Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Чёрикова Елена Викентьевна

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_puteshestvie_po_moskve.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

УМК: «Школа России»

Класс: 2

Тема урока: Путешествие по Москве

Тип урока: урок путешествие

Цели:

  • Познакомить обучающихся со столицей нашей Родины, историей её возникновения;
  • Формировать представление о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана.
  • Познакомить обучающихся с достопримечательностями Москвы;
  • Прививать чувство любви к своей стране.

Задачи:

Обучающие: -  формировать представление учащихся о столице нашей Родины - Москве, познакомить учащихся с историей возникновения Москвы, формировать у них образ Московского Кремля и Красной площади как комплекса уникальных архитектурно-исторических памятников;

Развивающие: развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение), интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация);

Воспитывающие: воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- знать историю возникновения Москвы, ее достопримечательности;

- узнавать герб Москвы;

- знать, что план – это чертёж местности, находить на плане достопримечательности столицы;

- узнавать изученные достопримечательности Москвы по иллюстрациям.

Личностные УУД:

- проявлять познавательную инициативу на основе жизненного опыта;

- оформлять свои наблюдения;

- применять правила делового сотрудничества;

- сравнивать разные точки зрения;

- уметь считаться с мнением другого человека;

- проявлять доброжелательность;

Регулятивные УУД:       

        - принимать и сохранять целевые установки урока;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией     учебника;

- следовать инструкции при выполнении задания;

- осуществлять самопроверку;

Познавательные УУД:

- различать изученные объекты;

- проводить простейшую классификацию;

- находить дополнительную информацию;

- высказывать предположения;

- обсуждать проблемные вопросы;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- вести  диалог;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оборудование: 

Настенная физическая карта России, компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир», листы с фотографиями достопримечательностей Москвы, карточки с домашним заданием.

Ход урока

Этапы и

виды работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Решаемые задачи

I.Орг. момент

- Добрый день, ребята! Рада вас видеть. Настроение хорошее? Настроены на работу?

Тогда отгадайте загадку:

С городом этим, Другим не сравниться. Главный в стране он зовется…

- демонстрируют свое настроение.

... Столица.

Концентрация внимания

II. Постановка цели.

- Кто может сказать, что такое путешествие.

- Как вы думаете, можем ли мы совершить путешествие, не выходя из класса?

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие по столице нашей страны.

Ответы детей.

 Предположительные варианты ответов:

(с помощью книги, телепередачи, видеофильма, интернета…)

III. Работа по теме занятия.

1.Работа по учебнику. Чтение текста, ответы на вопросы по его содержанию.

2.Беседа об истории возникновения Москвы.

3.Знакомство

с гербом.

Рассматривание изображения герба Москвы.

4.Рассматривание карты Москвы.

На слайде: (Слайд 2)

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

А.С.Пушкин.

Эти слова великого русского поэта, который родился в Москве, дороги и понятны каждому россиянину.

-Что вы знаете о Москве?

-Прочитайте первый абзац текста на с. 98.

-Кто был основателем Москвы?

-Памятник Юрию Долгорукому установлен в центре Москвы. (СЛАЙД 3.)

-Когда была основана Москва?

 

-Где был заложен город?

- Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким поселком. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора.

- Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял – «город Москва». Ученые до сих пор спорят по поводу происхождения названия «Москва». Единого мнения на этот счет нет. Одной из версий является та, что слово «Москва» означает «влажное место». Впервые Москва упомянута в летописи в 1147 году. Этот год и считается годом основания Москвы.

-Поговорим об истории Москвы. Москва – это огромный город. Но такой большой Москва была не всегда. (Слайд 4.) Сначала это было небольшое поселение на Боровицком холме. Юрий Долгорукий решил построить крепость. Село огородили крепкой деревянной стеной. Вы правильно сказали, что город назвали по имени реки, у которой стоял город. Река называется Москва и город назвали Москвой. Как вы думаете, для чего нужна была крепость?

-Верно.

И еще вокруг крепости был ров, наполненный водой, и земляной вал. Москва во время нашествия врагов часто горела. И князь Дмитрий Донской построил Кремль из другого материала, из известняка, а он белого цвета. (Слайд 5).

-Как вы думаете, как назвали Кремль?

Кремль простоял 100 лет. Его стены обветшали. Князь Иван III (Грозный) приказал построить крепость из кирпича. Стены у новой крепости были крепкие, толщиной 6 метров. По верху протянулись зубцы с бойницами.

Для чего они были нужны?

Что такое герб? (Слайд 6.)

-Многие города нашей страны имеют свои гербы, и каждый из них неповторим.

Что изображено на гербе Москвы?  

Это святой Георгий Победоносец- покровитель Москвы.

- Кто из вас знает, почему именно Георгий Победоносец изображен на гербе?

- В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Однажды на древний город напал страшный дракон-змей. Змей жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить чудовище царь посоветовал жителям давать в пищу змею каждый день по жребию своих детей.

Пришла очередь и до дочери царя. И по счастливой случайности в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змей, Святой Георгий устремился на своем коне на змея и поразил его своим копьем.

Так Святой Георгий спас город от чудовища. Вот поэтому Святого Георгия стали изображать на гербе.

- Москва - огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно. Особенно тем людям, которые приехали в город впервые. Что же может помочь гостям достаточно легко ориентироваться в городе?

-Как же нам не заблудиться в Москве?

-Путешествовать по Москве нам поможет план. (Слайд 7) План- это чертеж местности. (с.99 учебника.)

-Что вы видите на плане?

-Еще на плане можно увидеть достопримечательности столицы

(Ответы детей).

(Дети читают текст).

-Юрий Долгорукий.

-Москва была основана более 850 лет назад.

-Город был заложен на берегах Москвы-реки

-Крепость защищала жителей от врагов.

 

-Белокаменный.

Из них стреляли по неприятелю.

-Это эмблема города.

Всадник поражающий копьём дракона.

Отмечают герб Москвы в рабочей тетради.

Ответы детей.

Ответы детей.

-На плане видны улицы, реки.

Формирование представлений об истории города.

Формирование представлений об истории развития города.

Формирование представлений о гербе Москвы.

Формирование представлений о плане города.

IV .Физ.минутка. 

Снятие физического и психологического напряжения

Прежде, чем продолжить наше путешествие давайте немного отдохнём.

Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже, так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два, думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Учащиеся повторяют движения и слова.

Развитие общей моторики

V. Продолжение работы по теме урока.

1.Беседа о достопримечательностях Москвы.

 

3. Закрепление нового материала. Практическая работа

- А сейчас мы пройдемся по самым знаменитым местам Москвы.

- Большой театр (Слайд 8)- крупнейший центр русской и мировой культуры. В труппе Большого театра - прославленные на весь мир певцы и артисты балета, в его оркестре лучшие музыканты, знаменитые художники готовят к спектаклям декорации.

- А в этом театре артисты - животные. «Уголок дедушки Дурова» (Слайд 9)

- Третьяковская галерея (Слайд 10)- Это один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. Основан в 1856 году П.М.Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин. Здание галереи похоже на сказочный терем.

Галерея была главной целью и смыслом жизни Павла Третьякова.

Уже передав галерею городу, он по-прежнему заботился о ней, покупал новые картины, встречался с художниками. Последними словами его были - «берегите галерею».

- В Москве много храмов. Самый знаменитый храм Москвы - Покровский собор. (Слайд 11 )

Он построен в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного. Существует легенда, что Иван Грозный, увидев какое чудо сотворили мастера, повелел ослепить их, чтобы не могли они построить где-то храм еще краше. Существует и еще одно, более известное имя у этого храма – Собор Василия Блаженного.

Самый старый - Успенский собор. (Слайд12) Здесь проходили коронации царей.

Самый главный храм в Москве - Храм Христа Спасителя. (Слайд 13)

- Москва - крупный культурный центр. В Москве учатся 950 тысяч студентов. Сегодня в Москве 365 университетов. Самый знаменитый Московский Государственный Университет. (Слайд 14) В нем 33 факультета. Университет гордо носит имя великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

- Самое высокое сооружение в Москве - Останкинская телебашня. (Слайд 15) Когда подъезжаешь к городу, ее шпиль виден издалека. Высота 540 метров. Есть в башне и смотровая площадка. Если поднимешься туда - вся Москва будет как на ладони.

- Московский зоопарк (Слайд 16) - один из самых больших и старых зоопарков России. Московский зоопарк был основан в 1864 году. В его коллекции представлены более 1000 видов животных. Чтобы обойти всю территорию парка, наверное, понадобится не один день.

- Цирк на Цветном бульваре. (Слайд 17) Старый Московский цирк на Цветном бульваре - это один из самых старых цирков в России. Был открыт более 100 лет назад.

- Сегодня Московский цирк Никулина на Цветном бульваре по-прежнему готов принять более 2 000 человек.

- В Москве очень много красивых мест. Самая главная река, от которой возникло название города - река Москва. (Слайд 18)

- Москву называют портом 5 морей, так как через Москву-реку и каналы имеет выходы в 5 морей.

- Самая красивая улица – это Арбат. (Слайд 19)

- Можете ли вы назвать главную площадь нашей страны?  (Слайд 20)

- Красная площадь образовалась в 90-х годах XV века и называлась «Торг», а со второй половины XVII века — «Красная». Первоначально была торговой площадью.

- С XVI века и по сей день здесь происходят торжественные церемонии, парады.

- Может быть, кто-нибудь знает, почему эта площадь так называется?

- Ну и, конечно, сердце Москвы - это Кремль. (Слайд 21)

- Кремль - это одно из красивейших сооружений, символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врагов.

- А сейчас в Кремле работает Президент нашей страны В.В. Путин.

- Общая длина стен Кремля - 2 км 235 м. Толщина - от 3,5-6,5 м. Высота - от 5-19 м.

- В Кремле насчитывается 20 башен. Самая знаменитая, большая, красивая и стройная – Спасская башня.

- На Спасской башне находятся знаменитые Кремлевские куранты - огромные часы. Вес часов 25 тонн. Длина стрелок 2м и 3м.

-Каждая из 20 башен Московского Кремля имеет свое название, свою историю. В путешествие по Московскому Кремлю мы отправимся с Вами в ближайшее время!

- А сейчас наша прогулка по Москве заканчивается. И мне хочется посмотреть, насколько вы сегодня были внимательны.

- Для этого вам нужно отгадать загадки:

1. Что называют Сердцем Москвы?

2. В каком театре артисты - животные?

3. В каком сказочном тереме собраны картины лучших художников?

4. Самая главная река города?

5. Самая красивая улица города?

6. Столица нашей Родины?

7. Кто изображен на гербе Москвы?

8. Основатель Москвы?

9. Сколько башен в Кремле?

10. Самая красивая площадь?

Оценивание.

Молодцы! Я очень рада, что вы так много знаете о столице нашей Родины. В заключение нашего урока я приготовила для вас музыкальный подарок – это видеоклип с замечательной песней о Москве, которую исполняет Народный артист Советского Союза-Муслим Магомаев. Песня называется «Лучший город земли»

-Красная площадь.

- Красная, значит красивая площадь

Кремль

Театр им. Дурова

Третьяковская галерея

Москва

Арбат

Москва

Георгий-Победоносец

Юрий Долгорукий

20 башен

Красная площадь

Формирование представлений о достопримечательностях Москвы.

Закрепление представлений о достопримечательностях Москвы

VI. Итог.

Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что вам показалось особенно интересным?

- У вас у каждого на парте лежат 2 звёздочки со Спасской башни Кремля: одна красная, другая белая. Если вы остались довольны своей работой на уроке, то возьмите красную звёздочку и можете оставить её себе на память о нашем путешествии по Москве. Если вы не очень довольны своей работы, или что-то у вас сегодня не получилось, то возьмите белую звёздочку. И, когда на следующем уроке мы с вами отправимся в путешествие по Московскому Кремлю, у вас будет возможность закрасить вашу звезду в красный цвет.

(Ответы детей).

(Ответы детей).

Самоанализ.

        

V. Домашнее задание

- подготовить доклад о любой достопримечательности Москвы.

- Вы молодцы.

- Урок окончен.

Записывают задание в дневник.

Литература:

1.Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. – М., Изд. «Просвещение», 2011.

2.Московский Кремль. Сост. Родимцева И. А. – Ленинград, Изд. «Аврора», 1987.

3.Дошкольникам о Москве. Сост. Р. Х. Хабибулин. – М., «Издат – школа», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему Путешествие по Москве

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему "Путешествие по Москве"...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве"

Сценарий урока разработан по программе "Школа России". Окружающий мир 2 класс. ...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве" 2 класс УМК Школа России

Конспект урока окружающий мир 2 класс "Путешествие по Москве" УМК Школа России...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве" (2 кл. УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с историей возникновения, с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями МосквыПланируемые результаты учащихся:Предметные:- Формироват...

Конспект урока по окружающему миру по теме " Москва"

Урок создан в библиотеке МЭШ,с учетом тифлопедагогических требований....

Конспект урока по окружающему миру "Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва" 4 класс УМК Гармония

Объединение Руси вокруг Москвы.Куликовская битва(Как объединяли и освобождали Русь) Задачи урока:сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против ордынского владычества...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве " 2 класс

Тема:  Путешествие по Москве.Цели урока:образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения, с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы – столиц...