конспект урока "Великая Отечественная Война"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Дуркина Валентина Юрьевна

Разработка посвящена изучению темы «Великая Отечественная Война» по окружающему миру в 4 классе. На уроке дети знакомятся с  основными событиями ВОВ.  Урок разбит на 3  этапа, что актуально для технологии критического мышления и  соответствует требованиям по проведению современного урока. Дети сами работают с информацией, находят нужную информацию, структурируют её. Составляют и задают вопросы. Развивается умение работать в сотрудничестве, вести учебный диалог в парах, в группах. На 3 этапе при проведении рефлексии выбирают  вид творческой работы, в которой  смогут использовать полученные знания. Разработка может быть полезна учителям начальных классов. Может быть использован на уроке окружающий мир, литературное чтение, классный час по любому УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока38.86 КБ

Предварительный просмотр:

папааапавв

УР Воткинский район

МБОУ Июльская СОШ

Дуркина Валентина Юрьевна,

учитель начальных классов

Пояснительная записка.

Разработка посвящена изучению темы «Великая Отечественная Война» по окружающему миру в 4 классе. На уроке дети знакомятся с  основными событиями ВОВ.  Урок разбит на 3  этапа, что актуально для технологии критического мышления и  соответствует требованиям по проведению современного урока. Дети сами работают с информацией, находят нужную информацию, структурируют её. Составляют и задают вопросы. Развивается умение работать в сотрудничестве, вести учебный диалог в парах, в группах. На 3 этапе при проведении рефлексии выбирают  вид творческой работы, в которой  смогут использовать полученные знания. Разработка может быть полезна учителям начальных классов. Может быть использован на уроке окружающий мир, литературное чтение, классный час по любому УМК.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС

Тема урока:                Великая Отечественная Война

Тип урока:                        Знакомство с новым материалом

Цель урока:         Познакомить учащихся с основными событиями ВОВ

Задачи:                        Работать с информацией

Называть даты, факты, события ВОВ

Собирать и выделять существенную информацию из различных информационных источников

Обсуждать  разные точки зрения и выработке общей (групповой) позиции

Осуществление  рефлексии, формирование  своего отношения к содержанию темы

Формируемые УУД:

- предметные УУД: устанавливать и выявлять причинно – следственные связи ;

- познавательные УУД: самостоятельно находить информацию в тексте, выполнять учебно- познавательные действия, делать обобщения, выводы;

- коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно - познавательных задач; слушать и слышать друг друга, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

- регулятивные УУД: действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы,  оценивать результаты собственной деятельности;

- личностные УУД: проявлять эмоциональное отношение к истории своей страны, к событиям ВОВ, проявлять уважение к защитникам Родины и желание больше узнать.

Список использованных источников:        учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, тетрадь, комплект разрезных карточек и индивидуальных заданий.


Этапы урока

Приёмы

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Стадия Вызова

обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты  имеющихся знаний;

• вызвать познавательный интерес к проблеме;

•организовать  самостоятельное  формулирование проблемы и постановку цели

Проверьте свою готовность. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Послушайте отрывок из песни «С боем взяли мы Берлин…»

О каких событиях будем сегодня говорить?

В ходе войны выделяют несколько битв, которые  повлияли на исход войны.

Это:

Сталинградская битва,

Битва за Берлин,

Битва за Москву,

Оборона Ленинграда,

битва на Курской дуге.

Задание: в рабочей таблице расположите эти события в хронологическом порядке.

Проверим, что у вас получилось.

Ребята,  поработайте с таблицей утверждений «До чтения», определите, что вам известно об этих событиях.

Проверим, что у вас получилось, я отмечу ваши ответы.

Проверяют готовность к уроку.

Формулируют тему урока «Великая Отечественная Война»

Заполняют второй столбик рабочей таблицы, отвечая на вопрос ГДЕ?.

Зачитывают свои варианты, обнаруживают расхождения, возникает необходимость постановка первого вопроса КОГДА?  и изучения новой информации.

Заполняют таблицу утверждений «До чтения» (Да-нет) (приложение№1)

Зачитывают свои варианты, обнаруживают расхождения, возникает необходимость сформулировать вопросы КТО? СКОЛЬКО? КАКИЕ? И изучения новой информации, записывают вопросы в рабочую таблицу (приложение№2)

II.

Стадия Осмысления Содержания

Физкульт-

минутка

организовать  самостоятельное планирование и выбор методов исследования

•организовать поиск решения проблемы

Итак, мы сформулировали 4 вопроса на которые необходимо найти ответ - это задача нашего урока.

Чтобы решить поставленные задачи предлагаю разделиться на 5 пар, каждая будет работать с текстом об одном событии, необходимо выписывать факты,

отвечающие на поставленные вопросы в рабочую таблицу.

По моему сигналу ученики первого варианта встаньте, сделайте шаг вперёд, сядьте на свободное место, обменяйтесь информацией в новой паре.

Ребята, пользуясь данными таблицы. Восстановите хронологический порядок событий.

Поработайте с таблицей утверждений «После чтения», проверим, что у вас получилось, я отмечу ваши ответы.

Каждая пара читает текст, обсуждает, записывают ответы на вопросы в рабочую таблицу (приложение№3)

По сигналу учителя образуют новые пары, обмениваются информацией, записывают в рабочую таблицу.

Заполняют первый столбик рабочей таблицы, расставляя номера по порядку.

Зачитывают варианты ответов, отмечают что ответы у всех одинаковые.

Вывод: все задачи поставленные в начале урока смогли решить.

III.

Стадия Рефлексия

Осмысление процесса и результата деятельности.

Развитие речи, развитие умения анализировать.

Выберите вид творческой работы в которой вы сможете использовать полученные знания.

Можете работу выполнить в паре.

«Благодарность…»

«Заметка в газету…»

«Если бы…»

Синквейн

Выполняют письменно  творческую работу, зачитывают по желанию.

Достигнутые результаты в ходе урока учащиеся  познакомились  с с основными событиями Великой Отечественной Войны. Работали самостоятельно с текстовой информацией. Называли даты, факты, события ВОВ. Собирали и выделяли существенную информацию из различных информационных источников. Обсуждали  разные точки зрения и вырабатывали общую позицию. Осуществляли  рефлексию, формировали  своё отношение к содержанию темы.


Приложение №1

Утверждения

До  чтения

После  чтения

Операция « Искра»- это  снятие  блокады  Ленинграда.

Битва  за  Москву  состоялась в1942году

В  ходе  Сталинградской  битвы  противник  потерял 1,5  миллиона  человек.

Во  время  Курской  битвы  бои  шли  в городе  Курске.

Штурмом  Берлина  руководил Георгий  Константинович  Жуков

Приложение №2

Где?

Название   битв

Сколько  потерь?

Когда?

Кто?

Какие  операции?

Приложение №3

Врагу  все  же  удалось   продвинуться  в  глубь  советской   территории.  В  сентябре 1941  года  фашисты  окружили  Ленинград.  началась     блокада,  которая  длилась  900  дней  Для  связи  города  с большой  землей   через  Ладожское  озеро  была  проложена  Дорога  жизни.. В  январе  1943 года  в  результате  операции   «Искра»  блокада  была  прервана., мужественно  сражались  Виктор  Вагин, Семен  Львов. Фашисты  стремились  сломить  защитников  города, но  им  это  не  удалось.  Город  на   Неве выстоял  и победил.

Операция «Тайфун»  по  захвату  Москвы, была  сорвана. В  конце  октября  враги  подошли  к  Москве.  Для  защиты  родной  столицы  прибыли  воины  с  Урала,  из  Сибири,  с  Дальнего  Востока. К  Москве  шли  поезда  с  боеприпасами,  вооружением.  Противник  был  остановлен. А  в  декабре  1941 года  советская  армия  перешла  в  наступление, враг  был  отброшен.  Его  потери  составляли  500  тыс.  человек.  Отличились     Иван  Панфилов,  Зоя  Космодемьянская. Победа  под   Москвой  воодушевила  советских  людей. Под  Москвой  был  окончательно   похоронен  план « молниеносной  войны», развеян миф  о  непобедимости  немецкой  армии.

Летом  1942 года  начались  ожесточенные  бои  за  Сталинград. Вражеские  самолеты  непрерывно  бомбили  город..  Вскоре  он  превратился  в  руины..  Операция «Уран»  началась  19  ноября  1942года .Немецкие  войска  были  окружены  и  разбиты.  Противник  потерял 1.5  млн.  человек   Особенно  отличились   Корольков  Иван  Иванович,  Руднева  Евгения.  Известие  об  этой  победе  было  радостно   встречено во  всем  мире.

В  июле -  августе 1943 года  разгорелось  Курское  сражение.  В  июле  гитлеровское  командование  провело  операцию «Цитадель» Она  закончилась  полным  провалом. Курская  битва  стала  переломной  в  ходе  войны. Противник  потерял  около  500  тысяч  человек. В  наступательных  боях  были  свои  герои.  Это   Иван  Кожедуб,  Иван  Борисюков. Страна  их  не  забудет.

8  апреля 1945года начался  штурм  Берлина. Им  руководил  полководец  маршал  Георгий  Константинович  Жуков  25 апреля  советские  войска  плотно  закрыли  400-тысячную  группировку  врага. 8  мая 1945 года  Германия  подписала  акт о  капитуляции. 9  мая  страна  впервые  праздновала  день  Победы.   Велика  была  цена  Победы  страна  потеряла  почти  27  миллионов  человек.

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Великая Отечественная война"

Тема урока: «Великая Отечественная война».На изучение данной темы отводится 5 часов. В системе уроков это третий урок. На прошедших уроках ребята знакомились с событиями и фактами России 20 века, а им...

"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"  «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...

Конспект урока "Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года", 4 класс...

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...