РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Познавательная экология- 4 (2 ч)
(научно-познавательная направленность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_ekologiya_4_kl.doc_isprav.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА на заседании МО ___________________ | СОГЛАСОВАНА зам. директора по УВР ____________________ | УТВЕРЖДЕНА _________________ « |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Познавательная экология- 4 (2 ч)
(научно-познавательная направленность)
Количество часов: 68ч
«Познавательная экология»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности).
Данная программа модифицированная и адресована младшим школьникам.
В этом возрасте происходит формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти, также этому возрасту свойственна способность осознать причины учебных неудач и успехов. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.
Исходными документами для составления рабочей программы по предмету являются:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009. № 373;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Данная рабочая программа может быть частично или полностью реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с использованием сайтов и порталов, рекомендованных Министерством образования и Комитетом образования Санкт-Петербурга.
Режим занятий: общее количество часов – 68. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.
Цель и задачи курса
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у обучающихся.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологических ценностных ориентаций в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. Формирование общественной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Особенности программы.
Программа «Познавательная экология» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 2008 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческой направленности;
- принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Познавательная экология» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
При создании этих условий учащиеся осознают личностную, практическую и социальную значимость учения.
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- формирование внутренней позиции (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- формирование самооценки (широты диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной деятельности (формирование познавательных мотивов; интереса к новому; интереса к способу решения и общему способу действия; формирование социальных мотивов; стремления выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; формирование учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Метапредметными результатами являются:
- - овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- - освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- - формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
- -развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
- -в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- -в познавательной сфере: наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Обучающиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Формы работ
-индивидуальная
-групповая
-парная
-коллективная
-беседы
-практикум
-викторины
-круглый стол
-диспуты
- экологические проекты
- дидактические и ролевые игры
-викторины
В случае перехода обучающегося на Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в соответствии с индивидуальной маршрутной картой календарно-тематическое планирование содержит часы индивидуального изучения материала и часы консультаций:
| Тема | Количество часов по плану | Распределение часов при работе по ИОМ | |||
Часы на индивидуальное изучение материала | Часы консультаций по теме | Аудиторная нагрузка (контроль знаний) | ||||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | - | |
2 | Среда обитания | 8 | 6 | 2 | - | |
3 | Жизнь животных | 8 | 6 | 2 | - | |
4 | Реки и озёра | 12 | 8 | 4 | - | |
5 | Человек и животные | 8 | 5 | 2 | 1 | |
6 | Труд людей на земле | 20 | 16 | 3 | 1 | |
7 | Человек и растения | 10 | 7 | 2 | 1 | |
| Итого часов | 68 | 49 | 16 | 3 |
В случае пропусков занятий обучающийся самостоятельно осваивает материал в соответствии с индивидуальным планированием с использованием электронных ресурсов педагогов по темам, которые соответствуют содержанию программы. http://www.oo-lyceum-533.ru/ol.htm - ссылка на каталоги электронных ресурсов на сайте лицея. Индивидуальные консультации по предмету зафиксированы в маршрутной карте обучающегося и соответствуют разделам календарного планирования данной рабочей программы по предмету.
При наличии у обучающегося дистанционной системы взаимодействия с учителем, консультирование по предмету, дополнительные задания и другие формы обучения осуществляются в соответствии с Положением о дистанционном обучении лицея в форме, выбранной обучающимся при заполнении Договора о переходе на ИОМ.
- Содержание курса
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 68 часов
«ВВЕДЕНИЕ». (2 часа)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (2 часа)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли.
Раздел 1.
«СРЕДА ОБИТАНИЯ» (8 часов)
Тема 2. Времена года на Земле (2 часа)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (2часа)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (2 часа)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения
Тема 5. Разнообразие животных, условия их жизни (2часа)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2.
«ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (8 часов)
Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (2часа)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (2 часа)
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (2часа)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (2часа)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга России. Разгадывание загадок.
Раздел 3.
«РЕКИ И ОЗЕРА» (12 часов)
Тема 12. Реки и озера (2часа)
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (2часа)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения (2 часа)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (2часа)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (2 часа)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (2 часа)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Раздел 4.
«ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ» (8 часов)
Тема 18. Жизнь среди людей (2часа)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 19. Домашние животные (2 часа)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Тема 20. Уход за домашними животными (2 часа)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 21. Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил». (2часа)
Раздел 5.
«Труд людей на земле» (20 часов)
Тема 22. Почва (4 часа)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 23. Семена овощных и декоративных культур (4 часа)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 24. Заботы хлебороба весной (4 часа)
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Тема 25.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (4часа)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Тема 26. Посадка семян. Составление графика полива (4 часа)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Раздел 6
«Человек и растения» (10 часов)
Тема 27. Декоративные растения (2 часа)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Тема 28. Вредители сельскохозяйственных культур (2 часа)
Тема 29. Птицы помощники на огороде (2 часа)
Тема 30.) Урок – игра «Земля наш общий дом» (2 часа)
Тема 31. Обобщающее занятие. (2часа)
IV.Тематическое планирование.
4-й год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 68 часов
№ занятия | Тема занятия |
1-2 | Вводное занятие. Жизнь на Земле |
3-4 | Времена года на Земле |
5-6 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе |
7-8 | Изменения окружающей среды |
9-10 | Разнообразие животных, условия их жизни |
11-12 | Динозавры – вымерший вид животных |
13-14 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров |
15-16 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» |
17-18 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений |
19-20 | Реки и озера |
21-22 | Получение кислорода под водой |
23-24 | Пресноводные животные и растения |
25-26 | Жизнь у рек и озер |
27-28 | Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» |
29-30 | Околоводные птицы |
31-32 | Жизнь среди людей |
33-34 | Домашние животные |
35-36 | Уход за домашними животными |
37-38 | Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил» |
39-40 | Почва |
41-42 | Почва |
43-44 | Семена овощных и декоративных культур |
45-46 | Семена овощных и декоративных культур |
47-48 | Заботы хлебороба весной |
49-50 | Заботы хлебороба весной |
51-52 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений |
53-54 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений |
55-56 | Посадка семян. Составление графика полива |
57-58 | Посадка семян. Составление графика полива |
59-60 | Декоративные растения |
61-62 | Вредители сельскохозяйственных культур |
63-64 | Птицы помощники на огороде |
65-66 | Земля – наш общий дом. Урок-игра |
67-68 | Обобщающее занятие |
V .Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Количество часов | Тема занятия | Теория | Практика |
1 | 2ч | Жизнь на Земле | 2 | |
Среда обитания (8ч) | ||||
2 | 2ч | Времена года на Земле | 2 | |
3 | 2ч | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 2 | |
4 | 2ч | Изменения окружающей среды | 2 | |
5 | 2ч | Разнообразие животных, условия их жизни | 2 | |
Жизнь животных (8ч) | ||||
6 | 2ч | Динозавры – вымерший вид животных | 2 | |
7 | 2ч | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 2 | |
8 | 2ч | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 2 | |
9 | 2ч | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 2 | |
Реки и озёра (12ч) | ||||
10 | 2ч | Реки и озера | 2 | |
11 | 2ч | Получение кислорода под водой | 2 | |
12 | 2ч | Пресноводные растения и животные | 1 | 1 |
13 | 2ч | Жизнь у рек и озёр | 2 | |
14 | 2ч | Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 2 | |
15 | 2ч | Околоводные птицы | 2 | |
Человек и животные (8ч) | ||||
16 | 2ч | Жизнь среди людей | 1 | 1 |
17 | 2ч | Домашние животные | 1 | 1 |
18 | 2ч | Уход за домашними животными | 2 | |
19 | 2ч | Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил» | 2 | |
Труд людей на земле (20ч) | ||||
20 | 2ч | Почва | 2 | |
21 | 2ч | Почва | 2 | |
22 | 2ч | Семена овощных и декоративных культур | 2 | |
23 | 2ч | Семена овощных и декоративных культур | 2 | |
24 | 2ч | Заботы хлебороба весной | 2 | |
25 | 2ч | Заботы хлебороба весной | 2 | |
26 | 2ч | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | 2 | |
27 | 2ч | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | 2 | |
28 | 2ч | Посадка семян. Составление графика полива | 2 | |
29 | 2ч | Посадка семян. Составление графика полива | 2 | |
Человек и растения (10ч) | ||||
30 | 2ч | Декоративные растения | 1 | 1 |
31 | 2ч | Вредители сельскохозяйственных культур | 2 | |
32 | 2ч | Птицы помощники на огороде | 2 | |
33 | 2ч | Земля – наш общий дом. | 1 | 1 |
34 | 2ч | Обобщающее занятие. Урок-игра | 2 | |
Итого: | 37ч | 31ч |
- Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Количество часов | Тема занятия | Содержание занятий | Теория | Практика |
Введение (2ч) | |||||
1 | 2ч | Жизнь на Земле | Инструктаж по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Работа со схемой: «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. | 2 | |
Среда обитания (8ч) | |||||
2 | 2ч | Времена года на Земле | Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. | 2 | |
3 | 2ч | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | Экскурсия в парк | 2 | |
4 | 2ч | Изменения окружающей среды | Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников) | 2 | |
5 | 2ч | Разнообразие животных, условия их жизни | Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. | 2 | |
Жизнь животных (8ч) | |||||
6 | 2ч | Динозавры – вымерший вид животных | Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание иллюстраций из энциклопедии. | 2 | |
7 | 2ч | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров | 2 | |
8 | 2ч | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | Подбор и обрабатывание материала к теме проекта | 2 | |
9 | 2ч | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ленинградской области. Разгадывание загадок. | 2 | |
Реки и озёра (12ч) | |||||
10 | 2ч | Реки и озера | Пресная вода. Осадки. | 2 | |
11 | 2ч | Получение кислорода под водой | Жители рек - рыбы. Как работают жабры? Другие способы получения кислорода обитателями рек и озёр. | 2 | |
12 | 2ч | Пресноводные растения и животные | Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов | 1 | 1 |
13 | 2ч | Жизнь у рек и озёр | Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие и особенности их строения. | 2 | |
14 | 2ч | Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | Подбор и обрабатывание материала к теме проекта | 2 | |
15 | 2ч | Околоводные птицы | Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания | 2 | |
Человек и животные (8ч) | |||||
16 | 2ч | Жизнь среди людей | Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек | 1 | 1 |
17 | 2ч | Домашние животные | Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж | 1 | 1 |
18 | 2ч | Уход за домашними животными | Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). | 2 | |
19 | 2ч | Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил» | Подбор и обрабатывание материала к теме проекта | 2 | |
Труд людей на земле (20ч) | |||||
20 | 2ч | Почва | Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. | 2 | |
21 | 2ч | Почва | Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). | 2 | |
22 | 2ч | Семена овощных и декоративных культур | Беседа о многообразии семян различных культур. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян | 2 | |
23 | 2ч | Семена овощных и декоративных культур | Различать семена по внешнему виду. | 2 | |
24 | 2ч | Заботы хлебороба весной | Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. | 2 | |
25 | 2ч | Заботы хлебороба весной | Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. | 2 | |
26 | 2ч | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки. | 2 | |
27 | 2ч | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки. | 2 | |
28 | 2ч | Посадка семян. Составление графика полива | Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений. | 2 | |
29 | 2ч | Посадка семян. Составление графика полива | Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений. | 2 | |
Человек и растения (10ч) | |||||
30 | 2ч | Декоративные растения | Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение». | 1 | 1 |
31 | 2ч | Вредители сельскохозяйственных культур | Беседа о насекомых, наносящих вред сельскому хозяйству. Рассматривание школьной энтомологической коллекции. | 2 | |
32 | 2ч | Птицы помощники на огороде | Беседа о птицах - защитниках урожая. | 2 | |
33 | 2ч | Земля – наш общий дом. | Беседа о международных мерах охраны окружающей среды. Конкурс рисунков по теме. | 1 | 1 |
34 | 2ч | Обобщающее занятие. Урок-игра | Игра по станциям | 2 | |
Итого: | 37 | 31 |
Обучающийся научится:
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
- выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение человека в природе с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение о влиянии человека на природу;
- участвовать в экологических проектах;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- создавать устные и письменные тексты
- договариваться, приходить к общему решению, соблюдая нормы речевого этикета;
- оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; выявлять грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
- самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- самостоятельно определять цели, предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владеть разными видами монолога и диалога;
VII. Ресурсное обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Земля – наш дом» необходимы следующие принадлежности:
- набор рабочих инструментов для практических занятий;
- микроскоп, лупа;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по окружающему миру.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
VIII. Рекомендуемая литература
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва: Просвещение, 2001.
- Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва: Просвещение, 1998.
- Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва 2000.
- Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
- Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
IX. Электронные ресурсы
ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕРСИИ ЖУРНАЛОВ И ГАЗЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ
• GEO на русском языке
• Green Buldings Зеленые здания
• National Geographic Россия
• XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего
• Безопасность жизнедеятельности
• Безопасность окружающей среды
• Берегиня
• Биозащита и биобезопасность
• Биосфера
• Вода и экология. Проблемы и решения
• Газета «Общество и Экология» (Санкт-Петербург)
• География и природные ресурсы
• География и экология в школе 21 века
• Наука и жизнь
• Охрана дикой природы
• Природа
• Растительные ресурсы
• Региональная экология
• Россия в окружающем мире
• Рыболов
• Садовник
• Теоретическая и прикладная Экология
• Цветоводство
• «Эка.ru»
• Экобыт.ру
• Экоград
• Экология
• Экология и жизнь
• Экология — XXI век
• Юный натуралист
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...