые красивые и самые непривлекательные уголки твоей улицы.
• Твои предложения для того, чтобы улица стала еще красивее.
2. Вода в нашем доме
• Выяснение пути воды от источника пресной воды к твоему дому.
• Для чего нам нужна вода (приготовление пищи, мытье посуды, сантехника и ванна; уборка квартиры).
• Простейшие приемы определения качества воды.
• Изучение способов улучшения качества питьевой воды (кипячение, различные бытовые фильтры).
• разработка рекомендаций сокращения расхода воды вашей семьей.
3. Создай свой сад
• Декоративные растения — спутники человека.
• Наши комнатные растения — потомки жителей дальних стран.
• Проект озеленения нашей квартиры (детского сада, классной комнаты.)
• Дневник роста моего растения.
4. Кто где живет
• Знакомство с животными, которые живут в твоем городе: птицы (воробьи, синицы, голуби), звери (например, белки, бурундуки, землеройки).
• Соседи желательные и нежелательные (например, мыши, крысы и др.).
• Где чей дом? (В каких убежищах живут различные животные.)
• Изучаем жилища насекомых.
• Как привлечь одних животных и избавиться от соседства других: твои предложения.
• Мы ждем вас, птицы! (Привлечение птиц в городские экосистемы.)
План и программы внеурочной деятельности
5. Наши маленькие соседи
• Знакомство с беспозвоночными животными, которые живут в твоем городе: дождевые черви, улитки, пауки, жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики и другие.
• Изучение их роли в природе.
• Как сохранить этих животных в городе.
6. Путешествие по экологической тропе
• Изучение влияния человека на природу в городе.
• разработка маршрута экологической тропы и интересных стоянок, которые иллюстрируют различные примеры воздействия человека на природу в городе.
• Подготовка сообщений для экскурсоводов.
7. Жизнь городского пруда
• Изучение истории городского пруда: его происхождение (существовал ли он до начала городской застройки или вырыт людьми с какой-то целью), использование в разные периоды времени.
• Исследование воды в пруду: температура, цвет, запах, прозрачность.
• Изучение состояния окрестностей пруда; есть ли мусор в воде и на прилежащей к нему территории.
• Знакомство с обитателями пруда и его окрестностей: птицы, рыбы, улитки, пауки и др.
• Твои предложения по улучшению состояния пруда.
8. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!
• От чего зависит твое здоровье.
• Изучение твоего режима дня и режима дня твоих одноклассников.
• Твое меню — продукты полезные и вредные для здоровья.
• Как работает ваша школьная столовая.
• Как утренняя гимнастика и физические упражнения влияют на твое здоровье.
• разработка рекомендаций по укреплению здоровья.
ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ
1. Ближайший лес, лесопарк или иные зеленые насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной местности.
2. Памятники садово-паркового искусства.
3. Памятники природы.
4. Мастерские народного промысла, студии художников.
5. Краеведческий, этнографический, минералогический, зоологический и иные музеи, соответствующие изучаемой тематике.
6. Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки, посвященные природе.
7. Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т.п.
8. Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т.п.
9. Лаборатория экологического мониторинга, станция защиты растений.
10. Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.
Список использованной литературы
1.Волкова Т.Г. Наука быть человеком: материалы для кружковой работы 1 – 4 классы. –Волгоград: Учитель, 20012. – 170с.
2.Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2012. – 131с.
3.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2012г. – 320с.
4.Латынова Н.Н.Сказки Земли. Сказочная экология. – М.: Лист.2010г. -144с.
5.Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2013. – 266с.
6.СавенковА.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – 2 – е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2012г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.ecosystema.ru/ — Экологическое образование детей и изучение природы России.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — Биологическое разнообразие России.
http://www.forest.ru/ — Интернет-портал Forest.ru — Все о российских лесах.
http://etno.environment.ru/ — Этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.
http://www.kunzm.ru/ — Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — Интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
http://www.wwf.ru/ — Всемирный фонд дикой природы (WWF)
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема 1. Что такое экологическая система?
Занятие 1. Когда целое больше суммы частей. Элементарные представления о системе. Знакомство с понятиями «элемент», «система», «свойство системы» на примере механической системы (например, часы, зонт и т.п.). Экологическая система (экосистема), ее компоненты.
Занятие 2. «От кочки до оболочки»: разнообразие экосистем. систематизация представлений учащихся о разнообразии экосистем. Изучаемые понятия: экосистема, природные экосистемы, искусственные экосистемы, модель экосистемы
Занятие 3. Самая распространенная наземная экосистема — лес. расширение представлений школьников о лесных экосистемах. Закономерности распределения лесных систем на планете. Элементарные представления о разнообразии лесных экосистем, общем плане их строения (пространственная и временная ярусность в распределении видов живых организмов).
Занятие 4. Разнообразие водных экосистем. Знакомство с разнообразием водных экосистем (экосистемы пресных и соленых водоемов, речные экосистемы, экосистемы подземных водоемов). Знакомство с взаимосвязями организмов водной экосистемы на примере экосистемы ручья. Переходные экосистемы — болота. Значение болот для поддержания равновесия в природе. Верховые болота, низинные болота, переходные болота.
Занятие 5. Человек и природа. разнообразие потребностей человека. Природа как источник удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Воздействие человека на природу в результате хозяйственной, рекреационной и иной деятельности.
Тема 2. Невидимые нити: многообразие экологических связей в природе
Занятие 6. От чего зависит экологическое равновесие? Элементарные представления об экологическом равновесии. Биологическое разнообразие (разнообразие видов и экосистем) как условие сохранения экологического равновесия на планете.
Занятие 7. О нитях, сплетающихся в сети. разнообразные связи — невидимые нити, связывающие различные организмы в единую систему.
Занятие 8. Кто кого ест? Пищевые связи в экосистеме. Травоядные, хищники, всеядные животные. Цепи и сети питания. Моделирование пищевых взаимосвязей в экосистеме.
Занятие 9. Вместе — безопаснее. Одно из правил взаимодействия в природе — взаимовыгодные отношения внутри одного вида. разнообразие групп животных одного вида: семья, стая, колония, табун и др. Взаимопомощь.
Занятие 10. Вместе — не тесно. Знакомство с примерами взаимовыгодного сотрудничества между различными видами.
Занятие 11. Как общаются животные? расширение представлений младших школьников о способах обмена информацией между живыми организмами. Общение с помощью звуков, запахов, окраски.
Занятие 12. Игра — это тоже учеба. Знакомство с примерами обучения молодняка у некоторых животных. Значение обучения для выживания потомства и вида в целом. Почему животные, выращенные в неволе и выпущенные в природу без специальной
подготовки, чаще всего погибают или становятся опасными для человека?
Тема 3. Ближайшее окружение человека: экология жилища
Занятие 13. Разговор о доме. Обсуждение значения понятия «дом». От чего зависит уют и порядок в доме. Животные также нуждаются в убежище. Аналогия между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных». Экология — наука о «доме» в широком понимании этого слова.
Занятие 14. Какие дома строит человек? История жилища человека. Зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей. Постоянные и переносные жилища.
Занятие 15. Такие разные дома . Право человека на достойное жилье. современные дома в городе и сельской местности. Преимущества и недостатки многоэтажной застройки.
Занятие 16. «А у нас в квартире газ, а у вас?». Знакомство школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Водоснабжение. Обеспечение электричеством и газом. Экономное использование ресурсов.
Занятие 17 . «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...». История различных предметов домашнего обихода, преимущества использования природных материалов. Домашняя утварь, посуда и материалы, из которых они изготовлены: природные, синтетические, искусственные (могут быть изготовлены как из синтетических, так и из природных материалов, например, вискоза).
Занятие 18 . «На худую одежду плохая надежда». История одежды и обуви, преимущества использования природных материалов при ее изготовлении. Искусственные материалы не всегда синтетические — они могут быть изготовлены из природного сырья, например, вискоза (из древесины). Экологический стиль одежды.
Занятие 19. Изучение свойств различных материалов. Практическая работа по изучению различных природных и синтетических материалов и тканей.
Тема 4. Окружающая среда современного человека
Занятие 20. Как создавались первые поселения человека. Знакомство с историей возникновения поселений. Основные правила, которыми пользовались люди при выборе места для создания поседения. различные виды поселений: деревня, село, поселок, город.
Занятие 21. «Дом тянется к дому — получается город». В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города. Основные понятия: поселения человека, город.
Занятие 22. «Как “растет” город» . Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоящего времени — стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.
Занятие 23. «Как “живет” город». В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать, что поступает в город (продукты, сырье, топливо и т.п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь, различные промышленные и бытовые отходы).
Занятие 24. «Сначала человек строит город, а потом...». В ходе занятия школьники устанавливают, в чем заключается влияние городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех, кто живет в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители.
Занятие 25. «Будущее города — город будущего». Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего
Тема 5. Как возникают и как решаются экологические проблемы
Занятие 26. Наши общие проблемы. На этом занятии понятие «дом» рассматривается в глобальном значении — наша планета как дом всех жителей Земли. раскрывается основной тезис: общий дом — общие проблемы.
Занятие 27. Экологические проблемы касаются каждого. Основные экологические проблемы: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, сокращение биологического разнообразия. Проявление экологических проблем на различных уровнях: местном, региональном, глобальном. Вывод, к которому приходят учащиеся, — экологические проблемы касаются каждого человека.
Занятие 28. Экологические проблемы нашего края. На занятии школьники знакомятся с наиболее актуальными экологическими проблемами своей местности: с причинами их возникновения и путями решения. На примере проблемы обеспечения населения чистой водой выясняется, насколько рационально используется вода дома и в школе; способы ее экономии; коллективный проект по улучшению состояния нарушенной территории.
Занятие 29. Учимся решать экологические проблемы. Выявление нарушенных территорий в населенном пункте (городе, селе) или ближайшем микрорайоне (пустыри, несанкционированные свалки и т.п.). с оставление коллективного проекта улучшения состояния данной территории.
Занятие 30. «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. с оставляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка "Путешествие по стране этикета" (по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка" Путешествие по стране этикета" (по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов)...
Рабочая программа кружка «Путешествие в мир экологии» для 4 класса
Программа «Путешествие в мир экологии» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе (4 ...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Юный эколог", 1 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности ""Моя первая экология". 3 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности ""Моя первая экология". 3 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 (2 ч)(научно-познавательная направленность)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"...