Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Средства информации и связи" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Голованова Ия Ивановна

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

по окружающему миру 4 класс (Программа «Перспектива»)

по учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой

Класс: 3 класс

Учитель: Голованова Ия Ивановна 

Предмет: окружающий мир

Тема: Средства информации и связи.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока

Способствовать формированию у учащихся представления об информационном процессе передачи информации; познакомить с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи; учить правильно ими пользоваться.

Задачи урока

  1. Познакомить детей со средствами связи и средствами информации, научить различать их. Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества. 
  2.   Формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать кругозор детей, прививать  любовь к предмету.
  3. Воспитание информационной культуры учеников.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, осознавать роль средств массовой информации и связи в жизни людей.

Метапредметные: Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать полученные знания и умения о средствах информации и связи для решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении разных заданий, осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Методы и формы
обучения

Частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, в группах.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; учебник, тетрадь, карточки.

Основные понятия

Информация

                                                     

Структура и ход урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

-Здравствуйте ребята!

Ну-ка ты, проверь, дружок!

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый ль хочет получать

Только лишь отметки «5»?

- Здравствуйте!

Личностные: готовность к выполнению учебной задачи.

2.

Эмоциональный настрой на урок.

Проверка домашнего задания. Тест.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы – друзья.

Ребята, чтобы наш урок удался, как будете работать?

По какой теме работали дома? Проведём тест по теме «Транспорт».

Тест по теме «Транспорт»

1.Кто из животных издавна больше всего помогал человеку в передвижении?

а) олени                                     б) собаки                       в) лошади;

2.Что стало главным изобретением в истории сухопутного транспорта?

а) самокат                                  б) колесо                       в) машина;

3.Кто такой Константин Эдуардович Циолковский?

а) лётчик-испытатель        б) основатель космонавтики      в) обычный человек;

4.Какой длины Транссибирская магистраль?

а) более 9 000 км          б) более 900 км             в) более 90 км;

5.Первый в мире успешный воздушный полёт был выполнен:

а) в 1930 году                     б) в 1903 году                            в) в 1900 году;

6. Запиши виды водного транспорта от самого древнего к самому современному:

 пароход, плот, атомоход, парусник.

_____________________________________________________________________________

7.Какие виды транспорта ты знаешь? Запиши.

_____________________________________________________________________________

Проверьте, как справились, по ключу. Кто выполнил без ошибок? Кто допустил 1 ошибку? 2, 3 ошибки? С какой целью выполняли тест?

- Ответы детей.

(Работать дружно, слаженно, …)

Выполняют тест.

Сверка теста по ключу.

Ключ

  1. В
  2. Б
  3. Б
  4. А
  5. Б
  6. Плот, парусник, пароход, атомоход.
  7. Сухопутный, водный, воздушный

Личностные: готовность к выполнению учебной задачи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Самопроверка

3.

Актуализация знаний.

  1. Ввод в тему. Работа в группах.

Ребята, сегодня к нам на урок пришёл в гости голубь. Он принёс для вас загадки. Прочитайте и разгадайте их.

    К доске выходят 5 человек, по 1 человеку от каждой группы. Зачитывают загадку, называют отгадку. После каждой загадки учитель даёт пояснение (слайд 1).

1. Самый первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года в нашей стране, которая называлась тогда СССР. Сейчас спутников много, они обеспечивают связь при помощи радиосигналов между жителями планеты, между компьютерами, автомобилями, кораблями и самолетами.

- Вы слышали что-нибудь про ГЛОНАСС? Это- средство связи, Глобальная навигационная спутниковая система (22 спутника, будет до 70), самый современный вид космической связи.

- В городе Королёв в ЦУПе (Центре управления полетами) космонавты – операторы связи и день, и ночь следят, чтобы в космосе все работало – и МКС (Международная космическая станция), и ГЛОНАСС, и другие спутники. (Проведите карандашом линии связи).

2. (слайд 2) - Эти антенны и передают, и принимают информацию. Они бывают маленькие и большие.

3. ( слайд 3) - Помимо обычных телефонов- домашних, сотовых, появились космические телефоны, которые могут звонить прямо через спутник.

- А хотели бы вы позвонить летчикам- космонавтам прямо в космос? Это возможно только из ЦУПа. Там находится специальный вид связи, защищенный от помех. По специальным телефонам, на которые вместо номеров телефонов наклеены фотографии космонавтов, и можно позвонить прямо в космос. Эти фотографии меняют 1 раз в 6 месяцев. - Почему 1 раз в 6 месяцев? (Меняется экипаж МКС).

4. (слайд 4) - Телевизор - это средство массовой информации. Назовите передачи, которые вы смотрите по телевизору, слушаете по радио. Чем они вам нравятся?

- Задумывались ли вы, зачем вам их транслируют? Что для себя полезного вы из них черпаете?

- А все ли телепередачи вы можете смотреть? Почему?

         5.(слайд 5)  (В 1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть.  Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сеть Интернет дает пользователю неограниченные возможности как для общения с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.)

- Как по-другому называют Интернет? (Всемирная паутина.)

- Что еще можно передавать через спутник связи? (Радиопередачи, телексы- современные телеграммы).

- О чем мы еще не услышали? О системе навигации через спутник. (Автомобили, корабли, самолеты).

- Посмотрите, как все части этой современной схемы связаны между собой. От чего всё работает в этой системе? (От электричества).

Загадки

1. Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный… (спутник).

2. Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (Антенна).

3. Это - чудо-аппарат,

Донесет быстрее ветра

Голос друга, даже если

Друг - за сотни километров. (Телефон).

4. 4). Что за чудо, что за ящик?

Сам- певец и сам- рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино. (Телевизор).

5. Где найти подружку Олю

И узнать, что было в школе?

Прочитать про все на свете?

Ну, конечно, в …. (Интернете).

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело в группе

Познавательные: умение по описанию разгадать предмет

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

4.

Этап усвоения новых знаний или способов действий.

  1. Постановка темы и цели урока.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Почему к нам прилетел голубь?

По какой теме будем работать? В теме урока есть понятия «информация и связь».

- Как вы их понимаете.

- Средства связи – это способы передачи информации на расстояние.  Для того, чтобы передавать информацию на большие расстояния, человек использует различные средства связи.

Какова цель нашего урока?         

Просмотр видеофильма.

- Перенесёмся на 100 лет назад. (Учитель выключает свет) Как люди передавали информацию друг другу?

Электричество уже было, но средства связи были иные.

(Слышны позывные SOS)

- Как вы думаете, что это? Это – сигнал СОС терпящего бедствие корабля. Он передавался радистом при помощи телеграфа. Первый телеграфный аппарат придумал Павел Шиллинг, за ним - Сэмюэль Морзе в 1837 году, он же изобрел и специальную азбуку. Вместо букв алфавита передавались сигналы: длинные («тире») и короткие («точки»). Телеграф передавал сообщения на дальние расстояния.

- Если расстояние между собеседниками велико и силы голоса не хватало, люди передавали информацию, подавая сигналы, а также условные знаки.

 - А о том, какие еще существовали средства связи в древности мы  прочитаем в учебнике на С. 40.

 

  1. Работа по учебнику с.40.

- Найдите и прочитайте, какие средства информации и связи использовали в старину?

- Какие средства информации используют в наше время?

- Для чего вообще нужны почта, телефон, радио, телевидение, Интернет? (Для того, чтобы узнавать новости). Это – СМИ (Средства массовой информации).

Раньше использовали звуки, а сейчас мы используем сигнализацию? 

- Выполните задание в рабочем листе о гонце.

3. Работа в ППС

Задание: Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:

Шлет с письмом она гонца,        
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,
Сами шлют гонца другого…

- Назовите источник информации, информационный канал ее приемника информации.

- Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

Средство связи и информации

Откуда сигнал?

(Передатчик  информации)

Через чего передается?

Кто принимает информацию? (Приемник информации)

- Какие недостатки были у старинных способов передачи информации, о которых мы говорили?

Ответы детей.

«Средства информации и связи».

То, что нам помогает получать сведения.

Дети высказывают свои предположения.

Дети определяют цели урока.

Зачитывают из учебника

Да,светофор, звонок, ПДД. Ж/Д.

Средство связи и информации

Откуда сигнал?

(Передатчик  информации)

Через чего передается?

Кто принимает информацию? (Приемник информации)

Гонец

Царица

Письмо

Царь Салтан

Длинный срок передачи, секретность информации не сохранялась, погодные условия могли помешать быстро доставить сообщения и т.д

Регулятивные: целеполагание; планирование на урок

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, формирование основ социальных компетентностей

Коммуникативные: умение сотрудничать с товарищем по парте

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело в паре

Познавательные: умение переводить отбирать необходимый материал для работы на уроке,

Регулятивные: планировать работу пары

Личностные:

формирование основ социальных компетентностей

Регулятивные:

умение делать аргументированные выводы и планировать работу пары

Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с взимопроверкой. Применение знаний и способов действий

Регулятивные:

умение делать выводы и планировать свою индивидуальную работу,

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено

Проверка полученных знаний и умений.

Самостоятельная работа

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов действия

 Личностные:

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности на уроке математики

Рефлексия.

Итог урока
Домашнее задание

По какой теме работали на уроке? Для чего нужны средства массовой информации?

- Скажите нашему гостю, голубю, о чем сегодня узнали на уроке? Что нового узнали?

Закончите предложение: 1). «Я сегодня узнал, что…»

2). «Я сегодня доволен результатом своей работы, потому что…»

3). А теперь скажите, кто сегодня молодец, кого можно похвалить и за что?

4). Кому было трудно?

- Оцените свою работу на уроке

САМООЦЕНКА

     Я знаю старинные и современные средства связи и информации.

      У меня остались вопросы.

      Мне  ещё раз надо изучить этот материал.

Личностные: смыслообразование 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения материала по данной теме на данном уроке

Познавательные: рефлексия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли по теме урока

Самооценка на основе критерия успешности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта открытого урока по окружающему миру 2 класс

Конспект урока по укружающему миру на тему " Физкультура" написан в полном соответсвии требований ФГОСС. Описанны деятельность учителя  и ученика.Прописаны все этапы урока....

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Весна - пробуждение природы"

Здесь помещена технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса  по теме "Весна - пробуждение природы" с использованием разных методов и приемов обучения....

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру 4 класс " Школа России"

Тема«Страна городов»Цель урокаформирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение у...

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру в 3 классе

Технологическая карта урокаПредмет: Окружающий мирКласс: 3 Тема: «Полезные ископаемые»Цель деятельности учителя: - познакомить  с разнообразием полезных ископаемых. Формиров...

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" УМК "Школа России" 3 класс

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" УМК "Школа России" 3 класс...