2. | Эмоциональный настрой на урок. Проверка домашнего задания. Тест.
| Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово «мы» Сильней, чем «я». Мы – семья И мы – друзья.
Ребята, чтобы наш урок удался, как будете работать?
По какой теме работали дома? Проведём тест по теме «Транспорт». Тест по теме «Транспорт»
1.Кто из животных издавна больше всего помогал человеку в передвижении? а) олени б) собаки в) лошади;
2.Что стало главным изобретением в истории сухопутного транспорта? а) самокат б) колесо в) машина;
3.Кто такой Константин Эдуардович Циолковский? а) лётчик-испытатель б) основатель космонавтики в) обычный человек;
4.Какой длины Транссибирская магистраль? а) более 9 000 км б) более 900 км в) более 90 км;
5.Первый в мире успешный воздушный полёт был выполнен: а) в 1930 году б) в 1903 году в) в 1900 году;
6. Запиши виды водного транспорта от самого древнего к самому современному: пароход, плот, атомоход, парусник. _____________________________________________________________________________ 7.Какие виды транспорта ты знаешь? Запиши. _____________________________________________________________________________ Проверьте, как справились, по ключу. Кто выполнил без ошибок? Кто допустил 1 ошибку? 2, 3 ошибки? С какой целью выполняли тест? | - Ответы детей. (Работать дружно, слаженно, …)
Выполняют тест.
Сверка теста по ключу. Ключ - В
- Б
- Б
- А
- Б
- Плот, парусник, пароход, атомоход.
- Сухопутный, водный, воздушный
| Личностные: готовность к выполнению учебной задачи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Самопроверка |
3. | Актуализация знаний. | - Ввод в тему. Работа в группах.
Ребята, сегодня к нам на урок пришёл в гости голубь. Он принёс для вас загадки. Прочитайте и разгадайте их.
К доске выходят 5 человек, по 1 человеку от каждой группы. Зачитывают загадку, называют отгадку. После каждой загадки учитель даёт пояснение (слайд 1).
1. Самый первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года в нашей стране, которая называлась тогда СССР. Сейчас спутников много, они обеспечивают связь при помощи радиосигналов между жителями планеты, между компьютерами, автомобилями, кораблями и самолетами. - Вы слышали что-нибудь про ГЛОНАСС? Это- средство связи, Глобальная навигационная спутниковая система (22 спутника, будет до 70), самый современный вид космической связи. - В городе Королёв в ЦУПе (Центре управления полетами) космонавты – операторы связи и день, и ночь следят, чтобы в космосе все работало – и МКС (Международная космическая станция), и ГЛОНАСС, и другие спутники. (Проведите карандашом линии связи). 2. (слайд 2) - Эти антенны и передают, и принимают информацию. Они бывают маленькие и большие. 3. ( слайд 3) - Помимо обычных телефонов- домашних, сотовых, появились космические телефоны, которые могут звонить прямо через спутник. - А хотели бы вы позвонить летчикам- космонавтам прямо в космос? Это возможно только из ЦУПа. Там находится специальный вид связи, защищенный от помех. По специальным телефонам, на которые вместо номеров телефонов наклеены фотографии космонавтов, и можно позвонить прямо в космос. Эти фотографии меняют 1 раз в 6 месяцев. - Почему 1 раз в 6 месяцев? (Меняется экипаж МКС). 4. (слайд 4) - Телевизор - это средство массовой информации. Назовите передачи, которые вы смотрите по телевизору, слушаете по радио. Чем они вам нравятся? - Задумывались ли вы, зачем вам их транслируют? Что для себя полезного вы из них черпаете? - А все ли телепередачи вы можете смотреть? Почему? 5.(слайд 5) (В 1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть. Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сеть Интернет дает пользователю неограниченные возможности как для общения с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.) - Как по-другому называют Интернет? (Всемирная паутина.) - Что еще можно передавать через спутник связи? (Радиопередачи, телексы- современные телеграммы). - О чем мы еще не услышали? О системе навигации через спутник. (Автомобили, корабли, самолеты). - Посмотрите, как все части этой современной схемы связаны между собой. От чего всё работает в этой системе? (От электричества).
| Загадки
1. Специальный космический есть аппарат, Сигналы на Землю он шлет всем подряд. Как одинокий таинственный путник, Летит по орбите искусственный… (спутник).
2. Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас. (Антенна).
3. Это - чудо-аппарат, Донесет быстрее ветра Голос друга, даже если Друг - за сотни километров. (Телефон).
4. 4). Что за чудо, что за ящик? Сам- певец и сам- рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино. (Телевизор).
5. Где найти подружку Олю И узнать, что было в школе? Прочитать про все на свете? Ну, конечно, в …. (Интернете).
| Личностные: Осознание ответственности за общее дело в группе
Познавательные: умение по описанию разгадать предмет
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками
|
4. | Этап усвоения новых знаний или способов действий. | - Постановка темы и цели урока.
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Почему к нам прилетел голубь? По какой теме будем работать? В теме урока есть понятия «информация и связь». - Как вы их понимаете. - Средства связи – это способы передачи информации на расстояние. Для того, чтобы передавать информацию на большие расстояния, человек использует различные средства связи. Какова цель нашего урока? Просмотр видеофильма.
- Перенесёмся на 100 лет назад. (Учитель выключает свет) Как люди передавали информацию друг другу? Электричество уже было, но средства связи были иные. (Слышны позывные SOS) - Как вы думаете, что это? Это – сигнал СОС терпящего бедствие корабля. Он передавался радистом при помощи телеграфа. Первый телеграфный аппарат придумал Павел Шиллинг, за ним - Сэмюэль Морзе в 1837 году, он же изобрел и специальную азбуку. Вместо букв алфавита передавались сигналы: длинные («тире») и короткие («точки»). Телеграф передавал сообщения на дальние расстояния.
- Если расстояние между собеседниками велико и силы голоса не хватало, люди передавали информацию, подавая сигналы, а также условные знаки. - А о том, какие еще существовали средства связи в древности мы прочитаем в учебнике на С. 40. - Работа по учебнику с.40.
- Найдите и прочитайте, какие средства информации и связи использовали в старину? - Какие средства информации используют в наше время? - Для чего вообще нужны почта, телефон, радио, телевидение, Интернет? (Для того, чтобы узнавать новости). Это – СМИ (Средства массовой информации). Раньше использовали звуки, а сейчас мы используем сигнализацию? - Выполните задание в рабочем листе о гонце. 3. Работа в ППС Задание: Вспомните сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:
Шлет с письмом она гонца, Чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести ее хотят, Сами шлют гонца другого… - Назовите источник информации, информационный канал ее приемника информации. - Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации? Средство связи и информации | Откуда сигнал? (Передатчик информации)
| Через чего передается?
| Кто принимает информацию? (Приемник информации) |
|
|
|
|
- Какие недостатки были у старинных способов передачи информации, о которых мы говорили? | Ответы детей.
«Средства информации и связи». То, что нам помогает получать сведения.
Дети высказывают свои предположения.
Дети определяют цели урока.
Зачитывают из учебника
Да,светофор, звонок, ПДД. Ж/Д.
Средство связи и информации | Откуда сигнал? (Передатчик информации)
| Через чего передается?
| Кто принимает информацию? (Приемник информации) | Гонец | Царица | Письмо | Царь Салтан |
Длинный срок передачи, секретность информации не сохранялась, погодные условия могли помешать быстро доставить сообщения и т.д | Регулятивные: целеполагание; планирование на урок Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Личностные: Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, формирование основ социальных компетентностей
Коммуникативные: умение сотрудничать с товарищем по парте Личностные: Осознание ответственности за общее дело в паре Познавательные: умение переводить отбирать необходимый материал для работы на уроке, Регулятивные: планировать работу пары Личностные: формирование основ социальных компетентностей Регулятивные: умение делать аргументированные выводы и планировать работу пары |
| Рефлексия. Итог урока Домашнее задание
| По какой теме работали на уроке? Для чего нужны средства массовой информации? - Скажите нашему гостю, голубю, о чем сегодня узнали на уроке? Что нового узнали? Закончите предложение: 1). «Я сегодня узнал, что…» 2). «Я сегодня доволен результатом своей работы, потому что…» 3). А теперь скажите, кто сегодня молодец, кого можно похвалить и за что? 4). Кому было трудно?
- Оцените свою работу на уроке САМООЦЕНКА Я знаю старинные и современные средства связи и информации. У меня остались вопросы. Мне ещё раз надо изучить этот материал.
|
| Личностные: смыслообразование Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения материала по данной теме на данном уроке Познавательные: рефлексия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли по теме урока Самооценка на основе критерия успешности |