Программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Важной составляющей программы является экскурсионно-краеведческая работа, предполагающая изучение родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_malaya_rodina.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 107»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор МОУ«СОШ№ 107»
______________Н.В.Ляпустина
«____» ____________2014г. «__________» _________2014г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по духовно-
нравственному направлению
для учащихся 1-4 классов
« Моя малая Родина, мой город, мой район.»
Автор- составитель:
Колесниченко Л.И., учитель
начальных классов.
Новокузнецк, 2014
Пояснительная записка
Программа «Моя малая Родина, мой город, мой район» разработана на основе ФГОС начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития, воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся на ступени начального
общего образования,«Методического конструктора по организации внеурочной деятельности учащихся» (издательство «Просвещение» 2011г.)
В процессе введения ФГОС важной составляющей учебно-воспитательного процесса является научно-познавательное направление, которое заложено в экскурсионно-краеведческой работе, предполагающее изучение родного края. Ведущими показателями качества образовательного процесса являются ключевые компетентности, которыми овладевают учащиеся. Основой для формирования компетентности человека является практическое познание окружающего мира, т.к. компетентность есть результат жизненного и учебного опыта человека, поэтому для познания мира нужно соприкосновение с ним.
Большое значение в воспитании школьника имеет ценностное отношение к познанию малой родины, к её историческому прошлому и к современной жизни, к окружающим фауне и флоре и причастности к ней человека. Так как незнание этого, оторванность ребёнка от практического знакомства с окружающим его миром в последующем не дадут полноценных знаний об Отечестве в целом.
Экскурсионная работа краеведческого характера предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием родного города Новокузнецка, пробудить у школьников чувство национального самосознания, воспитывать уважение и терпимость к быту и обычаям людей других национальностей, проживающих в нашем городе и районе. Программа разработана с учётом культурно-исторических и иных особенностей города, района, взаимодействии школы и семьи.
Актуальность и ценность курса «Моя малая Родина, мой город, мой район»
основывается на интересе учащихся и их родителей. Экскурсия предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. Любой из видов экскурсий не является самоцелью, а входит в систему воспитательной внеурочной деятельности и является важным звеном в целостном педагогическом процессе. Материал экскурсий даёт школьни- кам живой жизненный эмпирический опыт общения, в котором формируются умения коллективно действовать, вживаться в окружающую среду как природную, так и социальную.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности учащихся.
Особенностью программы является: реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться и самостоятельно добывать краеведческие знания, учитывая при этом , что каждый ребенок индивидуален как личность в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности. В содержание программы включены элементы топонимики, т.е. происхождение того или иного географического названия.
Логика построения программы обусловлена системой экскурсионной деятельности краеведческой направленности, которая предполагает развитие у учащихся активной мыслительной деятельности, обучение, наблюдениям, осмыслению причинно- следственных связей между хозяйственной деятельность человека и его жизнью.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного воздействия: заочные и очные экскурсии в музей, планетарий, к памятникам, на природу, конкурсы рисунков, поделок, краеведческие игры..
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1-й класс- 30 минут, 2-й– 4-й классы- 45 минут.
Виды деятельности:
Исследовательская, информационно- поисковая, игровая, познавательная.
Содержание данного курса строится на основе деятельного подхода. Вовлечение детей в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов. норм и правил; в активном участии в природосберегающей деятельности.
Целью программы Моя малая Родина, мой город, мой район» является:
• формирование гражданско-патриотического сознания,
• развитие познавательных интересов учащихся.
Задачи программы
• создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
• развить потребность в познании истории, культуры, традиций города и его
ремёсел.
• привить чувство ответственности по сохранению и приумножению исторических, культурных. нравственных ценностей района, города.
• привить чувство ответственности бережного отношения к окружающей фауне и флоре.
• предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия»,
привлекая их к участию в работе по теме знакомого объекта.
• формировать умения наблюдать окружающую действительность, искать
неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
• формировать умения вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе) , содействовать формированию патриотических чувств, умения расширять свои представления об изучаемых понятиях до понимания определённых научных
закономерностей;
• формировать целостное представление образа города Новокузнецка как привлекательного и интересного для всех жителей района в результате всестороннего,
синтезированного изучения родного края;
• обогащать духовный мир школьников, формировать ценностное отношение
к культурному и природному наследию области, хозяйственной деятельности населения.
• формировать с помощью экскурсий навыка самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
• формировать потребность в здоровом образе жизни в процессе пребывания на свежем воздухе, учитывая возрастные особенности учащихся во время экскурсий в природу его мира, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города, района.
Программа предусматривает достижение двух уровней ожидаемых результатов.
Первый уровень предполагает приобретение учащимися новых знаний, умений,
расширение кругозора по различным направлениям; результат деятельности выражается в понимании детьми сути экскурсионно-краеведческой деятельности, умении поэтапно осуществлять аналитическую и рефлексивную деятельность после осуществления этой работы.
Второй уровень предусматривает позитивное отношение детей к базовым
ценностям общества, в частности, к образованию, самообразованию; результат
проявляется через осознанное поведение учащихся во время экскурсий, в уважении к людям труда, в любви к малой родине, через конкурсы, выступления, выставки.
Планируемые результаты реализации программы курса экскурсионно-краеведческой деятельности «Моя малая Родина, мой город, мой район»
Планируемые результаты реализации программы курса в 1-ом классе
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность
формирования
Личностных результатов
* осознать себя членом общества, жителем своего города;
* возможность формировать чувство любви к своей малой Родине, выражающееся в интересе к её истории.
* овладеть правилами безопасности во время проведения экскурсий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: * определять и формулировать с помощью педагога ориентиры действия в процессе экскурсионно-краеведческой деятельности;
* учиться высказывать своё предположен; * планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
* учиться учитывать при анализе деятельности и стремиться к координации различных; позиций; * учиться умению оценивать свои действия и действия одноклассников во время контроля их деятельности.
Познавательные УУД * овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях рассматриваемого объекта; * овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза обобщения ; * учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные способы поиска информации в книгах, справочниках;
Коммуникативные УУД
* учиться выражать свои мысли;
* овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении
учебной задачи;
* учиться объяснять своё несогласие и пытаться договориться.
Предметные результаты:
К предметным результатам относятся следующие умения:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, изучаемой социальной и природной действительности;
* умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории города, района;
* выделять характерные особенности окружающих природных объектов и явлений.
Планируемые результаты реализации программы курса во 2-ом классе
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:
*учиться объяснять своё несогласие и пытаться договориться; *учиться выражать свои мысли, аргументировать; *овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД
Регулятивные УУД
*учиться отличать факты от домыслов *овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; **Формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД
*учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
различные способы поиска информации в книгах, справочниках;
*овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения ;
Коммуникативные УУД
* учиться выполнять различные роли в группе( лидера, исполнителя);
* развивать доброжелательность и отзывчивость;
* развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
* умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира;
* описывать и характеризовать факты и события культуры ,истории города, района;
* выделять характерные особенности окружающих природных объектов и явлений
Планируемые результаты реализации программы курса в 3-ом классе
В результате изучения курса в третьем классе учащиеся получат возможность формирования
Личностных результатов
* уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
* сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД
* формировать умение понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;
* формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей;
* осваивать начальные формы рефлексии;
Познавательные УУД:
* овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование,
сохранение информации;
* соблюдать нормы этики и этикета;
*овладевать умением обобщать и систематизировать полученные знания. Коммуникативные УУУД
* учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
* учиться аргументировать, доказывать;
* учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений:
* находить и выделять главное;
* наблюдать, исследовать явления окружающего мира, описывать и характеризовать
факты и события культуры, истории города, района ;
* выделять характерные особенности окружающих природных объектов и явлений
Планируемые результаты реализации программы курса в 4-ом классе
В результате изучения курса учащиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
* развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
* формировать личностны смысл учения;
* формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
* осваивать способы решения проблем поискового характера;
* определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
* осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
* осознанно строить речевые высказывания; учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпритации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УУД
* учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
* формировать мотивацию к работе на результат;
*учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или
компромисса;
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
* находить и выделять главное
* наблюдать, исследовать явления окружающего мира, описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории города, района ;
* выделять характерные особенности окружающих природных объектов и явлений
Содержание программы
1класс
Осенний цикл: «Удивительный мир природы», « Краски золотой осени» (8ч.)
(экскурсия в парк, на бульвар, лесной массив, лес, на овощной рынок). Экскурсия в природу «Краски золотой осени». Проект «Золотые краски осени» (изготовление гербариев). Экскурсия на овощной рынок. «Дары осени». Проект « Кто из нас из овощей всех вкусней и всех важней» (конкурс рисунков с загадками, фотографий). Экскурсия «Растения поздней осенью». Проект « Растения нашего края»
Экскурсия «Осенние изменения в природе» Проект «Где кто зимует»
Зимний цикл «Зимние превращения», «Я – зима-метелица, в гости к вам пришла (14ч.)
Экскурсия на бульвар «Стало всё кругом бело, много снегу намело» (зимние игры и забавы) Проект «Зимние праздники в народном календаре». Экологическая экскурсия «В лесу родилась ёлочка» .Проект Выпуск листовок « Не рубите ёлки на аллеях.» Экскурсия «Прижались пташки малые» ( Как живется птицам зимой) . Проект «Они нуждаются в нашей помощи» ( изготовление кормушек для птиц). Экскурсия в краеведческий музей. Проект «Любимые места города Новокузнецка»
Заочная экскурсия в лес. Проект «Зимующие птицы нашего края». Заочная экскурсия «Наш город на карта Кемеровской области.» Проект «Герб нашего города».
Экскурсия по району. « Наш район часть г. Новокузнецка».
Проект « Достопримечательности моего района»( конкурс фотографий)
Весенний цикл «Пробуждение природы» «Здравствуй, солнце!» (12ч.) Экскурсия «Весенние изменения в природе». «Почему плачет сосулька?» Проект «Первенцы весны» ( перелетные птицы). Экскурсия «Звуки весны». Проект «Кто как весну встречает». Заочная экскурсия в лес. Проект « Перелетные птицы
нашего края». Экологическая экскурсия на реку Петрик. Проект «С голубого
ручейка начинается река» (река Томь). Экскурсия «Почему плачет береза?» Проект. «Хвойные и лиственные деревья нашего края». Заочная экскурсия в лес. Проект « Первые цветы весны».
Тематическое планирование
1класс (33ч)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Всего часов | Примечание |
Осенний цикл « Удивительный мир природы.» | ||||
1 | Экскурсия в природу « Краски золотой осени.» | 1 | ||
2 | Проект « Золотые краски осени.» (изготовление гербариев.) | 1 | ||
3 | Экскурсия на овощной рынок « Дары осени.» | 1 | ||
4 | Проект « Кто из нас из овощей всех вкусней и всех важней,»(конкурс рисунков с загадками, фотографий) | 1 | ||
5 | Экскурсия « Растения поздней осенью» | 1 | ||
6 | Проект « Растения нашего края.» | 1 | ||
7 | Экскурсия « Осенние изменения в природе.» | 1 | ||
8 | Проект « Кто где зимует.» | 1 | ||
Зимний цикл « Зимние превращения.» | ||||
9 | Экскурсия на бульвар « Стало все кругом белым бело.»(зимние забавы и игры) | 1 | ||
10 | Проект «Зимние праздники в народном календаре» | 1 | ||
11 | Экологическая экскурсия «В лесу родилась ёлочка.» | 1 | ||
12 | Выпуск листовок « Не рубите ёлки на аллеях.» | 1 | ||
13 | Экскурсия « Прижались пташки малые.» | 1 | ||
14 | Проект «Они нуждаются в нашей помощи.»( изготовление кормушек) | 1 | ||
15 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | ||
16 | Проект « Любимые места города Новокузнецка.» | 1 | ||
17 | Заочная экскурсия в лес. | 1 | ||
18 | Проект «Зимующие птицы нашего края.» | 1 | ||
19 | Заочная экскурсия « Наш город на карте Кемеровской области» | 1 | ||
20 | Проект « Герб нашего города.» | 1 | ||
21 | Экскурсия по району « Наш район часть г. Новокузнецка.» | 1 | ||
22 | Проект « Достопримечательности моего района.»(конкурс фотографий) | 1 | ||
Весенний цикл « Пробуждение природы.» | ||||
23 | Экскурсия « Весенние изменения природе.» | 1 | ||
24 | Проект. «Первенцы весны.» | 1 | ||
25 | Экскурсия « Звуки весны.» | 1 | ||
26 | Проект «Кто как весну встречает.» | 1 | ||
27 | Заочная экскурсия в лес. | 1 | ||
28 | Проект « Перелётные птицы нашего края.» | 1 | ||
29 | Экологическая экскурсия на реку Петрик. | 1 | ||
30 | Проект « С голубого ручейка начинается река.»( Река Томь) | 1 | ||
31 | Экскурсия « Почему плачет берёза?» | 1 | ||
32 | Хвойные и лиственные деревья нашего края.» | 1 | ||
33 | Заочная экскурсия в лес. | 1 |
Содержание программы
2 класс
Мы изучаем свой город (4ч)
«Новокузнецк – город Кемеровской области». Заочная экскурсия по карте Кемеровской области. Наш город на карте области. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Проект « Новокузнецк - моя малая Родина.»
Районы нашего города (7ч)
Экскурсия по своему району. Как устроен город, почему он разделен на районы. Старые и новые районы города. Проект « Районы г. Новокузнецка.»
Район в котором мы живем (18ч)
Культурные места нашего района. Экскурсия в ТРЦ «Парус» Культура поведения в местах отдыха. Проект «ТРЦ «Парус». Экскурсия в детскую библиотеку района. Значение библиотеки. Правил посещения библиотеки. Проект «Библиотеки нашего района». Экскурсия в спортивный комплекс «Ледовый дворец». Значение спорта в жизни каждого человека. Проект «Мой любимый вид спорта». Экскурсия в Школу искусств. Значение искусства в жизни человека и для города. Правила поведения в общественных местах. Проект Конкурс рисунков «Мой район».
Экскурсия в детскую поликлинику. Главное богатство человека - его здоровье. Проект «Кто нас лечит». Экскурсия в центр технического творчества. Значение творчества в нашей жизни. Проект «Кружок, который я люблю». Экскурсия в музыкальную школу. Роль музыки в жизни человека. Проект. « Мой любимый певец», « Моя любимая детская песня». Экскурсия в пожарную часть. Правила пожарной безопасности при обращении с электроприборами. Проект «Не шути с огнем»
«Школа, в которой я учусь» (5 ч)
Где я могу узнать историю своей школы - сайт школы. Экскурсия по школе « О чем рассказывают школьные стенды». Учителя и ученики – гордость школы. Традиции школы. Проект « Моя любима школа»
Тематическое планирование
2 класс(35ч)
№п/п | дата |
Тема занятия | Кол-во. часов | примечание |
Мы изучаем свой город. Новокузнецк-город Кемеровской области.(4ч) | ||||
1-2 | Заочная экскурсия по карте Кемеровской области. | 2 | ||
Наш город на карте области. Какие места на планете | ||||
Какие места на планете люди называют Родиной. | ||||
3-4 | Проект «Новокузнецк - моя малая Родина» | 2 | ||
Районы нашего города. (7ч) | ||||
5-6 | Экскурсия по своему району. | 2 | ||
7-8 | Как устроен город. Почему он разделен на районы. Старые и новые районы города. | 2 | ||
9-11 | Проект « Районы города Новокузнецка» | 3 | ||
Район в котором мы живем. (18 ч) | ||||
12 | Культурные места нашего района. Экскурсия в ТРЦ « Парус» Культура поведения в местах отдыха. | 1 | ||
13 | Проект ТРЦ « Парус» | 1 | ||
14 | Экскурсия в детскую библиотеку. Значение библиотеки. Правила посещения библиотеки. | 1 | ||
15 | Проект « Библиотеки нашего района» | 1 | ||
16 | Экскурсия в спортивный комплекс «Ледовый дворец» Значение спорта в жизни каждого человека. | 1 | ||
17 | Проект « Мой любимый вид спорта» | 1 | ||
18 | Экскурсия в Школу искусств. Значение искусства в жизни человека и для города. Правила поведения в общественных местах. | 1 | ||
19 | Проект. Конкурс рисунков « Мой район». | 1 | ||
20 | Экскурсия в детскую поликлинику. Главное богатство в жизни человека его здоровье. | 1 | ||
21 | Проект « Кто нас лечит?». | 1 | ||
22-23 | Экскурсия в центр технического творчества. Значение творчества в нашей жизни. | 2 | ||
24 | Проект « Мой любимый кружок». | 1 | ||
25 | Экскурсия в музыкальную школу. Роль музыки в жизни человека. | 1 | ||
26 | Проект «Мой любимый певец». «Моя любимая детская песня» | 1 | ||
27-28 | Экскурсия в пожарную часть. Правила пожарной безопасности при обращении с огнем! | 2 | ||
29 | Проект « Не шути с огнем» | 1 | ||
Школа, в которой я учусь.( 5ч) | ||||
30 | Где я могу узнать историю своей школы. Сайт школы. | 1 | ||
32 | Традиции школы. Учителя и ученики гордость школы. | 1 | ||
33-34 | Проект « Моя любимая школа.» | 2 | ||
35 |
Содержание программы
3 класс
Изучаем свой район. (5ч)
Экскурсия по улицам района. Проект « История возникновения моего района.
Проект « Улицы моего района»
Изучаем свой город (11)
Экскурсия в краеведческий музей. Проект « Из истории моего города»
Проект « Улицы моего города». Заочная экскурсия по карте Кемеровской области « Наш край на карте ( границы, площадь, административный центр, символика, населенные пункты). Градообразующие предприятия, их роль в жизни города, района.
Изучаем свой край ( 19 ч)
Путешествие во времени. « Из истории родного края». Проект « Мой родной край». Заочная экскурсия « Природа родного края». Проект. Конкурс рисунков « Родные просторы». Заочное путешествие « Геологическая история и рельеф родного края». Конкурс творческих работ «Родные просторы» (стихи, сочинения). Экскурсия на природу « Растения родного края». Проект «Растительность Кемеровской области».
Заочное путешествие « Растения родного края, занесенные в красную книгу». Проект. « Зеленая аптека». Заочное путешествие в лес. «Птицы нашего края». Проект «Обитатели воздушного пространства». Заочное путешествие «Мир насекомых».
Викторина «Насекомые Нашего края». Заочное путешествие «Звери, обитающие на территории нашего края». Проект «Животные нашего края».
Тематическое планирование
3 класс(34ч)
№ п\п | Дата | Тема занятия | Колич.час. | Примечание |
Изучаем свой район (5часов) | ||||
1 | Экскурсия по улицам района | 1 | ||
2 | Проект « История возникновения района.» | 1 | ||
3-5 | Проект « Улицы моего района.» | 3 | ||
Изучаем свой город.( 10часов.) | ||||
6-7 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | ||
8-9 | Проект « Из истории моего города.» | 2 | ||
10-13 | Проект « Улицы моего города.» | 4 | ||
14 | Заочная экскурсия по карте Кемеровской области . «Наш край на карте.»(границы, площадь, административный центр ,символика, населенные пункты.) | 1 | ||
15 | Градообразующие предприятия, их роль в жизни города, района. | 1 | ||
Изучаем свой край ( 19 часов) | ||||
16 | Путешествие во времени « Из истории родного края» | 1 | ||
17-18 | Проект « Мой родной край.» | 2 | ||
19 | Заочная экскурсия «Природа родного края.» | 1 | ||
20 | Проект . Конкурс рисунков «Родные просторы.» | 1 | ||
21 | Заочное путешествие «Геологическая история и рельеф родного края.» | 1 | ||
22 | Конкурс творческих работ « Родные просторы.»( стихи, сочинения) | 1 | ||
23 | Экскурсия на природу « Растения родного края.» | 1 | ||
24-25 | Проект « Растительность Кемеровской области,» | 2 | ||
26 | Заочное путешествие «Растения родного края, занесенные в красную книгу.» | 1 | ||
26-27 | Проект « Зеленая аптека.» | 2 | ||
28 | Заочное путешествие в лес. «Птицы нашего края.» | 1 | ||
28-29 | Проект « Обитатели воздушного пространства.» | 2 | ||
30 | Заочное путешествие « Мир насекомых.» | 1 | ||
31 | Викторина « Насекомые нашего края.» | 1 | ||
32 | Заочное путешествие «Звери, обитающие на территории нашего края.» | 1 | ||
33 | Проект «Звери, обитающие на территории нашего края.» | |||
34-35 | Проект.» Животные нашего края.» | 2 |
Содержание программы
4 класс
Изучаем свой город (11 ч)
Вводное занятие « Мой город». Просмотр фильма о г. Новокузнецке. Загадочный мир названий» Викторина «Улицы моего города». Заочное путешествие по городу «Памятные места моего города». Проект « Самые красивые места города». Экскурсия в театр. Конкурс рисунков «Волшебный мир театра». Профессии людей г. Новокузнецка. Проект «Все работы хороши».
Изучаем свой край (24 ч)
Заочная экскурсия «Заповедные места нашей области». Проект «Памятники природы». Заочное путешествие по карте Кемеровской области «Города Кузбасса». Проект «Города Кузбасса». Занятия людей в городе. Проект «Профессии Кузбасса».
Заочная экскурсия по карте Кемеровской области «Реки Кузбасса». Проект. «Реки Кузбасса». Экскурсия в краеведческий музей. Проект «Птицы родного края, занесенный в Красную книгу». Проект « Охраняемые виды животных родного края». Экскурсия в библиотеку. Проект « Памятные места моего города». Экскурсия в школьный музей. Проект « Ветераны войны в моем городе». Итоговое занятие « Край, в котором я живу».
Тематическое планирование
4 класс (34ч)
№п\п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
Изучаем свой город(11ч) | ||||
1 | Вводное занятие «Мой город» Просмотр фильма о г.Новокузнецке. | 1 | ||
2 | Загадочный мир названий. Викторина «Улицы моего города» | 1 | ||
3 | Заочное путешествие по городу «Памятные места моего города» | 1 | ||
4 | Проект «Самые красивые места города» | 1 | ||
5-6 | Экскурсия в театр | 2 | ||
7 | Конкурс рисунков «Волшебный мир театра» | 1 | ||
8-9 | Профессии людей г. Новокузнецка. | 2 | ||
10-11 | Проект «Все работы хороши» | 2 | ||
Изучаем свой край (23 ч) | ||||
12 | Заочная экскурсия «Заповедные места нашей области» | 1 | ||
13-14 | Проект «Памятники природы» | 2 | ||
15 | Заочное путешествие по карте Кемеровской области «Города Кузбасса» | 1 | ||
16-17 | Проект «Города Кузбасса» | 2 | ||
18-19 | Занятия людей в городе. | 2 | ||
20-21 | Проект «Профессии Кузбасса» | 2 | ||
22 | Заочная экскурсия по карте Кемеровской области «Реки Кузбасса» | 1 | ||
23 | Проект «Реки Кузбасса» | 1 | ||
24-25 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | ||
26 | Проект « Птицы родного края, занесенные Красную книгу.» | 1 | ||
27 | ||||
28 | Проект « Охраняемые виды животных родного края.» | 1 | ||
29 | Экскурсия в библиотеку . | 1 | ||
30-31 | Проект «Памятные места моего города.» | 2 | ||
32 | Экскурсия в школьный музей. | 1 | ||
33-34 | Проект «Ветераны войны в моем городе.» | 2 | ||
35 | Итоговое занятие « Край, в котором я живу.» | 1 |
Методы контроля
** оценка рисунков, изображающих то, что увидено на экскурсии,
** оценка мини сочинений и мини рассказов об увиденном и услышанном на занятиях.
** фиксация наблюдений,
** участие в конкурсах, отчётах об экскурсионной деятельности
Литература
1. Барышева Ю.А. «Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной
школе» Москва, «ЦЦЮТур», 1997г.;
2. Багаундинова Ф.Г. «Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальной
школы» Москва, «ЦДЮТур», 1996г.;
3. Багаундинова Ф.Г. «Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных
классов. Программа и методические рекомендации для учителя»
Казань, «Республиканская СЮТур», 1991г.;
4. Салеева Л.П. «Здоровье человека и окружающей среды» Курган, ГУНО
Администрация Курганской области, 1983г.;
5. Ашуркова Л.В. «Организация воспитательной работы в начальной школе» «Завуч
начальной школы» №6, 2005г.;
6. Васильева Л.В. «По лесной тропинке» «Начальная школа» №7,2007г.;
7. Груздева Н.В. «Окружающий мир глазами детей. Развивающие задания для работы__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Моя малая Родина - Сахалин".
В данной программе даётся полное ракрытие занятий по краеведению для учащихся 4 класа по теме "Моя малая Родина - Сахалин". Данная программа разработана как инновация природовед...
Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"
Факультативный курс по краеведению в начальной школе...
Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:· Федеральный закон от 10 июля 1992 год...
Образовательная программа творческого объединения «По малой Родине моей»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовн...
Рабочая программа «С любовью к малой Родине».Летний школьный лагерь "Лада"
Пояснительная записка и планирование работы в летнем школьном лагере с дневным пребыванием....
Программа элективного курса "Моя малая Родина"
Программа межпредметного элективного курса "Моя малая Родина" предназначена для учащихся 4-х классов. Курс расширяет представление детей об истории своего родного города, его жителях. Позвол...