Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Konspekt_uroka_1812_god.rar | 12.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: "Отечественная война 1812 года."
Цель урока: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России;
Задачи урока:
Образовательная – познакомить обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения; показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию; связать исторические события с их отражением в художественном произведении; показать роль башкирского народа в Отечественной войне 1812 года.
Развивающая – развивать познавательную активность, развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей; развивать познавательный интерес, умение делать выводы, обобщать; развивать речь; обогащать словарный запас.
Воспитывающая - воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России; чувство гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России; доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, фишки трех цветов для групповой работы, сигнальные карты для самооценки.
Ход урока
1.Организационный момент.
СЛАЙД 1
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гюзель Раисовна. Я проведу урок ознакомления с окружающим миром. Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их. Желаю вам успехов.
2.Актуализация знаний и мотивация к изучению темы.
- Сегодня у нас на уроке новые имена и новые исторические личности, новые исторические события. Хотите узнать, какие это новые имена? Для этого I вариант составляет слова из красных букв, а II - из синих букв.
СЛАЙД 2
- Какие имена у вас получились?
(Наполеон и Кутузов.)
- Молодцы!
СЛАЙД 3
- А чтобы узнать, о каком событии пойдет речь, ответьте на несколько вопросов.
- Что такое война?
- Ребята, «война» - хорошо это или плохо? Почему?
(Высказывания учащихся)
- Часто ли происходят войны в мире?
(Высказывания детей)
- Какие войны вам известны?
(Японская война, Великая Отечественная война, I мировая война и т.д.)
СЛАЙД 4
- 1812 год. О чем он вам говорит?
(В 1812 году началась Отечественная война русского народа.)
- Знаете ли вы, кто с кем воевал в этой войне?
(Предположения.)
- Все ли вы знаете об этой войне? Хотите ли вы узнать больше об Отечественной войне 1812 года?
(Да.)
3.Формулирование темы и целей урока.
- Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
(Узнаем больше об Отечественной войне 1812 года.)
- Какова тема нашего урока?
(Отечественная война 1812 года).
- Запишем тему нашего урока – «Отечественная война 1812 года». Я на доске, а вы в тетрадях. Пропустив одну строку, запишите в две колонки названия стран-участников этой войны Франция, Россия.
СЛАЙД 5
4.Изучение нового материала.
- Иногда, вы слышите от взрослых такое выражение «наполеоновские планы». Знаете ли вы, что оно означает?
(Это такие большие, грандиозные планы, которые иногда невозможно выполнить.)
- Правильно. А кто такой Наполеон?
( Француз. Солдат. И т.д.)
- А сейчас откройте учебники на странице 106 и посмотрите на карту.
СЛАЙД 6
- В начале XIX века полумиллионная армия Наполеона завоевала почти всю Европу. Желтым цветом показаны страны, которые контролировал Наполеон. Какие это страны?
(Австрийская империя, королевство Испания, Итальянское королевство и т.д.)
- Что вы можете рассказать о Наполеоне?
(Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир.)
СЛАЙД 7
- Найдите в учебниках на странице 106 второй абзац. Ангелина прочитает его нам вслух, а мы будем следить по строкам.
- Ребята! Когда началась Отечественная война?
( Отечественная война началась 24 июня 1812 года)
- Запишем дату начала войны в тетрадях.
СЛАЙД 8
- Как складывались события в начале войны?
(Сначала нашей армии пришлось отступать)
- Кто принял командование войсками?
(Командование войсками принял М.И.Кутузов)
СЛАЙД 9
- Посмотрите на его портрет. «Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты. Его давно знали и любили в войсках. А что вы о нем знаете?
(Полное его имя Голенищев- Кутузов, а с декабря 1812 года он еще и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение Отечества. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием закончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет- прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия. Не раз жизнь Кутузова находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.)
- Кутузову в это время было 67 лет. Наполеон хорошо знал тактику ведения боя Кутузова и даже прозвал его «хитрой лисицей».
- Следующий абзац прочитаю вам я.
- Когда и где произошло Бородинское сражение?
(26 августа 1812 года, на Бородинском поле.)
- Правильно!
СЛАЙД 10
- Запишем это в тетрадях.
- И вот нашли большое поле… Кто продолжит отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки-
Французы тут как тут .)
- Хотите узнать численность войск армий?
Армия Наполеона- 135 000 солдат и 580 орудий.
СЛАЙД 11 - 12
- Армия Кутузова- 120 000 солдат и 640 орудий.
СЛАЙД 13 - 14
- Вот план Бородинского сражения. Красным цветом показаны русские войска, синим - французские.
СЛАЙД 15
- Вот эпизоды Бородинского сражения.
СЛАЙД 16 – 17
- Чем закончилось это сражение?
(Русские не разбили врага, но и не отступили. Наполеон не выиграл битву)
- Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении- 60 000 убитыми. Однако потери русских тоже были велики - свыше 40 000 убитыми.
СЛАЙД 18
- Прочитаем следующий абзац учебника.
- Какое непростое решение принял Кутузов на совете в Филях?
(Оставить Москву.)
- Правильно! Почему он принял такое решение? Давайте прочитаем эти слова хором.
( Кутузов говорил: «Пока цела армия – цела и Россия)
- Вот как изобразил художник Алексей Данилович Кившенко военный совет русского командования.
СЛАЙД 19
- Сейчас прочитаем следующие два абзаца.
- Что произошло после того, как Наполеон занял Москву?
(В Москве начались пожары.)
- Французские солдаты начали грабить Москву. А вскоре начались пожары. Они полыхали несколько дней. При этом пожаре сгорели все деревянные постройки Москвы.
СЛАЙД 20
- Что такое ополчение? И какое оно имело значение? От какого слова образовано оно?
( Народные полки. Партизаны. Громили обозы французов, нападали на отряды французов.)
- Вот что пишет в своем словаре С.И.Ожегов.
СЛАЙД 21
- А возглавил партизанское движение 1812 года Денис Васильевич Давыдов. Вот его портрет.
СЛАЙД 22
- Прочитаем последние два абзаца текста.
- По какой дороге отступала армия Наполеона?
( По Старой Смоленской дороге.)
СЛАЙД 23
- Правильно! Посмотрите на карту. Наполеон планировал отступить по Новой Смоленской дороге, но её перекрыл М.И.Кутузов. Поэтому ему пришлось повести свою армию по старой, уже разоренной им Старой Смоленской дороге.
СЛАЙД 24
- Когда закончилась Отечественная война? Чем она закончилась?
( 14 декабря 1812 года. Закончилась победой русской армии. Катастрофой для армии Наполеона.)
СЛАЙД 25
- Запишем эту дату в тетрадях.
- Когда Наполеон прибыл во Францию и его спросили про армию, он сказал: « Армии больше нет».
- Какое значение имела победа русского народа в Отечественной войне 1812 года для Европы?
(Вызвало подъем освободительного движения.)
- Вот что было сказано об окончании войны в приказе фельдмаршала М.И.Кутузова.
СЛАЙД 26
- Ребята, как вы понимаете слова Кутузова «…каждый из вас есть спаситель Отечества»?
(Это все кто участвовал в войне: ополченцы, военачальники, солдаты, народ.)
- Правильно! Как вы думаете, мог ли Кутузов один командовать армией или же у него были помощники?
(Были помощники.)
- Правильно! Русской армией командовали опытные военачальники: Петр Иванович Багратион, Барклай де Толли, Николай Николаевич Раевский, Николай Алексеевич Тучков и другие.
СЛАЙД 27 - 29
- Но прежде всего, главный герой- это простой солдат и народ. С первых дней войны развернулось партизанское движение. Крестьяне прятали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса.
Тогда же было принято решение « в сохранение вечной памяти» о подвиге народном построить в Москве Храм Христа Спасителя.
СЛАЙД 30
- В честь выдающегося русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева- Кутузова- Смоленского в 1942 году во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов был учрежден Орден Кутузова.
СЛАЙД 31 – 32
- В память об Отечественной войне 1812 года народ увековечил имена героев. В Москве есть Кутузовский проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли.
СЛАЙД 33 – 36
- Почему же война 1812 года называется «Отечественной»?
(Потому что сражался весь народ.)
- Правильно! Как вы думаете, башкирский народ участвовал в этой войне?
(Предположения детей.)
- Конечно же, участвовал. В 1811-1812 годах по инициативе башкир было сформировано 28 полков. Помог башкирский народ и деньгами, всего 565 тысяч рублей. Также подарил 4139 лучших лошадей.
СЛАЙД 37
- Вот кто командовал 1 и 2 башкирскими полками. За храбрость и отвагу Аюп Каипов, полковой старшина Аралбай Акчулпанов были награждены орд. Св. Анны 4-й степени.
СЛАЙД 38
- Как вы знаете, народ отражается в песне. Участие башкир нашло отражение в песне «Любизар».
5.Физкульминутка.
- Сейчас мы немного отдохнем под музыку этой песни. Кто хочет, может даже напевать. Слова даны на экране.
(Выполняются движения)
СЛАЙД 39
6.Закрепление изученного материала.
- Молодцы! А сейчас давайте разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа получает фишку определенного цвета и готовит ответ на тот вопрос, который соответствует фишке. Ищите вместе ответ на вопрос, отвечать будет только один ученик. Если вы готовы - поднимите свою фишку. Можете себе в помощники взять ваш учебник. Также можете обращаться ко мне. На обсуждение - 2 минуты.
Вопрос красного цвета – «Почему война 1812 года называется Отечественной?». Вопрос синего цвета - «Почему М.Кутузов считал, что силы французов будут слабеть по мере их продвижения вглубь России, а силы русских возрастать». Вопрос зеленого цвета – «Почему русская армия в начале войны отступала?».
СЛАЙД 40
- Вы готовы?
(Ответы учащихся.)
- Молодцы!
7.Итог урока.
- А чтобы узнать, все ли вы поняли сегодня на уроке? Я предлагаю вам тест. Работаем в парах. Если вы готовы - беретесь за руки и поднимаете их вверх.
СЛАЙД 41-42
1.Во Франции в XVIII веке власть захватил полководец:
а) Багратион,
б) Наполеон,
в) Барклай- де- Толли.
СЛАЙД 43-44
2.Французская армия вторглась в Россию:
а) 1 сентября 1812 года,
б) 14 ноября 1812 года,
в) 24 июня 1812 года.
СЛАЙД 45-46
3.Главнокомандующим русской армии был назначен:
а) М. И. Кутузов,
б) А. В. Суворов,
в) Ф. Ф. Ушаков.
СЛАЙД 47-48
4.Бородинская битва произошла:
а) 26декабря 1812 года,
б) 26 ноября 1812 года,
в) 26 августа 1812 года.
СЛАЙД 49 -50
5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:
а) оставить Москву,
б) дать еще одно сражение под Москвой,
в) признать Наполеона победителем.
СЛАЙД 51-52
6.Война 1812 года называется Отечественной, потому что
а) главное сражение произошло под Москвой
б) на войну поднялся весь народ
в) вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие
СЛАЙД 53-54
7. Когда закончилась Отечественная война 1812 года?
а) 14 декабря 1812 года
б) 14 декабря 1813 года
в) 14 декабря 1814 года
СЛАЙД 55-56
8. Чем закончилась Отечественная война 1812 года?
а) победой России
б) победой Франции
в) ничьей
8.Рефлексия урока.
- Какие открытия вы сделали сегодня?
СЛАЙД 57
- Какие чувства вызвали у вас события 1812 года?
СЛАЙД 58
- Какой вывод вы сделали для себя?
СЛАЙД 59
- Теперь вы можете сказать какие это «наполеоновские планы»? У вас могут возникнуть такие планы? Может, вы поделитесь со мной?
9.Домашнее задание. Рассматривание книжной выставки.
СЛАЙД 60
- Домашнее задание вы можете выбрать сами: написать рассказ о герое Отечественной войны 1812 года или нарисовать фрагмент Бородинского сражения или прочитать В выполнении домашнего задания вам поможет тематическая выставка книг, посвященная Отечественной войне 1812 года.
10.Выставление отметок.
- Перед вами лежат сигнальные карты. Сейчас вы оцените свою работу на уроке. Кто считает, что работал на уроке хорошо, поднимите красную карточку. Кто считает, что мог бы работать лучше - синюю карточку. Кто поднял красные карточки получают пять, кто синюю - четыре. Спасибо вам за работу на уроке.
СЛАЙД 61
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.
Аннотацияq Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...
конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс
2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...
урок окружающего мира "Война 1812 года"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"...
конспект урока по окружающему миру "отечественная война 1812 года"
Цель урока: формирование представления учащихся о войне 1812 года.Задачи: Образовательные задачи урока:Показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны...
Презентация к уроку окружающего мира"Война 1812 года и ее герои"
Данную презентацию можно использовать к урокам и внеклассным мероприятиям....
урок окружающего мира "Война 1812 года" в 4 классе
Данный конспект урока поможет учителю в организации групповой и исследовательской работы на уроке....
Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.
Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....
Комментарии
"Отечественная война 1812 года"