Урок по теме"Какими людьми были славяне"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Волкова Ирина Александровна

Урок по окружающему миру в 3 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме:"Какими людьми были славяне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc43.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_pro_slavyan.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе (УМК «Начальная школаXXI века»)

Тема урока: Какими людьми были славяне.

Цель: Формирование и развитие представлений учащихся  о быте  

           и культуре славянского народа.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию

     исследовательской работы.

  1. Развивать умения  учащихся работать самостоятельно с текстом, справочной литературой и Интернет-ресурсами.
  2. Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян

Оборудование:

- компьютер с проектором

- учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» часть 2

- ИКТ (презентация)

- энциклопедия

Ход урока:

I.Орг/этап.

                               Ребята! Готовы вы к уроку? (ДА)

                               На вас надеюсь я, друзья

                               Вы хороший дружный класс.

                               Все получится у нас!

II.Этап актуализации знаний.

- Сегодняшний разговор будет посвящен нашей Родине, ее истории наших далеких предков-славян.              

                                Под большим шатром

                                Голубых  небес-

                                Вижу даль степей

                                Зеленеется

                                Это ты, моя

                                Русь державная,

                                Моя Родина

                                Православная!

- Как называется  раздел по которому мы работаем? (Как жили наши предки.)

- Предлагаю ряд слов: Славяне, история, предки.

-Выберите синонимы. (славяне, предки)

-Кто такие предки? (люди, которые жили перед нами)

-Кто такие славяне? (на этот вопрос я просила найти ответ….)

    (Существует много объяснений происхождения этого слова. Одно из них: название «славяне» образовано от слова  «слава» и означает «славный, хвалимый»)

- На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен.

-Как рождались имена в далекой древности?

(Проверка домашнего задания творческого характера: придумать истории о том, как возникли фамилии членов семьи. Дети зачитывают свои истории).

III. Постановка учебной цели, темы урока.

- А какими людьми были наши предки? Выскажите свое предположение.

(Дети могут сказать, что предки были смелыми и мужественными, т.к. им приходилось защищать свои семьи и поселения от врагов, диких животных;

Были добрыми, любили детей, т.к. семьи были большие по численности и др.)

- Так о чём мы будем говорить на уроке?

- Сформулируем тему.

- Тема сегодняшнего урока:

 «Какими людьми были наши предки»

IV.Работа над темой

На уроке работают 3 исследовательские группы: «Родии» «Россы» «Руссы».

 1группа работает над вопросом: Как выглядели славяне.

 Выскажем свое предположение.

 Какое высказывание верно?

 Мoжно ли по легендам и летописям представить облик славянина?

 Какое описание кажется вам наиболее выразительным? Почему?

 * Краса девица: глаза голубые, брови соболиные, щеки алые, будто маков       цвет, шея белая, поступь величавая.

   *Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг под горшок.

*Выступает 1гр. Исследователей. Она расскажет нам, как  выглядели славяне. (слайд) «Славянская семья» (Приложение 1)

2группа работает над вопросом: Как работали славяне.

 Выскажем свое предположение.

 Какое высказывание верно?                           

*Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.

*От трудолюбия человека зависит, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

Давайте задумаемся над тем, почему одни люди - трудолюбивые, а другие –ленивые.

Вспомним известную шутку:  

                                -Тит, иди молотить!

                                 -Живот болит.

                                 -Тит иди кашу есть!

                                 -А где моя большая ложка?

*Выступает 2 гр. Исследователей. Она расскажет нам,  как работали славяне.

                                 

Физкультминутка: «Ручеек»

3группа работает над вопросом: Как защищали Родину.

-Славяне о себе говорили: «Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим».

*3 исследоват. гр. изучает это выражение.

Называют первых древнерусских князей, которые защищали свою Родину? (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский). Читают текст учебника.

Слова Александра Невского, ставшего символом России, остались в назидание врагам и в наследство предков: «Кто к нам с мечом придет, от него и погибнет».

Умели славяне не только защищать Родину.                   

- Ребята! Давайте вернемся к цели урока.

Рефлексия: Достиг ли цели наш урок? Поднимите руку кто из вас расширил свои знания о том, какими людьми были наши предки.

Подведение итогов.

Д\з. На этом исследовательская работа не заканчивается, следующая тема: «Какие предметы окружали русских людей».

1 гр.  « Скажи какой у тебя дом….»

2 гр.  « О первых каменных домах»

3 гр. « По одежке встречают

                                                                       Приложение 1.

Как выглядели славяне.

           По рисунку можно судить о том, как выглядел каждый из членов большой славянской семьи (мать, отец, дед и дети).

         Славяне были рослыми, стройными, обладали большой физической силой.

          Румяные. Светловолосые, с голубыми глазами они ходили в одежде из полотна. Мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская - скромность, мягкость, обаяние ее носительности. Мужчины летом носили рубахи и просторные шаровары. Рубаху обязательно подпоясывали сплетенным из ниток шнурком. На ноги обували лапти. Гордостью славянских мужчин была большая, окладистая борода, а волосы стригли « под горшок».

           Женщины надевали длинные, до земли вышитые сорочки. Им не принято было ходить простоволосыми- это считалось не приличным. Поэтому крестьянки обычно носили на голове платки. Славянки очень любили всевозможные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. На голове, около висков, они носили височные кольца, которые звенели при каждом движении.

            Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха.

           Одежда мальчиков и девочек- подростков отличалась. Мальчик носил простые штаны и рубаху, а девочка- сарафан, сорочку, платье. Длинные волосы девушки заплетали в косы, на голове носили венчики или ленты.

                                                                           Приложение 2

Как работали славяне.

       Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

       Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.

       Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе  они просто не выжили бы.

Трудно было жить во все времена.

Что помогает выжить в трудный момент? (взаимовыручка)

 Забота о ближнем - черта славянского характера. В старину было такое слово- помочь.

А сейчас мы узнаем как они помогали друг другу.

                                                   

                 Никогда славянин не оставлял  своего брата, соседа, иноземца. Если у кого-то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, Если случался неурожай, делились друг с другом – кто, чем мог.

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя Родина православная

Слайд 2

Как жили наши предки? История Предки Славяне

Слайд 3

Черныш по внешности Беляй Бессон порядковый номер Хорош Сёмушка по цвету волос Пятый

Слайд 4

Цель: Глубже изучить представление о быте и культуре славянского народа «Какими людьми были наши предки?»

Слайд 5

Как выглядели славяне? Краса девица: глаза голубые, брови соболиные, щёки алые, будто маков цвет, шея белая, поступь величавая 2. Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг под горшок.

Слайд 6

Как выглядели славяне?

Слайд 8

Картинная галерея

Слайд 9

И.П.Аргунов Портрет женщины в русском костюме 18 век

Слайд 10

Как работали славяне? 1. Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались. 2. От трудолюбия человека зависит, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

Слайд 12

помочь помощь помощник помогать

Слайд 14

Как защищали Родину? «Нам чужой земли не надо, ни пяди, но и своей вершка не отдадим»

Слайд 15

1. Лучше смерть принять, чем Родину предать. 2. Смелый воин тысячи водит. 3. Честь солдата береги свято. Трусливому и пень волком кажется Смелость города берёт. Кто с Россией не тягался, в правых не оставался Враг хотел пировать, а пришлось горевать. Если народ един, он непобедим. Нет в мире краше Родины нашей.

Слайд 16

Как принимали гостей?

Слайд 17

Как отдыхали славяне?

Слайд 18

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Конспект урока по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквой?"

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?" УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной...

урок Какими людьми были наши предки

Урок знакомства учащихся с бытом и культурой славян через организацию     исследовательской работы....

Какими людьми были славяне Виноградова 3 класс

конспект урока по окружающему миру....

Презентация к уроку "Какими людьми были славяне"

Презентация к уроку окружающего мира....

Конспект урока + презентация. Тема:«Какими были славяне » (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока: Какими людьми были славяне. Окружающий мир 3 класс

Тема урока: Какими людьми были славяне.Тип урока: Урок «открытия» новых знаний....