Конспект урока по окружающему миру "Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва" 4 класс УМК Гармония
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кулешова Марина Александровна

Объединение Руси вокруг Москвы.

Куликовская битва

(Как объединяли и освобождали Русь)

 

Задачи урока:

  • сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против ордынского владычества,
  • показать значение Куликовской битвы, раскрыть значение правления Ивана III для Российского государства;
  • продолжить развитие воображения, наглядно-образного мышления, устанавливать причинно-следственные связи, умения извлекать информацию из схематического плана и карты;
  • воспитывать восхищение храбростью и самоотверженностью наших предков, вернувших независимость нашему государству.

На уроке испоьзованы приемытехнологии  развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_uroka1.docx81.4 КБ

Предварительный просмотр:

6/41. Объединение Руси вокруг Москвы.

Куликовская битва

(Как объединяли и освобождали Русь)

Задачи урока:

  • сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против ордынского владычества,
  • показать значение Куликовской битвы, раскрыть значение правления Ивана III для Российского государства;
  • продолжить развитие воображения, наглядно-образного мышления, устанавливать причинно-следственные связи, умения извлекать информацию из схематического плана и карты;
  • воспитывать восхищение храбростью и самоотверженностью наших предков, вернувших независимость нашему государству.

Оборудование: учебник, заготовки с таблицами, заготовка для кластера, цветные карандаши, интерактивное оборудование МИМИО, лента времени.

 Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

  • Какие завоеватели пришли в 13 веке на Русь с востока и запада?
  • Каким было монгольское войско?
  • Что такое ордынское иго?
  • Чем прославился Александр Невский?

Тест проверка д/3
Основная ссылка:

https://onlinetestpad.com/hms4eipnnpyva

Определение  темы урока.

  • Мы продолжаем путешествие по истории. Сегодня отправимся в 14 – начало 15 века.
  • Что было основной причиной тяжелых бедствий на Руси в XIII веке. (Разрозненность княжеств и освобождение Руси от монгольского ига).
  • Что могло предотвратить тяжелые испытания? (Объединение Руси).
  • Так о чем мы будем говорить на уроке? (Как освобождали и объединяли Русь).
  • Как будем строить нашу работу?
  • Вспомним, что мы знаем по данной теме.
  • Изучим информацию из учебника.
  • Проанализируем и установим связь между историческими событиями.

Изучение нового материала.

1 часть. Объединение Руси вокруг Москвы.

  • Русь, несмотря на тяжелый урон, нанесенный ей монгольским нашествием, стала упорно и терпеливо объединять свои силы. Освободится от власти Орды можно было, только объединившись вокруг одного из княжеств.

Прием «Сюжетная таблица» работа в парах. (Работа с текстом. Учебник стр. 42- 43)

Суть работы с этой таблицей — читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет.

Что?

Где ?

Кто?

Когда?

Почему?

Оценка

Объединение вокруг одного из княжеств

Право на великое княжение.

Прекращение выплаты дани Орде.

Москва

(4 апреля 1147 года)

Иван 1, прозванный Калитой

1328 г.

Москва богатела, расширяла свое внимание на соседние княжества. Торговые связи с Новгородом.

Рассказ одного из учеников по таблице об объединении Руси.

(электронный опрос)

2 часть. Куликовская битва. Работа с текстом.  Учебник стр. 44-47

  • Как вы думаете, Орда смирилась с тем, что Московское княжество крепло и богатело? Что стало следствием этого конфликта?
  • Для покорения возрождающейся Руси из орды двинулось большое войско Мамая. И произошла великая битва 8 сентября 1380 года.

Что вы знаете об этом событии в нашей истории?

(Дети представляют мини – сообщения о Дмитрие Донском, Мамае, Сергие Радонежском)

  • Что бы вы хотели узнать? (ответы детей)

Просмотр видео – ролика https://www.youtube.com/watch?v=8CSHJlEhMKI (3 мин)

Осмысление: заполнение кластера. «Куликовская битва». (Работа с интерактивной доской).

Физминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Вот мы руки развели

Словно удивились.

И друг другу до земли

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

Поклонились влево, вправо.

Получается на славу!

(электронный опрос)

Закрепление нового материала.

Работа в подгруппах: (Учащимся выдается карточки с несколькими вариантами ответов. Их задача выбрать один ответ и доказать свой выбор)

  • Мы узнали о Куликовской битву.  Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

Обсудите и выберите одно главное значение битвы. Обоснуйте свой ответ.

1 подгруппа

Выросло значение Москвы и московского князя.

Наступил долгосрочный мир.

Закончилась зависимость Руси от Орды.

2 подгруппа

Князь Дмитрий получил прозвище Донской.

Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.

Наступил долгосрочный мир

3 подгруппа

Куликовская битва стала важным событием в истории.

Победа на Куликовом поле показала всему миру мощь и величие Руси в плане военной подготовки.

Закончилась зависимость Руси от Орды.

Рефлексия:

В результате урока мне открылись:

Важные имена…………

Важные события……….

Важные чувства………

Было интересно……… (электронный опрос)

Дифференированное Д/З

Заполнение таблицы

Когда ?

Кто?

Последствия

Через 10 лет 1480 г

Иван III – собиратель земель Русских

Присоединение других земель к Московскому княжеству. Первый герб московского государства – двуглавый орел.

Герб Москвы

Благоурашение Кремля, строительство Успенского и Благовещенского соборов.

Таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

«П»-« +»

Позитивный характер

«М» «–»

Негативный характер

“И”

Интересно

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер.

В графу “М” – негативный характер.

Наиболее интересные факты заносятся в графу “И”.

Приложение

Что?

Где ?

Кто?

Когда?

Почему?

Оценка

Объединение вокруг одного из княжеств

Право на великое княжение.

Прекращение выплаты дани Орде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кладовые земли" 4 класс УМК "Гармония"

Открытый урок по окружающему миру.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающ...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве" 2 класс УМК Школа России

Конспект урока окружающий мир 2 класс "Путешествие по Москве" УМК Школа России...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве " 2 класс

Тема:  Путешествие по Москве.Цели урока:образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения, с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы – столиц...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве " (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве ", 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...