РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Батурина Ольга Александровна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Познавательная экология- 4 (2 ч)

(научно-познавательная направленность)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya_ekologiya_4_kl.doc_isprav.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании МО
учителей ___________

___________________

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР
____________________

____________________

УТВЕРЖДЕНА

 _________________

«

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Познавательная экология- 4 (2 ч)

(научно-познавательная направленность)

Количество часов: 68ч

«Познавательная экология»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

      Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности).  

     Данная программа модифицированная и адресована младшим школьникам.

      В этом возрасте происходит формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти, также этому возрасту свойственна способность осознать причины учебных неудач и успехов. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей. 

Исходными документами для составления рабочей программы по предмету являются:

  • Федеральный   государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009.  № 373;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

     Данная рабочая программа может быть частично или полностью реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с использованием сайтов и порталов, рекомендованных Министерством образования и Комитетом образования Санкт-Петербурга.

   

     Режим занятий: общее количество часов – 68. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

Цель и задачи курса

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у обучающихся.

        Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологических ценностных   ориентаций в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. Формирование общественной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

       Программа «Познавательная экология» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

      Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 2008 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческой направленности;
  • принцип практической направленности.

     Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Познавательная экология» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

     При создании этих условий учащиеся осознают личностную, практическую и социальную значимость учения.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами освоения программы являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
  • формирование внутренней позиции (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • формирование самооценки (широты диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • мотивация учебной деятельности (формирование познавательных мотивов; интереса к новому; интереса к способу решения и общему способу действия; формирование социальных мотивов; стремления выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; формирование учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Метапредметными результатами являются:

  • - овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • - освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • - формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
  • -развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

  • -в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
  • -в познавательной сфере: наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
  • в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
  • в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
  • в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Обучающиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям    существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Обучающиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Формы работ

-индивидуальная

-групповая

-парная

-коллективная

-беседы

-практикум

-викторины

-круглый стол

-диспуты

- экологические проекты

- дидактические и ролевые игры

-викторины

 В случае перехода обучающегося на Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в соответствии с индивидуальной маршрутной картой календарно-тематическое планирование содержит часы индивидуального изучения материала и часы консультаций:

 

Тема

Количество часов по плану

Распределение часов при работе по ИОМ

Часы на индивидуальное изучение материала

Часы консультаций по теме

 Аудиторная нагрузка

(контроль знаний)

1

Введение

2

            1

         1

         -

2

Среда обитания

8

            6

         2

         -      

3

Жизнь животных

8

            6  

         2

         -

4

Реки и озёра

12

            8

         4

         -

5

Человек и животные

8

            5

         2

         1

6

Труд людей на земле

20

16

         3

         1

7

Человек и растения

10

7

         2

         1

 

Итого часов

68

49

        16

         3


В случае пропусков занятий обучающийся самостоятельно осваивает материал в соответствии с индивидуальным планированием с использованием электронных ресурсов педагогов по темам, которые соответствуют содержанию программы. http://www.oo-lyceum-533.ru/ol.htm - ссылка на каталоги электронных ресурсов на сайте лицея. Индивидуальные консультации по предмету зафиксированы в маршрутной карте обучающегося и соответствуют разделам календарного планирования данной рабочей программы по предмету.

При наличии у обучающегося дистанционной системы взаимодействия с учителем, консультирование по предмету, дополнительные задания и другие формы обучения осуществляются в соответствии с Положением о дистанционном обучении лицея в форме, выбранной обучающимся при заполнении Договора о переходе на ИОМ.

  1. Содержание курса

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 68 часов

«ВВЕДЕНИЕ». (2 часа)

Тема 1. Введение.  Жизнь на Земле (2 часа)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли.

                Раздел 1.    

 «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (8 часов)

Тема 2. Времена года на Земле (2 часа)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

 Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (2часа)

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

 Тема 4.  Изменения окружающей среды (2 часа)

 Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Тема 5.  Разнообразие животных, условия их жизни (2часа)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

               Раздел 2.    

 «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (8 часов)

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (2часа)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (2 часа)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (2часа)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 11.  Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (2часа)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга России.  Разгадывание загадок.

                Раздел 3.    

«РЕКИ И ОЗЕРА» (12 часов)

Тема 12. Реки и озера (2часа)

Пресная вода. Осадки.

Тема 13. Получение кислорода под водой (2часа)

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Тема 14. Пресноводные животные и растения (2 часа)

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов

Тема 15. Жизнь у рек и озер (2часа)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Тема 16. Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (2 часа)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Тема 17.  Околоводные птицы (2 часа)

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Раздел 4.    

 «ЧЕЛОВЕК   И   ЖИВОТНЫЕ» (8 часов)

Тема 18. Жизнь среди людей (2часа)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Тема 19. Домашние животные (2 часа)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Тема 20. Уход за домашними животными (2 часа)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Тема 21. Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил». (2часа)

Раздел 5.    

 «Труд людей на земле» (20 часов)

Тема 22. Почва (4 часа)

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Тема 23. Семена овощных и декоративных культур (4 часа)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 24. Заботы хлебороба весной (4 часа)

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Тема 25.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (4часа)

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Тема 26. Посадка семян.  Составление графика полива (4 часа)

Инструктаж по технике безопасности.  Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Раздел 6

«Человек и растения» (10 часов)

Тема 27. Декоративные растения (2 часа)

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

Тема 28. Вредители сельскохозяйственных культур (2 часа)

Тема 29. Птицы помощники на огороде (2 часа)

Тема 30.) Урок – игра «Земля наш общий дом» (2 часа)

Тема 31. Обобщающее занятие. (2часа)

IV.Тематическое планирование.

4-й год обучения

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 68 часов

№ занятия

Тема занятия

1-2

Вводное занятие. Жизнь на Земле

3-4

Времена года на Земле

5-6

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

7-8

Изменения окружающей среды

9-10

Разнообразие животных, условия их жизни

11-12

Динозавры – вымерший вид животных

13-14

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

15-16

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

17-18

 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

19-20

Реки и озера

21-22

Получение кислорода под водой

23-24

Пресноводные животные и растения

25-26

Жизнь у рек и озер

27-28

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

29-30

Околоводные птицы

31-32

Жизнь среди людей

33-34

Домашние животные

35-36

Уход за домашними животными

37-38

Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил»

39-40

Почва

41-42

Почва

43-44

Семена овощных и декоративных культур

45-46

Семена овощных и декоративных культур

47-48

Заботы хлебороба весной

49-50

Заботы хлебороба весной

51-52

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

53-54

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

55-56

Посадка семян. Составление графика полива

57-58

Посадка семян. Составление графика полива

59-60

Декоративные растения

61-62

Вредители сельскохозяйственных культур                                   

63-64

Птицы помощники на огороде

65-66

Земля – наш общий дом. Урок-игра

67-68

Обобщающее занятие

V .Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Количество часов

Тема занятия

Теория

Практика

1

 Жизнь на Земле

2

Среда обитания (8ч)

2

Времена года на Земле

2

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой   природе

2

4

Изменения окружающей среды

2

5

Разнообразие животных, условия их жизни

2

Жизнь животных (8ч)

6

Динозавры – вымерший вид животных

2

7

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

2

8

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

2

9

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

2

Реки и озёра (12ч)

10

Реки и озера

2

11

Получение кислорода под водой

2

12

Пресноводные растения и животные

1

1

13

Жизнь у рек и озёр

2

14

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

2

15

Околоводные птицы

2

Человек и животные (8ч)

16

Жизнь среди людей

1

1

17

Домашние животные

1

1

18

Уход за домашними животными

2

19

Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил»

2

Труд людей на земле (20ч)

20

Почва

2

21

Почва

2

22

Семена овощных и декоративных культур

2

23

Семена овощных и декоративных культур

2

24

Заботы хлебороба весной

2

25

Заботы хлебороба весной

2

26

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

2

27

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

2

28

Посадка семян. Составление графика полива

2

29

Посадка семян. Составление графика полива

2

Человек и растения (10ч)

30

Декоративные растения

1

1

31

Вредители сельскохозяйственных культур                                   

2

32

Птицы помощники на огороде

2

33

Земля – наш общий дом.

1

1

34

Обобщающее занятие. Урок-игра

2

Итого:

37ч

31ч

  1. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Количество часов

Тема занятия

Содержание занятий

Теория

Практика

Введение (2ч)

1

 Жизнь на Земле

Инструктаж по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Работа со схемой: «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

2

Среда обитания (8ч)

2

Времена года на Земле

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

2

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой   природе

Экскурсия в парк

2

4

Изменения окружающей среды

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

2

5

Разнообразие животных, условия их жизни

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

2

Жизнь животных (8ч)

6

Динозавры – вымерший вид животных

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание иллюстраций из энциклопедии.

2

7

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров

2

8

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Подбор и обрабатывание материала к теме проекта

2

9

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ленинградской области. Разгадывание загадок.

2

Реки и озёра (12ч)

10

Реки и озера

Пресная вода. Осадки.

2

11

Получение кислорода под водой

Жители рек - рыбы. Как работают жабры? Другие способы получения кислорода обитателями рек и озёр.

2

12

Пресноводные растения и животные

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов

1

1

13

Жизнь у рек и озёр

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие и особенности их строения.

2

14

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Подбор и обрабатывание материала к теме проекта

2

15

Околоводные птицы

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

2

Человек и животные (8ч)

16

Жизнь среди людей

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

1

1

17

Домашние животные

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж

1

1

18

Уход за домашними животными

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

2

19

Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил»

Подбор и обрабатывание материала к теме проекта

2

Труд людей на земле (20ч)

20

Почва

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями.

2

21

Почва

Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

2

22

Семена овощных и декоративных культур

Беседа о многообразии семян различных культур. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян

2

23

Семена овощных и декоративных культур

Различать семена по внешнему виду.

2

24

Заботы хлебороба весной

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

2

25

Заботы хлебороба весной

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

2

26

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

2

27

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

2

28

Посадка семян. Составление графика полива

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

2

29

Посадка семян. Составление графика полива

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

2

Человек и растения (10ч)

30

Декоративные растения

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

1

1

31

Вредители сельскохозяйственных культур                                   

Беседа о насекомых, наносящих вред сельскому хозяйству. Рассматривание школьной энтомологической коллекции.

2

32

Птицы помощники на огороде

Беседа о птицах -  защитниках урожая.

2

33

Земля – наш общий дом.

Беседа о международных мерах охраны окружающей среды. Конкурс рисунков по теме.

1

1

34

Обобщающее занятие. Урок-игра

Игра по станциям

2

Итого:

37

31

Обучающийся научится:

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение человека в природе с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение о влиянии человека на природу;
  • участвовать в экологических проектах;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • создавать устные и письменные тексты
  • договариваться, приходить к общему решению, соблюдая нормы речевого этикета;
  • оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; выявлять грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
  • самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • самостоятельно определять цели, предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владеть разными видами монолога и диалога;

VII. Ресурсное обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Земля – наш дом» необходимы следующие принадлежности:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;
  • микроскоп, лупа;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по окружающему миру.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

VIII. Рекомендуемая литература

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2.    Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва: Просвещение, 2001.
  3.     Плешаков А. А.   Зеленый дом.  От земли до неба  А. А. Плешаков. Москва: Просвещение, 1998.
  4.     Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва 2000.
  5.     Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
  6.    Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.

IX. Электронные ресурсы

ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕРСИИ ЖУРНАЛОВ И ГАЗЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ 
• GEO на русском языке
• 
Green Buldings Зеленые здания
• N
ational Geographic Россия
• 
XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего
• 
Безопасность жизнедеятельности
• 
Безопасность окружающей среды
• 
Берегиня
• 
Биозащита и биобезопасность
• 
Биосфера
• 
Вода и экология. Проблемы и решения
• 
Газета «Общество и Экология» (Санкт-Петербург)
• 
География и природные ресурсы
• 
География и экология в школе 21 века
• 
Наука и жизнь
• 
Охрана дикой природы
• 
Природа
• 
Растительные ресурсы
• 
Региональная экология
• 
Россия в окружающем мире
• 
Рыболов
 Садовник
• 
Теоретическая и прикладная Экология
• 
Цветоводство
• 
«Эка.ru»
• 
Экобыт.ру
• 
Экоград
• 
Экология
• 
Экология и жизнь
• 
Экология — XXI век
• 
Юный натуралист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...