Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л)
|
Дидактические и интерактивные средства |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная. Словесный: слово учителя. | - Приветствие учеников
- Создает эмоциональный настрой на работу
Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Меня зовут Анастасия Павловна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Сегодня мы с вами узнаем много интересного и увлекательного. Но для того чтобы нам все успеть вы должны сидеть тихо, быть внимательными и слушать меня.! | - Приветствуют учителя, садятся.
| Самоопределение (Л.); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(М.) | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная
Словесный: учебный диалог | - Повторение материала прошлого урока.
Прежде чем мы начнем открывать новые знания мы должны повторить то, что вы изучали на прошлом уроке. Вспомним тему прошлого урока, как она звучит? С какими видами транспорта вы познакомились?
С каким сухопутным транспортом вы познакомились на прошлом уроке?
Так же, чтобы путешествовать по городу мы пользуемся общественным транспортом. Каким транспортом мы пользуемся? В больших городах, например, в Москве, какой общественный транспорт самый распространенный? Метрополитен - это подземная железная дорога. Также к общественному транспорту относиться поезд. Какие животные издавна помогали людям передвигаться по земле? Молодцы! С каким водным транспортом вы познакомились на прошлом уроке?
С каким воздушным транспортом вы познакомились на прошлом уроке?
Так же к воздушному транспорту относят какой космический транспорт?
А для чего людям нужен транспорт?
Представьте, вы садитесь в автомобиль и едите на самолёт либо на поезд, вас же должны встретить родственники, вы должны предупредить их, что вы едите?
Чем вы воспользуетесь? А всегда ли у человека был телефон? А что такое телефон?
| - Повторяют материал
Транспорт Сухопутный, водный и воздушный
Автомобиль, мотоцикл, велосипед
Трамвай, троллейбус, автобус
Метро
Лошадь
Корабль, теплоход, лодка, моторная лодка, скутер, плот, баржа, катер, подводная лодка
Пассажирский самолёт, военный самолёт, вертолёт, воздушный шар, парашют
Ракеты
С помощью транспорта мы передвигаемся.
Да.
Воспользуемся телефоном. Телефон- это средство связи. | П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
К: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная
Словесный: учебный диалог
Наглядный: иллюстрации. | 1. Подводит к теме и цели урока На экране рисунки: газета, телевизор, радио, журнал, письмо, телеграмма, телефон сотовый, компьютер. Ребята, пожалуйста, назовите эти предметы? Для чего они нужны? Правильно ребята, эти вещи служат нам средствами связи и информации. Что из этих вещей относится к средствам информации?
А что из этих вещей относиться к средствам связи?
Как вы думаете, о чем пойдет дальше речь на уроке и как может звучать тема нашего урока?
Верно. Тема нашего урока «Средства информации и связи». Какие цели мы поставим на урок? Пусть наши цели звучит так: 1.Узнать о старинных и современных средствах информации и связи 2.Узнать, что является средствами массовой информации и для чего они нужны. А теперь давайте составим план работы на уроке. | - Отвечают на вопросы учителя
Общаться друг с другом, передавать информацию.
Газета, телевизор, радио, журнал, компьютер. Телефон, письмо, телеграмма, компьютер.
2.Формируют новую тему и цели урока Средства информации и связи
Ответы детей.
1.Старинные средства информации и связи. 2.Современные средства информации и связи. 3.Средства массовой информации. 4.Выполнение творческого задания 5.Подведём итог | Л: формирование стартовой мотивации к изучению нового, формирование навыков составления алгоритма, познавательного интереса к новому материалу.
К: уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение. | Учебная презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная, Групповая Наглядный: иллюстрации.
Словесный: слово учителя, учебный диалог.
Практический: работа с книгой
| - Организует работу с учебником
Откройте ваши учебники на странице 40. Ребята, как вы думаете, каким образом передавали информацию люди в древности? В Древней Греции существовал факельный телеграф. С его помощью передавали сигналы: днем – дымом, ночью – огнем. Древние греки и римляне придумали, как с пользой для дела использовать голубей – птицы доставляли сообщения о победах и поражениях в Олимпийских играх или боевых сражениях. Затем голубей стали широко использовать для передачи почты. А о том, какие еще существовали средства связи в древности вы внимательно прочитаете на странице 40-41, потом я вам задам вопросы.
Назовите средства ближней связи? Верно, также слух, зрение, обоняние. Если расстояние между собеседниками велико и силы голоса не хватало. Что тогда люди делали? Расскажите о передачи информации с помощью гонцов. Какие недостатки были у всех способов передачи информации, о которых мы говорили?
Молодцы, ребята! Какие быстрые и надежные способы передачи информации появились в наше время?
А сейчас отгадайте загадки. По волне, волне Плывет музыка ко мне. А вы знаете, какой учёный изобрёл радио? Правильно, Александр Степанович Попов первый изобрёл радиоприёмник. Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам. На одном таком листе Много разных новостей. Какие газеты вы знаете, читаете?
Что за чудо, что за ящик? Сам певец и сам рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино. Что общего у всех отгадок?
Все это средства массовой информации. Назовите передачи, которые вы смотрите по телевизору, слушаете по радио. Чем они вам нравятся? Задумывались ли вы, зачем вам их транслируют? Что для себя полезного вы из них черпаете? О каких средствах массовой информации мы еще не сказали? WWW – всемирная паутина, WWW – распределенная по всему миру информационная система, содержащая миллионы документов на самые разнообразные темы.
Сейчас вы поработаете в группах, вам нужно внимательно прочитать текст и приготовить ответы на мои вопросы. После этого один представитель из группы выходит и зачитывает нам ответы на вопросы по алгоритму, который представлен у нас на доске. Постарайтесь построить свой ответ по данному алгоритму. Нужно рассказать, а не прочитать, подсматривать можно. - Название средства связи или информации
- Рассказать об изобретении
- Какую роль играет данное средство связи?
Итак, первая группа расскажет нам про радио. Хочу добавить, что благодаря радио, зимой 1900 года ледокол «Ермак» снял с льдины рыбаков, которых штормом унесло в море. Радио спасло жизни людей. Вторая группа расскажет нам про газету. В России первые рукописные газеты появились 387 лет назад, при царе Михаиле Федоровиче. Они назывались «Куранты». Третья группа расскажет нам про телевизор. Все телепередачи делают на телецентрах. В Москве есть телецентр «Останкино», в котором создаются все телепередачи центральных каналов. Четвертая группа расскажет нам про интернет. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Так что Интернет дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения.
Итак, ребята, что же такое средства связи? Средства связи- это устройства, предназначенные для передачи и обмена информацией и поддерживания связи между людьми. | - Отвечают на вопросы
Ответы детей.
Читают, готовятся отвечать на вопросы.
Речь
Ответы детей.
Длинный срок передачи, секретность информации не сохранялась, погодные условия могли помешать быстро, доставить сообщения и т.д.
Ответы детей.
Радио Попов
Газета Ответы детей.
Телевизор Это всё средства передачи информации
Ответы детей.
Интернет.
Рассказывают про радио.
Рассказывают про газету.
Рассказывают про телевизор.
Рассказывают про интернет.
Ответы детей. |
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры.
Л: умения самостоятельно контролировать ход мыслей.
П: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа.
К: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.
Р: принимать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
| Учебная презентация, учебник. |
Динамическая пауза |
| Практический: выполнение упражнений | Проводит динамическую паузу А сейчас пришло время размяться, встаньте, пожалуйста из-за своих парт. Повторяйте движения за мной. Поднимаем руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. Самого себя обнять – это пять. А теперь за парты сесть – это шесть. Громко крикнуть надо всем – это семь. А когда мы скажем восемь – Значит тишины попросим. Мы немного отдохнули, а теперь продолжим наш урок.
| Выполняют физические упражнения. |
|
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная, фронтальная
Практический: работа с рабочей тетрадью | Откроем рабочую тетрадь на страницы 32. Посмотрите на первое задание. Что вам нужно сделать? Вы будите работать в паре. Вам нужно придумать два условных знака для передачи информации. Потом вы должны поменяться тетрадью с соседом, и сосед должен расшифровать ваши условные знаки. Работаем. Потом проверим, что у вас получилось.
Поменяйтесь тетрадью с соседом и попытайтесь расшифровать условные знаки. Есть желающие выйти и показать нам какие знаки у вас получились?
Ребята, вы когда-нибудь писали письмо? Любите ли вы писать письма и получать их? Посмотрите на второе задание. Прочитайте задание. Что такое индекс? Индекс – это последовательность цифр, добавляемая к почтовому адресу для облегчения сортировки писем. Оформляя почтовый конверт, какие сведенья вы должны знать? Что вы запишите в строчке «От кого…»? «Откуда»? «Индекс места отправления», что вы запишите? Правильно свой индекс. «Кому»? Вы должны написать фамилию, имя и отчества человека, которому вы отправляете письмо. «Индекс места назначения»? А какой индекс вы должны записать в главной строчке? Индекс места отправления или Индекс места назначения? Вы должны записать индекс места назначения. Молодцы ребята, это задание вы выполните дома. |
Читают задание.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Выходят к доске, показывают знаки.
Ответы детей.
Своё имя и свою фамилию. Написать свой адрес. Свой индекс.
Индекс человека, которому отправляем письмо. | П: создание собственных способов решения, осуществлять анализ.
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
К: учитывать различные мнения при сотрудничестве. | Рабочая тетрадь |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная, фронтальная
Наглядный: иллюстрации
Словесный: слово учителя | - Формулирует задание для выполнения самостоятельной работы
На листочках, которые я вам раздала вы видите описания средств информации и связи и сами средства информации и связи. Вам нужно соотнести описание с нужным средством.
Источник информации, имеющийся в каждом доме
Человек, которого специально отправляли из одного места в другое с сообщениями.
Звуки этого инструмента способны донести сигнал на несколько километров.
Самое современное средство получения информации.
Источник новостей.
Изобретение А.С. Попова.
2.Контролирует выполнение задания Пришла пора проверять, обменяйтесь, пожалуйста листочками, сейчас я выведу на доску правильные ответы, если есть ошибки, то карандашом рядом поставьте «-». У кого нет ошибок поставьте оценку 5, у кого 1 ошибка оценку 4, у кого 2 и более- вам нужно быть внимательнее в следующий раз. | - Выполняют самостоятельную работу.
Телевизор
Гонец
Барабан
Интернет
Газета
Радио
- Выполняют взаимопроверку
| П: создание собственных способов решения. Р: учитывание выделенных учителем ориентиров. К: формулирование собственного мнения и позиции. Л: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях. | Учебная презентация, раздаточный материал. |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Групповая, фронтальная. Словесный: слово учителя. | - Формулирует задание
Ребята, а какими средствами информации и связи вы умеете пользоваться? Сейчас вы поработаете в группах и заполните таблицу, какими из представленных средств информации и связи вы умеете пользоваться, а какими нет, затем вам нужно сделать вывод.
| телеграмма | интернет | письмо | телефон | да |
|
|
|
| нет |
|
|
|
|
Какой можно сделать вывод?
А где об этом мы можем узнать, научиться?
2. Задает домашнее задание Домашнее задание у вас будет прочитать текст в учебнике на с. 40 – 43, ответить на вопросы на страницы 43, выполнить задания в рабочей тетради с.32-33 №2-4.
| 1. Выполняют задание
Мы не умеем отправлять письма и телеграммы
Отправлять письма и телеграммы мы сможем поучиться на почте, спросить у родителей.
3. Записывают домашнее задание | П: умение анализировать и обобщать. Р: умения планировать свои действия.
| Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная
Словесный: учебный диалог | - Организует беседу по уточнению понимания целей деятельности на уроке.
Вот и подошел наш урок к концу, давайте подведем итоги урока. Какая была тема урока? Какие были цели?
Что нового вы узнали на этом уроке? Оцените свои результаты с помощью «Лесенки успеха».Спасибо за урок, до свидания! | - Отвечают на вопросы учителя
Средства информации и связи.
1.Узнать о старинных и современных средствах информации и связи 2.Узнать, что является средствами массовой информации и для чего они нужны.
Ответы детей
| К: обобщение и взаимодействие. Л: умение высказывать свои мысли с достаточной точностью. | Учебная презентация |