Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Юный эколог", 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
I. Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
Первоклассники познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса ученики заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
У детей выработается бережное отношение ко всему живому, сформируются новые природоведческие, природоохранительные и нравственные знания и умения.
Учащиеся будут использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, в результате наблюдений;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- классификации объектов;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
- преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема раздела, занятия | Содержание | Формы организации и виды деятельности |
1 | Вводное занятие. Мир вокруг нас. | Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. | Круглый стол. Учащиеся осваивают умения: задавать вопросы, вступать в диалог, различать способы и средства познания окружающего мира, оценивать результаты своей работы. |
2 | Путешествие в осень. | Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры. | Экологические игры на свежем воздухе. Экскурсия в осенний парк. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях. Сравнивать и группировать листья по различным признакам. Определять деревья по листьям. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». |
3 | Лес – наше богатство. | Изучение текстов о лесе. Наблюдения за лиственными и хвойными деревьями. Определение различий. Составление в группах и объяснение правил поведения в различных ситуациях в лесу. Анализ использования человеком богатств природы. | Составление правил охраны леса. Различать лиственные и хвойные деревья. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях в лесу. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Составлять правила охраны леса. |
4 | Путешествие за капелькой воды. | Наблюдение за жизнью водоёма. Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. Сравнение реки и моря. Знакомство с речными и морскими рыбами. Определение названий рыб по рисунку. Приведение примеров речных и морских рыб. Объяснение причин загрязнения воды и гибели рыб в водоёмах. Определение связи между загрязнением воды и здоровьем человека. | Экскурсия к водоёму. Составление правил охраны водоёмов. Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море. Сравнивать реку и море, различать пресную и морс-кую воду. Узнавать рыб по рисунку. Приводить примеры речных и морских рыб. Составлять правила охраны водоёмов. |
5 | Удивительный мир животных. | Знакомство с экзотическими животными. Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за домашними животными. Знакомство с работой человека на пасеке. Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы». Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). | Составление правил ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке. Сравнивать и различать диких и домашних животных. Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке; примеры работы на пасеке. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
6 | Наши пернатые друзья. | Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице. Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края. Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил подкормки птиц. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. | Экскурсия в парк.Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по материалам экскурсионного занятия. Описывать внешний вид, характерные особенности птиц (на примере своей местности). Различать зимующих и перелётных птиц. Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края. Приводить примеры зимующих и перелётных птиц. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. Запомнить правила подкормки птиц. |
7 | Красная книга родного края. | Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость их защиты каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных. Красная книга родного края | Изготовление книжек-малышек. Выявлять причины исчезновения растений и животных. Предлагать и обсуждать меры по их охране. Рассказывать о редких растениях и животных. |
8 | Сад на подоконнике. | Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рисункам. Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных растений. Определение названий частей растений. Подготовка рассказа об особенностях любимого комнатного растения. | Составление правил ухода за комнатными растениями. Выставка рисунков. Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам. Приводить примеры комнатных растений. Находить у растений их части, показывать и называть. Рассказывать об особенностях любимого комнатного растения. |
9 | Мир похож на цветной луг. | Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе. Знакомство с необычными растениями. Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений. Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам. | Составление рассказа о любимом цветке. Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. Наблюдать растения клумбы и луга узнавать их по рисункам. Рассказывать о любимом цветке. Наблюдать насекомых и узнавать их по рисункам. Приводить примеры насекомых. |
10 | Итоговое занятие. Мы – друзья природы. | Подготовка сообщений о взаимосвязи между человеком и природой. | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. |
III. Тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | В том числе | ||
По плану | Фактически | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Мир вокруг нас. | 1 | 1 | |||
2 | Что такое экология? | 1 | 1 | |||
3 | Путешествие в осень. | 1 | 1 | |||
4 | Экскурсия в осенний парк | 1 | 1 | |||
5 | Лес – наше богатство. | 1 | 1 | |||
6 | Хвойные и лиственные | 1 | 1 | |||
7 | Использования человеком богатств природы | 1 | 1 | |||
8 | Лес – наше богатство. Составление правил охраны леса | 1 | 1 | |||
9 | Путешествие за капелькой воды. | 1 | 1 | |||
10 | Реки и моря | 1 | 1 | |||
11 | Экскурсия к водоему. | 1 | 1 | |||
12 | Составление правил охраны водоемов | 1 | 1 | |||
13 | Удивительный мир животных. | 1 | 1 | |||
14 | Дикие и домашние животные | 1 | 1 | |||
15 | Роль животных в природе и жизни людей | 1 | 1 | |||
16 | Составление правил ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке. | 1 | 1 | |||
17 | Наши пернатые друзья. | 1 | 1 | |||
18 | Зимующие и перелетные птицы | 1 | 1 | |||
19 | Экскурсия в парк. Наблюдение за зимующими птицами | 1 | 1 | |||
20 | Формы кормушек и виды корма для птиц. Правила подкормки птиц | 1 | 1 | |||
21 | Красная книга родного края. | 1 | 1 | |||
22 | Многообразие растительного мира родного края | 1 | 1 | |||
23 | Многообразие животного мира родного края | 1 | 1 | |||
24 | Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных. | 1 | 1 | |||
25 | Изготовление книжек-малышек | 1 | 1 | |||
26 | Сад на подоконнике. | 1 | 1 | |||
27 | Составление правил ухода за комнатными растениями | 1 | 1 | |||
28 | Мир похож на цветной луг. | 1 | 1 | |||
29-30 | Дикорастущими и культурными растениями | 2 | 1 | 1 | ||
31 | Составление рассказа о любимом цветке. | 1 | 1 | |||
32 | Конкурс рисунков «Мир похож на цветной луг» | 1 | 1 | |||
33 | Итоговое занятие. Мы – друзья природы. | 1 | 1 | |||
Итого: | 33 | 19 | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательск...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог" 1 класс с УУД
Материал может пригодится при составлении своей рабочей программы, для своего региона....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (направление: экологическое)
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких...