Информационная карта передового педагогического опыта
статья на тему
Современные подходы к изучению основных тематичкских разделов предмета "Кубановедение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strelets.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта передового педагогического опыта
Ф.И.О. участника: Стрелец Ирина Владимировна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №1
Занимаемая должность: учитель начальных классов.
Педагогический стаж и квалификационная категория: 25 лет, первая квалификационная категория.
Тема педагогического опыта: «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках в начальной школе».
Уровень опыта по степени новизны: усовершенствование учебного процесса через различные формы исследовательской работы на уроках и во внеклассной работе.
Цель педагогического опыта: в ходе исследовательской работы у учащихся формируются не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Современные подходы к изучению основных
тематических разделов предмета.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. Введенный с 2004-2005 учебного года учебный предмет «Кубановедение» реализует в практической деятельности школ Краснодарского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в законе РФ «Об образовании». Основополагающая идея закона - органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.
Цели курса «Кубановедения»:
1.Формирование целостного представления о Кубани, как самобытной в плане истории, культуры, географии части Российской Федерации.
2.Воспитание любви к малой Родине, бережного отношения к её природе, гордости достижениями известных жителей Кубани, творцов её литературы, музыки и других видов искусства.
Все эти цели достигаются не только на уроке во время учебной деятельности, а так же при изучении регионального компонента содержания образования 10-15% от объёма федеральных программ, на внеклассных мероприятиях.
На школьных уроках применяю три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся, все они в реальной практике связаны друг с другом: получение готовых знаний о крае со слов учителя, самостоятельное приобретение знаний, углубленный исследовательский поиск. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться главным образом на уроках. Большинство исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, делать выводы. На уроках применяю такие виды исследований как: опыты, экскурсии, классификация, путешествие по карте, путешествие по «реке времени», информационный мини проект (дополнительный материал по теме).
Опыты и практические работы.
Опыт- это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков.
Когда наблюдений и экскурсий оказывается недостаточно для раскрытия сущности явлений, прибегаю к проведению опытов, т.е. искусственного воспроизведения природного явления. Это один из лучших приемов развития мышления детей и гарантия осознанности и прочности знаний.
В методике проведения опыта можно выделить три этапа:
1.Подготовка к опыту: подведения учащихся к необходимости узнать посредством опыта то или иное свойство, воспроизвести природное явление, выявить закономерности, понять сущность; подбор необходимого для опыта оборудования, установка его и проверка.
2. Проведение опыта: постановка цели и определение задачи опыта; проверка оборудования и материалов, необходимых для опыта и наблюдений; непосредственное проведение опыта (самим учителем или учащимися).
3. Анализ полученных результатов.
Например, требуется установить наличие в почве органических веществ. Рассмотрение почвы под лупой не даст необходимых результатов, так как остатки растений и животных в почве взятой с огородной грядки, не всегда заметны. Как же можно обнаружить их? (Поисковая деятельность.) На основе умозаключений дети приходят к выводу, что органическое вещество горит, издает определенный запах и выделяет дым. Будет ли гореть почва? Дети приходят в необходимости поставить опыт на прокаливание почвы.
Провожу опыт сама, учащимся же даю задание внимательно наблюдать и отмечать, что они увидят над почвой, какой запах появится, с чем его можно сравнить
Затем учащиеся в форме связного рассказа дают отчет, какая задача была поставлена, какие материалы и оборудование было использованы, как собирали оборудование, в каком количестве использовали материал, что наблюдали, какой сделали вывод.
Путешествие по карте.
В начальных классах учащиеся знакомятся с физической картой Краснодарского края.
Работа над картой различными комбинациями условных знаков, раскрытия их смысла обостряет детское восприятие, побуждает детей к умственной деятельности, развивает их мышление. Навыки, приобретенные детьми при работе с картой, наряду с навыками письма, чтения, счета, относятся к элементарным и являются неотъемлемой частью начального образования.
Всю учебную работу с картой можно свести к решению трех основных задач: научить детей понимать карту, добиться, чтобы дети хорошо знали её, и научить их читать карту.
Очень важно научить детей по изображениям на плане и карте видеть реальную природную действительность. Знать карту- это значит знать её содержание, иметь четкое представление о размещении на карте суши и воды, гор и равнин, населенных пунктов.
Путешествие по « реке времени».
Исследования легко поводить по темам, связанных с историческим временем, где в рамках прошлого – настоящего располагаются вещи с их назначением (история материальной цивилизации) и люди с целями и характером их деятельности, событиями с ними происходящими.
Классификация.
Классификация (от лат. classis – разряд, класс и facio- делаю, раскладываю), система соподчиненных понятий (классов объектов) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями и классами.
Организуя в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего понятия. В зависимости от конкретной темы это реальный материал ( например образцы почв или полезных ископаемых) или образный – множество иллюстративных карточек-вырезок ( например изображения различных видов животных, растений, водоемов, различные формы поверхности земли). Учитель с детьми обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения и рассуждения возможные основания для их группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенными вверху «родовым» именем сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.
Если исследовались реальные объекты (например, засушенные листья для гербария, образцы минералов), они размещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями объектов.
«Мини проекты»
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках кубановедения, но уже на новом продуктивном уровне.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.
Я считаю, что любая тема на уроке достойна исследования. Стремясь дать детям, самые полные знания по теме предлагаю детям задания поискового характера. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира и кубановедения, при этом все работы носят коллективный характер. Тематика определяется мной на уроке, но каждый ученик старается внести свой вклад в работу. Именно первое исследование приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, т.к. дети в лучшем случае читают только учебники. Дети увлечены компьютером, который детям заменяет друзей, улицу. Своей работой стараюсь направить своих учеников в нужное русло. Одни ищут материал в библиотеке, другие - втягивают в работу родителей.
Стараюсь построить работу так, чтобы ученик сам захотел принимать в ней участие. Начинаю работу с того, что предлагаю ребятам сделать сообщение к той или иной теме на уроках. Рекомендую им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Постепенно подвожу их к мысли, как и зачем пишется научная работа. Объясняю, что такое научно-исследовательская работа. Предлагаю ребятам экскурсию в библиотеку. Ответственным этапом в научно-исследовательской работе с учащимися является подбор литературы. Здесь приходят на помощь библиотечные уроки. Считаю, что учитель и библиотекарь должны помочь в подборе литературы. Учим ребят работать с картотекой, каталогом. Там ребята знакомятся с разнообразной литературой: справочники, энциклопедии, научно-познавательная литература. Проводим игры: “Отыщи тот или иной материал”.
Такая форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит учителю сделать процесс обучения ярким и запоминающимся, поможет учащимся с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно.
Компьютерные технологии на уроке.
Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на уроке и во внеклассной работе, что является совершенно новым направлением в современной образовательной системе.
1) обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);
2) создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point;
3) формировать функциональные навыки использования Интернет ресурсов;
4) формировать функциональные навыки разрабатывать тесты, используя готовые программы, создавать ресурсные материалы – дайджесты, презентации.
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером и Интернет ресурсами. Применение ИКТ на уроках кубановедения становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся. Освоение и применение новых информационных компьютерных технологий на уроке помогает формированию креативного человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в большом информационном пространстве и создавать новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Модуль обобщения передового педагогического опыта учителя начальных классов СОШМ18 «имени 28 Армии»
1.ТЕМАОПЫТА.Формирование успешности обучения учащихся средствами современных педагогических технологий.2.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.Слова Б.Т. Лихачёва: «Педагогические технологии - совокупность психоло...
Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"
На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...
Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта
В данной презентации подробно описана система работы по изучению ППО, методика обобщения и распространения ППО, а также дана подробная схема описания ППО по модульной технологии....
Информационная карта инновационного педагогического опыта
«Развивающее обучение в начальной школе»...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций средствами учебного курса «Мы и окружающий мир»....
Информационная карта позитивного педагогического опыта по теме: "Развития творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»
Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. ...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования ключевых компетенций средствами учебного курса «Мы и окружающий мир»....