Разработка урока "Средства информации и связи", окружающий мир, 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Метапредметная цель: создать условия для формирования у обучающихся интеллектуальных способностей, способностей к самостоятельному преодолению затруднений в выполнении учебных заданий, опираясь на алгоритм действий.

Предметная цель: способствовать расширению представлений обучающихся о способах обмена информацией между людьми, средствах связи.

Задачи урока:

1.      познакомить детей с современными и старинными способами обмена информацией между людьми;

2.      пробудить интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о природе, культуре, выдающихся людях России и мира;

3.      обеспечить усвоение правил вызова помощи по телефону в экстренных случаях;

4.      познакомить с правилами безопасного Интернета.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.

Метапредметные:

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать полученные знания и умения о средствах информации и связи для решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении разных заданий, осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_sredstva_informatsii_i_svyazi.docx85.28 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 3 класс

Тема урока «Средства информации и связи»

Учитель – Малышева Е.В.

Ход урока:

1 этап – мотивация и актуализация.

- Здравствуйте, дети, начинаем наш урок! Меня зовут Елена Васильевна.

Вы любите отгадывать загадки? Я для вас приготовила много загадок.

Девиз нашего урока «Per aspera ad Astra» (Луций Сенека).

- Сегодня вы будете работать в паре.

- («Сборка схемы»). На этой схеме чего-то не хватает. Похоже, здесь побывали космические пираты, со схемы похищен важный элемент. Вот – первая загадка:

1). Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный… (спутник).

- Молодцы, вот появился главный элемент схемы (появляется на слайде, дети приклеивают его на схему у себя на парте).

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Да, вы будете изучать способы и средства передачи информации).

Полное название нашей темы урока «Средства информации и связи».

- Средства связи – это способы передачи информации на расстояние.  Для того, чтобы передавать информацию на большие расстояния, человек использует различные средства связи. Какие вы знаете?

2 этап - организация познавательной деятельности.

- Это – схема устройства спутниковой связи.

Самый первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года в нашей стране, которая называлась тогда СССР. Сейчас спутников много, они обеспечивают связь при помощи радиосигналов между жителями планеты, между компьютерами, автомобилями, кораблями и самолетами.

2). Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (Антенна).

Найдите на схеме антенны и обведите их карандашом.

- Эти антенны и передают, и принимают информацию. Они бывают маленькие и большие.

 

- Вы слышали что-нибудь про ГЛОНАСС? Это- средство связи, Глобальная навигационная спутниковая система (22 спутника, будет до 70), самый современный вид космической связи.

- В городе Королёв в ЦУПе (Центре управления полетами) космонавты – операторы связи и день, и ночь следят, чтобы в космосе все работало – и МКС (Международная космическая станция), и ГЛОНАСС, и другие спутники. (Проведите карандашом линии связи).

3). Это- чудо-аппарат,

Донесет быстрее ветра

Голос друга, даже если

Друг- за сотни километров. (Телефон).

- Помимо обычных телефонов- домашних, сотовых, появились космические телефоны, которые могут звонить прямо через спутник.

- А хотели бы вы позвонить летчикам- космонавтам прямо в космос? Это возможно только из ЦУПа.

Там находится специальный вид связи, защищенный от помех. По специальным телефонам, на которые вместо номеров телефонов наклеены фотографии космонавтов, и можно позвонить прямо в космос. Эти фотографии меняют 1 раз в 6 месяцев.

 - Почему 1 раз в 6 месяцев? (Меняется экипаж МКС).

4). Что за чудо, что за ящик?

Сам- певец и сам- рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино. (Телевизор).

- Телевизор - это средство массовой информации. Назовите передачи, которые вы смотрите по телевизору, слушаете по радио. Чем они вам нравятся?

- Задумывались ли вы, зачем вам их транслируют? Что для себя полезного вы из них черпаете?

- А все ли телепередачи вы можете смотреть? Почему? (Обведите путь сигнала от телестанции до телевизора).

5). Где найти подружку Олю

И узнать, что было в школе?

Прочитать про все на свете?

Ну, конечно, в …. (Интернете).

1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть.
Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сеть Интернет дает пользователю неограниченные возможности как для общения с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.)

- Как по-другому называют Интернет? (Всемирная паутина.)

- Что еще можно передавать через спутник связи? (Радиопередачи, телексы- современные телеграммы).

- О чем мы еще не услышали? О системе навигации через спутник. (Автомобили, корабли, самолеты).

- Посмотрите, как все части этой современной схемы связаны между собой. От чего всё работает в этой системе? (От электричества).

- В организации любой связи есть три участника: передатчик информации (откуда сигнал?), канал (по чему передается?) и приемник (кто принимает сигнал).

Заполним таблицу в рабочем листе урока, используя схему.

Средство связи и информации

Откуда сигнал?

(Передатчик  информации)

Через чего передается?

Кто принимает информацию? (Приемник информации)

Телевизионная связь

Телевизионная станция (1 канал)

Телевышка, спутник

Телевизор

Телефонная связь Space Phone

Телефон №1

Спутник

Телефон №2

Интернет

Компьютер №1

Роутер, спутник

Компьютер №2

____________________________________________________________________________

- Перенесёмся на 100 лет назад. Электричество уже было, но средства связи были иные.

(Слышны позывные SOS)

- Как вы думаете, что это? Это – сигнал СОС терпящего бедствие корабля. Он передавался радистом при помощи телеграфа. Первый телеграфный аппарат придумал Павел Шиллинг, за ним - Сэмюэль Морзе в 1837 году, он же изобрел и специальную азбуку. Вместо букв алфавита передавались сигналы: длинные («тире») и короткие («точки»). Телеграф передавал сообщения на дальние расстояния.

- Попробуйте расшифровать это слово на «морзянке».

 •••  •−−  •−•−  −−••  −••−  (связь)

_______________________________________________________________________________

- Что объединяет и старинный телеграф, и современные виды связи? Без чего не сможет работать ни один объект схемы? (Да, без его Величества – электричества!)

- Представьте, ребята, что во всем мире погас свет, не стало электричества. Что будет со всеми этими средствами связи? (Они перестанут работать).

(Гаснет свет) 

 – Ой! Это всё проделки космических пиратов! Мы перенеслись на Машине времени на 400 лет назад. Во всем мире нет электричества.

- Как же люди общаются, передают известия? 

 (Свет включается). (У меня в руках появляется голубь, у него на спине рюкзачок).

– Кто это? Что это за средство связи? (Голубиная почта).

- Как она работала? (Отвечают дети, я уточняю).

- Особенно хороша была такая почта во время войны. Почему? За что ценили и голубям памятники ставили? (За надежность). Но летают только в светлое время суток, ученые вывели породу, которая летает и ночью. Сейчас используется? (Да, в целях конфиденциальности информации. Например, японские журналисты.).

- Если расстояние между собеседниками велико и силы голоса не хватало, люди передавали информацию, подавая сигналы, а также условные знаки. - А о том, какие еще существовали средства связи в древности вы сможете прочитать в учебнике на С. 40.

- Сейчас мы используем сигнализацию? (Да, светофор, звонок, ПДД. Ж/Д).

- Что вы знаете о передачи информации с помощью царских и княжеских гонцов?

- Выполните задание в рабочем листе о гонце.

Задание: Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:

…Шлет с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,
Сами шлют гонца другого…

- Назовите источник информации, информационный канал ее приемника информации.

- Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

Средство связи и информации

Откуда сигнал?

(Передатчик  информации)

Через чего передается?

Кто принимает информацию? (Приемник информации)

Гонец

Царица

Письмо

Царь Салтан

- Какие недостатки были у старинных способов передачи информации, о которых мы говорили? (Длинный срок передачи, секретность информации не сохранялась, погодные условия могли помешать быстро доставить сообщения и т.д.)

Физминутка «Почтовая тройка».

- Гонцы долго доставляли письма, поэтому в России придумали более быструю почту, которая называлась ЯМСКАЯ ГОНЬБА. Ямская гоньба – это такая эстафета. Ям – почтовая станция. Гонцы стали ямщиками. К 1824 году для ямской гоньбы в России содержали 56 тысяч лошадей. Верстовые столбы через 40-50 верст от одной почтовой станции до другой. 1 верста равна примерно 1067м или 1 км 67м. На них цифра- сколько осталось верст до следующей почтовой станции - ЯМА. Например, расстояние от Санкт- Петербурга до Москвы, составляющее 562 версты (около 578 км), ямщик преодолевал за трое суток, рекорд - 36 часов.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…    (А.С.Пушкин, «Зимняя дорога»)

   - В других регионах России почту доставляли на: верблюдах, собаках, волах, оленях.

- В странах Европы почту доставляли дилижансы. Скорость ямской гоньбы значительно превосходила скорость европейских почтовых карет - дилижансов.

- Почта сохранилась до наших дней, только сейчас она иная. Кому недавно был День рождения? (Как тебя поздравили? Подарили ли открытку?) Открытка останется на память.

Итог: К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, к современным - телевидение, Интернет, сотовая и космическая связь.

 - А для чего вообще нужны почта, телефон, радио, телевидение, Интернет? (Для того, чтобы узнавать новости). Это – СМИ (Средства массовой информации).

- У голубя в сумочке - голубеграмма, давайте прочтём. Это- опять какой-то шифр! Попробуем разгадать. («Через тернии – к звездам!»). Это – девиз космонавтов России.

Фраза пришла к нам из древнего Рима - Per aspera ad Astra. Терние – это Тёрн, терно́вник, или Сли́ва колю́чая. выражение "через тернии к звездам" - образное от преодоления пути, усыпанного колючками к высокой цели (звездам).

Это – и наш девиз! Вы справились со всеми заданиями. Учиться всегда сложно, но надо идти вперед по этому пути, к новым победам!

3 этап – рефлексия.

- Скажите нашему гостю, голубю, что вы сегодня узнали на уроке? Передавайте его друг другу.

Закончите предложение: 1). «Я сегодня узнал, что…»

2). «Я сегодня доволен результатом своей работы, потому что…»

3). А теперь скажите, кто сегодня молодец, кого можно похвалить и за что?

4). Кому было трудно?

ПОКЕТМОД

Сейчас вы сконструируете на память о нашем уроке покемод, это – книжечка- памятка, где есть информация о том, что мы изучали, а также правила безопасного Интернета.

(Конструирование покемода). Дома вы ее прочитаете и все вспомните, что было на уроке.

Д/з – РТ с. 32, №2, 3 (заполнить конверт, узнать информацию из СМИ о нашем земляке, Герое России летчике- космонавте Сергее Крикалеве – 803 дня жил на МКС и провел в открытом космосе 41 час 26 минут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

средства информации и связь

средства информации  и связь...

"Средство информации и связи" (УМК "Перспектива")

Цель: дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации; познакомить с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи; учить правильно ими поль...

Конспект урока. Окружающий мир "Перспектива" 3 класс "Средства информации и связи"

Предлагаем урок по предмету окружающий мир УМК "Перспектива по теме "Средства информации и связи". В начале урока дети определяют тему и цель урока, получают новые знания о старинных и ...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспектива" 3 класс "Средства информации и связи"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Средства информации и связи»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: дать учащимся представление об информационно...

"Средства информации и связи" окружающий мир УМК"Перспектива"

Конспект урока составлен с использованием интерактивных форм работы, что позволяет детям в полной мере включиться в образовательный процесс и с интересом получать новые знания....

Технологическая карта урока окружающий мир. Средства информации и связи. 3 класс. УМК "Перспектива"

Тема урока: "Средства информации и связи"Тип урока: урок "открытия" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об информационном процессе передачи инфор...