Этап урока | Цель этапа | Форма работы | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД (личностные УУД формируются на каждом этапе урока) |
1.Организационный момент. | Проверка готовности обучающихся, создание эмоционально- положительного настроя на работу, мотивирование к учебной деятельности | Фронтальная
| Объяснительно- иллюстративный; игра | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Ребята, я предлагаю начать наш урок в кругу. Игра «Обмен настроением» Я рада вас видеть. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодня у всех будет хорошее настроение. Что вы ждете от сегодняшнего урока? Я желаю вам успеха и уверена, что у нас все получится. Займите свои места. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Дети встали в круг, настроились на работу.
Ответы детей. | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание изучать новое, осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.
|
2. Сообщение темы урока. Постановка целей урока. | Установить тематические рамки, наметить шаги учебной деятельности | Фронтальная | Частично- поисковый | Отгадайте, о чем сейчас пойдет речь:
Много меня – пропал бы мир И мало меня – пропал бы мир (вода)
К низу летит капельками, А к верху – невидимкою. (вода)
В жаркий день самой желанной бывает
(вода) Я и туча и туман И ручей и океан И летаю, и бегу И стеклянной быть могу! (вода)
| Учащиеся высказывают свои предположения и обосновывают их. Дети слушают ответы других учащихся. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию: слушать, делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, вступать в беседу на уроке. |
| Выявление темы и целей урока. Учить определять совместно с учителем тему урока, ставить задачи, планировать действия. | фронтальная | Словесный , беседа, выдвижение предположений | Подумайте: какова тема нашего урока? Учитель совместно с детьми формулирует тему урока «Значение воды в жизни человека, Охрана водных ресурсов».
Что мы уже знаем и можем рассказать, а чему будем учиться?
| Высказывают свои предположения по теме урока, фомулируют цели и пред- лагают план работы на уроке. | Регулятивные: планирование и регуляция деятельности учащихся в соответствии с поставленной задачей. Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний, обобщение на основе выделения сущностной связи, перерабатывать полученную информацию и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: доносить свою позицию до одноклассников, обосновывать ее. |
3. Актуализация опорных знаний | Создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность, подготовить учащихся к введению новых понятий | Фронтальная
Фронтальная, индивидуальная | Словесный, беседа , демонстрация , постановка проблемы, проблемный диалог | Посмотрите на глобус. Видите, на сколько много на Земле воды. Ее даже правильнее было бы называть «Океания».
А всякая ли вода годится для нужд человека?
Большая часть – это соленая вода.
Пример 1: демонстрируется 3-ехлитровая банка и полстакана, заполненного водой. Пример 2: без еды человек может обойтись 30 дней, а без воды – 3-4 дня. А зачем еще человеку нужна вода?
Учитель совместно с учащимися составляет и заполняет схему: Значение воды | Питье
И Бытовые нужды | Водные пути | Энергия рек, приливов: ГЭС, ТЭС. | Промышленность, сельское хозяйство |
|
Высказывают свои предположения, обосновывают их.
Анализируют ответы детей, Задают вопросы, отвечают на них. Оценивают ответы учащихся. Заполняют схему.
| Регулятивные: сохранять и принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, умение ориентироваться в своей системе знаний, самооценка и внешний контроль. Познавательные: умение анализировать объекты, работать с информацией, на основании высказанных предположений обобщать и делать выводы, моделирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать речь других.
|
4.физкультминутка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения | Фронтальная, индивидуальная | Репродуктивный , игра | Учитель демонстрирует движения | Учащиеся выполняют движения | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность.
|
5. Объяснение нового материала | Подготовить учащихся к введению новых понятий, организовать и осуществить их усвоение в ходе творческой работы | Фронтальная , индивидуальная
групповая | Объяснительно- иллюстративный | Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте услышать проблему, которую я в нем озвучила. Учитель читает стихотворение: Без нее нам не умыться Не наесться не напиться Смею вам я доложить – Без воды нам не прожить.
Жизнь без воды на Земле невозможна И будем действовать мы осторожно Что б сохранилась твоя чистота Незаменимая наша вода.
К чему я вас призываю в этом стихотворении? Кому сложно, прочитайте текст сами. Как вы понимаете фразу «будем действовать мы осторожно»- это как? Зачем?
Сейчас я вашему вниманию предложу свой вариант: учитель демонстрирует экологические знаки. Как вы думаете, что у нас в руках?
Работа над понятиями «экологические знаки, экология, экологическая катастрофа» (понятия прикрепляются на доску и записываются в словарик).
Давайте вспомним, что вы знаете о связи живой и неживой природы. Как человек связан с природой? Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой растениями и животными, природой и человеком занимается наука экология. Название этой науки — замечательное. Оно происходит от двух греческих слов: «ойкос» — дом и «логос» — слово, знание. Экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме — планете Земля. А установить Правила , по которым живет планета, помогают экологические знаки.
Знаки бывают разрешающие и запрещающие. Учитель демонстрирует и разбирает вместе с учащимися несколько разрешающих и запрещающих экологических знаков по теме урока. Предлагает дома нарисовать разрешающий или запрещающий экологический знак по теме урока.
Ребята, какие вы знаете законы экологии? Давайте их вспомним (можно собрать из частей , прикрепленных на доске или предложить поработать в группах ): «Все связано со всем», «Природа знает лучше», «Все должно куда-то деваться», «Ничто не дается даром» (вывешиваются на магнитную доску). Учащиеся объясняют как понимают смысл каждого из законов. Автор этих законов – Барри Коммонер (прикрепляется на доску).
| Стихотворение лежит на парте у каждого ученика, они могут прочить его самостоятельно еще раз. Высказывают свои предположения.
Ответы детей
Учащиеся записывают значения слов. Дети с помощью учителя вспоминают пройденный материал и делают обобщение, что и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля — большой гостеприимный дом, в котором человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жильцами.
Учащиеся работают в группах и восстанавливают из фраз законы экологии. Демонстрируют результат совместной деятельности: читают закон экологии и объясняют как понимают его смысл.
| Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность. Познавательные: поиск и анализ информации , умение перерабатывать полученную информацию и делать выводы на основе работы с текстом. Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других,
|
6. Закрепление | Обеспечить осмысленное запоминание полученной информации, способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Групповая
индивидуальная | Репродуктивный , игра | А сейчас мы поиграем в игру «Экологическая паутинка» и вы увидите, как работает один из законов экологии. У каждого из вас есть значок одного из представителей живой природы: животного, растения (значок - опережающее домашнее задание). Учитель предлагает учащимся встать в круг, как в начале урока. Осталось выбрать роль волшебной капельки, а роль матери-природы с вашего разрешения буду играть я (на исполняющего роль «Капельки» одевается шапочка с изображением капельки воды). Учитель (исполняющий роль «Матери-Природы»): «У меня в руках волшебный клубок. Первый клубок я отдаю «Капельке».Вы все обитатели Земли. Кто как-то связан с водой? Кому она необходима?» (клубок по очереди передается от участников к «Капельке» и получается экологическая паутина) Затем разрезается одна «ниточка-связь» между водой и обитателями Земли. Что случится? Погибнет одно животное или растение. Это экологическая катастрофа? Пока нет. (По очереди режутся ниточки, задается тот же вопрос). А если прервутся все связи? Без воды погибнут все животные и растения на Земле, наступит экологическая катастрофа.
Что же мы в силах сделать, как можем помочь? Предложить детям выбрать из правил те, которые касаются охраны воды. Правила зафиксированы на доске и на индивидуальных листах. Придумайте и запишите свое правило охраны водных ресурсов.
Что у вас получилось?
Ребят, на живой планете под названием Земля все взаимосвязано и взаимозависимо. Мы все едины. Мы едины с остальной природой. Мы едины друг с другом. И поэтому надо заботиться и о земле, и о воде , и о животных , и о растениях , и о людях.
| Все учащиеся как в начале урока , становятся в круг
Дети передают клубок и отвечают на вопросы: Как связан с водой? Почему она необходима?»
Учащиеся делают выводы
Ответы детей, заполнение таблицы Охрана вод |
| 1.строить очистные сооружения; 2.экономия потребления воды 3…. |
|
| Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы. Познавательные: активная познавательная деятельность, умение добывать новые знания, используя уже известные, анализ информации, Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, формирование умения слушать и слышать, умение строить письменные высказывания. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов, готовность к сотрудничеству, координирование в сотрудничестве, умение выделить нравственный аспект поведения при коллективной работе. |
7. Подведение итогов. Рефлексия | Подвести итог работы на уроке. Фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. Установить соответствие между поставленными целями урока и его результатами. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Фронтальная, индивидуальная | Репродуктивный, словесный, рефлексия, контроль. | Вернемся к теме нашего урока. Вспомните цели, которые вы ставили перед собой в начале нашего урока … Вспомните вопросы, на которые мы сегодня получили ответы: 1.Какое значение имеет вода?
2.Как сохранить водные ресурсы?
3.Что такое «экология, экологические знаки, экологическая катастрофа».
А теперь оцените свою работу и работу своих одноклассников
На доске неоконченные фразы
Я узнал… Я могу рассказать…
У меня получилось…
Я похвалю…
Я сделаю…
А кто узнал больше, чем планировал? Что именно?
Посмотрите на листы самооценки и заполните их. | Дети называют тему урока и то, чему хотели научиться в ходе урока, что хотели узнать. Ответы детей. Высказывают свое мнение, делают выводы о достижении поставленных целей.
Дети заполняют листы самооценки: Я узнал… Я могу рассказать… У меня получилось…
Я похвалю…
Я сделаю…
Можно заслушать 3-5 ответов. | Регулятивные: соотнесение темы и целей урока с тем, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно, оценка- осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями, осуществление итогового контроля, умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и работы и работы одноклассников. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, строить письменные и устные речевые конструкции. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к изучению нового, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач, ориентация на содержательные моменты учебной деятельности. |
|
|
| «Светофор» | Оцените сою работу сегодня на уроке: У вас на партах лежат карточки. Если урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.- Покажите зеленую карточку. Урок понравился, мне было трудно, но я справился. – Желтую карточку. Урок не понравился: задания были сложными. Мне нужна помощь! – Красную карточку. | Дети дают самооценку своей деятельности на уроке
|
|
8. Домашнее задание | Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания творческого характера. | фронтальная | Объяснительно- иллюстративный | Учитель напоминает о творческом характере домашнего задания – нарисовать разрешающие или запрещающие экологические знаки для выставки.
Спасибо за работу.
Урок окончен.
| Дети записывают задание , задают вопросы. | Регулятивные: выделение учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: преобразование содержания учебного материала в модель в соответствии с поставленной учебной целью. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение в устной форме защищать свой экологический знак. |