Информационная карта позитивного педагогического опыта по теме: "Развития творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»
учебно-методический материал по теме

Володина Ольга Борисовна

Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. Поэтому считаю, что необходимо развивать творческие способности учащихся, используя все методы ТРИЗ.

ТРИЗ - технология соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pozitivnyy_opyt.docx120.57 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МАЙКОПСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

385730  р. п. Тульский, ул. Первомайская, 222б     Тел. (887777) 5-17-01, 2-13-43     E-mail:  cosh_16@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

позитивного педагогического опыта

ВОЛОДИНОЙ ОЛЬГИ БОРИСОВНЫ

по теме:

«ТРИЗ- как средство развития творческого мышления и воображения»

C:\Users\МАМА\Desktop\ФОТО 1 -А\G33A6674.jpg

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА позитивного педагогического опыта

Параметры

информации

Содержание информации

1. Общие сведения о носителе опыта

1.1.

Фамилия, имя, отчество автора опыта

Володина Ольга Борисовна

1.2.

Дата рождения

2 декабря 1962

1.3.

Домашний адрес, контактный телефон, факс, E-mail

385730 Республика Адыгея, п. Тульский, ул. Молодёжная, д.25. т.8-962-762-79-01, olgavolodina62@mail.ru

1.4.

Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания

АГПИ, 1987 г.

1.5.

Специальность по диплому

Педагогика и методика начального обучения

1.6.

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

1.7.

Вид образовательной организации

Средняя общеобразовательная школа

1.8.

Адрес образовательной организации с почтовым индексом

385730 Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Первомайская, д.222-б

1.9.

Телефон / факс

(87777) 5-17-01, (87777) 2-13-43,  

1.10.

E-mail

cosh_16@mail.ru

1.11.

Web-сайт

http://nsportal.ru/olgavolodina

1.12.

Должность с указанием преподаваемого предмета

Учитель начальных классов

1.13.

Стаж педагогической работы

35 лет

1.14.

Стаж работы в должности

26

1.15.

Отраслевые и государственные награды

Почётный работник общего образования Российской Федерации

1.16.

Квалификационная категория

высшая

1.17.

Участие в профессиональных конкурсах

нет

1.18.

Обобщался ли ранее опыт, на каком уровне, по какой проблеме (теме)

нет

2. Данные о масштабе инновационной работы

2.1.

Уровень инновации

Образовательной организации

2.2.

Масштаб инновации 

Локальное

2.3.

Уровень общего образования, на котором осуществляется инновация 

 группы детей младшего школьного возраста

2.4.

Количество участников работы 

Один педагог

2.5.

Период формирования и функционирования опыта

Три года

3. Сущностные характеристики опыта

3.1.

Тема позитивного педагогического опыта:

«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ».

3.2.

Цель позитивного опыта:

Повысить у детей мотивацию к учению, развить воображение и мышление в творческой работе, пробудить устойчивый интерес к решению проблемных задач.     

  Задачи курса: 

  1. Использовать методы  ТРИЗ для развития творческих способностей, внимания, памяти, эмоций, мышления;
  2. Обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;
  3. Научить высказывать своё мнение, делать                                     аргументированные выводы на основе полученной информации и своего опыта.

3.3.

Направленность опыта

 Педагогические технологии обучения и воспитания

3.4.

Условия возникновения изменений, то есть обоснование актуальности опыта

Актуальность опыта состоит в том,  что новый этап совершенствования системы образования резко обострил проблему раннего выявления школьников, проявляющих признаки одаренности, создания условий для успешной реализации их способностей. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта связано с идеей развивающего обучения, создания вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды, акцентируемой на самостоятельности и активной познавательной деятельности учащихся

 Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. Поэтому считаю, что необходимо развивать творческие способности учащихся, используя все методы ТРИЗ.

ТРИЗ - технология соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.

Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:

  • регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
  • познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;
  • коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;
  • личностных УУД: самоопределение, смыслообразование.

Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.

Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает  воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

Систематическое изучение  тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности школьника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.

ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

Источником изменений считаю противоречия: между необходимостью развития информационной компетентности обучающихся и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, в настоящее время важно , чтобы ребёнок сам научился добывать знания и умел их применять в жизни.

3.5.

Источник получения нового

Опытно-экспериментальная работа

3.6.

Сущность педагогического опыта:

Сущность педагогического опыта заключается в том, что ТРИЗ технология необходима для развития:

целенаправленного развития навыков системного мышления и творческого воображения, обучения способам решения творческих задач, способам  коллективной  познавательной деятельности, формирования открытого мышления, не скованного стереотипами,  познавательной активности и интереса, воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения, воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.

3.7.

Концепция изменений (краткое научно-теоретическое обоснование опыта)

Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности - вот те основные ценности, которые необходимо учитывать  в работе с детьми. Ребенок с раннего детства  должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества.

Поэтому в своей работе я стала применять ТРИЗ - технологию (теория решения изобретательских задач), так как она позволяет решить задачи, убедить детей в том, что мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть СОБСТВЕННЫМИ силами, обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны.

Занятия ТРИЗ - это всегда маленькое открытие, даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.

3.8.

Новизна(в чем конкретно заключается суть авторских находок)

      Для меня ТРИЗ очень демократичная наука, прежде всего потому, что она одинаково дает возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребенку, и «сильному» и «слабому». «Творчеству можно научить!» и «Творцом может стать каждый!». Но, чтобы творить, одного желания мало. Нужен инструмент, нужна методика, позволяющая достигать результатов каждому желающему. Для меня таким инструментом стала ТРИЗ - технология.

     Она сделает необыкновенно интересным, увлекательным любой школьный предмет, поможет быстро освоиться в новой, еще незнакомой области. Научит творчески мыслить, всюду и везде искать новые нестандартные пути.

Новизна состоит в том, что систематизированы  задания(задачи, загадки, игры, ребусы)  и есть рекомендации  для учителя. В программе много интересного занимательного материала  для младших школьников  и для среднего звена: тризовские задачи, загадки, ребусы, кроссворды. Игры, которые развивают логику, образное мышление и воображение.

  Таким образом, уроки с использованием приемов ТРИЗ - технологии являются средством формирования успешности учения младших школьников. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.

Эффективность ТРИЗ основана на использовании универсальных законов развития систем (технических, экономических, социальных и др.) являющихся фактически конкретизацией законов диалектики, сформулированных Гегелем. Поэтому ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит в каждом предмете или явлении видеть положительные и отрицательные стороны, противоречия развития, связь с надсистемой и подсистемами. На этой основе формируется стиль мышления, направленный не только на приобретение готовых знаний, но и на самостоятельную генерацию новых знаний, умение видеть, ставить и решать проблемные задачи.        

Советую коллегам внедрять приемы ТРИЗ – технологии в свои уроки.

3.9.

Трудоемкость (нормативно-правовые, материально-технические, финансовые, программно-методические, организационные, личностные и другие условия) и риски.

Трудоемкость инновационного педагогического опыта заключается:

1) в необходимости подготовки учителя к освоению новых информационных технологий, средств медиаобразования, приёмов работы в глобальных информационных сетях;

 2) в информационном (подключение к телекоммуникационным системам различного уровня с выходом в глобальные сети, поддержка веб-сайта) и ресурсном (материально-техническое оснащение: наличие компьютерной техники, интернет-связи, учебно-наглядных пособий; программное и учебно-методическое оснащение образовательного процесса: наличие современного оборудования, фонда литературы, фильмотеки и медиатеки) обеспечении;

3) проектирование урока с учетом типа мышления и темперамента, способностей воспитанников.

Риски:

Формирование конкурентоспособной, креативной личности не должно препятствовать процессу воспитания, толерантности.

1.Отставание материально-технической базы школы от реалий информационного общества и индивидуальных возможностей учащихся в области применения современных технических средств, что может привести к снижению мотивации и качества образования.

2.Недостаточная компетентность и недостаточная мотивация работников школы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий.

Данная методика может быть использована в работе учителей начальных классов всех типов образовательных учреждений, но с учетом возможностей и потребностей конкретной образовательной среды.

3.10.

Научный руководитель или консультант (фамилия, имя, отчество, должность и место работы) 

Григорян Жанна Викторовна, учитель математики и информатики, завуч по УВР МБОУ СОШ №16

  1. Описание инновационного опыта учителя

4.1.

Технология реализации идеи, то есть комплекс форм, методов и приемов, их обоснование, правила и последовательность применения, преимущества перед аналогами

На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

-Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.

-Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.

Рассмотрим примеры приемов и методов, которые я успешно использую в педагогической деятельности.

1.Метод «Да-нетка» - метод суждения поиска посредством задаваемых вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

2.Метод маленьких человечков (ММЧ) – для создания представлений о внутренней структуре тел  живой и неживой природы, предметов.

3. Сочинение тризовских  загадок.

4.Метод мозгового штурма – совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиций, с последующей проверкой идей, поощряются неожиданные и фантастические.

5.Задачи-шутки – являются гимнастикой ума.

6.Метод «Системный лифт» - удобен для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.

7.Метод «Создай паспорт»-для систематизации и обобщения знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

8.Методика сочинений по картине – активизация словарного запаса учащихся, восприятие картины через органы чувств: Я ВИЖУ...Я СЛЫШУ...

Я ЧУВСТВУЮ...

Преимущества перед аналогами и новизна:

- формирование мотивации учащихся к исследовательской и творческой работе, учебной деятельности через сотрудничество и соперничество.

5. Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах

5.1. 

Характеристика полученных результатов о позиции их эффективности (по критериям и показателям, определенным согласно поставленной цели)

Устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к учебным предметам в начальной школе. Умение работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения нестандартных задач, что положительно сказывается на качестве знаний учащихся по предметам, развивает у них творческую активность, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах, формируя тем самым положительную мотивацию к учению в целом.

      Моя задача раскрыть в полном объёме все способности ребёнка и достичь максимального высокого для него уровня обученности. Поэтому свою работу я строю на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Именно уровневая дифференциация и личностно ориентированное обучение способствовали позитивной динамике учебных достижений учащихся за последние три года.

                                          Год/классы

2013-2014 учебный год

(2 класс)

2014-2015 учебный год

(3 класс)

2015-2016 учебный год

(4 класс)

92, 59 %

92,59%

96,3 %

Качество знаний учащихся 2-А класса 2013-2014 уч. год

Отметки

Адыгейская литература

Иностраннвый язык

Изобразительное искусство

Математика

Музыка

Окружающий мир

Русский язык

Технология

Физическая культура

Литературное чтение

«5»

21

19

27

12

27

12

7

24

25

19

«4»

6

8

15

15

18

3

2

8

«3»

2

Кач . знаний по предмету

100

100

100

100

100

100

92,59

100

100

100

Качество знаний 92,59%

Качество знаний учащихся 3-А класса 2014-2015 уч. год

Отметки

Адыгейская литература

Иностраннвый язык

Изобразительное искусство

Математика

Музыка

Окружающий мир

Русский язык

Технология

Физическая культура

Литературное чтение

«5»

22

16

27

5

27

11

6

23

25

20

«4»

5

11

22

16

19

4

2

7

«3»

2

Кач . знаний по предмету

100

100

100

100

100

100

92,59

100

100

100

Качество знаний 92,59%

Качество знаний учащихся 4-А класса 2015-2016 уч. год

Отметки

Адыгейская литература

Иностраннвый язык

Изобразительное искусство

Математика

Музыка

Окружающий мир

Русский язык

Технология

Физическая культура

Литературное чтение

«5»

21

6

27

5

27

7

5

27

26

19

«4»

6

19

21

20

21

1

8

«3»

2

1

1

Кач . знаний по предмету

100

92,59

100

96.3

100

100

96.3

100

100

100

Качество знаний 96,3 %

            Качество знаний  за три года с 2013по 2016уч.год

5.2.

Конкретные адреса внедрения позитивного педагогического опыта; отзывы и замечания последователей, полученные ими результаты

Данный опыт работы поможет учителям начальных классов  формировать способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

5.3.

Характеристика полученных тиражируемых продуктов (назвать авторские продукты, например: авторские программы, учебно-методические пособия, наглядные средств, дидактические материал и др. образовательные ресурсы, дать краткую аннотацию)

  1. Программа по ТРИЗ-технологии  в 1-5 классах, в которой представлены разработки, рекомендации по использованию разных методов ТРИЗ на уроках математики и внеурочной деятельности.
  2. Электронные образовательные ресурсы к урокам математики (для педагогов и воспитателей): презентации, дидактический материал.
  3. Методические рекомендации по формам работы с одаренными детьми в проектной деятельности.
  4. Консультация для педагогов и родителей  на уроках и во внеурочное время.

5.4.

Рекомендации по использованию продукта

Рекомендовано использовать в совместной работе учителей начальных классов, специалистов и родителей.

5.5.

Публикации о представленном позитивном педагогическом опыте, оформленные согласно правилам библиографического описания публикаций

Занятие по внеурочной деятельности ТРИЗ. Блок «Изучение веществ с помощью ММЧ» - в социальной сети работников образования:  nsportal.ru  (22.01.2017).

5.6.

Предполагаемые масштаб и формы распространения изменений

Республиканский уровень:

Методическая акция «Клуб «Учитель года Адыгеи»-детям» в ГКОУ РА

Внеурочное мероприятие « В гостях у сказки»        (08.12.2012)

Муниципальный уровень:

1.«Инновационные технологии в школьном образовании в условиях реализации ФГОС» Урок окружающего мира «Путешествие с капелькой воды» (метод ММЧ) ( 03.12.2013)

2. «Преемственность урочной и внеурочной деятельности»        Внеурочная деятельность в 3 классе «Путешествие Капитошки» (30.10.2014)

3.Районное методическое объединение  учителей  начальных  классов с докладом  по теме: «Внеурочная деятельность. ТРИЗ-технология и методы развития  творческого мышления». (15.11.2016)

Школьный уровень:

Педагогический совет        «ТРИЗ - как средство развития творческого мышления и воображения»  (21.11.1014)

6. Данные о связях с другими педагогами

(сетевое взаимодействие, совместные программы)

6.1.

Партнерство в рамках данной инновационной работы

7. Экспертное заключение

7.1.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Григорян Жанна Викторовна,  http://tulsosh-16.narod.ru/Grigoryan.htm,  

Литература:

  1.  С.  И.  Гин.  «Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2013
  2. С.  И.  Гин.  «Мир загадок». Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2013
  3. .  И.  Гин.  «Мир фантазий». Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2013
  4. .  И.  Гин.  «Мир человека». Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2013
  5. А.А. Нестеренко. Консультация для экспериментальных площадок. Приемы фантазирования.  Ноябрь 2010  
  6. Н. Н. Хоменко. разработки по курсу «Теория решения изобретательских задач»

Интернет-ресурсы:

  1. .http://apryo.ru/attachments/article/17/ФГОС%20начального%20общего%20образования%20с%20изменениями%20октябрь%202015%20года.pdf
  2.  http://www.trizminsk.org/. Веб-сайт Минского центра ТРИЗ-технологий. Все направления ТРИЗ.
  3. .http://www.trizland/com/ Веб-сайт «ТРИЗисный центр» Белорусской общественной организации ТРИЗ.
  4. .http://www.matriz.karelia.ru/index.html Официальный сайт Международной ассоциации ТРИЗ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов обр...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

«Развивающее обучение в начальной школе»...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Обобщение опыта по теме «Формирование УУД в начальной школе при помощи современных образовательных технологий »

В работе описаны приемы и задания, используемые для формирования УУД. Методики для отслеживания сформированности УУД...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Обобщение опыта по теме : Развитие речи учащихся начальной школы на уроках

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где ...