Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (система Л.В.Занкова)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr._mir_1_klass_shirokih.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Широких Ирины Геннадиевны
высшей квалификационной категории
по курсу «Окружающий мир»
1 класс
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова– Самара: Издательский дом «Федоров»).
Курс имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие и исторические знания и дает знания необходимые для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей.
Существенная особенность курса в том, что в нем заложена содержательная основа для межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Цель курса – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
- овладение основами практико–ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
- овладение умением работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, проводить наблюдение в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- формирование личностных восприятий, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- формирование компетентности решения проблем: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы, ориентироваться в пространстве и во времени
- развитие естественно–научного мышления, экологической и культурологической грамотности;
- воспитание нравственно и духовно зрелых активных компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Тематическое планирование рассчитано на 66 часов в год, 2 часа в неделю.
Курс предполагает как классно-урочную систему, так и проведение экскурсий и самостоятельную индивидуально-групповую деятельность. В основе структурирования курса лежат дидактические принципы системы Л.В.Занкова: ведущей роли теоретических знаний; осознания процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребёнка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (66 ч)
1.Окружающий мир: природа, общество, труд . – 7 часов
- Где мы живем. Школа
- Безопасный маршрут от дома к школе.
- Окружающий мир. Природные объекты и объекты, сделанные человеком.
- Труд людей.
- Природа осенью. (экскурсия)
- Природа и ее изменчивость.
- Природа – первый «учебник» человека.
2. Природа – 16 часов
- Неживая природа. Вселенная или космос.
- Земля как планета
- Значение воды на Земле
- Значение воздуха на Земле
- Разнообразие природы Земли.
- Неживая и живая природа. (экскурсия)
- Живая природа. Царство живой природы
- Растения
- Зависимость растений от природных условий
- Растения и человек
- Животные
- Разнообразие растений и животных (Экскурсия в музей краеведения)
- Воздействие человека на природу. Природа и человек.
- Земная поверхность.
- Труд человека
- Обобщение изученного; проверь себя.
3. Из истории Земли -14часов
- Модель и изображение Земли.
- Глобус – модель Земли
- Географическая карта
- Азбука географии.
- Тепловые пояса Земли.
- Облик Земли постоянно меняется
- История одной местности
- Так или не так? Проверьте себя.
- Место и время
- Как открывали новые земли.
- Появление и развитие жизни на Земле
- Древние растения и животные.
- Современные растения и животные .
- Древняя и современная природа Земли.
- Становление человека – 12 часов
- Растительноядные и хищные животные
- Становление человека
- Предки человека
- Человек становится охотником
- Человек прямоходящий. Орудия труда (экскурсия в музей краеведения)- 2 ч.
- Родовой строй
- Одомашнивание животных
- Домашние животные и их дикие предки
- Начало оседлой жизни.
- Земля рассказывает о себе
- Проверьте себя
- Мы – часть окружающего мира -15 часов
- Кто такие «мы»
- Мы разные по возрасту и по внешнему виду
- Мы живем в разных природных условиях
- Люди живут в разных странах
- Обычаи разных народов (экскурсия в национальную деревню)
- Мы живем в разное время суток
- Мы заняты разным делом
- Охрана окружающей среды
- Россия – любимая наша страна»
- Транспорт и связь. (экскурсия)
- Что вы знаете о своей стране
- Как жили наши предки.
- Жизнь современного человек (экскурсия)
- Законы современной жизни
- Проверь себя. Обобщающий урок.
Резерв 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село),страна Россия, столица Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.
Природа осенью. Природа- источник познания. Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (15 часов)
Космос. Звезды, планеты. Солнце-звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух- условия, необходимые для жизни на Земле.
Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет,форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы)растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии.
Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Из истории Земли (13 часов)
Ознакомление с глобусом - моделью
Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека (12 часов)
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди- собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных. Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Мы – часть окружающего мира (19 часов)
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людейв разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация -страна, где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет. Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– представление о причинах успеха в учебе;
– интерес к учебному материалу;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
– устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
– умению смыслового восприятия познавательного текста;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться, приходить к общему решению;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты. Человек и природа. Обучающийся научится:
– различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
– различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
– различать и называть основные части растений;
– узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
– использовать иллюстративный определитель растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
– описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Человек и общество. Обучающийся научится:
– различать прошлое, настоящее и будущее;
– определять родственные связи в семье;
– соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
– использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
– оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
– находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России
– Москву, свой регион и его главный город.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Планируемые результаты обучения | Измерители, виды и формы контроля | Сроки проведения | |||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | ||||||
I четверть 1.Окружающий мир: природа, общество, труд . – 7 часов | |||||||||
1 | Где мы живем. Школа | 1 | Страна - Россия. Столица- Москва. Республика. Город. Ознакомление с расположением кабинетов, классов, столовой, залов. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями | Обучающийся научится: -ориентироваться в учебнике. - работать с рисунком, ориентироваться на странице. -узнавать объекты, представленные на рисунке, понимать заданный вопрос, уметь ответить на него в устной форме. -воспринимать первичные сведения об окружающем мире (город, деревня, страна Россия, столица Москва, занятия людей, природа, объекты природы, предметы, сделанные человеком). -ознакомиться с нормами поведения в школе, в общественных местах. -проводить несложное наблюдение под руководством учителя. -различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы на улице и в других общественных местах. -понимать необходимые для школьника знаки, символы дорожного движения -различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. -знать времена года и их очевидные (внешние) признаки -понимать значение труда в жизни человека. -осознавать взаимозависимость людей разных профессий -называть и описывать объекты природы. -сравнивать объекты природы на основе внешних признаков. -наблюдать за осенними изменениями в природе. -с помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде, времени суток и временах года по внешним признакам Обучающийся получит возможность научиться: -адекватно использовать средства устной речи во время инсценировки. - использовать на практике основные правила познания окружающего мира | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – интерес к учебному материалу или к отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»; – представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: – представления о своей гражданской идентичности и этнической, семейной принадлежности; – развития этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций. Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проявлять первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи. Обучающийся получит возможность для формирования: – сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения; – вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; – сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы: – знакомиться на примере учебника «Окружающий мир» со структурой книги (ее содержанием, приложениями, условными знаками и символами); – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Обучающийся получит возможность для формирования: – представлять многообразие способов решения задач; – анализу, сравнению объектов окружающего мира, представленных в реальности и на рисунках, по заданным критериям; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком».. | беседа | сентябрь | ||
2 | Безопасный маршрут от дома к школе | 1 | Правила поведения на дороге и улице. | беседа, устный опрос | сентябрь | ||||
3 | Окружающий мир. Природные объекты и объекты, сделанные человеком. | 1 | Природа и вещи, сделанные человеком | беседа, устный опрос | сентябрь | ||||
4 | Труд людей. | 1 | Профессии родителей. Правила вежливого обращения | Беседа, устный опрос. | сентябрь | ||||
5 | Природа осенью. (экскурсия) | 1 | Наблюдение за происходящим в природе Осенние изменения в живой и неживой природе, основные части растений | беседа, устный опрос | сентябрь | ||||
беседа, устный опрос | сентябрь | ||||||||
6 | Природа и ее изменчивость | 1 | Работа над понятиями «природа», «окружающий мир». Изменения в природе, названия сезонов | беседа, устный опрос, рисунок «Осень» | сентябрь | ||||
7 | Природа – первый «учебник» человека | 1 | Практическая работа на местности или в классе. Навыки ориентирования. Понятия: лево-право, Далеко-близко, около, под, высоко-низко и т. д. | Беседа, устный опрос | сентябрь | ||||
2. Природа – 15 часов | |||||||||
8 | Неживая природа. Вселенная или космос. | 1 | Солнечная система. Звезды, планеты, спутники. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник | Обучающийся научится: -формировать представления о значении Солнца для жизни на Земле. -подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна,) под понятия разного уровня обобщения (космические тела, спутник, планеты, звезда). -воспринимать относительность величины предметов в зависимости от расстояния -проводить несложные наблюдения и постановки опытов. -использовать простейшее оборудование. -следовать инструкции и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. -иметь представление о связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. -демонстрировать эти движения на моделях. -иметь представление об условиях жизни на Земле -формировать представления о значении воды на Земле, ее месте нахождения. -ознакомиться с диаграммой соотношения на Земле суши и воды. -формулировать выводы по результатам наблюдения в ходе проведения опыта. -определять внешние свойства воды, понимать ее необходимость для жизни на планете -получать представления о воздухе, значении его для жизни на Земле. - формировать представление о разнообразии и красоте природы России, о зависимости природного мира от местоположения на территории России. -описывать животных и растения местности, опираясь на свой опыт, рисунок, иллюстрацию - различать объекты живой и неживой природы, выделять признаки, присущие объектам живой природы. -ознакомиться с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. -формировать понятие «животное». -описывать и сравнивать животных, приводить примеры различных видов животных. -различать компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное и придуманное человеком). -осознавать ценность труда человека. -иметь представление о том, как изменял человек орудия труда. -знать названия профессий своих родителей, понимать то, чем они занимаются Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира -использовать собственный опыт, приобретенный в практической деятельности. -уметь делать выводы на основе результатов опыта -формировать умение приводить доказательства различий живой и неживой природы, используя результаты опытов, наблюдений - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: Обучающийся получит возможность научиться: -адекватно использовать средства устной речи во время инсценировки. - использовать на практике основные правила познания окружающего мира -понимать задания на моделирование учебной ситуации. -осваивать ориентирование в школьном здании - использовать на практике основные правила познания окружающего мира -обобщать объекты окружающего мира. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – интерес к учебному материалу, отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»; – представление об основных моральных нор_ мах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: – представления о причинах успеха в учебе; – этических чувств на основании анализа простых ситуаций; – понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.; Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – оценивать совместно с учителем результаты своих действий; – первоначальным умениям выполнять учебные действия в устной речи. Обучающийся получит возможность для формирования – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров; – на основе предложенного образца действий осуществлять простейшее планирование своей деятельности с помощью предложенных учителем иллюстративных элементов (картинок); – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; – вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; – сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы: – находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках; – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. Обучающийся получит возможность для Формирования: – на основе анализа и сравнения группировать объекты окружающего мира по заданному основанию; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; –представлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком», «живая природа», «неживая природа» и т.д. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы: – иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой); – иметь представления о правилах общения в школе, в классе; – адекватно реагировать на обращение учителей. Обучающийся получит возможность для формирования – разным формам работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в паре и группе); – использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации; – понимать ситуации, когда требуется обращение за помощью к учителю или одноклассникам. Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – интерес к учебному материалу или к отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»; – представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: – представления о своей гражданской идентичности и этнической, семейной принадлежности; – развития этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций. | беседа, устный опрос | сентябрь | ||
9 | Земля как планета | 1 | Место Земли в Солнечной системе. Свет и тепло, получаемые от Солнца. Движение Земли. Год. Сутки: день, ночь | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
10 | Значение воды на Земле | 1 | Вода пресная и соленая. Вода - условие для жизни. Значение воды | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
11 | Значение воздуха на Земле | 1 | Воздух - условие для жизни. Ветер. Значение воздуха | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
12 | Разнообразие природы Земли. | 1 | Условия, необходимые для жизни на Земле (тепло, вода, воздух). Разнообразие растений и животных | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
13 | Неживая и живая природа. (экскурсия) | 1 | Окружающий мир. Природа живая и неживая. Признаки, присущие объектам живой природы | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
14 | Живая природа. Царство живой природы | 1 | Ознакомление с группа - ми животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
15 | Растения | 1 | Разнообразие растений, виды растений, их строение | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
16 | Зависимость растений от природных условий | 1 | Разные группы растений | практическая работа | октябрь | ||||
17 | Растения и человек | 1 | Человек - часть природы | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
18 | Животные | 1 | Ознакомление с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
19 | Разнообразие растений и животных (Экскурсия в музей краеведения) | 1 | Разнообразие строения, среда обитания. Наблюдения за птицами на кормушках | беседа, устный опрос | ноябрь | ||||
20 | Воздействие человека на природу. Природа и человек | 1 | Продолжение работы с объектами окружающего мира. Человек - часть природы | беседа, устный опрос | ноябрь | ||||
21 | Земная поверхность | 1 | Продолжение работы с объектами окружающего мира. Человек - часть природы | беседа, устный опрос | ноябрь | ||||
22 | Труд человека | 1 | Необходимость труда. Знания, изобретения, их значение в жизни человека | беседа, устный опрос | ноябрь | ||||
23 | Обобщение изученного; проверь себя. | 1 | Повторение изученного материала | Обобщение пройденного | ноябрь | ||||
Из истории Земли -13 часов | |||||||||
24 | Модель и изображение Земли. | 1 | Ознакомление с глобусом. Форма Земли. Экватор. Полюса. Материки. Океаны | Обучающийся научится: -иметь представление о моделях. -ознакомиться с моделью Земли – глобусом, с картой. -иметь общее представление о названиях и месте расположения океанов и материков. -находить на глобусе и карте Северный и Южный полюса, экватор, материки и океаны - работать с картой: читать условные знаки (обозначение населенных пунктов, очертаний материков, использование синего и желтого цвета для обозначения воды и суши) -понимать неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности. Анализировать и сравнивать рисунки. - ознакомиться с противоположностью сезонов на Земле в данный момент времени - использовать текст для поиска необходимой информации. - слушать и формулировать ответ на заданный вопрос. -строить собственные высказывания. -различать достоверные факты и вымысел в различных информационных источниках -ориентироваться во времени: прошлое, настоящее, будущее. -ознакомиться с изменениями, происходившими в природе Земли. -демонстрировать знание условий, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода, воздух). -представлять и описывать древних животных по рисункам -выявлять сходства и различия древних и современных животных по рисунку. -развивать способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями. –устанавливать связи между изменениями, происходящими с животными, и изменением природных условий (появление шерсти, уменьшение или увеличение размеров, смена питания). -приводить 2–3 примера древних животных Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира - оценивать результат приобретенных умений и знаний – соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде; – описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к школе; – интерес к учебному материалу; – представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: – представления о гражданской идентичности – «Я» как гражданин России; – представления о причинах успеха в учебе; – этических чувств (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; – первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – представления о ценности и уникальности природного мира, природоохранном, здоровье сберегающем поведении. Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы. Обучающийся получит возможность для формирования: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. Обучающийся получит возможность для формирования: – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность для формирования: – формулировать собственную точку зрения и позицию; | Беседа, устный опрос | ноябрь | ||
25 | Глобус – модель Земли | 1 | Ознакомление с глобусом. Форма Земли. Экватор. Полюса. Материки. Океаны | беседа, устный опрос | ноябрь | ||||
26 | Географическая карта | 1 | Ознакомление с картами: карта полушарий (Восточное и Западное полушария), карта России, карта родного края. Материки, океаны | беседа, устный опрос | декабрь | ||||
27 | Азбука географии | 1 | Практическая работа. Ознакомление с географическими знаками, окраской объектов географической карты. | беседа, устный опрос | декабрь | ||||
28 | Тепловые пояса Земли. | 1 | Путешествие по тепловым поясам Северного и Южного полушарий Земли. | беседа, устный опрос | декабрь | ||||
29 | Облик Земли постоянно меняется | 1 | Изменения в неживой природе Земли. Пангея. Материки. Мировой океан | беседа, устный опрос | декабрь | ||||
30 | История одной местности | 1 | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). | беседа, устный опрос | декабрь | ||||
31 | Так или не так? Проверьте себя. | Повторение изученного материала | Беседа, проверочная работа | декабрь | |||||
32 | Место и время | 1 | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Земная ось. Экватор. Полушария. | беседа, устный опрос | декабрь | ||||
33 | Как открывали новые земли. | 1 | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки, океаны.. | беседа, устный опрос | декабрь | ||||
34 | Появление и развитие жизни на Земле | 1 | Условия, необходимые для жизни на Земле. Животные океана. Животные и растения суши. Динозавры | Тест | январь | ||||
35 | Древние растения и животные | 1 | Изменения в природе Земли. Гибель динозавров и появление птиц, млекопитающих | беседа, устный опрос | январь | ||||
36 | Современные растения и животные | 1 | Развитие наблюдательности и умения сравнивать | беседа, устный опрос | январь | ||||
37 | Древняя и современная природа Земли | 1 | Древняя и современная природа. Появление живой природы и ее разнообразие | беседа, устный опрос | январь | ||||
Становление человека – 12 часов | |||||||||
38 | Растительноядные и хищные животные | 1 | Особенности строения и питания растительноядных (травоядных) и хищных животных | Обучающийся научится: -формулировать выводы на основе анализа иллюстраций учебника. -различать животных по типу питания. -приводить примеры хищных и растительноядных животных. -выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания. -оперировать новыми понятиями «хищные животные», «растительноядные животные» -иметь представление о жизни растительноядного предка человека. -сравнивать древнего предка человека с человекоподобными обезьянами -анализировать совершенствование орудий труда. -различать понятия «орудие» и «оружие». -слушать и формулировать ответы на поставленные вопросы, участвовать в обсуждениях. -понимать зависимость образа жизни человека от природных условий, постоянного стремления человека улучшить условия своей жизни - анализировать образ жизни предков человека на разных этапах его развития (изменение питания, поведения, внешности, видов деятельности). -соотносить древние орудия труда с современными. -получить представление о материалах, из которых изготавливают орудия труда
-получить общее представление о родовом строе. -извлекать информацию из различных источников знаний (текст, рисунок и др.). -иметь представление о зарождении разных видов искусства. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира - использовать на практике основные правила познания окружающего мира -самостоятельно работать с заданиями в учебнике. -устанавливать последовательность в развитии живой природы, в том числе и человека. -соотносить предметы с историческими этапами Обучающийся научится: -формулировать выводы на основе анализа иллюстраций учебника. -различать животных по типу питания. -приводить примеры хищных и растительноядных животных. -выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к школе и учебной деятельности; – представление о причинах успеха в учебе; – представление об основных моральных нормах поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – этических чувств (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; – первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – осознания гражданской идентичности – «Я» как гражданин России; – представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровье сберегающем поведении.. Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – оценивать с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить коррективы; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Обучающийся получит возможность для формирования: – адекватно воспринимать оценки своей работы учителями, товарищами; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы: – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям). Обучающийся получит возможность для формирования: – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. | беседа, устный опрос | январь | ||
39 | Становление человека | 1 | Этапы зарождения жизни на Земле. Растительноядный предок человека | беседа, устный опрос | январь | ||||
40 | Предки человека | 1 | Особенности строения и питания | беседа, устный опрос | февраль | ||||
41 | Человек становится охотником | 1 | Коллективная охота. Изобретение орудий для труда и оружия для охоты Причины, повлиявшие на изменение облика древнего человека. Человек- охотник, кочевник и земледелец. | беседа, устный опрос | февраль | ||||
42-43 | Человек прямоходящий. Орудия труда (экскурсия в музей краеведения) | 2 | Овладение огнем. Строительство дома. Одежда из растений и шкур. Орудия труда | беседа, устный опрос | февраль февраль | ||||
44 | Родовой строй | 1 | Род. Племя. Общение внутри племени | беседа, устный опрос | февраль | ||||
45 | Одомашнивание животных | 1 | Домашние животные. Причины, побудившие человека заняться одомашниванием разных животных. | беседа, устный опрос | февраль | ||||
46 | Домашние животные и их дикие предки | 2 | Этапы развития человека. Окультуривание растений | беседа, устный опрос | март | ||||
47 | Начало оседлой жизни. | 1 | Жилище, занятия сельским хозяйством, организация жизни (род, племя) | Тест. | март | ||||
48 | Земля рассказывает о себе | 1 | Знакомство с науками: археологией, палеонтологией | беседа, устный опрос | март | ||||
49 | Проверьте себя | 1 | Повторение изученного материала | Обобщение пройденного | март | ||||
Мы – часть окружающего мира -19 часов | |||||||||
50 | Кто такие «мы» | 1 | Кто такие «мы» Мы - часть окружающего мира. Человек разумный, обладающий знаниями, создающий разные вещи. | Обучающийся научится: -оценивать и воспринимать результат своей работы: -подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; -знать основные правила обращения с домашними животными. -доказывать свою точку зрения; приводить доводы. -формировать понимание, что человек – часть окружающего мира, что он – член семьи, гражданин России и человеческого общества в целом. -делать вывод о правах и обязанностях ребенка в семье -соотносить информацию на рисунке с картой. -понимать существование как различий, так и общего в образе жизни современных людей. -устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью людей. -активизировать понятия: «тепловые пояса», «природные условия», «времена года», «растения» (деревья, кустарники, травы), «животные» -знакомиться с одеждой, национальной кухней, народными промыслами, народным творчеством. -уметь из дополнительной информации извлекать главное и представлять одноклассникам -определять время по часам (целый час). -получить представление о причине существования разного времени суток в один и тот же момент на Земле -оперировать результатами ранее проведенных наблюдений, опытов (опыт с теллурием или лампой) -ознакомиться с разными профессиями. -оценивать черты характера человека, необходимые для разных профессий (общее и особенное). -устанавливать связь деятельности человека и природы. -различать прошлое и настоящее -определять на карте, глобусе местоположение Российской Федерации. -знать символы государства: называть государство, столицу, флаг, герб, иметь представление о гимне. -знать название региона, в котором живут учащиеся, и его главный город. -ознакомиться с различными транспортными средствами. -знать телефоны экстренного вызова -высказывать свои впечатления о России на основе анализа рисунков и собственных знаний: о людях России, о результатах их деятельности, -осознавать себя гражданином Российской Федерации. -испытывать чувство гордости за свою великую Родину. -использовать иллюстративный определитель животных и растений | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к школе и учебной деятельности; – представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному материалу; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; – знание основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: – первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровье сберегающем поведении. Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Обучающийся получит возможность для формирования: – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы: – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по за_ данному признаку). Обучающийся получит возможность для формирования: – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – осуществлять смысловое восприятие познавательного текста; – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения в соответствии с этапом обучения; | беседа, устный опрос | март | ||
51 | Мы разные по возрасту и по внешнему виду | 1 | Влияние природных условий на образ жизни людей. | беседа, устный опрос | март | ||||
52 | Мы живем в разных природных условиях | 1 | Приспособленность людей к жизни в разных природных условиях | беседа, устный опрос | март | ||||
53 | Люди живут в разных странах | 1 | Часовые пояса и Гринвичский меридиан | беседа, устный опрос | март | ||||
54 | Обычаи разных народов (экскурсия в национальную деревню) | 1 | Одежда, национальная кухня, народные промыслы, народное творчество. | беседа, устный опрос | апрель | ||||
55 | Мы живем в разное время суток | 1 | Вращение Земли вокруг оси. Знакомство с изменением времени суток на территории России | беседа, устный опрос | апрель | ||||
56 | Мы заняты разным делом | 1 | Ознакомление с профессиями. | беседа, устный опрос | апрель | ||||
57 | Охрана окружающей среды | 1 | Охрана окружающей среды | беседа, устный опрос | апрель | ||||
58 | «Россия – любимая наша страна» | 2 | Местоположение на глобусе, карте | беседа, устный опрос | апрель | ||||
59 | Транспорт и связь. (экскурсия) | 1 | Виды транспорта и связи | беседа, устный опрос | апрель | ||||
60 | Что вы знаете о своей стране | 1 | События в современной России | Проверочная работа | апрель | ||||
61 | Как жили наши предки. | 1 | Древнерусское государство | беседа, устный опрос | май | ||||
62 | Жизнь современного человек (экскурсия) | 1 | Что может рассказать иллюстрация? (Быт, труд, культура, охрана границ) | беседа, устный опрос | апрель | ||||
63 | Законы современной жизни | 1 | Правила поведения в обществе. Правила здорового образа жизни | беседа, устный опрос | май | ||||
64 | Проверь себя. Обобщающий урок. | 1 | Закрепление пройденного материала. | Комбинированный, проверочная работа. | май | ||||
65-66 | Резерв | 2 | май май |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы (система Л.В. Занкова).- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир. 1-2 классы. – Самара: Корпорация «Фёдоров».
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир. 1-2 классы. – Самара: Корпорация «Фёдоров».
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Окружающий мир: учебник для 1 класса, в двух частях. – Самара: Корпорация «Фёдоров»,.
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь для 1 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров»,.
2. Специфическое оборудование:
- Презентации;
- Плакаты к курсу «Окружающий мир»;
- Персональный компьютер;
- Мультимедийная установка.
- Карточки и раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.Я. Дмитриевой (система развивающего об...
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова.
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова....
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс(система Л.В.Занкова)
Рабочая программа 2 вида по учебному курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образов...
рабочая программа по окружающему миру 3 класс, система Л.В.Занкова
рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
рабочая программа по окружающему миру 4 класс Система Л.В. Занкова
Рабочая программа предназначена для работы по ФГОС в 4 классе основной общеобразовательной школы....