«Берегите воду» конспект урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Берегите воду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okr.miru_2.docx | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет : окружающий мир
Раздел: Эта удивительная природа
Тема: «Берегите воду»
Класс: 3
Учебно-методическое обеспечение: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 часть.
Время реализации занятия: 40 мин.
Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов.
Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить
бережно относиться к воде и экономить воду.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;
2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД:
1)развивать умения работать в парах, группах,
2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,
3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
формулировать тему урока;
искать и выделять необходимую информацию;
адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;
5)устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-диспут с элементами просмотрово-поискового чтения.
Формы обучения:
1) индивидуальная работа
2) групповая работа
3)фронтальная работа.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный
2) продуктивный
3) репродуктивный.
Технологии:
1)здоровьесберегающая
2)технология игровых методов обучения
3)проблемное обучение
4) информационо-коммуникативные (система контроля и мониторинга качества знаний PROClass)
Оборудование:
1) документ-камера;
2) интерактивная доска
3) система контроля и мониторинга качества знаний PROClass
4) ноутбук учителя
4) «капли» настроения у каждого учащегося для самооценки;
5) рисунок реки с источниками загрязнения
6)схема «Круговорот воды в природе»
7)карта мира.
Пояснительная записка
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный стандарт второго поколения (ФГОС).Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Это способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они дети учатся мыслить, творчески усваивать знания.
В качестве организационного принципа проблемного урока выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой и индивидуальный метод обучения с элементами обсуждения и игры.
Наряду с этим на уроке использовались элементы таких современных технологий, как система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, документ-камера, ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), иллюстративный материал, что немаловажно для учащихся младших классов.
Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass – это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образования с системой PROClass, преподаватель может представить вопрос всему классу, и все ученики могут отвечать и участвовать в обсуждении. Если преподаватель видит, что большинство ответов неправильны, то он может повторно объяснить соответствующую тему. Если большинство ответов верны, то можно переходить к следующей теме. Система PROClass способствует тому, что вопросы преподавателя адресованы всему классу (а не только отличникам) и позволяет получить немедленную индикацию понимания 100% аудитории. Темп обучения задается в соответствии с потребностями большинства учеников. По окончании занятия, система автоматический создаст подробный отчет для преподавателя – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников класса, а также ответов на все вопросы урока. Таким образом, преподаватель может определить, кому из учеников было трудно усвоить материал на уроке, и оказать дополнительную помощь для отельных учащихся. С помощью этой функции, преподаватель может проводить интерактивный урок не подготовив заранее презентацию с помощью системы. Более того, всегда можно использовать предпочитаемый вариант подачи материала – на доске, на бумаге, прямо с веб-сайтов. Система проверяет ответы на вопросы, представленные на листе или в файле WORD, за учителя и выдает оценку автоматически. Успешные результаты использования системы, выражаются в характере проводимых занятий, а также в общей атмосфере в классе во время проведения урока с помощью системы PROClass. Во всех школах, использующих систему PROClass, наблюдается повышенный интерес к интерактивным занятиям со стороны учеников, а также к изучаемым на них предметам.
Документ-камера
• помогает транслировать изображения плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения (цветок, яркая картинка);
• позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые плохо различимы при реальном просмотре;
• облегчает работу с учебником или альбомом с иллюстрациями, когда требуется обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа;
• помогает найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам;
• позволяет сохранять увеличенные изображения в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения обучающимся.
Данная разработка урока включает в себя поэтапный план занятия с учетом временной реализации и урока.
Для мотивации к учебной деятельности урок начинается с проблемного вопроса : « Без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?»
Тема урока не объявляется учителем , а обучающиеся определяют сами, послушав сказку. Послушав сказку определяют какая проблема стоит перед человечеством и формулируют тему урока.
На уроке используются различные формы и методы с целью удержания внимания и интереса к изучаемой теме.
Таким образом, творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. А проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Благодаря принципу проблемности, реализованном на уроке, ученики открывают знания, а не получают их в готовом виде.
План занятия
Этапы занятия | Временная реализация |
1. Организационный момент (урок начинается со стихотворения для настроя к работе) | 1 минута |
2.Мотивация к учебной деятельности .Девиз урока. Ответ на проблемный вопрос. | 3 минуты |
3. Актуализация знаний . 1.Проверка домашнего задания ( PROClass) 2.Работа со схемой «Круговорот воды в природе». (Демонстрация схемы при помощи документ –камеры) | 6 минут |
4.Самоопределение к деятельности. Целепологание. Прослушивание сказки. определение темы и задачи урока. Ответы на вопросы. | 8 минут |
5.Физкультминутка | 2 минуты |
6.Работа по теме урока Рассказ учителя. Ответы на вопросы по группам. Работа по карте мира и рисунку реки с источниками загрязнения. Игра: «Собери пословицу». Работа в группах. Решение экологических задач. | 15 минут |
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Беседа. Тест. | 7 минут |
8. Самоанализ и самооценка ученика «Необычная радуга» (выбор цвета). Лист самооценки. | 2 минуты |
9. Домашнее задание | 1 минута |
Ход урока:
1. Организационный момент
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмѐмся,
И друг другу улыбнѐмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!
2.Мотивация к учебной деятельности
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
- Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)
- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?
Буду стараться узнать новое.
- Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного
- Сейчас я прочитаю стихотворение, после чего вы должны ответить:
Без чего невозможна жизнь на Земле?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без….(воды).
-Без чего невозможна жизнь на Земле?
- Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям)
3. Актуализация знаний . 1.Проверка домашнего задания. PROClass
1.-На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями
воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.
PROClass.
Тест (форма работы: индивидуальная)
1) Лед и снег-это вода..
А) в твердом состоянии;
Б) в жидком состоянии;
В) в газообразном состоянии.
2) Что происходит с водой при нагревании?
А) при нагревании вода сжимается;
Б) при нагревании вода расширяется;
В) изменений с водой при нагревании не происходит.
3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
А) вода впиталась в поверхность пола;
Б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
В) вода с поверхности пола испарилась;
4) Пар- это
А) вода в жидком состоянии
Б) вода в газообразном состоянии.
В) вода в твердом состоянии;
5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы ?
А) вода, превращаясь в лед, расширяется;
Б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
2.Работа со схемой «Круговорот воды в природе». (Демонстрация схемы при помощи документ –камеры) (форма работы: фронтальная)
4.Самоопределение к деятельности. Целепологание.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете
определить сами, послушав мою сказку.
В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.
Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
-Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством?
(Воду нужно беречь, не загрязнять)
-Итак, тема урока: «Берегите воду!» (Интерактивная доска)
- Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:
Почему нужно беречь и охранять ВОДУ? Почему вода находится в опасности?
-А какие задачи мы должны решить на этом уроке? Чему должны научиться?
- Я предлагаю список задач, а вы выберите те, которые относятся к нашей теме.
1) Узнать причины загрязнения водоемов;
2) Научиться объяснять, что такое опыление;
3) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду;
4) Научиться классифицировать растения;
5) Научиться моделировать изучаемое содержание.
У.- Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья -Капелька из сказочного Красивого озера.
Вопросы:
1.Где на планете встречается вода?
2.Для чего человеку нужна вода?
3.Почему чистой воды становится меньше?
4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?
6.Что значит «экономно расходовать воду»?
-Еще Капелька приготовила плакат. Что вы видите?
-Что вы можете сказать про эту речку?
- Поможем Капельке очистить речку от источников загрязнения?
-Сегодня работаем в группах. А как нужно работать в группах? Назовите правила.(форма работы: совместная )
- Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.
5.Физкультминутка
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
6.Работа по теме урока
-Очень-очень давно, много миллионов лет назад, еще до появления
динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.
Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды.
Современные ученые пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода- мать всего живого на земле.
- А вам интересно, какие вопросы приготовила Капелька?
- Тогда приглашаю по одному члену группы, чтобы он выбрал вопрос.
Вопрос 1: Где на планете встречается вода?
(Обсуждение в группах, прослушивание отчетов)
-Покажите, что группа готова..
-Да. Она встречается везде. Если посмотрим на глобус(модель Земли) воды
много в морях и океанах.
Но морская вода соленая, она непригодна для питья, для полива полей, для
нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные ее запасы сосредоточены в полярных льдах. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения.
- Мы сделали первый шаг по очистке воды в реке. (Убирается первый
источник загрязнения).
Вопрос 2: Для чего человеку нужна вода?
У. - А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо
израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно
250 тонн бумаги.
-А кто еще нуждается в воде? (Животные, растения)
Н-р: Слону в сутки необходимо 90 литров воды.
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.
- Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке. (Убирается второй
источник загрязнения).
- Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы.
На доске:
"Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды." Василий
Михайлович Песков.
- Вы согласны с его словами?
-А сколько пословиц о воде?
Игра: «Собери пословицу». (Найдите начало и концовку пословицы).
- Не забывайте, что работаем в группах.
Тише воды, не суйся в воду.
Под лежачий камень молодецкая еда
В марте вода, ниже травы
Хлеб да вода — в апреле трава .
Не зная броду, вода не течет.
(Ответы)
Тише воды, ниже травы.
Под лежачий камень вода не течет.
В марте вода, в апреле трава.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Не зная броду, не суйся в воду.
-Капелька благодарит вас за ответы.
- Работаем дальше по очистке реки.
Вопрос 3: Почему чистой воды становится меньше?
- Покажите, что группа готова.
-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает
столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарныхпоездов.
- Мы сделали третий шаг по очистке воды в реке. (Убирается третий
источник загрязнения).
Вопрос 4: Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
Ответ: От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах,
морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
-Такой вопрос: можно пить воду из реки, озера, пруда?
(В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии)
Знаете, что …
- более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды;
-2,5 млрд. живут в условиях антисанитарии.
- Мы сделали четвертый шаг по очистке воды в реке. (Убирается четвертый
источник загрязнения).
- Капелька благодарит вас за ответы.
Работа в группах. Решение экологических задач (слайд)
1 группа. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет
воды за половину суток?
2 группа. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько
литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
- Продолжаем работу по очистке реки
Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в
водоемах?
- Покажите, что группа готова.
У.- Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.
Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.
- А что вы могли бы сделать для сохранения чистоты воды в вашем водоеме?
- Мы сделали пятый шаг по очистке воды в реке. (Убирается пятый источник
загрязнения).
Вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду»?
- Мы сделали шестой шаг по очистке воды в реке. (Убирается шестой
источник загрязнения).
-На все вопросы ответили. Капелька благодарит нас. Пожелаем Капельке
быть всегда чистой.
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
1.Беседа.
– Наш урок подходит к концу.
-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили?
2.Тест (PROClass)
1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а) крахмал
б) воду
в) соль
2.Какая вода нужна людям?
а) прозрачная
б) бесцветная
в) чистая
3.От чего загрязняется вода в реках и озерах?
а) от использования воды в быту
б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм
в) от использования воды на производстве
4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
а) фильтры
б) пластиковые трубы
в) кислоты
-Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду,ее становится меньше)
- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всѐ живое.)
- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь)
У.- А беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.
8. Самоанализ и самооценка ученика
1.«Необычная радуга»
-Я все понял, могу объяснить – желтая полоска
- Я понял – зеленая полоска
- Я не все понял – красная полоска.
2. Лист самооценки
- Заполните индивидуальный лист своего открытия и познания.
Знаю Не знаю
1.Свойства
Воды.
2.Превращения и
круговорот воды.
3.Я понял, почему воду
нужно беречь.
9. Д/з. (Интерактивная доска)
1. - Нарисовать экологический знак «Берегите воду!»
2. «Проверь себя» стр.63 в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода.Свойства воды."4 класс
Обучающиеся знакомятся с водой, её значением, свойствами через практические опыты....
конспект урока по окружающему миру, 3 класс, УМК "Перспектива" "Вода-дом из воды"
Личностно – ориентированный урок, который был не только ориентирован на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но ина развитие его личности, его познавательной и сози...
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Вода. Конспект урока-опыта окружающего мира (3 класс)
Вода. Конспект урока-опыта окружающего мира (3 класс)...
Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок
Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока воспитание бережного отношения к воде, знаний правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...
Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду!"
Данная разработка занятия позволит учителю в интересной форме провести урок....
Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду"
Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду"...