Рабочая программа кружка «Путешествие в мир экологии» для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Образцова Людмила Николаевна

Программа  «Путешествие  в  мир  экологии»  предназначена для  организации  внеурочной  деятельности  экологического  содержания в начальной школе (3 класс). Программа рассчитана  на  72  ч  (2  ч  в  неделю).  Она  позволяет  расширять  и  обогащать  содержание  экологической  составляющей  предметной области  «Окружающий  мир»  за  счет  межпредметной  интеграции  естественно-математического  и  социогуманитарного  компонентов образования. Введение знания естественно-научного характера  приобретают  эмоциональную  и  ценностную  окраску благодаря  введению  элементов  знаний  из  области  гуманитарно-эстетических и математических дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_3_klass.docx57.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

г. Балаково Саратовской области

«РАССМОТРЕНО»

 на заседании ШМО классных руководителей

___________ /Е.А.Кожина/

Протокол №1 от 29 августа

2014г.

«СОГЛАСОВАНО»

с заместителем директора по ВР

___________/Г.И.Алексеева/

30августа 2014 г.

 УТВЕРЖДЕНО:          

Директор МАОУ СОШ №16

___________  /Т.Г.Запяткина/

Приказ №______________

от «______» ______ 2014 г.

Рабочая программа

кружка

«Путешествие в мир экологии»

для  3 – Б класс 2014 – 2015 учебный год

Образцовой Людмилы Николаевны

                       

Принято педагогическим советом

МАОУ  СОШ № 16

 протокол № ___ от ___________ г.

                                                                                       

                                                                                          2014

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» В.А. Cамкова

Пояснительная записка

Программа  «Путешествие  в  мир  экологии»  предназначена для  организации  внеурочной  деятельности  экологического  содержания в начальной школе (3 класс). Программа рассчитана  на  72  ч  (2  ч  в  неделю).  Она  позволяет  расширять  и  обогащать  содержание  экологической  составляющей  предметной области  «Окружающий  мир»  за  счет  межпредметной  интеграции  естественно-математического  и  социогуманитарного  компонентов образования. Введение знания естественно-научного характера  приобретают  эмоциональную  и  ценностную  окраску благодаря  введению  элементов  знаний  из  области  гуманитарно-эстетических и математических дисциплин.

Содержание программы «Путешествие в мир экологии» разработано  на  основе  интеграции  различных  областей  знаний (естественно-научных,  гуманитарных,  обществоведческих).

Изучение  данного  курса  создает  условия  для  формирования  ценностного  отношения  младших  школьников  к  природе,  ее  целостного  восприятия,  для  воспитания  основ  экологической  ответственности  как  важнейшего  компонента  экологической культуры.

Основной  акцент  в  содержании  курса  сделан  на  развитии у  младших  школьников  наблюдательности,  умений  устанавливать  причинно-следственные  связи.  В  содержание  курса включены  сведения  о  таких  методах  познания  природы,  как наблюдение,  опыт,  моделирование;  даются  сведения  о  приборах  и  инструментах,  которые  человек  использует  в  своей практической деятельности

Объектом   изучения  курса  являются  разнообразные  взаимосвязи  в  окружающем  мире.  В  процессе  познания  природы как целостного реального окружения требуется его осмысленное расчленение  на  отдельные  компоненты,  объекты.  В  качестве  таких  объектов  рассматриваются  тела  живой  и  неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной  акцент  в  содержании  курса  сделан  на  развитии у  младших  школьников  наблюдательности,  умений  устанавливать  причинно-следственные  связи.  В  содержание  курса включены  сведения  о  таких  методах  познания  природы,  как наблюдение,  опыт,  моделирование;  даются  сведения  о  приборах  и  инструментах,  которые  человек  использует  в  своей практической деятельности

Cодержание  курса  строится  на  основе  деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является  условием  приобретения  прочных  знаний,  преобразования  их  в  убеждения  и  умения,  формирования  основ  экологической  ответственности  как  черты  личности.  Программа предусматривает  проведение  экскурсий  и  практических  занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный  участок,  микрорайон  школы,  ближайший  парк, водоем и т.п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:  обеспечивать  восприятие  и  усвоение  знаний,  создавать условия  для  высказывания  младшими  школьниками  суждений нравственного,  эстетического  характера;  уделять  внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные  и  утилитарные  ценности;  использовать  все  возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам  и  нормам  общения  и  деятельности.  Тем  самым создаются  условия  для  интеграции  научных  знаний  о  природе  и  других  сфер  сознания:  художественной,  нравственной, практической. Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет  в  себе  большой  воспитательный  потенциал.  Воспитывающая  функция  курса  заключается  в  формировании  у  младших школьников  потребности  познания  окружающего  мира  и  своих  связей  с  ним;  экологически  обоснованных  потребностей, интересов,  норм  и  правил  (в  первую  очередь,  гуманного отношения  к  природному  окружению,  к  живым  существам).

Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать  развитию  эколого-эстетического  восприятия, интеллектуальной  и  эмоционально-волевой  сфер  личности младшего  школьника,  способности  к  сочувствию,  сопереживанию, состраданию.

Использование  программы  «Путешествие  в  мир  экологии»  для  организации  занятий  во  внеурочной  деятельности, в частности, в условиях школы полного дня, позволит достичь следующих результатов:

— личностных   —  развитие  любознательности  и  формирование  интереса  к  изучению  природы  методами  искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей  учащихся,  дающих  возможность  выражать  свое отношение  к  окружающему  миру  природы  различными  средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры  декоративно-прикладного  искусства,  музыка  и  т.д.); воспитание  ответственного  отношения  к  природе,  осознания необходимости  сохранения  окружающей  среды;  формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

— метапредметных  —  овладение  элементами  самостоятельной  организации  учебной  деятельности,  что  включает в  себя  умения  ставить  цели  и  планировать  личную  учебную деятельность,  оценивать  собственный  вклад  в  деятельность группы,  проводить  самооценку  уровня  личных  учебных  достижений;  освоение  элементарных  приемов  исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста:  формулирование  с  помощью  учителя  цели  учебного исследования  (опыта,  наблюдения),  составление  его  плана, фиксирование  результатов,  использование  простых  измерительных  приборов,  формулировка  выводов  по  результатам исследования;  формирование  приемов  работы  с  информацией,   что  включает  в  себя  умения:  поиска  и  отбора  источников  информации  в  соответствии  с  учебной  задачей,  понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в   виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации,  корректное  ведение  диалога  и  участие  в  дискуссии;  участие  в  работе  группы  в  соответствии  с  обозначенной ролью;

предметных  —  сформированность  представлений  об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей  и  взаимодействий  между  природой  и  человеком, как  важнейшем  элементе  культурного  опыта  человечества;  о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;  об  изменениях  природной  среды  под  воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний,  необходимых  для  дальнейшего  изучения  систематических  курсов  естественных  наук;  формирование  элементарных исследовательских  умений;  применение  полученных  знаний  и умений для решения практических задач в повседневной жизни,  для  осознанного  соблюдения  норм  и  правил  безопасного поведения  в  природной  и  социоприродной  среде;  овладение навыками  ухода  за  комнатными  растениями  и  растениями  на пришкольном  участке,  за  обитателями  живого  уголка,  за  домашними питомцами; умение приводить примеры, дополняющие  научные  данные  образами  литературы  и  искусства;  элементарные  представления  о  зависимости  здоровья  человека, его  эмоционального  и  физического  состояния,  от  факторов окружающей среды.

Основное содержание

Тема 1. Что такое экологическая система? Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество  закономерно  связанных  друг  с  другом  элементов (предметов,  явлений  и  т.п.).  Элемент  —  составная  часть  системы.  Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.

Понятие  «экосистема».  Природные  (естественные)  и  искусственные  экосистемы.  различие  между  естественными  и  созданными  человеком  экосистемами.  Моделирование  экосистем.

Аквариум — модель природной экосистемы.

Типы  природных  экосистем:  наземные  и  водные  экосистемы.  Лес — один из наиболее распространенных типов наземных экосистем.  Водоем  как  природная  система.  Болото  —  переходный  тип  между  водными  и  наземными  экосистемами.  Тундра  и  пустыня  —  экосистемы,  сложившиеся  в  сложных  климатических условиях; их сходство и различие.

Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные  потребности.  Влияние  человека  на  природные  экосистемы.

Положительные  и  отрицательные  примеры  изменений  в  природе, вызванных деятельностью человека.

План и программы внеурочной деятельности

Н а б л ю д е н и я :  выявление  связей  организма  и  окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными  города);  выявление  элементов,  входящих  в  экосистему  (по  выбору учащегося).

Практические  работы:  Знакомство  со  строением  простейшей  механической  системы  (например,  с  использованием  конструктора  «Часы»).  Моделирование  водной  экосистемы:  подготовка  и  заселение  аквариума  (под  руководством учителя).

Д и д а к т и ч е с к а я   и г р а   « Лесные  экосистемы»  из  серии «Найди свой дом».

Тема 2. Невидимые нити: многообразие экологических связей в природе. Элементарные представления об экологическом равновесии. Биологическое разнообразие (разнообразие видов и экосистем) как  условие  сохранения  экологического  равновесия  на  планете. разнообразные связи — невидимые нити, связывающие различные организмы в единую систему. Простейшая  классификация  экологических  связей:  связи между  живыми  существами  и  неживой  природой;  связи  между организмами (внутри одного вида и между различными видами).

Пищевые связи в экосистеме.  растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные.  Животные-падальщики.  Цепи  питания.  Сети  питания. Элементарные  представления  о  пищевой  пирамиде. роль  грибов  и почвенных микроорганизмов в экосистеме. Внутривидовые  отношения.  Временные  и  постоянные  груп-пы  животных:  семьи,  стаи,  стада,  колонии  и  т.п.  Взаимопомощь  в  группе:  совместные  поиски  корма,  защита  от  врагов,  забота  о потомстве, о больных и раненых. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными  видами:  муравьи  и  тля;  рак-отшельник,  актиния  и  многощетинковый червь; медоед и медоуказчик и др. Общение  животных. способы  передачи  информации:  окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача  информации  от  взрослых  животных  потомству.  Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.

Н а б л ю д е н и я : Внутривидовые  и межвидовые отношения на примере  поведения  птиц    (голубей,  ворон,  воробьев,  уток  и  др. птиц,  обитающих  в  городе),  кошек  и  собак;  обучение  потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.

П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а :  Оригами  «Птица».  Моделирование отношений в птичьей стае.

И г р ы :  «Экологический  театр»,  «Популяция  оленей»,  «Белки, сойки и орехи», «Опасные цепочки».

Тема 3. Ближайшее окружение человека:   экология жилища. Моя  окружающая  среда:  дома,  в  школе,  на  улице,  в  природе. Как  мы  понимаем  слово  «дом»  (дом  человека,  убежище  животных, планета — дом всего человечества). Порядок и уют в доме, как их поддерживать. Экология  человека  —  наука,  изучающая  взаимоотношения  и  взаимное  влияние  человека  и  окружающей  его  среды.  Элементарные  представления  об  экологии  жилища.  Человек  защищается  от  воздействия  окружающей  среды:  появление  одежды  и  жилищ.  Жилища  первобытных  людей.  Как  и  из  каких  материалов  строят  дома    различные  народы.  Постоянные  жилища:    вигвам,  иглу,  изба,  дом  на  сваях  и  др.  Переносные  жилища:  юрта, чум,  палатка.  Общие  требования,  которые  предъявляет  человек к  жилищу:  надежная  защита  от  неблагоприятных  погодных  факторов  (низких  или  высоких  температур,  осадков,  сильного  ветра); доступность природных строительных материалов. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных  домов.  Новые  строительные  и  отделочные  материалы:  бетон  и  железобетон,  асбест,  древесно-стружечные  плиты (ДСП),  линолеум,  стекловолокно  и  другие.  Влияние  синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как обеспечивается городской дом водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин  возникновения  экологических  проблем.  Экономное  использование  ресурсов  —  одно  из  условий  сохранения  окружающей среды. Преимущества  и недостатки малоэтажной застройки.   «Экологический дом»: использование при строительстве эко -логически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих  тепло;  специальных  конструкций,  позволяющих улавливать энергию солнца и ветра.

Домашняя  обстановка.  Предметы  домашнего  обихода.  Чистота, порядок и уют в доме. семейные традиции и семейные праздники.

Одежда  и  обувь,  их  назначение:  защита  от  неблагоприятных  воздействий  окружающей  среды,  утверждение  положения  человека  в  обществе  —  принадлежность  к  определенному  классу  (касте,  клану),  профессиональная  принадлежность и  т.п.  Зависимость  покроя  одежды,  используемых  для  ее  изготовления    материалов  от  природных  условий.  Природные

материалы,  используемые  для  пошива,  окраски  и  декорирования  одежды  и  обуви:  звериный  и  птичий  мех,  кожа,  замша; ткани  из  растительных,  шерстяных,  шелковых  и  смешанных

волокон, синтетические  ткани.  «Экологический  стиль»  в  манере одеваться.

Н а б л ю д е н и я :  Изучение  убежищ  различных  животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьев, ос), птиц (ласточек,  стрижей,  воробьев,  ворон),  млекопитающих  (белок,  домашних хомячков и др.).

П р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы :  «Домашняя  инвентаризация». Проектируем «экологический дом».

И г р ы : «Конкурс экологической моды».

Тема 4. Окружающая среда современного человека. Кочевой  образ  жизни  древних  племен.  Переход  некоторых племен  к  оседлой  жизни,  возникновение  первых  поселений. Появление  городов.  Принципы  выбора  места  для  основания города:  безопасность,  близость  к  источникам  пресной  воды, необходимые  запасы  строительных  материалов  (камень,  глина,  древесина  и  т.п.),  возможность  торговать  с  соседями  и  др. Города-государства.

Изменение  естественной  (природной)  среды  в  городе.  Рост городов за счет прилегающих к нему природных территорий. «Расползание»  городов  —  одна  из  причин  разрушения  мест

обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды.  ресурсы, необходимые  для  нормального  существования  города:  пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические  проблемы  города:  загрязнение  воздуха  промышленными  предприятиями  и  транспортом;  загрязнение  водоемов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление  бытовых  и  промышленных  отходов.  Проблема  шума в городе.

Особенности  жизни  в  городе  и  в  сельской  местности.  Влияние  города  и  села  на  образ жизни,  характер,  настроение,  культурный уровень его жителей. Влияние  городской  среды  на  физическое  и  душевное  здоровье человека. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые  необходимо  решить  архитекторам  и  градостроителям  в  связи  с  постоянным  ростом  численности  городского  населения планеты.  различные проекты городов будущего.

Н а б л ю д е н и я :  Изучение  уровня  шума  в  различных  районах города.

П р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы :  Определение  загрязнения  воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.

И г р ы :  Проектирование  микрорайона  школы  с  учетом  потребностей его жителей.

Тема 5. Как возникают и как решаются экологические проблемы. Увеличение  численности  населения  планеты.  Необходимость производства  все  большего  количества  продовольственных и  промышленных  товаров.  Рост  потребностей  человека.  Экологические  проблемы  становятся  глобальными  —  всеобщими, охватывающими  весь  земной  шар.  Глобальные  экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение  природных  ресурсов;  загрязнение  окружающей  среды; продовольственная проблема. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что  может  сделать  каждый  из  нас  для  сохранения  окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное  отношение  к  приобретению  товаров,  участие  в  различных экологических движениях и т.д. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Н а б л ю д е н и я :  Выявление  нарушенных  территорий  в  населенном  пункте  (городе,  селе)  или  ближайшем  микрорайоне (пустыри,  несанкционированные  свалки  и  т.п.).  с оставление коллективного  проекта  улучшения  состояния  данной  территории.

П р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы :  «Вода,  которую  мы  теряем»:  насколько рационально используется вода дома и в школе; способы  ее  экономии;  коллективный  проект  по  улучшению  состояния нарушенной территории.

Методическое обеспечение

Игры.

Д и д а к т и ч е с к а я   и г р а   « Лесные  экосистемы»  из  серии «Найди свой дом».

И г р ы :  «Экологический  театр»,  «Популяция  оленей»,  «Белки, сойки и орехи», «Опасные цепочки».

И г р а  «Проектирование  микрорайона  школы  с  учетом  потребностей его жителей».

И г р а  «Конкурс экологической моды».

Наблюдения и практические работы.

Оригами  «Птица».  Моделирование отношений в птичьей стае.

Внутривидовые  и межвидовые отношения поведения  птиц и животных. Обучение  потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.

Изучение  уровня  шума  в  различных  районах города.

Определение  загрязнения  воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.

«Наши  комнатные  растения  —  потомки  жителей  дальних стран».

«Вода,  которую  мы  теряем»:  насколько рационально используется вода дома и в школе; способы  ее  экономии.  коллективные  высказывания  по  улучшению  состояния нарушенной территории.

Изучение  убежищ  различных  животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьев, ос), птиц (ласточек,  стрижей,  воробьев,  ворон),  млекопитающих  (белок,  домашних хомячков и др.).

«Наши маленькие соседи»

«Домашняя  инвентаризация». Проектируем «экологический дом».

Выявление  нарушенных  территорий  в  населенном  пункте  (городе,  селе)  или  ближайшем  микрорайоне (пустыри,  несанкционированные  свалки  и  т.п.).  Составление коллективного  проекта  улучшения  состояния  данной  территории.

Экскурсии: в ближайший лесопарк, в город, на водоём.  

«Станции защиты растений».

Работа студии художников (рисование  на экологическую тему)

Проекты:  «Жизнь городского пруда», « Кто где живет. Где чей дом», «Жилища разных народов»,  «Как солнце в дом пришло», « Вода в нашем доме. Для  чего  нам  нужна вода».  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс. Экология  - наука о доме (72 ч, 2 ч в неделю)

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Что такое экологическая система

12ч.

2

Невидимые нити: многообразие экологических  

связей в природе

16ч.

3

Ближайшее окружение человека: экология жилища

14ч.

4

Окружающая среда современного человека

14ч.

5

Как возникают и как решаются экологические  

проблемы

16ч.

Всего:72 ч. (5 проектов + 5 экскурсии)

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п, дата

Тема

Количество часов

Возможные направления исследовательской деятельности.

Использование ИКТ.

1

Что такое экологическая система? Когда целое больше суммы частей.

1

2

Знакомство  с  понятиями  «элемент», «система», «свойство системы»

1

3

Экологическая система (экосистема), ее компоненты

1

4

Д и д а к т и ч е с к а я   и г р а   « Лесные  экосистемы»  из  серии «Найди свой дом».

1

ИКТ

5

«От кочки до оболочки»: разнообразие экосистем.

1

6

Самая  распространенная  наземная  экосистема  —  лес. Закономерности распределения лесных систем на  планете.  Элементарные  представления  о  разнообразии лесных  экосистем

1

ИКТ

7

Разнообразие  водных  экосистем.  Знакомство  с  разнообразием  водных  экосистем. Знакомство  с  взаимосвязями  организмов водной  экосистемы.

1

ИКТ

8

Переходные  экосистемы  —  болота.  Значение  болот  для  поддержания равновесия  в  природе.  

1

ИКТ

9

 Человек  и  природа.  Разнообразие  потребностей человека.  

1

10

Природа  как  источник  удовлетворения  материальных  и  духовных  потребностей  человека.  

1

11

Проект «Жизнь городского пруда»

1

ИКТ

12

Экскурсия на водоём.

1

13

Невидимые нити: многообразие экологических связей в природе. О  нитях,  сплетающихся  в  сети.  Разнообразие связей.

1

14

От  чего  зависит  экологическое  равновесие?  Элементарные  представления  об  экологическом  равновесии.  Биологическое разнообразие как условие сохранения экологического равновесия на планете.

1

15

Кто кого ест? Пищевые связи в экосистеме. Разнообразие животных.  

1

ИКТ

16

 Цепи  и  сети  питания. Моделирование пищевых взаимосвязей в экосистеме.

1

17

Вместе — безопаснее. Одно из правил взаимодействия  в  природе  —  взаимовыгодные  отношения  внутри  одного вида.  

1

18

Разнообразие  групп  животных  одного  вида.  Взаимопомощь.

1

19

Вместе  —  не  тесно.  Знакомство  с  примерами  взаимовыгодного  сотрудничества  между  различными  видами.

1

20

Как общаются животные?  

1

ИКТ

21

О  способах  обмена  информацией между  живыми  организмами.  Общение  с  помощью  звуков,  запахов, окраски.

1

22

Игра — это тоже учеба.  Значение  обучения для выживания потомства и вида в целом.  

1

ИКТ

23

Животные, выращенные  в  неволе.  

1

24

Н а б л ю д е н и я : Внутривидовые  и межвидовые отношения поведения  птиц и животных. Обучение  потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.

1

25

П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а :  Оригами  «Птица».  Моделирование отношений в птичьей стае.

1

26

И г р ы :  «Экологический  театр»,  «Популяция  оленей»,  «Белки, сойки и орехи», «Опасные цепочки».

1

27

Проект. Кто где живет. Где чей дом.

1

ИКТ

28

Экскурсия в ближайший лесопарк.  

1

29

Разговор  о  доме.  Обсуждение  значения  понятия «дом».  От  чего  зависит  уют  и  порядок  в  доме.  

1

30

Животные  также нуждаются  в  убежище.  Аналогия  между  понятиями  «дом  человека»  и  «убежище  (дом)  животных».  

1

31

Экология  —  наука  о  «доме»  в широком понимании этого слова.

1

32

Какие дома строит человек?  История жилища человека.  Зависимость  типа  жилища  от  природных  условий  и  образа жизни людей. Постоянные и переносные жилища.

1

33

Такие  разные  дома.  Право  человека  на  достойное  жилье.  современные  дома  в  городе  и  сельской  местности. Преимущества и недостатки многоэтажной застройки.

1

ИКТ

34

«А  у  нас  в  квартире  газ,  а  у  вас?».  Знакомство с  работой  основных  систем  жизнеобеспечения  жилого  дома.  Водоснабжение.  Обеспечение  электричеством  и  газом. Экономное использование ресурсов.

1

35

«О  кувшинах,  выросших  на  грядке,  и  не  только...».  История  различных  предметов  домашнего  обихода.  

1

36

Домашняя  утварь,  посуда  и  материалы,  из  которых  они  изготовлены.  

1

ИКТ

37

«На  худую  одежду  плохая  надежда».  История одежды и обуви, преимущества использования природных материалов при ее изготовлении.

1

38

Экологический  стиль одежды.

1

39

Изучение  свойств  различных  материалов.  

1

40

Изучение  свойств  различных  материалов.  

1

41

Экскурсия в город.

1

42

Проект «Жилища разных народов»

1

ИКТ

43

Как  создавались  первые  поселения  человека. Знакомство  с  историей  возникновения  поселений.  

1

44

Основные правила при  выборе  места  для создания поседения.  Различные виды поселений: деревня, село, поселок, город.

1

45

«Дом тянется к дому — получается город».

1

46

Роль  городов  в  истории  нашей  страны. Первые города.

1

47

«Как  “растет”  город».

1

ИКТ

48

«Как  “живет”  город».  

1

ИКТ

49

«Сначала  человек  строит  город,  а  потом...».

1

50

Город и городские жители.

1

51

 «Будущее  города  —  город  будущего».  

1

52

Н а б л ю д е н и я :  Изучение  уровня  шума  в  различных  районах города.

1

53

П р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы :  Определение  загрязнения  воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.

1

54

 И г р ы :  Проектирование  микрорайона  школы  с  учетом  потребностей его жителей.

1

55

Экскурсия. «Станции защиты растений»

1

56

Проект. «Как солнце в дом пришло?»

1

ИКТ

57

 Наши  общие  проблемы.  Наша планета как дом всех жителей Земли.

1

58

Экологические  проблемы  касаются  каждого. Основные экологические проблемы.  

1

59

Проявление  экологических  проблем на  различных  уровнях.  

1

60

Экологические  проблемы  нашего  края.  Причины их возникновения и решения.

1

61

 Чистая вода для населения.

1

62

Учимся решать экологические проблемы. Выявление  нарушенных территорий  в  населенном  пункте.

1

63

Составление  коллективного  проекта улучшения состояния проблемной  территории.

1

64

 «Будь  достойным  жителем  Земли».  

1

ИКТ

65

Охраняемые природные территории и объекты.

1

66

Что  может  сделать  каждый  из  нас  для  сохранения  окружающей среды.

1

67

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде

1

68

 Экологически  грамотный  образ жизни. Экологические движения.

1

69

П р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы :  «Вода,  которую  мы  теряем»:  насколько рационально используется вода дома и в школе; способы  ее  экономии.  коллективные  высказывания  по  улучшению  состояния нарушенной территории.

1

70

Проект. Вода в нашем доме. Для  чего  нам  нужна вода.  

1

ИКТ

71

Подведём итоги. Вручение удостоверений «Юный эколог».

1

72

Экскурсия. Работа студии художников

( рисование  на экологическую тему)

1

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

1. Моя улица

•  Изучение истории улицы, на которой живет твоя семья (или расположен детский сад, школа).

•   Дома,  стоящие  на  этой  улице:  из  чего  они  построены, сколько им лет; какие интересные люди жили в них в разное время и т.д.

Программы по учебным предметам

•  Какие растения растут на улице и во дворах домов.

•  Самые красивые и самые непривлекательные уголки твоей улицы.

•   Твои  предложения  для  того,  чтобы  улица  стала  еще  красивее.

2. Вода в нашем доме

•  Выяснение  пути  воды  от  источника  пресной  воды  к  твоему дому.

•  Для  чего  нам  нужна  вода  (приготовление  пищи,  мытье  посуды, сантехника и ванна; уборка квартиры).

•  Простейшие приемы определения качества воды.

•  Изучение  способов  улучшения  качества  питьевой  воды (кипячение, различные бытовые фильтры).

•  разработка  рекомендаций  сокращения  расхода  воды  вашей семьей.

3. Создай свой сад

•  Декоративные растения — спутники человека.

•  Наши  комнатные  растения  —  потомки  жителей  дальних стран.

•  Проект озеленения нашей квартиры (детского сада, классной комнаты.)

•  Дневник роста моего растения.

4. Кто где живет

•  Знакомство  с  животными,  которые  живут  в  твоем  городе: птицы  (воробьи,  синицы,  голуби),  звери  (например,  белки, бурундуки, землеройки).

•  Соседи  желательные  и  нежелательные  (например,  мыши, крысы и др.).

•   Где чей дом? (В каких убежищах живут различные животные.)

•  Изучаем жилища насекомых.

• Как  привлечь  одних  животных  и  избавиться  от  соседства других: твои  предложения.

•  Мы  ждем  вас,  птицы!  (Привлечение  птиц  в   городские  экосистемы.)

План и программы внеурочной деятельности

5. Наши маленькие соседи

•  Знакомство с беспозвоночными животными, которые живут в  твоем  городе:  дождевые  черви,  улитки,  пауки,  жуки,  бабочки, стрекозы, кузнечики и другие.

•  Изучение их роли в природе.

•  Как сохранить этих животных в городе.

6. Путешествие по экологической тропе

•  Изучение влияния человека на природу в городе.

•  разработка  маршрута  экологической  тропы  и  интересных стоянок,  которые  иллюстрируют  различные  примеры  воздействия человека на природу в городе.

•  Подготовка сообщений для экскурсоводов.

7. Жизнь городского пруда

•  Изучение  истории  городского  пруда:  его  происхождение (существовал  ли  он  до  начала  городской  застройки  или  вырыт  людьми  с  какой-то  целью),  использование  в  разные периоды времени.

•  Исследование воды в пруду: температура, цвет, запах, прозрачность.

•  Изучение  состояния  окрестностей  пруда;  есть  ли  мусор в воде и на прилежащей к нему территории.

•  Знакомство  с  обитателями  пруда  и  его  окрестностей:  птицы, рыбы, улитки, пауки и др.

•  Твои предложения по улучшению состояния пруда.

8. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!

•  От чего зависит твое здоровье.

•  Изучение  твоего  режима  дня  и  режима  дня  твоих  одноклассников.

•  Твое меню — продукты полезные и вредные для здоровья.

•  Как работает ваша школьная столовая.

•  Как утренняя гимнастика и физические упражнения влияют на твое здоровье.

• разработка рекомендаций по укреплению здоровья.

ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ

1.  Ближайший  лес,  лесопарк  или  иные  зеленые  насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной местности.

2. Памятники садово-паркового искусства.

3. Памятники природы.

4. Мастерские народного промысла, студии художников.

5.   Краеведческий,  этнографический,  минералогический, зоологический  и  иные  музеи,  соответствующие  изучаемой  тематике.

6. Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки, посвященные природе.

7.  Зоопарк,  зоовыставка,  террариум,  зоологический  уголок и т.п.

8. Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т.п.

9. Лаборатория  экологического  мониторинга,  станция  защиты растений.

10. Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.

Список использованной литературы

1.Волкова Т.Г. Наука быть человеком: материалы для кружковой работы 1 – 4 классы. –Волгоград: Учитель, 20012. – 170с.

2.Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2012. – 131с.

3.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2012г. – 320с.

4.Латынова Н.Н.Сказки Земли. Сказочная экология. – М.: Лист.2010г. -144с.

5.Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2013. – 266с.

6.СавенковА.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – 2 – е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2012г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.ecosystema.ru/  —  Экологическое  образование  детей и изучение природы России.

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm  —  Биологическое  разнообразие России.

http://www.forest.ru/  — Интернет-портал Forest.ru — Все о российских лесах.

http://etno.environment.ru/  —  Этноэкология.  Сайт  лаборатории  этноэкологических  исследований,  поддерживается  Интернет-порталом Forest.ru.

http://www.kunzm.ru/  —  Кружок  юных  натуралистов  зоологического музея МГУ.

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm  —  Интернет-сайт

«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

http://www.wwf.ru/ — Всемирный фонд дикой природы (WWF)

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1. Что такое экологическая система?

Занятие 1. Когда целое больше суммы частей. Элементарные представления  о  системе.  Знакомство  с  понятиями  «элемент», «система», «свойство системы» на примере механической системы (например, часы, зонт и т.п.). Экологическая система (экосистема), ее компоненты.

Занятие 2. «От кочки до оболочки»: разнообразие экосистем. систематизация  представлений  учащихся  о  разнообразии  экосистем.  Изучаемые  понятия:  экосистема,  природные  экосистемы, искусственные экосистемы, модель экосистемы

Занятие  3.  Самая  распространенная  наземная  экосистема  —  лес.  расширение  представлений  школьников  о  лесных экосистемах. Закономерности распределения лесных систем на  планете.  Элементарные  представления  о  разнообразии лесных  экосистем,  общем  плане  их  строения  (пространственная и временная ярусность в распределении видов живых организмов).

Занятие  4.  Разнообразие  водных  экосистем.  Знакомство  с  разнообразием  водных  экосистем  (экосистемы  пресных и  соленых  водоемов,  речные  экосистемы,  экосистемы  подземных  водоемов).  Знакомство  с  взаимосвязями  организмов водной  экосистемы  на  примере  экосистемы  ручья.  Переходные  экосистемы  —  болота.  Значение  болот  для  поддержания равновесия  в  природе.  Верховые  болота,  низинные  болота, переходные болота.

Занятие  5.  Человек  и  природа.  разнообразие  потребностей человека.  Природа  как  источник  удовлетворения  материальных  и  духовных  потребностей  человека.  Воздействие  человека на  природу  в  результате  хозяйственной,  рекреационной  и  иной деятельности.

Тема 2. Невидимые нити: многообразие экологических связей в природе

Занятие  6.  От  чего  зависит  экологическое  равновесие?  Элементарные  представления  об  экологическом  равновесии.  Биологическое разнообразие (разнообразие видов и экосистем) как условие сохранения экологического равновесия на планете.

Занятие  7.  О  нитях,  сплетающихся  в  сети.  разнообразные связи  —  невидимые  нити,  связывающие  различные  организмы в единую систему.

Занятие 8. Кто кого ест? Пищевые связи в экосистеме. Травоядные,  хищники,  всеядные  животные.  Цепи  и  сети  питания. Моделирование пищевых взаимосвязей в экосистеме.

Занятие 9. Вместе — безопаснее. Одно из правил взаимодействия  в  природе  —  взаимовыгодные  отношения  внутри  одного вида.  разнообразие  групп  животных  одного  вида:  семья,  стая, колония, табун и др. Взаимопомощь.

Занятие  10.  Вместе  —  не  тесно.  Знакомство  с  примерами  взаимовыгодного  сотрудничества  между  различными  видами.

Занятие 11. Как общаются животные?  расширение представлений  младших  школьников  о  способах  обмена  информацией между  живыми  организмами.  Общение  с  помощью  звуков,  запахов, окраски.

Занятие 12. Игра — это тоже учеба. Знакомство с примерами обучения  молодняка  у  некоторых  животных.  Значение  обучения для выживания потомства и вида в целом. Почему животные, выращенные  в  неволе  и  выпущенные  в  природу  без  специальной

подготовки,  чаще  всего  погибают  или  становятся  опасными  для человека?

Тема 3. Ближайшее окружение человека:   экология жилища

Занятие  13.  Разговор  о  доме.  Обсуждение  значения  понятия «дом».  От  чего  зависит  уют  и  порядок  в  доме.  Животные  также нуждаются  в  убежище.  Аналогия  между  понятиями  «дом  человека»  и  «убежище  (дом)  животных».  Экология  —  наука  о  «доме»  в широком понимании этого слова.

Занятие 14. Какие дома строит человек?  История жилища человека.  Зависимость  типа  жилища  от  природных  условий  и  образа жизни людей. Постоянные и переносные жилища.

Занятие  15.  Такие  разные  дома .  Право  человека  на  достойное  жилье.  современные  дома  в  городе  и  сельской  местности. Преимущества и недостатки многоэтажной застройки.

Занятие  16.  «А  у  нас  в  квартире  газ,  а  у  вас?».  Знакомство школьников  с  работой  основных  систем  жизнеобеспечения  жилого  дома.  Водоснабжение.  Обеспечение  электричеством  и  газом. Экономное использование ресурсов.

Занятие  17 .  «О  кувшинах,  выросших  на  грядке,  и  не  только...».  История  различных  предметов  домашнего  обихода, преимущества  использования  природных  материалов.  Домашняя  утварь,  посуда  и  материалы,  из  которых  они  изготовлены:  природные,  синтетические,  искусственные  (могут  быть изготовлены  как  из  синтетических,  так  и  из  природных  материалов, например, вискоза).

Занятие  18 .  «На  худую  одежду  плохая  надежда».  История одежды и обуви, преимущества использования природных материалов при ее изготовлении. Искусственные материалы не всегда  синтетические  —  они  могут  быть  изготовлены  из  природного сырья,  например,  вискоза  (из  древесины).  Экологический  стиль одежды.

Занятие  19.  Изучение  свойств  различных  материалов.  Практическая работа по изучению различных природных и синтетических материалов и тканей.

Тема 4. Окружающая среда современного человека

Занятие  20.  Как  создавались  первые  поселения  человека. Знакомство  с  историей  возникновения  поселений.  Основные правила,  которыми  пользовались  люди  при  выборе  места  для создания поседения.  различные виды поселений: деревня, село, поселок, город.

Занятие 21. «Дом тянется к дому — получается город». В ходе беседы  уточняется  понятие  «город».  Учащиеся  вспоминают,  какова  роль  городов  в  истории  нашей  страны,  называют  первые города. Основные понятия: поселения человека,  город.

Занятие  22.  «Как  “растет”  город» .  Цель  занятия  состоит в  том,  чтобы  выявить  основную  тенденцию  настоящего  времени  —  стремительный  рост  городов  и  городского  населения.  В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.

Занятие  23.  «Как  “живет”  город».  В  ходе  занятия  школьники создают  простейшую  модель  взаимодействия  города  и  прилегающих  к  нему  территорий.  Эта  модель  позволяет  проанализировать,  что  поступает  в  город  (продукты,  сырье,  топливо  и  т.п.)  и  что  город  «возвращает»  в  окружающую  среду  (в  первую  очередь, различные промышленные и бытовые отходы).

Занятие  24.  «Сначала  человек  строит  город,  а  потом...». В  ходе  занятия  школьники  устанавливают,  в  чем  заключается влияние  городской  среды  на  современного  человека.  Особенно важна эта тема для тех, кто живет в крупных городах.  Основные понятия: город, городские жители.

Занятие  25.  «Будущее  города  —  город  будущего».  Основная цель  занятия  —  показать  учащимся,  что  будущее  нельзя  предсказать,  но  его  можно  спрогнозировать.  Прогноз  составляется на  основе  анализа  самых  разнообразных  показателей,  характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего

Тема 5. Как возникают и как решаются   экологические проблемы

Занятие  26.  Наши  общие  проблемы.  На  этом  занятии  понятие  «дом» рассматривается  в  глобальном  значении  —  наша планета как дом всех жителей Земли. раскрывается основной тезис: общий дом — общие проблемы.

Занятие  27.  Экологические  проблемы  касаются  каждого. Основные экологические проблемы: загрязнение окружающей среды,  истощение  природных  ресурсов,  сокращение  биологического  разнообразия.  Проявление  экологических  проблем на  различных  уровнях:  местном,  региональном,  глобальном. Вывод,  к  которому  приходят  учащиеся,  —  экологические  проблемы касаются каждого человека.

Занятие  28.  Экологические  проблемы  нашего  края.  На  занятии  школьники  знакомятся  с  наиболее  актуальными  экологическими  проблемами  своей  местности:  с  причинами  их возникновения  и  путями  решения.  На  примере  проблемы обеспечения  населения  чистой  водой  выясняется,  насколько рационально  используется  вода  дома  и  в  школе;  способы  ее экономии;  коллективный  проект  по  улучшению  состояния  нарушенной территории.

Занятие 29. Учимся решать экологические проблемы. Выявление  нарушенных территорий  в  населенном  пункте  (городе, селе)  или  ближайшем  микрорайоне  (пустыри,  несанкционированные  свалки  и  т.п.).  с оставление  коллективного  проекта улучшения состояния данной территории.

Занятие  30.  «Будь  достойным  жителем  Земли».  В  ходе  занятия  создаются  условия  для  того,  чтобы  школьники  могли сделать  вывод  о  необходимости  личного  участия  каждого  жителя  нашей  планеты  для  сохранения  нашего  общего  дома  — планеты  Земля. с оставляются  правила,  которым  необходимо следовать  в  повседневной  жизни,  чтобы  не  наносить  ущерба природе.  Основные  понятия:  экологически  грамотный  образ жизни, экологические движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка "Путешествие по стране этикета" (по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов)

Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка" Путешествие по стране этикета"  (по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов)...

Рабочая программа кружка «Путешествие в мир экологии» для 4 класса

Программа  «Путешествие  в  мир  экологии»  предназначена для  организации  внеурочной  деятельности  экологического  содержания в начальной школе (4 ...

Рабочая программа внеурочной деятельности ""Моя первая экология". 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности ""Моя первая экология". 3 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 (2 ч)(научно-познавательная направленность)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"...