Конспект урока по окружающему миру "Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва" 4 класс УМК Гармония
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Объединение Руси вокруг Москвы.
Куликовская битва
(Как объединяли и освобождали Русь)
Задачи урока:
- сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против ордынского владычества,
- показать значение Куликовской битвы, раскрыть значение правления Ивана III для Российского государства;
- продолжить развитие воображения, наглядно-образного мышления, устанавливать причинно-следственные связи, умения извлекать информацию из схематического плана и карты;
- воспитывать восхищение храбростью и самоотверженностью наших предков, вернувших независимость нашему государству.
На уроке испоьзованы приемытехнологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_uroka1.docx | 81.4 КБ |
Предварительный просмотр:
6/41. Объединение Руси вокруг Москвы.
Куликовская битва
(Как объединяли и освобождали Русь)
Задачи урока:
- сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против ордынского владычества,
- показать значение Куликовской битвы, раскрыть значение правления Ивана III для Российского государства;
- продолжить развитие воображения, наглядно-образного мышления, устанавливать причинно-следственные связи, умения извлекать информацию из схематического плана и карты;
- воспитывать восхищение храбростью и самоотверженностью наших предков, вернувших независимость нашему государству.
Оборудование: учебник, заготовки с таблицами, заготовка для кластера, цветные карандаши, интерактивное оборудование МИМИО, лента времени.
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
- Какие завоеватели пришли в 13 веке на Русь с востока и запада?
- Каким было монгольское войско?
- Что такое ордынское иго?
- Чем прославился Александр Невский?
Тест проверка д/3
Основная ссылка:
https://onlinetestpad.com/hms4eipnnpyva
Определение темы урока.
- Мы продолжаем путешествие по истории. Сегодня отправимся в 14 – начало 15 века.
- Что было основной причиной тяжелых бедствий на Руси в XIII веке. (Разрозненность княжеств и освобождение Руси от монгольского ига).
- Что могло предотвратить тяжелые испытания? (Объединение Руси).
- Так о чем мы будем говорить на уроке? (Как освобождали и объединяли Русь).
- Как будем строить нашу работу?
- Вспомним, что мы знаем по данной теме.
- Изучим информацию из учебника.
- Проанализируем и установим связь между историческими событиями.
Изучение нового материала.
1 часть. Объединение Руси вокруг Москвы.
- Русь, несмотря на тяжелый урон, нанесенный ей монгольским нашествием, стала упорно и терпеливо объединять свои силы. Освободится от власти Орды можно было, только объединившись вокруг одного из княжеств.
Прием «Сюжетная таблица» работа в парах. (Работа с текстом. Учебник стр. 42- 43)
Суть работы с этой таблицей — читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет.
Что? | Где ? | Кто? | Когда? | Почему? | Оценка |
Объединение вокруг одного из княжеств Право на великое княжение. Прекращение выплаты дани Орде. | Москва (4 апреля 1147 года) | Иван 1, прозванный Калитой | 1328 г. | Москва богатела, расширяла свое внимание на соседние княжества. Торговые связи с Новгородом. |
Рассказ одного из учеников по таблице об объединении Руси.
(электронный опрос)
2 часть. Куликовская битва. Работа с текстом. Учебник стр. 44-47
- Как вы думаете, Орда смирилась с тем, что Московское княжество крепло и богатело? Что стало следствием этого конфликта?
- Для покорения возрождающейся Руси из орды двинулось большое войско Мамая. И произошла великая битва 8 сентября 1380 года.
Что вы знаете об этом событии в нашей истории?
(Дети представляют мини – сообщения о Дмитрие Донском, Мамае, Сергие Радонежском)
- Что бы вы хотели узнать? (ответы детей)
Просмотр видео – ролика https://www.youtube.com/watch?v=8CSHJlEhMKI (3 мин)
Осмысление: заполнение кластера. «Куликовская битва». (Работа с интерактивной доской).
Физминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Вот мы руки развели
Словно удивились.
И друг другу до земли
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
Поклонились влево, вправо.
Получается на славу!
(электронный опрос)
Закрепление нового материала.
Работа в подгруппах: (Учащимся выдается карточки с несколькими вариантами ответов. Их задача выбрать один ответ и доказать свой выбор)
- Мы узнали о Куликовской битву. Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
Обсудите и выберите одно главное значение битвы. Обоснуйте свой ответ.
1 подгруппа |
Выросло значение Москвы и московского князя. |
Наступил долгосрочный мир. |
Закончилась зависимость Руси от Орды. |
2 подгруппа |
Князь Дмитрий получил прозвище Донской. |
Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды. |
Наступил долгосрочный мир |
3 подгруппа |
Куликовская битва стала важным событием в истории. |
Победа на Куликовом поле показала всему миру мощь и величие Руси в плане военной подготовки. |
Закончилась зависимость Руси от Орды. |
Рефлексия:
В результате урока мне открылись:
Важные имена…………
Важные события……….
Важные чувства………
Было интересно……… (электронный опрос)
Дифференированное Д/З
Заполнение таблицы
Когда ? | Кто? | Последствия |
Через 10 лет 1480 г | Иван III – собиратель земель Русских | Присоединение других земель к Московскому княжеству. Первый герб московского государства – двуглавый орел. Герб Москвы Благоурашение Кремля, строительство Успенского и Благовещенского соборов. |
Таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
«П»-« +» Позитивный характер | «М» «–» Негативный характер | “И” Интересно |
В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер.
В графу “М” – негативный характер.
Наиболее интересные факты заносятся в графу “И”.
Приложение
Что? | Где ? | Кто? | Когда? | Почему? | Оценка |
Объединение вокруг одного из княжеств Право на великое княжение. Прекращение выплаты дани Орде. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме "Кладовые земли" 4 класс УМК "Гармония"
Открытый урок по окружающему миру.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающ...
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве" 2 класс УМК Школа России
Конспект урока окружающий мир 2 класс "Путешествие по Москве" УМК Школа России...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные явления " 2 класс УМК "Гармония"
Только вместе, только дружно...
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве " 2 класс
Тема: Путешествие по Москве.Цели урока:образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения, с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы – столиц...
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве " (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве ", 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве" 2 класс УМК Школа России.
Конспект урока окружающео мира....