Программа по краеведению "Моя малая Родина - Сахалин".
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
В данной программе даётся полное ракрытие занятий по краеведению для учащихся 4 класа по теме "Моя малая Родина - Сахалин". Данная программа разработана как инновация природоведческой деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по краеведению
«Моя малая Родина - Сахалин»
для учащихся 4 класса
Валентин Богданов
"Наш остров"
На самом краешке России,
Где море бьётся в берега,
Лежит он в океане синем,
Как в песне звонкая строка…
Весна немного припоздает,
Промедлит осень взять права -
И к сенокосу вырастает
По плечи самые трава.
А то в апрель влетят метели
И так завеют белый свет,
Что в дальних селах по неделям
Ни писем нет и ни газет.
Но он живёт, живёт наш остров!
И сквозь циклонный ветробой
С неиссякаемым упорством
Идёт на спор с самой судьбой…
И пусть на тесной карте мира
Порой едва означен он -
К нему протянуты пунктиры
Земных дорог со всех сторон.
Пояснительная записка
Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Предлагаемая программа кружка «Моя малая Родина-Сахалин» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.
Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
Представленная программа кружка «Моя малая Родина-Сахалин» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 4 класса.
Гипотеза
Если при использовании различных образовательных технологий повысится интерес детей к познанию истории, культуры, природы родного края, то расширятся знания о своей малой родине - Сахалине и сформируются представления об истории, культуре, традициях, природе родного края, как неотъемлемой части истории, культуры, природы родной страны в целом.
Концептуальные идеи программы
Цель: приобщение детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края через различные образовательные технологии.
Программа построена на принципах:
развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников районной библиотеки, краеведческого музея, ДМШ. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердится в поиске новых идей и новых знаний.
Формы занятий кружка
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
лекции;
аналитические и эвристические беседы;
учебные сценки;
праздники;
экологические сказки;
народные, подвижные и интеллектуальные игры;
ролевые игры;
работа с наглядными пособиями;
работа с объектами живой и неживой природы;
читательские конференции;
тестирование;
анкетирование;
Занятия в кружке чередуются с посещением краеведческого музея города, экскурсиями в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной экологической тропе.
Важную роль играют занятия, организованные с посещением библиотеки, встречи со специалистами города и района.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и информационно-коммуникативные технологии.
Режим занятий
1-й год реализации программы (4-й класс) рассчитан на 68 учебных часов: из них теоретические занятия - 30 час; практические занятия - 38 часов.
Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Участники программы: учащиеся 4 класса, учителя начальной школы, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, работники библиотеки, краеведческого музея, ДМШ.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: педагоги начального звена, школьный библиотекарь.
Внешние: ДДТ, детская библиотека, ДЮСШ, ДМШ, краеведческий музей.
Направления реализации программы
1. Экологическое краеведение
2. Литературное краеведение
3. Историческое краеведение
Условия реализации программы
Программа будет успешно реализована, если:
будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
будет использоваться разнообразный дидактический материал и ИКТ.
Формы контроля промежуточных результатов реализации программы
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
тестирование;
творческие задания;
викторины;
конкурсы;
олимпиады;
интеллектуальные игры;
выставки творческих работ учащихся;
защита проектов;
Возможные критерии результативности
1. Активность учащихся во внеурочное время.
2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.
3.Положительная тенденция роста участников районных, областных конкурсных программ, выставок, викторин, школьных, районных олимпиад, Всероссийских конкурсов, в смотрах знаний, в интеллектуальном марафоне, в научно-практической конференции, в защите проектов.
4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
Показатели результативности
1. Активное участие во внеклассной работе.
2.Активное участие школьников в районных, областных, Всероссийских интеллектуальных играх и конкурсах.
3. Рост числа учащихся, занимающихся в кружке.
4.Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.
Методики диагностики
1.Методика диагностики сформированности коллектива «Выявление мотивов участия учащихся в делах коллектива» (модифицированный вариант методики О.В.Лишина)
2.Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (автор А.А.Андреев)
Тематический план программы
1-й год реализации – 4-й класс
Направление | Содержание | Количество часов |
Теория | Практика |
Экологическое направление |
Раздел 1 |
Вводное занятие. Что такое экология? Правила техники безопасности | 1 | - |
Растительный мир района, области. Экскурсия «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений) | 1 | 2 |
Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев. Участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Уж небо осенью дышало…» | 1 | 2 |
Редкие и исчезающие растения района и области, занесенные в красную книгу. Участие во Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Осенняя фантазия» | 1 | - |
Зеленый мир вокруг нас (викторина) | 1 |
Осенний бал (праздник) | 1 |
Раздел 2 |
Мир насекомых своей области. Участие во Всероссийском конкурсе прикладного творчества «В мире бабочек». Работа с энтомологической коллекцией | 2 | 1 |
Охрана полезных насекомых борьба с вредителями | 1 | 1 |
Викторина-игра «спор насекомых» «Кто важнее?» | 1 |
Раздел 3 |
Рыбы, обитающие в реках области. Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру (1 тур). | 1 |
Прудовые хозяйства области. Охрана рыбных богатств | 1 |
Игра-викторина с применением инсценировки «Золотая рыбка» | 1 |
Раздел 4 |
Обитатели воздушного пространства родного края | 2 |
Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек, скворечников | 1 | 2 |
Интеллектуальная игра «Птичий час» | 1 |
Раздел 5 |
Животный мир родного края (общие понятия) | 2 | 1 |
Дикие и домашние животные. Составление портрета животного. Составление «Красной книги» класса. | 1 | 1 |
Праздник домашнего животного. Конкурс загадок о зверях и птицах родного края. | 1 |
Звери, обитающие на территории района, области | 2 |
Экскурсия в краеведческий музей «Ребятам о зверятах» | 1 |
Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека | 1 |
Животные, занесенные в Красную книгу. | 1 | 1 |
Игра «Что? Где? Когда?» | 1 |
Раздел 6 |
Охрана природы родного края. Охраняемые территории. Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру (2 тур). | 1 |
Час информации в детской библиотеке «Заповедные места родного края. Природоохранный заповедник Сахалинской области» | 1 |
Библиотечный урок с посещением фотовыставки «Знакомство с редкими животными» | 1 | 1 |
Экскурсия в краеведческий музей с просмотром фильма «Памятники природы и охраняемые территории Макаровского района» | 1 |
Литературно-экологическое путешествие «Люблю тебя, мой край суровый, северный!» | 2 |
Литературное краеведение |
Обзор «Мы читаем сахалинских писателей» | 1 |
Литературный час по произведениям В. Санги Обзор-беседа «Стихи Э. Ромашиной» Рассказы Льва Дёмина Нифские легенды | 1 1 |
Литературный час по творчеству Олега Кузнецова «Держу перо жар-птицы» | 1 |
Творческий конкурс стихов собственного сочинения о малой родине «Волшебное колечко». Пословицы и поговорки разных народностей Дальнего Востока. | 1 |
Историческое краеведение (некоторые занятия проходят в краеведческом музее, носят теоретическо - практический характер) |
Русская изба | 1 | 1 |
Как рубашка в поле выросла | 1 | 1 |
Бабушкин сундук | 1 | 1 |
Гончарное искусство | 1 | 1 |
Русский самовар | 1 |
Колокольный звон (поддужные колокольчики) | 1 |
Как учились крестьянские дети | 1 | 1 |
Старинные подвижные игры | 2 |
Итоговая игра по станциям | 1 |
Защита проектов в конце учебного года по любому из направлений. | 2 |
Всего | 68 | 30 | 38 |
Список дидактических и методических материалов к учебному курсу
- карточки-задания для усвоения нового материала;
- карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
- карточки правила;
- викторины по каждому изучаемому направлению и разделу;
- кроссворды по каждому изучаемому направлению и разделу;
- загадки по каждому изучаемому направлению и разделу;
- рассказы-загадки;
- биологические, экологические, исторические и литературные задачи;
- экологические, исторические и литературные игры, сказки, ситуации;
- рабочие альбомы;
- видеофильмы по каждому изучаемому направлению и разделу;
- архивные документы краеведческого музея;
- экспонаты краеведческого музея;
- использование в работе ИКТ (проектора, интернет - ресурсов)
Список рекомендуемой литературы
Научно-популярная
Александров С. М. Остров Сахалин. — М.: Наука, 1973. — 183 с.
Василевский А. А. Каменный век острова Сахалин. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 411 с.
Исаченко А. Г., Шляпников А. А. Сахалин // Природа мира: Ландшафты. — М.: Мысль, 1989. 504 с.
Южная часть Дальнего Востока. — М.: Наука, 1969. — 422 с.
География
Атлас Сахалинской области. — М.: ГУГК при СМ СССР, 1967. — 135 с.
Справочник по физической географии Сахалинской области / Сост. З. Н. Хоменко. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003. 112 с.
Флора и фауна
Баркалов В. Ю., Таран А. А. Список видов сосудистых растений острова Сахалин // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 1. — Владивосток: Дальнаука, 2004. — С. 39-66.
Красная книга Сахалинской области: Животные. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 190 с.
Красная книга Сахалинской области: Растения. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 348 с.
Нечаев В. А. Птицы острова Сахалин. Владивосток: ДВО АН СССР, 1991. 748 с.
Нечаев В. А. Обзор фауны птиц (Aves) Сахалинской области // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 2.. — Владивосток: Дальнаука, 2005. — С. 246—327.
Определитель высших растений Сахалина и Курильских островов / Д. П. Воробьёв, В. Н. Ворошилов, Н. Н. Гурзенков, и др.. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974. — 372 с.
История
История Сахалина и Курильских островов с древнейших времён до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История» / М. С. Высоков, А. А. Василевский, А. И. Костанов, М. И. Ищенко. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 712 с.
История Сахалинской области с древнейших времён до наших дней: Изд. 3-е, перераб. и дополн. / М. С. Высоков, В. А. Голубев, Н. И. Колесников, и др.. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1995. — 272 с.
Задачи программы:
Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;
осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона;
развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;
углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;
формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
Способы мотивации учащихся
Разнообразие форм проведения занятий
Содержание курса,
использование ИКТ
Прогнозируемые результаты реализации программы
Отдаленные
Промежуточные
Заинтересованность и активное участие родителей в работе кружка
Повышение мотивации младших школьников
приобретение учащимися учебно- интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности
получение представлений о природе края, об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края
Сумма конкретных знаний о прошлом, осмысленных с помощью настоящего; активная гражданская, нравственная жизненная позиция младших школьников в различных сферах деятельности; экологическая грамотность;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Наш край". Леса Сахалина. 4 класс
Данную презентацию я использовала на уроке окружающего мира в четвёртом классе по теме "Наш край". Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей ин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-967600-1509587242.jpg)
Викторина по теме "Сахалин - моя малая Родина"
Данная разработка может быть использована во внеурочное время. Викторина напрвлена на то, чтобы научить детей применять знания по краеведению в нестандартной ситуации.Она поможет расширить и углу...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/06/picture-1110673-1707206594.jpg)
Презентация " Сахалин - моя малая родина."
Данную работу можно использовать на классном часе о малой родине. В этой работе рассказано о Сахалине....