Урок-проект по окружающему миру во 2 классе "Зимний калейдоскоп"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

Представлена работа по организации проекта во внеурочное время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimniy_kaleydoskop.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Зимний калейдоскоп».

Руководитель проекта: Сорокина Е.В.

Учебный предмет, в рамках которого проводился проект: окружающий мир.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение, краеведение.

Состав учащихся: 2 класс.

Вид проекта: образовательный.

Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, межпредметный, краткосрочный.

Актуальность проблемы: Зима! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты, и фотографы. Хруст снега, полёт снежинок можно передать в музыке. Художник передает на картине всю красоту зимних пейзажей с помощью красок, а поэты и писатели с помощью слов. В  произведениях русских писателей  и поэтов русская зима – это радостное и чудесное время года , но ведь это  суровое и тяжёлое испытание для всего живого. Так какая она, русская зима?

Объект исследования: время года- зима.

Предмет исследования: временные изменения в природе.

Цели проекта:

  1. Расширить систему представлений и первоначальных понятий о природе зимой.
  2. Способствовать приобретению навыков самостоятельной познавательной деятельности, навыков работать в группе, умению работать с дополнительной литературой.
  3. Создать условия для развития интеллектуальных , коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
  4. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

 Задачи проекта:

  1. Определить основные признаки зимних изменений в природе.
  2. Научить определять погоду зимой по народным приметам.
  3. Развивать умение обобщать и сравнивать собранный материал.
  4. Поиск информации о способах зимовки диких животных , подкормки зимующих птиц.
  5. Развивать умение выражать кратко  свою точку зрения: устно и письменно.
  6. Воспитывать ответственность за порученное дело.

Предполагаемый продукт проекта: коллективная исследовательская работа с изложением фактических материалов и результатов, стенгазета (буклет)  , написание сочинения на основе собранных материалов.

Гипотеза:  зима- суровое время года. но всё живое приспособилось к ней.

Используемые методы: изучение литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, опрос.

Описание проекта:

1.Подготовительный этап (Актуализация знаний).

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

а) выбор темы и целей проекта

 (через проблемную ситуацию, беседу, опрос);

б) определение количества участников проекта, состава группы.

Обсуждают тему с учите-

лем и получают при

необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

На уроке окружающего мира  учащиеся узнали о временных изменениях в природе с приходом зимы. На уроках литературного чтения учащиеся были восхищены произведениями русских писателей и поэтов. На этих уроках  при знакомстве со стихотворениями русских поэтов о зиме была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она, русская зима – радостное и чудесное время года или суровое и тяжёлое испытание для всего живого. Было предложено обсудить этот вопрос не только во время беседы в классе, но и путём поиска ответа на этот вопрос. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенным темам: «Волшебница-зима», «Какая она, русская зима?», «Образ русской зимы». Дети определили тему исследования - «Зимний калейдоскоп", а основополагающим вопросом определили вопрос: " Какая она, русская зима?»

На вопросы учителя: «Какая она- зима?», «Все ли могут приспособиться к зимней стуже? » правильный ответ на первый вопрос дали лишь 10 учащихся из 21 человека, 3 учащихся ответили неполно, остальные учащиеся дали неправильный ответ. На второй вопрос правильно ответили 10 учащихся, 7 человек ответили неполно, а 4 человека сомневались в правильности ответа. На основе данных результатов была составлена таблица:

Уровень

1 вопрос

2 вопрос

Высокий

48%

48%

Средний

14%

33%

Низкий

38%

19%

Учащиеся заинтересовались данными вопросами и решили найти правильные ответы.

2.Планирование работы.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

а) определение источников информации

(Интернет, дополнительная литература, опрос взрослых)

б) планирование способов сбора и анализа информации;

в) планирование итогового продукта   (формы представления результата).

Продукт:

- отчет ( устный с демонстрацией материалов);

 -отчёт (сочинение);

-издание буклета-стенгазеты;

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;

д) распределение обязанностей среди членов команды: оформители,

исследователи,

журналисты.

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи:

1.Обобщить, какие явления происходят зимой в неживой природе.

2.Узнать,какие секреты скрывает зима?

Предлагает идеи, высказывает

предположения, определяет сроки

 работы (поэтапно).

Наблюдая за зимними изменениями в живой и неживой природе во время экскурсии и  сравнивая изображение зимы в произведениях русских писателей и поэтов,  учащиеся задали себе вопросы: несмотря на то , что зима- это суровое время года, почему же все рады её приходу? Было  решено провести работу в каждой группе  над исследованием положительного и отрицательного моментов прихода зимы.

3.Исследовательская деятельность.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сбор информации, решение промежуточных задач.

 Основные формы работы:    опросы, наблюдения, изучение литературных источников.

Организация экскурсий, экспериментов.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает,   советует, косвенно       руководит  деятельностью,    организует   и     координирует  в   случае необходимости отдельные   этапы проекта.

4.Результаты или выводы.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует.

В результате коллективного исследования ребята выяснили, что всё живое приспосабливается к зимней стуже. Растения сбрасывают листву перед началом зимы, а снежное одеяло лучше сохраняет жизнь растениям. Снег животным нужен для укрытия от врагов. Рыбы не погибают подо льдом, потому что уплывают в те водоемы, которые не замерзают. Для птиц холод не страшен, для них губителен голод. Хоть некоторые птицы делают запасы на зиму,  их нужно подкармливать. А чтобы людям не болеть зимой- нужно закаляться. В конце исследования вспомнили о зимних праздниках, которых ждут с нетерпением все люди и познакомились с зимними приметами.

5.Представление готового продукта.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Представление разнообразных форм  результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

В завершении исследовательской работы учащимися класса был представлен  устный отчёт с демонстрацией материалов, на основе которого была оформлена стенгазета-буклет  «Зимний калейдоскоп"и выполнена презентация с помощью родителей. На уроке труда и дома при помощи родителей каждым учеником класса были изготовлены кормушки для птиц, а затем развешены в спокойных и удобных для подсыпки кормов местах микрорайона. На уроке русского языка было написано сочинение по материалам исследования «Какая она зима?», в котором учащиеся высказали свои предположения по данному вопросу. Самые интересные сочинения были озвучены в классе на следующем уроке.

6.Оценка процесса и результатов работы.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Рефлексия.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Подводя итоги работы, учащимся вновь были заданы вопросы: «Какая она- зима?», «Все ли могут приспособиться к зимней стуже? »; на этот раз правильно ответили все ученики класса.

Используемая литература:

 1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.        

2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе      образования. - М., 1998.                                                                                                                              3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.,2005.

4.Ермолаева В.Г.Четыре времени года. - Ювента, 2012.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе.

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе (УМК "Перспектива")....

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок проект: «В гости к весне»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок проект: «В гости к  весне» Цели деятельности учителя: формирования у детей первоначальных представлений  о весне,знакомство учащихся...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок проект: «Мы зрители и пассажиры»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок проект: «Мы зрители и пассажиры»Цели деятельности учителя: формирования у детей правил поведения в общественных местах,знакомство учащихся с поняти...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок - проект: «Водные богатства»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок - проект: «Водные богатства»   Цели деятельности учителя: формирования у детей первоначальных представлений  о водных богатствах наш...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Осень - чудная пора! Урок - проект (создание журнала)"

      Тема урока: Осень – чудная пора! Урок – проект: создание журнала.Цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоя...