Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Осень - чудная пора! Урок - проект (создание журнала)"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Тема урока: Осень – чудная пора! Урок – проект: создание журнала.
Цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Расширить представления детей о признаках осени и изменениях в живой и неживой природе.
- Развитие инициативности и активности обучающихся.
- Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей.
- Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
- Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности.
- Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira._osen-chudnaya_pora.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Кокшайск» |
Урок окружающего мира
в 4 классе
«Осень-чудная пора!»
Подготовила: Ильдюкова Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
с. Кокшайск
2022
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема урока: Осень – чудная пора! Урок – проект: создание журнала.
Цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Расширить представления детей о признаках осени и изменениях в живой и неживой природе.
- Развитие инициативности и активности обучающихся.
- Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей.
- Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
- Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности.
- Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель мероприятия и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Межпредметные связи: окружающий мир, чтение, музыка, изобразительное искусство.
Ресурсы: презентация, карточки для групповой работы, фломастеры, бумага, доска, магниты.
При входе каждый участник мастер-класса получает разноцветные листочки
1.Мотивационно-целевой этап
- Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас на нашем уроке.
-Давайте, познакомимся. Меня зовут Татьяна Юрьевна. Пожалуйста, все громко на счет “три” назовите свое имя. Раз, два, три! Я очень рада с вами познакомиться. Надеюсь, сегодня мы с вами плодотворно поработаем.
- А сейчас мы с вами поиграем:
• Загадайте число.
• Прибавьте столько же.
• Прибавьте 10.
• Разделите на два.
• Отнимите задуманное.
• Какое число загадали? (спросить у 2-3 человек)
• Что у вас получилось? (у всех получится число 5)
- Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причѐм, вначале никто об этом даже не догадывался.
- Также происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведѐт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу.
2. Работа над проектом.
2.1. Поисковый этап:
- А теперь предлагаю послушать песню «Чудная пора – осень»
и ответить на вопрос:
- Какие эмоции, ассоциации вызвала у вас эта музыка? (шуршание листьев)
- Назовите тему нашего урока.
- Совершенно верно. Вот и закончилась у нас осень. Давайте вспомним, чем вы занимались в этот период на уроках окружающего мира и во внеурочное время (участвовали в конкурсе чтецов, рисовали рисунки, делали поделки из природного материала)
- Мы с вами не только рассматривали признаки осени, а также изменения в живой и неживой природе, читали стихотворения русских поэтов, отгадывали загадки, подбирали поговорки и пословицы об осени, рассматривали картины художников, посвящённые этому времени года, сочиняли сказки.
- Скажите, как выражают люди свою любовь к осенней природе, к природе вообще?
- Вот и мы с вами выразим свое чувство любви к осенней природе через создание проекта на тему: «Осень – чудная пора!».
- Вы уже знаете, что проект – это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое. Как вы думаете, а что может стать результатом (продуктом) нашей проделанной работы, если мы объединим в одно целое пословицы, поговорки, приметы о живой и неживой природе, рисунки, и загадки об осени?
- Правильно, результатом (продуктом) нашей работы будет журнал.
- Какую цель мы поставим перед собой на этом занятии? (Создать журнал об осени)
- Работать сегодня вы будете в группах. Разделимся на группы. В этом нам помогут разноцветные листики, которые вы получили в начале урока.
- Осень – удивительное время года. И не только потому, что с приходом осени все вокруг становится ярким, красочным. Вряд ли кому приходит на ум, что за один осенний сезон мы встречаем три осени! Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием. Какие? (ранняя, золотая, поздняя). Чем они отличаются друг от друга.
-Ранняя- днем по- прежнему тепло, ночью уже становится холодно, солнце светит по - летнему, но уже не греет как летом и т.д.
Сентябрь- первый осенний месяц. В это время: проливаются дожди; небо всё чаще бывает пасмурным; трава и листья на деревьях меняют свой цвет с привычного ярко-зеленого на золотистый; поспевают ягоды (ежевика, брусника), а также яблоки. Однако холода, характерные для поздней осени, ещё не наступают. Земля сохраняет летнее тепло и сухость, по-прежнему светит солнце и летают птицы.
Также для сентября характерно «бабье лето». Это – период, когда летние жара и сухость затягиваются. Средняя продолжительность «бабьего лета» - две недели. Иногда этот срок составляет тридцать дней, а порой – полтора месяца, в зависимости от местоположения территории.
-Золотая или средняя- листья начинают желтеть, опадать (листопад), становится прохладно, частые и затяжные дожди, люди одеваются по погоде, день становится короче.
Октябрь – это самый яркий месяц. Именно в октябре: желтеют и опадают листья; животные и люди готовят запасы к зиме; небо становится ярко-голубого цвета; птицы поднимаются в стаи и летят на юг; лягушки копают норки в земле. Для октября в средней полосе России характерно такое явление как «Золотая осень». В эту пору природа пестрит яркими красками: листья на деревьях и земле становятся позолоченными, контрастируя с ярко-голубым небом.
-Поздняя- становится все холоднее и холоднее, пролетает снег, опала вся листва, перелетные птицы улетают на юг, животные меняют шубку, уходят в спячку.
Ноябрь – погода поздней осенью не отличается яркостью. В этом месяце Земля идёт на «покой»; опавшие листья становятся тёмно-коричневого цвета; всё чаще идут дожди и грады; появляются туманы, которые иногда остаются до вечера; животные меняют летнюю шубку на зимнюю; лужи покрывает тонкий слой льда; в некоторых регионах в конце ноября выпадает снег. Вся живая и неживая природа готовится к наступающей холодной зиме.
2. 2. Аналитический этап:
- Каждая группа будет создавать свою «осеннюю» страничку: страница первой группы будет посвящена началу осени (зелёные листочки), второй группы –золотая осень (жёлтые листочки), третьей –поздняя осень (коричневые ). Как вы, наверно, уже поняли, не случайно в ваших руках оказались листочки разных цветов: зелёного, жёлтого и коричневого. Давайте рассаживаться по группам. Каждая команда выбирает командира.
- С давних времен люди внимательно наблюдали за явлениями, происходящими вокруг. Люди прослеживали серии закономерностей в происходящих событиях, накапливали по этому поводу опыт и отображали этот опыт в создании устного народного творчества, в частности, в поговорках и пословицах. Давайте вспомним пословицы и поговорки об осени.
У вас на столе находятся пословицы и поговорки. Но, к сожалению, они рассыпались. Вам нужно их собрать.
- Но не только в пословицах и поговорках можно «увидеть» приметы осени. Осенние пейзажи мы можем рассматривать и в произведениях художников.
Перед вами репродукции картин русских художников. Ваша задача: подобрать картину вашей осени и постараться вспомнить автора и название картины.
Осенью происходят большие изменения и в жизни животных. Какие? Выберите животных и насекомых, которые относятся к вашей осени.
У каждой осени своя птица. Подумайте и определите, какая птица соответствует вашему периоду осени.
- Как вы думаете, чего ещё не хватает в нашем журнале?
- Конечно, стихотворений. Вспомните, кто из поэтов посвящал свои стихотворения осени?
- Кто из вас хочет прочитать наизусть стихотворение об осени?
- А теперь, пожалуйста, выберете одно стихотворение, которое наиболее созвучно вашей осени.
А сейчас мы немножко отдохнем.
Динамическая пауза «Делай так!»
2.3. Практический этап:
- Итак, материал для журнала собран. Можно начинать оформлять страницы, но сначала нужно вспомнить правила работы с ножницами. Каждая страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Дайте название своей страничке. Проявите творчество и фантазию. Помните, что результат зависит от всех в группе, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.
2.4. Презентационный этап:
- Итак, странички журнала у нас уже готовы. Сейчас наступает самый ответственный момент. Каждой группе предоставляется возможность рассказать о своей работе, познакомить нас со своей осенней страничкой.
3.Рефлексия
-Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо потрудились. Вы сегодня молодцы! Ваши странички великолепны! Мы еще раз убедились, что осень – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года!
- Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале нашего урока? Достигли мы этой цели?
- Действительно, посмотрите, из ваших страничек получился великолепный журнал под названием «Осень - чудная пора!». Расскажите, что вы поместили на своих страницах? (В него вошли пословицы и поговорки, загадки, стихотворения, картины и рисунки об осени).
Создавая этот журнал, вы пробовали себя в роли писателя, исследователя, художника. И мне бы очень хотелось знать, понравилась ли вам эта работа? У каждого из вас на парте лежат 3 листика: зелёный, коричневый, жёлтый. На доске дерево. Если вам понравилась наша работа, и было интересно, то на веточку приклейте зелёный листик, а если вам захочется поделиться с друзьями, да ещё и провести такое мероприятие у себя в школе - жёлтый, а если было скучно, то - коричневый.
- Посмотрите, на нашем дереве появились листики!!! А это значит, что осень в нашем классе не торопится нас покидать. Я желаю вам всем хорошего настроения. На этом наш урок окончен. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"
Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Счастливая пора детства", по программе Н.Ф. Виноградовой, 21 век
Данный урок предназначен для учащихся 4 класса по программе 21 век, автор Н.Ф. Виноградова. Урок начинается необычно, что способствует благоприятному настрою. Ход урока построен таким образом, что реб...
Урок окружающего мира 1 класс Тема: Как живёт семья. Проект «Моя семья»
Урок окружающего мира по теме "Как живёт семья. Проект "Моя семья" проведён был в 1 классе. Проведению...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100) Тема: Осень- природа готовится к зиме.
Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100)Тема: Осень- природа готовится к зиме....
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"
Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....
Урок окружающего мира 1 класс . УМК Н.Ф. Виноградова Тип урока: ОНЗ. Тема: «Наша Родина РОССИЯ».
Урок окружающего мира . УМК Н Ф Виноградова. 1 класс. 2 урок по теме "Наша Родина - Россия....