Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
В данном материале представлена рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr._miru_v_3_klasse.docx | 115.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
для 3 класса
составлена учителем начальных классов
первой квалификационной категории
Беловой Т.Ю.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1./Москва «Просвещение» /; авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» О.Т. Поглазова, (издательство:Смоленск «Ассоциация XXI век, 2013 год), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Задачи курса:
- социализация ребёнка;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане и структура курса
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 3-м классе на изучение предмета «Окружающий мир» выделяется 68 часов (2 часа в неделю).
Результаты изучения учебного предмета
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»
У выпускника будут сформированы:
- положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе моральноэтическимипринципами; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебнопрактическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.); проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Выпускник получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится: -различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);
- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
- различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
- различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья; различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
- характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
- использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
- находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли;
- горы и равнины, крупные реки и озёра России; объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года; объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
- выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
- использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
- исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений); измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
- выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Выпускник получит возможность научиться:
- рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
- объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе;
- причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
- готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы;
- о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
- пользоваться масштабом при чтении карт;
- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
- моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.); участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения;
- презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
- воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий; ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
- использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; - находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр;
- показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;
- описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры; рассказывать об исторических деятелях;
- приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
- объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; различать прошлое и настоящее;
- соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком;
- определять последовательность важнейших событий в истории России;
- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
- составлять родословную своей семьи; объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
- рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
- рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
- находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель;
- рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
- находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России;
- оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
-использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
-изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
-моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
- составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
- следовать правилам здорового образа жизни; соблюдать правила противопожарной безопасности; оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Содержание предмета
Содержательные линии | Знания | Умения | Возможное расширение |
Человек и природа | Времена года. Календарь. Природные явления, погода. Температура, ее измерение. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Тело и вещество. Строение и свойство веществ. Круговорот воды в природе. Почва, ее свойства, состав. Части тела человека и внутренние органы. Части растений. Способы размножения. Стадии развития рыб и насекомых. |
|
|
Человек и общество | Наука история. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Устройство старинной избы. Традиции семьи, воспитание детей. Древние города. Занятия горожан. Ремесло и торговля. Одежда и быт славян. Памятники архитектуры. |
|
|
Правила безопасной жизни | Правила безопасного поведения во время грозы. Необходимость бережного использования воды. Правила гигиены при работе с почвой. Первая помощь при переломах, растяжении связок. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. |
|
|
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Мир многогранен, интересен и всё время изменяется, необходимо наблюдать и познавать его.
- Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.
- Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.
- Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.
- В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
- Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.
- Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества. Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире.
- Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.
- Соответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.
- Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.
- Совместная ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».
Система оценки планируемых результатов освоения предмета.
В основе системы оценивания интегрированного курса «Окружающий мир» лежат принципы:
- ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных);
- участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само – взаимооценки и предоставляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
В 3 классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель – анализ хода формирование, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.) Это дает возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир», так как дает возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал, таким образом исправить полученную ранее отметку. В конце изучения каждого тематического блока формой тематического контроля является выполнение тестовых заданий.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Кроме того, оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценки предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
Раздел 1. Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч) | |||||||
1 | Земля – наш общий дом. | Урок-викторина. | Обобщают полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводят примеры их представителей. | Различать культурные и дикорастущие растения, диких и домашних животных. Называть представителей животного растительного мира. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. | |
2 | Разнообразие изменений в природе и в жизни людей. | Урок-игра. | Обсуждают разнообразие изменений в природе и в жизни людей, необходимость природоохранной деятельности людей. | Описывать изменения, происходящие в природе и жизни людей. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачу. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Фронтальная беседа. | |
3 | Времена года. | Урок-театрализация. | Наблюдают и описывают изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей со сменой времён года. | Пояснять причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов. | Планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. | Индивидуальный опрос. | |
4 | Старинный календарь. | Урок- путешествие. | Знакомятся с различными видами календарей. Сравнивают по времени изменения в природе, в общественной жизни. | Объяснять периодически повторяющиеся изменения в природе. Наблюдать за изменениями в природе и общественной жизни. | Планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | Творчес кое выступление. | |
5 | Атмосферные явления и погода. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразными состояниями неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. Наблюдают атмосферные явления и фиксируют их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой. | Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется. | Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Осознавать учебно-познава-тельную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Текущий контроль. | |
6 | Температура и её измерение. | Урок изучения нового материала. | Выясняют, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют. | Декодировать и кодировать условные знаки погоды. Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром. | Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём. | Фронтальная беседа. Работа в парах. | |
7 | Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой. | Урок формирования умений и навыков. | Характеризуют изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц. | Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале). | Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. | Фронтальная беседа. Работа в группе. | |
8 | Необычные атмосферные явления. | Урок-презентация. | Выясняют, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу. | Понимать какие природные явления характеризуют погоду. Обозначать их условными знаками | Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. | Фронтальная беседа. | |
Раздел 2. Осенние изменения в природе и жизни человека (4 ч) | |||||||
9 | Экскурсии. Наблюдение осенних изменений в неживой и живой природе. | Урок- экскурсия. | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года». Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Уважать позицию партнёра. | Фронтальная беседа. | |
10 | Осень в природе. | Урок формирования умений и навыков. | Выявляют причины потепления, изменения длительности дня, связанного с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Фронтальная беседа. | |
11 | Осенние заботы человека. | Урок- экскурсия. | Наблюдают труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждают жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. | Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. | Экскур сия. | |
12 | Осень в жизни наших предков. | Урок закрепления умений и навыков. | Сравнивают исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая, подготовки к зиме. | Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок. | Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях. | Фронтальный опрос. | |
Раздел 3. Тела и вещества, их свойства (14 ч) | |||||||
13 | Тело и вещество. Три состояния вещества. | Урок изучения нового материала. | Составляют план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Выявляют разные состояния веществ. Приводят примеры, подтверждающие выводы. | Описывать разные состояния веществ, приводить примеры. Классифицировать предметы по существенным признакам. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. | Фронтальная беседа. | |
14 | Строение вещества. | Комбинированный урок. | Сравнивают тела и вещества, находят сходства и различия, выявляют их общие и отличительные свойства. Знакомятся с понятиями о молекулах и атомах. | Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и веществ, описывать их. Составлять и читать простые схемы и таблицы. Объяснять расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Практическая работа. | |
15 | Удивительные открытия. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с понятиями о простейших, бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле. | Рассказывают об открытии простейших организмов, о клетке, болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Творчес кое выступле ние. | |
16 | Воздух и его состав. | Урок- исследование. | Выясняют, что такое воздух. Проводят исследование свойств веществ экспер-ным способом. | Понимать, что такое воздух и каково его значение для жизни на Земле. | Выполнять разные типы экспериментальных заданий, оценивать результаты своего учебного труда. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Фронтальный опрос. | |
17 | Свойства воздуха. | Урок формирования умений и навыков. | Наблюдают и проводят простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов. | Составлять и читать простые схемы и таблицы. Рассказывать о свойствах воздуха. | Обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке). Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Уважать позицию партнёра. | Творческая работа. Групповая работа. | |
18 | Как используют воздух. | Урок закрепления умений и навыков. | Выясняют возникновение ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс. | Понимать, что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения. Рассказывать об использовании силы ветра человеком. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства. | Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. | Индивидуальный опрос. Работа в парах. | |
19 | Вода и её свойства. | Урок- исследование. | Обсуждают значение воды для всего живого на Земле. Характеризуют (на основе опытов) свойства воздуха, воды и сравнивают их. | Готовить сообщения о значении воды на Земле, об источниках питьевой воды, о свойствах воды: вкусе, цвете, прозрачности, теплопроводности. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.). Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | Фронтальная беседа. | |
20 | Очистка воды. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «очистные сооружения». Обсуждают, кто и почему загрязняет воду. Знакомятся с методами очистки воды. | Называть способы очистки воды в быту и в промышленности; пояснять, что такое фильтрование. | Планировать свои действия. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. | |
21 | Превращения воды. | Урок формирования умений и навыков. | Выясняют, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе. | Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. | Текущий контроль. | |
22 | Круговорот воды в природе. | Урок формирования умений и навыков. | Исследуют круговорот воды в природе. Работают над развитием умения моделировать природные процессы, формированием экологической культуры. | Понимать и описывать принцип круговорота воды в природе. Проследить за движением капельки воды из океана. | Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Практическая работа. | |
23 | Почва, её состав и свойства. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с составом, свойствами почвы и ее образованием. Выясняют, что такое почва; в чем ее значение для растений, животных, человека. | Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента). Планировать свои действия. Действовать согласно составленному плану. Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. | Фронтальный опрос. Работа в парах. | |
24 | Обитатели почвы. | Урок применения умений и навыков. | Знакомятся с обитателями почвы, их ролью для растений и плодородия земли. Узнают о круговороте орг-ных и ми-ных веществ в почве. | Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого. Соблюдать правила гигиены при работе с почвой. | Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др. | Фронтальный опрос. | |
25 | Почва – кормилица. | Урок формирования умений и навыков. | Сравнивают старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия. | Описывать ценность сохранения почвы, факторы её плодородия. | Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы в старину, фотографировать старинные объекты (колодцы, ветряные и водяные мельницы, водонапорные башни) для использования в презентациях. | ||
26 | Обобщающий урок по теме: «Воздух, вода, почва». Тест | Урок повторения и обобщения. | Обсуждают значение воздуха, воды, почвы для жизни, приводят примеры их использования в жизнедеятельности людей. | Приводить примеры источников загрязнения воздуха, воды, почвы, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях. | Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. | Беседа по вопросам. Тест. | |
Раздел 4. Зимние изменения в природе и в жизни человека (5 ч) | |||||||
27 | Экскурсии. Наблюдение зимних изменений в неживой и живой природе. | Урок- экскурсия. | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. | Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Уважать позицию партнёра. | Экскурсия. | |
28-29 | Зима в природе. | Уроки формирования умений и навыков. | Выявляют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Индивидуальный опрос, работа в парах. | |
30 | Зимние заботы человека. | Комбинированный урок. | Наблюдают труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждают жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. | Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. | Фронтальная беседа. | |
31 | Зима в жизни наших предков. | Урок закрепления умений и навыков. | Сравнивают исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая, подготовки к зиме. | Рассуждать о тесной связи наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок. | Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях. | Фронтальный опрос, самостоятельная работа. | |
Раздел 5. Организм человека и его здоровье (14 ч) | |||||||
32 | Организм человека. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с науками, изучающими организм человека. Объясняют необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, характеризуют зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения. | Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье, основные внутренние органы человека. Осознавать понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы». | Принимать (ставить) учебно-познава-тельную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. | Фронтальная беседа. | |
33 | Надёжная опора и защита. | Урок-презентация. | Выявляют сходства и различия между человеком и другими млекопитающими. Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигатель-ного аппарата. | Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции опорно-двигательной системы. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). | Творческое выступление. | |
34 | Мышцы, их разнообразие и функции. | Комбини рованный урок. | Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Формулируют гигиенические правила по уходу за своим организмом. | Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле. Рассказывать о назначении мышц и их разнообразии; о работе мышц, их тренировке, состоянии усталости. | Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Фронтальный опрос. | |
35 | Органы дыхания. | Урок изучения нового материала. | Выясняют, как и зачем мы дышим. Знакомятся с органами дыхания, их функциями. Рассматривают работу легких. Определяют (практически) правильную осанку, частоту дыхания. Прослеживают процессы дыхания по рисункам-схемам. | Иметь представление о механизме дыхания. Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле; знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра и др.). | Фронтальный опрос. | |
36 | Кровеносная система. | Урок изучения нового материала. | Рассматривают основные функции крови в организме, состав крови, разнообразие кровяных частиц, их функции; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Знакомятся с понятием «пульс», его измерением. Прослеживают процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам. | Называть органы кровообращения, их функции. Измерять пульс. Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной. | Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. | Фронтальный опрос. | |
37 | Кровь и её функции в организме. | Урок- исследование. | Определяют (практически) правильную осанку, наличие плоскостопия, частоту дыхания и пульса в обычных условиях и после нагрузки. | Выделять основные функции крови, ее состав; навыки здорового образа жизни. Осознавать, как беречь и тренировать сердце. | Моделировать в ходе практической работы (совместно с школьным врачом или медсестрой) ситуации по оказанию первой помощи при несчастных случаях. | Устный опрос, работа в парах. | |
38 | Органы пищеварения. | Урок- исследование. | Знакомятся с органами пищеварения, их работой. Выясняют состав пищи. Выявляют возможные заболевания органов пищеварения. Прослеживают процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам. | Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, мин-ных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбал-ное меню. Рассуждать о важности ухода за зубами, разумно относиться к правильному питанию, соблюдать чистоплотность, гиг-кие навыки по уходу за органами пищ-ния. | Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Фронтальный опрос, работа в группе. | |
39 | Органы очистки организма. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с органами выделительной системы организма. Объясняют их функции. Рассматривают необходимость очистки крови. Обучаются оказанию первой помощи при обморожениях и ожогах. | Называть, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов. | Беседа по вопросам, практическая работа. | |
40 | Нервная система и её роль в организме. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с головным, спинным мозгом, нервами. Выясняют, как мозг управляет органами; каково значение сна, отдыха для жизнедеятельности человека. | Характеризовать строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной. Аргументировать понятие «здоровая нервная система». Развивать свою память, объяснять ее значение для учебы. | Выделять в научно-популярных текстах научную информацию, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра и др.). Выполнять режим дня и знать его значение для нервной системы. | Индивидуальный опрос, практическая работа. | |
41 | Органы чувств, их значение и гигиена. | Урок- исследование. | Знакомятся с органами чувств человека как источниками информации об окружающем мире, о механизмах работы зрения, слуха, обоняния, осязания. Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Исследуют свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха. | Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента). Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Устный опрос, работа в парах. | |
42 | Как лечились наши предки и каковы современные методы лечения. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с развитием народной медицины. Выявляют роль знахарей. Обсуждают важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. | Осознавать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. | Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. | |
43 | Обобщающий урок по теме: «Строение человека». Тест | Урок закрепления знаний, умений и навыков. | Обобщают и систематизируют знания об организме человека. Знакомятся с опытом наших предков по сохранению здоровья. | Называть части тела человека, его внешние и внутренние органы, системы органов. | Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека с целью определения правил поведения в природе и обществе. Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. | Тест. | |
44 | Экскурсии. Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе. | Урок- экскурсия. | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Находить в художественном тексте основные признаки природных явлений. Соблюдать экологически грамотное поведение в природе. | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года». Выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе. | Экскурсия. | |
45 | Весна в природе. | Урок-презентация. | Объясняют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанные с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связь жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. | Творческое выступление. | |
Раздел 6. Развитие животных и растений (10 ч) | |||||||
46 | Разнообразие животных. Развитие животных разных групп. Стадии развития птиц. Развитие рыб и земно водных. | Урок изучения нового материала. | Рассказывают о роли животных в природе и жизни людей, сравнивают внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Знакомятся с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве; со стадиями развития рыб и лягушек. | Прослеживать последовательность развития рыб и земноводных. Находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных. | Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). | Текущий контроль. | |
47 | Стадии развития насекомых. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся со стадиями развития бабочки, божьей коровки, колорадского жука. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии развития птиц, насекомых, земноводных и рыб. | Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. | Фронтальная беседа. | |
48 | Разнообразие растений. Растение – живой организм. | Урок закрепления умений и навыков. | Рассказывают о роли растений в природе и жизни людей, характеризуют условия, необходимые для жизни и развития растений, приводят примеры разных групп растений, называют их существенные признаки, различают хвойные и цветковые растения, выделяют их отличительные признаки (по иллюстрациям и на примере своей местности). | Выделять существенные признаки растений. Устанавливать причины и следствия природных явлений. Объяснять значения слов: дикорастущее растение, культурное, лекарственное; светолюбивое растение, теневыносливое, влаголюбивое, засухоустойчивое; однолетнее растение и многолетнее. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов. | Фронтальная беседа. | |
49 | Развитие цветкового растения из семени. | Урок- исследование. | Наблюдают демонстрационные опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определяют условия, необходимые для прорастания семени (фасоли, гороха, кабачка или другого растения). | Прослеживать (опытным путём) развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа). Выделять существенные признаки. Устанавливать причины и следствия природных явлений. | Сотрудничать при проведении исследований (участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования, планировании хода эксперимента, обобщении полученных результатов и формулировании вывода). | Фронтальный опрос, работа в группе. | |
50 | Корни и стебли растений. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с функциями стеблей и корней. Обсуждают информацию о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле. | Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности строения (по иллюстрациям и гербариям). | Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. | Фронтальная беседа. | |
51 | Листья растений, их роль в жизни растения. | Урок- исследование. | Знакомятся с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выясняют функции листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ. | Выявлять разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Отличать разные виды листьев. Моделировать невидимые природные процессы. | Сотрудничать при проведении исследований (участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования, планировании хода эксперимента, обобщении полученных результатов и формулировании вывода). | Фронтальная беседа. Практическая работа. | |
52 | Цветок, его роль в жизни растения. | Урок формирование умений и навыков. | Знакомятся со строением цветка, ролью опыления. Выясняют значение насекомых в опылении. Рассматривают цикл цветкового растения от семени до семени. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Описывать строение цветка, значение опыления. Ориентироваться в разнообразии цветков и плодов | Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов. Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. | Фронтальный опрос. | |
53 | Способы размножения растений. | Урок закрепления умений и навыков. | Рассматривают жизненный цикла цветкового растения от семени до семени. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Делать обобщающие выводы. Моделировать цикл цветкового растения. Характеризовать способы размножения растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени | Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | ||
54 | Обобщающий урок по теме: «Разнообразие животных и растений» тест | Урок- экскурсия. | Обобщают и систематизируют знания. Наблюдают за объектами окружающей среды. | Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки, плакаты. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). | Тест | |
55 | Весна в жизни наших предков. | Урок обобщения и систематизации. | Выявляют приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездование, появление насекомых. Полевые работы, происходящие в это время. | Называть признаки весны с учетом местного природного окружения. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, Интернета) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | Текущий контроль. Тест. | |
Раздел 7. Изменение быта и культуры наших предков (12 ч) | |||||||
56 | Наука история, исторические источники. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдениями, архивами, и др. | Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом. | Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали. | Фронтальный опрос. | |
57 | Природа в жизни наших предков. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. | Рассказывать, чем занимались наши предки, как они осваивали природу. Описывать обычаи и традиции предков. Объяснять, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя. | Участвовать в проекте «Быт и культура наших предков», выбрав форму своего участия в сотрудничестве с одноклассниками (ремёсла и предметы быта, национальные кухни народов края, элементы узоров в одежде, старинные игры детей и др.). | Текущий контроль. | |
58 | Образ жизни наших предков. | Урок закрепления умений и навыков. | Знакомятся с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Выясняют, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью. | Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников. | Собирать краеведческий материал о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих родной город (село), находить сведения о возникновении родного города (села), происхождении его названия, герба, названий улиц. | Презентация творческой работы. | |
59 | Жизнь на селе в старину. | Комбинированный урок. | Сравнивают устройство старинной избы и утварь с современными домами, квартирами, предметами быта. | Описывать, как жили в старину на селе. Сообщать о старинном быте сельских жителей. | Принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. Планировать, сотрудничая с взрослыми и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. | Дидактическая игра. | |
60 | Старинные города. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Обсуждают названия городских построек. Знакомятся с понятием «исторический центр», объясняют его значение и необходимость сохранения старинных построек и памятников. Описывают основные элементы герба своего города, рассказывают о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках. | Характеризуют строение старинных поселений, их виды. Описывают значение исторического центра современного города, важность его сохранения. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Фронтальный опрос. | |
61 | Старинные ремёсла. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся со старинными ремеслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное; понятиями «ремесло», «ремесленник». | Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников (по иллюстрациям или реальным предметам). Приобщиться к старинному ремеслу. | Добывать информацию из иллюстраций и текста. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Фронтальная беседа. | |
62 | Что делали мастера из древесины. | Урок формирования умений и навыков. | Сопоставляют исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. | Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Пояснять их различия. | Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др. | Текущий контроль. | |
63 | Торговое дело на Руси. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с появлением купцов на Руси, с меновой торговлей. Выясняют, чем торговали наши предки, как появились монеты, бумажные деньги. | Осознавать понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Анализировать, сравнивать, обобщать. Сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края. | Обсуждать взаимоотношения в старинной семье, отношение к старшим и младшим членам семьи, дела и заботы своих сверстников в давние времена и сравнивать с занятиями современных детей. | Фронтальный опрос. | |
64 | Одежда наших предков. | Урок-путешествие (во времени). | Знакомятся с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных. Сравнивают старинную и современную одежду, школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления. | Описывать, как одевались наши предки в разные времена. Сравнивать одежду предков с современной. | Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др. | Фронтальный опрос. | |
65 | Как учились дети в старину. | Урок-путешествие (во времени). | Знакомятся со старинными школьными принадлежностями, формами одежды. Составляют словарь: кириллица – старинный русский алфавит; береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь. | Рассказывать, как в старину на Руси обучали счету, письму. | Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов (элементы одежды, предметы быта, игрушки, макеты памятников архитектуры и др.). | Творческая работа. | |
66 | Экскурсия в исторический центр города (села), в краеведческий музей. | Урок- экскурсия. | Знакомятся с историей родного края, историческими достопримечательностями. | Наблюдать, делать выводы, обобщать. | Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.) на основе учебника и дополнительной информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы. | Экскурсия. | |
67 | Обобщающий урок по теме: «Изменение быта и культуры наших предков». Тест | Урок повторения и обобщения, контроля знаний. | Обобщают и систематизируют полученные знания о быте и культуре наших предков. | Выполнять самостоятельные задания. Участвовать в играх, театрализациях, конкурсах. | Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, традициях, обычаях разных народов. | Тест | |
68 | Резерв. |
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014
- Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений / О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015
- Окружающий мир: Тестовые задания. 3 класс. / О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015
- Основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» (ФГОС). – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
- Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса / Поглазова О.Т. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
- Окружающий мир: 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.- сост.. М.С. Умнова. – М: Планета, 2013. – (Качество обучения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...