Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду!"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Данная разработка занятия позволит учителю в интересной форме провести урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по окружающему миру
в 3 «Б» классе
Тема: «Берегите воду!»
2019 г.
Цели урока:
определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;
выявить причины загрязнения воды; сформулировать способы ее защиты.
Задачи урока:
формирование учебно-информационных умений (умения работать с с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции);
развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);
воспитание бережного отношения к природе.
1. Оргмомент.
Добрый день ребята, гости!
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте всем удачи, и успешности в придачу!
Готовы? Каково ваше настроение? (светофоры)
СЛАЙД 1
Сегодня на уроке нас ждут очень интересные новые открытия.
Как вы думаете, чему будут они посвящены?
Попробуйте угадать?
МУЗОТРЫВОК
- Правильно, мы будем говорить о воде и о том, почему её нужно беречь и охранять, почему вода находится в опасности, а тема нашего занятия
(тему урока открыть «Берегите воду!»)
Запишите в листе наблюдений: дату – 21.10.19, тему урока «Берегите воду!» (работа в листах)
2. Проверка домашнего задания
Чтобы ответить на все последующие проблемные вопросы, давайте вспомним с вами, какими же свойствами обладает вода, и зафиксируем свои ответы в листке наблюдений.
Каждое свойство указано у вас в таблице, если ответ верный закрашиваем квадратик в зелёный цвет, если неверный ответ – то закрашиваем квадратик в красный цвет.
(работа в листах)
Проверим по образцу…
СЛАЙД 2 (проверка ответов по эталону)
(прозрачная, бесцветная, не имеет запаха и вкуса, текуча, принимает форму сосуда, бывает в 3-х состояниях: жидком (ручьи, реки, озёра, моря, океаны), твёрдом (лёд, сосульки, снег, айсберги), газообразном (пар, туман).
3. Знакомство с новой темой
Конечно же, все эти свойства воды очень важны для жизни растений, животных и человека.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать тайны этого удивительного вещества. Для этого созданы научно-исследовательские группы:
Географы
Биологи
Химики
Экологи
Предлагаем послушать ребят группы «Географы».
СЛАЙД 3
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса.
Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше, чем белой, зелёной, коричневой. Голубым цветом изображены реки, озёра, моря, океаны нашей планеты.
Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Казалось бы, воды на Земле сколько угодно - океаны, моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная.
А вы знаете, как можно получить морскую воду с помощью опыта? Возьмём литровую банку простой воды, растворим в ней спичечный коробок соли. Морская вода готова, но для питья она непригодна, потому что вызывает гибель клеток крови.
СЛАЙД 4
Людям, растениям, животным нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много.
Самый уникальный источник пресной воды – озеро Байкал. Если бы на Земле не было других источников пресной воды, то благодаря Байкалу жители нашей планеты могли бы прожить около 40 лет.
СЛАЙД 5
Соотношение воды мы видим на диаграмме:
97%- солёная вода
2%- ледники
1%- пресная вода
СЛАЙД 6
Вывод: Пресной воды на Земле мало, поэтому расходовать пресную воду надо экономно и бережно.
Учитель: Запишите 1 –ый вывод в лист наблюдений. (работа в листах)
Ребята, как вы можете экономно расходовать воду? (ответы детей)
Учитель: Вы чуть-чуточку устали, а давайте отдохнём.
ФИЗМИНУТКА
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем, (Дети садятся за парты.)
О чём же нам расскажут ребята 2 группы «Биологи»?
СЛАЙД 7
Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений.
В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на две третьих состоит из воды.
СЛАЙД 8
Воду пьют поля и леса. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода также кормит человечество.
Но в последнее время происходит вот что…
РОЛИК
СЛАЙД 9
А ещё вода иногда приносит несчастье людям. Именно на воде в любое время года мы должны соблюдать меры безопасности.
Посмотрите, ребята, это можно объяснить с помощью опыта.
Берём прозрачную кружку с водой, погружаем в неё мандарин в кожуре, а затем очищенный мандарин. Что произошло?................................................
Вот так, кожура мандарина – это спасательный круг. Когда человек не умеет плавать или нарушает технику безопасности, он может также погрузиться на дно, как мандарин и утонуть.
Учитель: Ребята, отметьте в листе наблюдений на рисунках, где находится мандарин с кожурой, а где очищенный: на дне или поверхности?
(работа в листах)
Учитель: Предлагаю послушать ребят из 3 группы «Химики»
СЛАЙД 10
Мы приглашаем вас в научно-исследовательскую лабораторию «Тайны воды».
Тот, кто оставляет пустые банки, бутылки, целлофановые пакеты на берегу водоема, или бросает их в воду, думает, что это можно скрыть. Но тайное всегда становится явным. И мы с вами это докажем.
Исследование 1 Перед нами 3 стакана с водой и три предмета: пенопласт, бумага, монета.
Отметьте в своём листе наблюдений, что произойдёт с каждым предметом, если мы его поместим в стакан с водой, где он окажется: на поверхности, в середине или на дне стакана? (дети отмечают)
Проверим ваши предположения………………(пенопласт ….бумага….монета...)
У кого ответы не совпали, исправьте ответы.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, почему монета утонула, а пенопласт - нет?
-Какие предметы могут плавать на поверхности водоема, а какие тонут и лежат на дне?
-Я вам открою один секрет: предметы, которые легче воды - плавают на ее поверхности, а те, которые тяжелее, чем вода - тонут на дно.
Вывод: Много мусора находится на поверхности воды и на дне водоема. Никогда не бросайте в воду мусор!
Не причиняйте боль обитателям природы!
В воде много различных веществ, загрязняющих ее. Давайте проведем следующий опыт и выясним это.
Исследование 2
У меня три стаканчика с водой и три вещества: сахар, мел и растительное масло.
Как вы думаете, растворится ли сахар в воде? Запишите свои предположения в листе наблюдений.
А мел растворяется? (запись в листе)
Растворится ли масло растительное в стакане с водой? (запись в листе)
Давайте проверим. Я приглашаю к опытному столу двоих ребят.
На столе три сосуда и три вещества: сахар, мел, масло растительное.
Один положит ложечкой в первый стакан - сахар. ……………………………….
Другой - опустит кусок мела во второй стакан………………………………………
А я сам налью растительное масло в третий стакан, потому, что с этим веществом надо работать аккуратно, оно может запачкать одежду.
-Что вы видите в первом стакане?
-Во втором?
-Что произошло с маслом в третьем стакане?
Исправьте свои предположения на правильные ответы, если кто-то из вас ошибся……….
Вывод: Многие вещества растворяются в воде и загрязняют ее. А жирные вещества остаются на поверхности воды, образуя пленку.
Если на поверхности воды образовалось нефтяное пятно, то гибнут рыбы от нехватки кислорода и загрязнения.
Учитель: Спасибо, ребята, за ваши опыты, которые помогли нам наглядно увидеть, как загрязняется вода и какие последствия возникают.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (РОЛИК)
Учитель: Предоставим слово самым главным представителям, защитникам природы – экологам.
Своё выступление мы начнём со сценки, которая произошла на одной из речек…
- Музыка речки
Оранжевая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы.
Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я
и стала от сточных вод красной. А ты, почему оранжевая?
Оранжевая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот
прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего
только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.
Пооранжавела наша заводь… А ты, подружка, чего такая
фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, брёвна, даже колёса.
Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела,
и зеленела. Вот и стала фиолетовой еле-еле выбралась из-под
тяжестей на берег.
Красная рыбка: Ой, смотрите, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди своих сородичей я таких не видала.
Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от
нефти, которую разлили в нашей реке.
Красная рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?
Чёрная рыбка: Один у нас выход, сестрички, звать сестрицу нашу золотую рыбку.
ВМЕСТЕ: Рыбка, рыбка золотая, покажись!
К нам сюда поскорее явись!
- Выход рыбки
Золотая рыбка: Что случилось сестрички? Почему вы такие непонятные, не похожие на себя?
Красная рыбка: Беда, сестрица! Замучили нас люди! Дожди льют кислотные, трубы
дымят. Дышать нам нечем, оттого мы и такие!
Золотая рыбка: Знаю, мои милые сестрички, как вам тяжело сейчас живётся. Давайте обратимся к ребятам и взрослым с просьбой:
СЛАЙД 11
1. Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря.
Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
2.Не мусорить на водоёмах, в местах отдыха.
3.Следить за чистотой природных источников.
Если каждый из нас, взрослые и дети, будут выполнять эти простые правила, мы действительно сможем экономить воду. И тем самым внесём свой маленький вклад в сохранение жизни на Земле.
ПЕСНЯ «Про красную шапочку»:
Если очень, очень быстро
загрязнять мы будем воду
Если мы беречь не будем
речку, реченьку, реку,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно-верно-верно,
То возможно-можно-можно
Туго будет всем, всему.
Припев:
А – а, здравствуйте реки вот такой ширины,
А – а, чистые реки, вот такой глубины,
А – а, пусть богатство голубое
Не –е расстанется с тобою
Да-а-а будет другом навсегда!
ВСЕ: Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!
УЧИТЕЛЬ: Спасибо, вам, милые наши экологи!
Ребята нашего класса также смогли побывать в роли экологов.
Обратите внимание, какие красивые, а главное важные экологические знаки вы создали, некоторые из них с лозунгами, с призывами!
(зачитать некоторые…………….)
******** МИНИ-ПРОЕКТЫ
4. Рефлексия
- Что нового вы узнали о воде?
- Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?
- Чем опасно загрязнение воды?
- Как люди охраняют воду от загрязнения?
В память о нашем уроке я вручаю вам вот такие буклеты, обязательно прочитайте и выполняйте всё то, о чём написано. (буклеты…………..)
5. Оценивание
- Сегодня вы очень старались, хорошо работали.
Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
- А настроение?
Спасибо за урок!
Тонет- не тонет
Предмет | Монета | Бумага | Пенопласт | Ткань |
Результаты наблюдений |
Вода-растворитель
Вещество | Сахар | мел | Масло растительное |
Результаты наблюдений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Вода на Земле".2 класс.
Конспект урока по окружающему миру по учебнику Плешакова. УМК "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/04/picture-454049-1401862411.jpg)
Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода.Свойства воды."4 класс
Обучающиеся знакомятся с водой, её значением, свойствами через практические опыты....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-599654-1427803807.jpg)
конспект урока по окружающему миру, 3 класс, УМК "Перспектива" "Вода-дом из воды"
Личностно – ориентированный урок, который был не только ориентирован на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но ина развитие его личности, его познавательной и сози...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-571898-1422282469.jpg)
План - конспект урока по окружающему миру "Вода в природе"
Конспект урока "Вода в природе". Значение воды для всего живого на планете....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-732955-1452261018.jpg)
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/16/picture-806414-1471373260.jpg)
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Конспект урока по окружающему миру "Вода - природное богатство"
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе "Школа России" Вода - природное богатство". На уроке ученики научатся проводить простейшие опыты, измерять температуру воды с п...