Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему
Аннотация
q Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок посвящён событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого века. Цель изучения данной темы – познакомить учащихся четвёртого класса с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения. Данный урок должен способствовать формированию у младших школьников чувства гордости за свою Родину и благодарность великим людям, служившим России. Урок направлен на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся младших классов интереса к истории. На данном уроке учитель использует видео материалы, которые позволяют ученикам более полно представить картину исторических событий девятнадцатого века, учащиеся учатся работать с историческими картами. На данном уроке осуществляется интеграция с уроком литературы, так как учитель использует отрывки из произведений великих русских поэтов - М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, а так же цитирует высказывания Наполеона и французского историка Ф. П. Сегюра. Работая с учебником, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с текстом исторического содержания. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Младшие школьники обобщают полученные знания по теме. На данном уроке используется презентация. С помощью использования ИКТ у учащихся повышается интерес к предмету. Увеличивается темп урока, соответственно увеличивается объём изучаемого материала. Использование ИКТ помогает учителю более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.
Полную версию урока и видео материалы можно посмотреть и скачать http://yadi.sk/d/bNvZTGQk3UPok
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отечественная война 1812 г конспект урока.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Тема: «Отечественная война 1812 года»
(урок - лекция)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.
2. Формировать у учащихся чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.
3. Воспитывать любовь к своему Отечеству.
4. Развивать у учащихся интерес к истории, используя современные технологии на уроке.
1. Вступление:
(У.) Прочитайте тему урока.
Слайд 2
- Скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Как тема урока окружающего мира связана с уроком литературы?
- Назовите тему урока литературы. (М. Лермонтов «Бородино»)
- Рассмотрите памятник на слайде.
- Что вы видите?
Этот памятник открыт в Смоленске 12 сентября 1913 года.
- Как вы считаете, кому установлен этот обелиск?
- Вы правы, ребята, это памятник героям Отечественной войны 1812 года. Большая каменная скала символизирует Россию. Орлы – русские армии, которые соединились в Смоленске. Это памятник «войне и миру».
- Прочитайте слова А. В. Суворова «Ничто не устоит против русского оружия – мы сильны и уверены в себе».
- Объясните эту фразу.
- Пусть слова великого русского полководца станут эпиграфом к нашему уроку.
2. Целеполагание.
(У.) – Что вы хотите узнать сегодня на уроке?
Слайд 3
1. Причины начала войны с Наполеоном.
2. Кто такой Наполеон?
3. Какие сражения произошли в 1812 году?
4. Почему война с французами называется Отечественной войной?
5. Кто руководил сражениями?
6. Чем закончилась военная кампания Наполеона?
7. Кто был героями той войны?
8. Как сохраняют память о войне потомки?
3. Причины военного конфликта между Францией и Россией в ХIХ веке.
а) (У.) Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. Она стала закономерным результатом международной обстановки, которая сложилась в Европе к началу ХIХ века. Причиной конфликта было соперничество двух держав – Франции и Англии. В этот конфликт была втянута и Россия. Дело в том, что по мирному договору с Францией 1807 года. Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим портнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года.
б) Во главе Франции был Наполеон Бонапарт (1769 – 1821).
- Рассмотрите портрет Наполеона.
Слайд 4
- Какие у вас сложились впечатления о человеке?
в) Работа по учебнику.
(У.) Рассмотрите карту в учебнике на странице 106.
- Что скажете?
(У.) Наполеону подчинялась практически вся Европа.
Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. К власти во Франции пришёл в 1799 году. Это - человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчинённых, а всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый. Это человек замахнулся на мировое господство, и едва не добился своей цели. Самой большой ошибкой этого человека было вторжение в Россию. Это он признает намного позже.
Накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев,
Я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, Я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце».
Слайд 5
- Объясните слова Наполеона.
г) (У.) В начале ХIХ века возглавлял Российскую империю Александр Павлович Романов.(1777 – 1825). Обратите внимание на портрет Александра I.
Слайд 6
- Поделитесь своими впечатлениями о человеке, изображенном на портрете.
Александр I был незаурядным дипломатом. Есть небольшой нюанс в отношениях Александра и Наполеона. Дело в том, что в 1810 году Наполеон просил руки великой княгини Анны Павловны, которая приходилась родной сестрой императору. Но Александр не дал согласие на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон становится смертельным личным врагом Александра I. После победы над Наполеоном Александр I стал одним из могущественнейших правителей Европы.
4. Работа по теме.
а) (У.) Прочитайте слова Наполеона.
Слайд 7
"Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её"
- Посмотрите видео сюжет о начале войны.
- Что узнали из сюжета?
(У.) В ночь на 12 июня 1812 года 400 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи. Русская армия насчитывала в то время около 300 тысяч солдат. Стоит отметить следующий факт, что русская армия была разделена на три армии.
(работа с картой)
Слайд 8
1 – й армией командовал Барклай – де Толли, она прикрывала Петербургское направление . (рассмотрите портрет полководца)
Слайд 9
2 – й армией командовал князь Багратион – московское направление. (обратите внимание на портрет князя)
Слайд 10
3 – й армией Томасов - киевское направление. (смотри портрет)
Слайд 11
б) 3 августа 1812 года 1- я и 2 – я русские армии потерпели поражение под Смоленском от армии Наполеона.
- Рассмотрите карту боевых действий. Синим цветом изображено движение французских войск – красным – русские.
- Обратите внимание на картину пылающего Смоленска и прочитайте слова очевидца тех событий. «Спектакль без зрителей, победа почти без плодов, кровавая слава, дым, который окружал нас, был, казалось единственным нашим приобретением» Ф. П. Сегюр
Слайд 12
- Что вы поняли?
в) (У.) После победы под Смоленском Наполеон пытался вынудить Россию заключить мирный договор, но русская армия начала отступление вглубь страны. Это уже не входило в планы Наполеона. Война затягивалась. Росли потери французской армии, ухудшалось снабжение войск. Наполеоновские войска оставляли после себя разорённые сёла. На оккупационных землях поднялась волна партизанского движения. Из Смоленска Наполеон направил Александру I заключение мирного договора, но ответа от императора не получил.
- О том, как развивались события 1812 года, вы узнаете из видео сюжета.
Слайд 13
Александр I принимает для себя очень непростое решение. Он назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова Михаила Илларионовича Кутузова. (портрет полководца)
Слайд 14
5. Бородинское сражение.
а) В августе 1812 года для поднятия духа русской армии Кутузов решает дать сражение под Москвой. 26 августа 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в годы Отечественной войны 1812 года. Вот как это событие описал русский поэт М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».
- Прочитайте отрывок. Слайд 15
«Земля тряслась, как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Смелись в протяжный вой...»
М. Ю. Лермонтов
- Что вы можете сказать о сражении? (рассмотрите картины)
Слайд 15, 16
- А теперь обратите внимание на схему Бородинского сражения.
Слайд 17
Синими прямоугольниками обозначены французские войска – красными – русские.
(У.) Понять то, что происходило на Бородинском поле вы можете из видео отрывка.
Слайд 18
- Что вы, ребята, поняли из видео сюжета?
Во время Бородинского сражения обе стороны понесли большие потери: французы – более 50 тысяч человек – русские – свыше 40 тысяч. Вот как об этом сражении скажет Наполеон: "Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой".
Слайд 19
- Объясните его слова.
б) (У.) 1 сентября1812 года на военном совете в деревне Фили, ради спасения русской армии Кутузов принимает тяжелейшее решение – оставить Москву.
Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с боеприпасами и продовольствием. Город был подожжён. Вот как это событие описал в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин.
Слайд 20
«Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою».
- Прочитайте.
- Дождался ли Наполеон ключи от города?
В) (У.) 2 сентября 1812 года Наполеон вошёл в покинутую жителями, горящую Москву. Но оставаться зимовать в опустошённом городе он не мог. Тогда Наполеон принимает решение покинуть Москву. 7 октября 1812 года французская армия покинула Москву. Кутузов спланировал действия так, что отступать Наполеон был вынужден по смоленской дороге, т. е. откуда пришёл.
- Как вы считаете, что ожидало армию Наполеона во время отступления?
Вы правы. Партизанские отряды, изматывали французские войска. (Обратите внимание на одного из командиров – Денис Давыдов – герой Отечественной войны 1812 года).
Слайд 21
Голод, сильные морозы, дело в том, что французская армия не была готова воевать в условиях русской зимы. Все эти и многие другие причины способствовали тому, что отступление французских войск превратилось в настоящее бегство. А в битве у реки Березины остатки французской армии потерпели сокрушительное поражение. Наполеон бежал, оставив остатки своей, некогда могущественной армии, на произвол судьбы.
25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест об окончании Отечественной войны 1812 года.
6. Причины победы в войне 1812 года.
- Как вы думаете, почему, непобедимый Наполеон, мечтавший о мировом господстве, потерпел поражение в России?
(Сопоставляю, исправляю ответы учеников)
Слайд 22
7. Герои Отечественной Войны 1812 года.
Я считаю, что было бы несправедливо не назвать героев той войны. Согласитесь, ребята, перечислить всех героев невозможно сегодня на уроке. Рассмотрите портреты некоторых героев той войны. (Васильчиков Илларион Васильевич, Волконский Сергей Григорьевич, Голицын Дмитрий Владимирович, Раевский Николай Николаевич, Ермолов Алексей Петрович, Дурова Надежда Андреевна)
Слайд 23
8. Памятники героям Отечественной войны 1812 года.
В 2012 году исполнится 200 лет событиям Отечественной войны 1812 года. В нашей стране бережно хранят память о той войне. Об этом свидетельствуют памятники.
Обратите внимание на один из них. Это Казанский собор в Санкт - Петербурге.
Слайд 24, 25
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
Слайд 26, 27, 28, 29, 30, 31
9. Итог урока.
а) Вы наверное хотите узнать, а что же случилось с Наполеоном и Кутузовым?
Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленником англичан. В 1819 году сильно заболел. 5 мая1821 года после тяжёлой и продолжительной болезни Наполеон Бонапарт скончался.
б) М. И. Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1813 года генерал – фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года его не стало.
в) В ХХ веке был учреждён «Орден Кутузова» трех степеней.
Слайд 32
Им награждаются только старшие офицеры за выдающиеся победы в войне.
г) Закончить урок я хочу словами Наполеона. Я надеюсь, что вы поймёте почему.
Слайд 33
«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
- Как вы понимаете его слова?
- Понравился ли вам урок?
10 Домашнее задание.
Страница 105 – 108, читать, подготовить пересказ статьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"
Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...
конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс
2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...
урок окружающего мира "Война 1812 года"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"...
конспект урока по окружающему миру "отечественная война 1812 года"
Цель урока: формирование представления учащихся о войне 1812 года.Задачи: Образовательные задачи урока:Показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны...
Презентация к уроку окружающего мира"Война 1812 года и ее герои"
Данную презентацию можно использовать к урокам и внеклассным мероприятиям....
урок окружающего мира "Война 1812 года" в 4 классе
Данный конспект урока поможет учителю в организации групповой и исследовательской работы на уроке....
Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.
Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....