Урок-проект по окружающему миру во 2 классе "Зимний калейдоскоп"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему
Представлена работа по организации проекта во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimniy_kaleydoskop.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Зимний калейдоскоп».
Руководитель проекта: Сорокина Е.В.
Учебный предмет, в рамках которого проводился проект: окружающий мир.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение, краеведение.
Состав учащихся: 2 класс.
Вид проекта: образовательный.
Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, межпредметный, краткосрочный.
Актуальность проблемы: Зима! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты, и фотографы. Хруст снега, полёт снежинок можно передать в музыке. Художник передает на картине всю красоту зимних пейзажей с помощью красок, а поэты и писатели с помощью слов. В произведениях русских писателей и поэтов русская зима – это радостное и чудесное время года , но ведь это суровое и тяжёлое испытание для всего живого. Так какая она, русская зима?
Объект исследования: время года- зима.
Предмет исследования: временные изменения в природе.
Цели проекта:
- Расширить систему представлений и первоначальных понятий о природе зимой.
- Способствовать приобретению навыков самостоятельной познавательной деятельности, навыков работать в группе, умению работать с дополнительной литературой.
- Создать условия для развития интеллектуальных , коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления.
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Задачи проекта:
- Определить основные признаки зимних изменений в природе.
- Научить определять погоду зимой по народным приметам.
- Развивать умение обобщать и сравнивать собранный материал.
- Поиск информации о способах зимовки диких животных , подкормки зимующих птиц.
- Развивать умение выражать кратко свою точку зрения: устно и письменно.
- Воспитывать ответственность за порученное дело.
Предполагаемый продукт проекта: коллективная исследовательская работа с изложением фактических материалов и результатов, стенгазета (буклет) , написание сочинения на основе собранных материалов.
Гипотеза: зима- суровое время года. но всё живое приспособилось к ней.
Используемые методы: изучение литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, опрос.
Описание проекта:
1.Подготовительный этап (Актуализация знаний).
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, опрос); б) определение количества участников проекта, состава группы. | Обсуждают тему с учите- лем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. |
На уроке окружающего мира учащиеся узнали о временных изменениях в природе с приходом зимы. На уроках литературного чтения учащиеся были восхищены произведениями русских писателей и поэтов. На этих уроках при знакомстве со стихотворениями русских поэтов о зиме была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она, русская зима – радостное и чудесное время года или суровое и тяжёлое испытание для всего живого. Было предложено обсудить этот вопрос не только во время беседы в классе, но и путём поиска ответа на этот вопрос. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенным темам: «Волшебница-зима», «Какая она, русская зима?», «Образ русской зимы». Дети определили тему исследования - «Зимний калейдоскоп", а основополагающим вопросом определили вопрос: " Какая она, русская зима?»
На вопросы учителя: «Какая она- зима?», «Все ли могут приспособиться к зимней стуже? » правильный ответ на первый вопрос дали лишь 10 учащихся из 21 человека, 3 учащихся ответили неполно, остальные учащиеся дали неправильный ответ. На второй вопрос правильно ответили 10 учащихся, 7 человек ответили неполно, а 4 человека сомневались в правильности ответа. На основе данных результатов была составлена таблица:
Уровень | 1 вопрос | 2 вопрос |
Высокий | 48% | 48% |
Средний | 14% | 33% |
Низкий | 38% | 19% |
Учащиеся заинтересовались данными вопросами и решили найти правильные ответы.
2.Планирование работы.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
а) определение источников информации (Интернет, дополнительная литература, опрос взрослых) б) планирование способов сбора и анализа информации; в) планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: - отчет ( устный с демонстрацией материалов); -отчёт (сочинение); -издание буклета-стенгазеты; г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов; д) распределение обязанностей среди членов команды: оформители, исследователи, журналисты. | Вырабатывают план действий. Формулируют задачи: 1.Обобщить, какие явления происходят зимой в неживой природе. 2.Узнать,какие секреты скрывает зима? | Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). |
Наблюдая за зимними изменениями в живой и неживой природе во время экскурсии и сравнивая изображение зимы в произведениях русских писателей и поэтов, учащиеся задали себе вопросы: несмотря на то , что зима- это суровое время года, почему же все рады её приходу? Было решено провести работу в каждой группе над исследованием положительного и отрицательного моментов прихода зимы.
3.Исследовательская деятельность.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: опросы, наблюдения, изучение литературных источников. Организация экскурсий, экспериментов. | Проводят исследования, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. |
4.Результаты или выводы.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. | Анализируют информацию. Оформляют результаты. | Наблюдает, советует. |
В результате коллективного исследования ребята выяснили, что всё живое приспосабливается к зимней стуже. Растения сбрасывают листву перед началом зимы, а снежное одеяло лучше сохраняет жизнь растениям. Снег животным нужен для укрытия от врагов. Рыбы не погибают подо льдом, потому что уплывают в те водоемы, которые не замерзают. Для птиц холод не страшен, для них губителен голод. Хоть некоторые птицы делают запасы на зиму, их нужно подкармливать. А чтобы людям не болеть зимой- нужно закаляться. В конце исследования вспомнили о зимних праздниках, которых ждут с нетерпением все люди и познакомились с зимними приметами.
5.Представление готового продукта.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Представление разнообразных форм результата работы. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. |
В завершении исследовательской работы учащимися класса был представлен устный отчёт с демонстрацией материалов, на основе которого была оформлена стенгазета-буклет «Зимний калейдоскоп"и выполнена презентация с помощью родителей. На уроке труда и дома при помощи родителей каждым учеником класса были изготовлены кормушки для птиц, а затем развешены в спокойных и удобных для подсыпки кормов местах микрорайона. На уроке русского языка было написано сочинение по материалам исследования «Какая она зима?», в котором учащиеся высказали свои предположения по данному вопросу. Самые интересные сочинения были озвучены в классе на следующем уроке.
6.Оценка процесса и результатов работы.
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Рефлексия. | Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. |
Подводя итоги работы, учащимся вновь были заданы вопросы: «Какая она- зима?», «Все ли могут приспособиться к зимней стуже? »; на этот раз правильно ответили все ученики класса.
Используемая литература:
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998. 3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.,2005.
4.Ермолаева В.Г.Четыре времени года. - Ювента, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - проект по окружающему миру и ОБЖ 1 класс
урок проект...
Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс
Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...
"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе.
"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе (УМК "Перспектива")....
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок проект: «В гости к весне»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок проект: «В гости к весне» Цели деятельности учителя: формирования у детей первоначальных представлений о весне,знакомство учащихся...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок проект: «Мы зрители и пассажиры»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок проект: «Мы зрители и пассажиры»Цели деятельности учителя: формирования у детей правил поведения в общественных местах,знакомство учащихся с поняти...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок - проект: «Водные богатства»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок - проект: «Водные богатства» Цели деятельности учителя: формирования у детей первоначальных представлений о водных богатствах наш...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Осень - чудная пора! Урок - проект (создание журнала)"
Тема урока: Осень – чудная пора! Урок – проект: создание журнала.Цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоя...