Образовательная программа творческого объединения «По малой Родине моей»
рабочая программа (3 класс) по теме
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Архангельской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу. Программа “По малой Родине моей” предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 9-11 лет. Программа реализуется в течение 2013-2015 учебного года по одному академическому часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kraeved.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
Творческого объединения
« По малой Родине моей »
Срок реализации - 2 года
Возраст___9-11___лет
Педагог дополнительного образования
Кобелева Наталья Александровна
г. Архангельск 2013
Пояснительная записка.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Архангельской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу. Программа “По малой Родине моей” предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 9-11 лет. Программа реализуется в течение 2013-2015 учебного года по одному академическому часа в неделю.
Цели программы: Познакомить учащихся с историко - культурным наследием города Архангельска; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
1.Изучение прошлого и настоящего города Архангельска, обычаев, традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном селе.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры. 7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Основные направления: Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
Формы проведения занятий:
Беседы.
Экскурсии.
Уроки.
Работа с документами; СМИ; Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Создание рисунков, стенгазеты «По малой Родине моей».
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном городе.
Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую атрибутику, посещают ветеранов.
Календарно-тематическое планирование 2013-2015 уч.год
№ | тема | содержание | Кол-во часов |
1 | Введение. Краеведение- наука о родном крае. | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | 1 |
2 | Красотою славится наша земля | Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Подбор материала к папке « Путеводитель по городу Архангельску» | 3 |
3 | Архангельская земля | Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. « Путеводитель по городу Архангельску» | 3 |
4. | Поморье. | Архангельский край. Кто такие поморы? Далекое прошлое Архангелького края. Языческое Поморье. | 4 |
5. | Викинги. | Викинги в истории Поморья. | 2 |
6. | История Архангельска. | Михайло-Архангельский монастырь. | 2 |
7. | Имя города. | Небесный покровитель города и края – Архангел Михаил. Конкурс рисунков. | 4 |
8. | Герб Архангельска. | История создания Архангельского герба. Первые эскизы. | 2 |
9. | «Двинской летописец». | Архангельский историк Василий Крестинин. Исторические заслуги В. Крестинина. | 3 |
10. | Архангельские древности. | Гостиный двор. Новодвинская крепость. Тайна Новодвинской крепости. | 4 |
11. | Императорские визиты. | Царь Петр I в Архангельске. | 2 |
12. | Императорские визиты. | Императоры Александр I и Александр II в Архангельске. | 4 |
13. | Грамота и просвещение в Поморье. | Обучение грамоте в Древнем Поморье. Монастырские школы. Поморские колыбельные. | 6 |
14. | Михаил Васильевич Ломоносов. | Помора сын – он славой стал России. Памятники М.В. Ломоносову в Архангельске. | 5 |
15. | Мой Архангельск! | Откуда пошел мой род. Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. Конкурс рисунков «Моя семья». | 4 |
16. | Современный облик Архангельска. | Культурно-исторические достопримечательности. Памятники в Архангельске. | 3 |
17. | Я и мой город. | Мой город через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашего города в будущем. Конкурс рисунков. | 2 |
18. | История моей страны в названиях улиц. | Имена архангельских улиц. История в названиях улиц города Архангельска. | 3 |
19. | Архангельск – город воинской славы. | «Их имена навечно останутся в наших сердцах!» Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны, ВОВ в судьбе моей семьи. | 3 |
20. | Семейные традиции, праздники. | Конкурс сочинений на тему: «Традиции в моей семье». | 2 |
21. | Кем славится земля Поморская. | Сбор материала о людях разных профессий города Архангельска. Профессии моих родителей. | 2 |
22. | Писатели, сказочники Поморской земли. | Сказочник – Степан Писахов. «Чародей Севера» - Борис Шергин. Конкурс рисунков по произведениям сказочников. | 3 |
23. | Итоговое повторение. | Презентация творческих работ. Итоговое тестирование. | 1 |
Итого: | 68 |
Ожидаемые результаты работы творческого объединения:
- формирование у детей знания основ народной жизни;
2. воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины»,
- приобретенные знания истории и культуре родного края учащиеся в старших классах могут применить на уроках истории, литературы, географии;
- ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;
- через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны
- запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры;
- предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Данная система изучения своей малой Родины - погружение ребенка в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в нем элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Данная программа способствует духовному становлению и развитию ребенка как культурного гражданина своей страны.
Список используемой литературы:
1. Ануфриев В.В. Русские поморы. Культурно-историческая идентичность.М.,2008
2. Архангельская старина. Популярный исторический журнал. 2009-2011г.
3. Булатов В. Русский Север. Архангельск: Помор.гос.ун-т им. М.В. Ломоносова, 1997.
4. Зайцева Т. В. Город, хранимый архангелом. Архангельск, 2011.
5. Киприянов В. Старый Архангельск. Архангельск, 1992.
6. Криничная Н.А. Предания Русского Севера. СПб.: Наука, 1991.
7. Куратов А.А. Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера. Архангельск, 2005.
8. Нелаева С.М. Здравствуй, морюшко Белое! Архангельск: Помор.гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001.
9. Овсянкин Е.И. Имена архангельских улиц. Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1983.
10. Поморская энциклопедия Т. 1: История Архангельского севера. Архангельск, 2001.
11. У моря Белого, студеного…Архангельск: Издательский дом «СК», 2000.
12. Шергин Б. У Архангельского города. Архангельск, 1985.
13. Шергин Б. Гандвик – студеное море. Пермь: Пермское кню изд-во, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Военное прошлое моей малой родины. Освобождению станицы Гундоровской посвящается.
В презентации представлен материал, посвященный освобождению станицы Гундоровской от немецко-фашистских захватчиков. Ежегодно учащиеся нашей школы проводят уроки мужества у памятника погибшим воинам в...
Проектная работа "7 чудес моей малой Родины".
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушки, бабушке, к с любви к своему дому, к своей улице, на которой ты живешь, своей школе, к городу. В результате проектн...
Образовательное путешествие «ТОП-10 города Кизела» (ТОП-10 моей малой Родины)
Разработка «ТОП-10 города Кизела» (ТОП-10 моей малой Родины) (Образовательное путешествие) представляет собой внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. Образовательное путешеств...
Урок окружающего мира по теме: "Символы РФ и моей малой родины"
Создать обучающимся условия для расширения знаний о своей стране: ввести в словарный запас детей предметные понятия: Росси...
Статья "С малой родины моей начинается Россия"
Статья "С малой родины моей начинается Россия" знакомит читателей с мероприятиями, проведенными специалистами БУ ХМАО-Югры "КЦСОН "Милосердие" в рамках Всероссийского открытого урока "Моя малая ...
Презентация к занятию кружка " По малой Родине моей!"
Данная презентация отражает прошлое и настоящее родного города. Возможно применение на часах общения и уроках по краеведению....
Классный час " С МАЛОЙ РОДИНЫ МОЕЙ НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ"
Одна из задач нравственного воспитания школьника - воспитание любви к Родине и родному краю. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, г...