Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu_beregite_vodu_3_klass._shkola_rossii_.docx | 42.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Утянская СОШ
Конспект урока по окружающему миру
3 класс
Тема: «Берегите воду».
Составитель: Шарай Е.В.
учитель начальных классов
МКОУ Утянская СОШ
с. Утянка 2022 г.
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема урока: Берегите воду.
Цель: формирование знаний учащихся об использовании воды человеком и мерах по охране чистоты воды и ее экономному расходованию.
Задачи: 1) учить моделировать и использовать модели для объяснения необходимости бережного отношения к природе; 2) развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение, речь; 3) воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием;
-моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды;
-рассказывать о загрязнении воды с помощью модели
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
-умение высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду;
-умение формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
-умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-развивать способность принимать и сохранять учебную задачу;
-различать способ и результат действия, выполнять учебные действия, вносить коррективы в действия.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint, лабораторная посуда: стакан, фильтр, ложка, большая стеклянная чаша, кусочки почвы, пищевой краситель, игрушечный грузовик с кусочками бумаги, мелкими камнями, щепками, гвоздиками, модель дождевого облака, схема «Круговорот воды в природе».
План урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
1. Актуализация знаний.
III. Работа по теме урока.
1. Определение проблемы. Выдвижение гипотезы.
2. Моделирование. Работа по группам.
3. Выступление групп.
4. Работа с учебником.
5. Решение экологической задачи.
6. Работа с учебником.
IV. Физкультминутка.
V. Проверка домашнего задания.
VI. Моделирование. Модель «кислотного дождя».
VII. Беседа о бережном расходовании воды.
VIII. Итог урока.
IX. Рефлексия.
X. Домашнее задание.
Конспект урока
Содержание урока |
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Комментарии о реализации требований ФГОС |
I. Организационный момент. II. Введение в тему урока. 1. Актуализация знаний. -Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Но сначала вспомним ее свойства. | -прозрачная, -бесцветная, -без запаха, -текучая, -принимает любую форму, в которую её налить, -может замерзать, -может испаряться, -вода расширяется и сжимается, -растворяет вещества. . | Развитие мотивации к новому учебному материалу с опорой на знания детей, формирование умения выказываться в устной форме, выделять главное |
III. Работа по теме урока. 1. Определение проблемы. Выдвижение гипотезы. Слайд 2. - Вода занимает три четверти поверхности Земли. Если на Земле так много воды, зачем люди постоянно говорят о том, что воду нужно беречь? - Ребята, кто сможет сказать, какую проблему мы будем решать на нашем уроке? - Итак, проблемный вопрос нашего урока: Почему нужно беречь воду? (Слайд 3) А что означает слово беречь? - Хорошо. Давайте заглянем в Толковый словарь С.И. Ожегова и узнаем как языковеды объясняют лексическое значение этого слова. (Слайд 4) Беречь – 1. Не тратить, не расходовать что-нибудь напрасно. 2. Охранять от кого или чего-нибудь, хранить. - Вам предстоит на уроке подтвердить или опровергнуть мою гипотезу, а я предполагаю, что воду можно не экономить, т.к. запасы воды на Земле огромны. (Слайд 5) - Из словаря мы узнали, что у слова беречь два значения: не тратить напрасно и охранять, хранить. А где на Земле хранится вода? - Ребята, на какие группы вы разделите эти слова: океан, море, озеро, река, пруд, родник, водохранилище, болото, канал? (Слайд 6) - А еще как можно разделить эти слова? (Слайд 7) - А все ли озера в природе с пресной водой? - Посмотрите на карту Земли и скажите, какие водоемы занимают большую площадь на Земле: соленые или пресные? (Слайд 8) - Значит, запасов, какой воды на Земле больше? - Значит, моя гипотеза ошибочна? | - Вода имеет большое значение для жизни всего живого. Без воды не может существовать вся экосистема (животные, растения, птицы, бактерии).
- Мы будем исследовать, почему нужно беречь воду. - Защищать, экономить, разумно расходовать.
- Океаны, моря, озера, реки, пруды, болота, родники. - Водоемы естественные (океан, море, озеро, река, болото, родник) и водоемы искусственные (водохранилище, пруд, канал). - В океанах и морях вода соленая, а в остальных водоемах – пресная. - Нет, есть озера с соленой водой. В Новосибирской области это зеро Горькое находится в 28 км от р.п. Краснозерское, возле с. Лобино - Океаны и моря. -На Земле больше соленой воды, а питьевой пресной мало. Поэтому воду надо беречь. - Да, гипотеза неверна. | Использование средств ИКТ для решения познавательных задач. Формирование интереса к новому учебному материалу. Освоение учащимися способов решения проблем поискового характера. |
2. Моделирование. Работа по группам. Ребята, мы выяснили, что воду надо охранять. Сейчас мы с вами отправимся к водоему за водой. (На столе большая стеклянная чаша с водой). Эта чаша – модель озера. Сейчас каждая группа наберет из озера воды в стаканы и выполнит задания. 1-я группа. (Оборудование: фильтр, кусочки почвы, ложка, стакан) Набрать воды. Бросить в воду кусочки почвы, перемешать. Затем очистить воду с помощью фильтра. 2-я группа. (Оборудование: пищевые красители, ложка, стакан) Вы владельцы завода, по изготовлению красок. Вам необходимо бросить в воду красители. Пронаблюдать, что стало с водой. 3-я группа. (Оборудование: стакан, игрушечный грузовик с кусочками бумаги, мелкими камнями, щепками, гвоздиками, ложка.) Вы строите дом. Весь строительный мусор вы вывезли и сбросили недалеко от озера. Мусор попал в воду. Пронаблюдайте, что произойдет. 3. Выступление групп. - Настало время каждой группе рассказать о том, какую работу они провели. 1 группа. - Можно вашу воду пить? - Верно, пить такую воду можно только после кипячения. - А возможно ее использовать в хозяйственных нуждах: вымыть пол или полить растения? - Отчет 2 группы. - Можно такую воду пить? - Прослушаем отчет 3 группы. А сейчас вернем нашу воду обратно в озеро. Сначала ребята из первой группы выльют очищенную воду. Что произошло с водой в нашем озере? - Какой вывод отсюда следует? - Теперь вернут воду в озеро ребята из второй группы. Что произошло? - Теперь настала очередь третьей группы. Что наблюдаем? - Первая группа очистила воду, но наше озеро все равно стало таким грязным. Почему? | - Мы загрязнили воду, а затем попытались ее очистить с помощью фильтра. Этот процесс называется фильтрация. Вода стала чище. - Нет, т.к. такой фильтр не справится с микробами. - Да, это возможно. - Мы бросили в воду сухой краситель. Он растворился, т.к. вода – это растворитель. Цвет воды изменился, бесцветная вода стала красной. - Нет, теперь вода непригодна для питья. Нельзя эту воду использовать и в хозяйственных целях. - Мы загрязнили воду строительным мусором. Камни, бумага, гвозди не растворились в воде, т.к. не все вещества растворяются в воде. Вода стала грязной. Для питья непригодна, поливать тоже нельзя, т.к. весь мусор окажется в огороде. - Вода осталась почти такой же чистой и прозрачной. - Воду нужно очищать. На предприятиях нужно строить очистные сооружения. - Вода в озере изменила цвет. - Озеро загрязнено строительным мусором. - Бороться с загрязнением воды нельзя в одиночку. Решать эту проблему надо сообща, все миром. | Формируется умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Формируется умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
4. Работа с учебником. - Ребята, а возможно ли совсем не загрязнять воду? Откройте учебник на с. 59 и прочитайте, сколько воды необходимо человеку для жизни. - Найдите в тексте источники загрязнения воды. |
- Чтение 2 абзаца. - Чтение 3 абзаца. | На уроке происходит -поиск и выделение необходимой информации; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). |
5. Решение экологической задачи. (Слайд 9) - Ребята, в некоторых странах существует такой закон: воду для своих нужд завод или фабрика обязаны брать в нижнем течении реки, а использованную очищенную воду сбрасывают назад в реку обязательно выше по течению реки. Почему? Ответ: Это делается для того, чтобы заставить владельцев предприятий хорошо очищать воду, строить современные очистные сооружения, т.к. через расположенный ниже водозабор, плохо очищенная вода попадет обратно на предприятие. | - Ответы-предположения детей. | Формируется умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. |
6. Работа с учебником. -Прочитайте на с. 60 как еще охраняют воду от загрязнения. | Поиск и выделение необходимой информации. | |
IV. Физкультминутка. А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
| - Дети сидят на корточках. - Дети поднимают руки вверх и разводят в стороны. - Поднимаются в полный рост. - Закружились на месте. -Прыжки на месте. | Укрепление физического здоровья учащихся. |
V. Проверка домашнего задания. - Какое важнейшее явление природы мы вспомнили и изобразили? - Расскажите, как происходит круговорот воды в природе. (Слайд 10) | -Круговорот воды в природе. - Ответы детей с опорой на схему круговорота воды. | Развитие мотивации к учебному материалу с опорой на знания детей, формирование умения выказываться в устной форме, |
VI. Беседа о бережном расходовании воды. Ребята, мы много говорили с вами о том, почему и как надо охранять воду. Охранять – значит беречь воду. Давайте вспомним первое значение этого слова. (Слайд 11) Беречь – 1. Не тратить, не расходовать что-нибудь напрасно. - А как вы можете экономить воду? - Прочитайте в учебнике на с. 62 статью «Не расходуйте воду напрасно» | - Ответы детей. | Формируется умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
VIII. Итог урока. - Почему надо беречь воду? (Слайд 12) - Расскажите, как уберечь водоемы от загрязнения. - Как сохранить запасы пресной воды? (Слайд 13) - Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились
| -Людям требуется очень много воды. Запасов пресной воды на Земле мало. - Сточные воды нужно очищать. - Бороться с загрязнением воды должны все люди сообща. -Каждый человек должен экономить воду.
| Формируется умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
IX. Рефлексия. Слайд 14. На доске изображение 3 капелек: Веселая капелька – отлично поработал, узнал много нового, мне всё удалось. Капелька - хорошо поработал, но мне не всё удалось Грустная капелька – не доволен своей работой, многое не получилось Как оценишь работу группы? Как оценишь свою работу? | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | |
X. Домашнее задание. Слайд 19. 1. С. 59-62,прочитать текст, ответить на вопросы. 2. Практическая работа. Утром почисть зубы, не закрывая кран, сняв показания счетчика-водомера (обратись к маме или папе за помощью) до и после чистки. Запиши, сколько воды ты израсходовал. Вечером почисть зубы, используя советы учебника на с. 63 из задания для домашней работы №1. Сними показания водомера. Сравни полученные показатели. 3. Задание творческое (по желанию). Выбрать тему для исследовательской работы о свойствах, секретах и тайнах воды, экономном расходовании и т.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Вода на Земле".2 класс.
Конспект урока по окружающему миру по учебнику Плешакова. УМК "Школа России"....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода.Свойства воды."4 класс
Обучающиеся знакомятся с водой, её значением, свойствами через практические опыты....
конспект урока по окружающему миру, 3 класс, УМК "Перспектива" "Вода-дом из воды"
Личностно – ориентированный урок, который был не только ориентирован на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но ина развитие его личности, его познавательной и сози...
План - конспект урока по окружающему миру "Вода в природе"
Конспект урока "Вода в природе". Значение воды для всего живого на планете....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"...
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Конспект урока по окружающему миру "Вода - природное богатство"
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе "Школа России" Вода - природное богатство". На уроке ученики научатся проводить простейшие опыты, измерять температуру воды с п...