Конспект урока по окружающему миру Какими людьми были славяне. Как выглядели
план-конспект урока по истории (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berdeeva_l.r_okruzh_1.docx | 140.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
План-конспект по окружающему миру студентки 3 «ВК» группы
Бердеева Люция Рамилевна
Тема: «Какими людьми были славяне. Как выглядели»
Класс: 3 «Б» МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49»
Допуск к проведению урока:
Студентка: Бердеева Л.Р.
____________________(подпись)
Астрахань, 2024
Технологическая карта урока в 3 классе
Тема: Какими людьми были славяне. Как выглядели.
Цель: Формирование и развитие представлений учащихся о быте и культуре славянского народа.
Планируемые результаты Иметь представление о том какими людьми были славяне
Личностные результаты: Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением.
Коммуникативные: выразительно читают стихотворение.
Этап урока | Действия учителя | Действия детей | УУД |
Организационный момент (Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок) | Приветствие - Здравствуйте, дети. Меня зовут Люция Рамилевна. Сегодня ваш урок окружающего мира проведу я. Я рада вас видеть. Садитесь. - Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. |
Актуализация | -На прошлом уроке вы познакомились с интересными фактами об истории возникновении имен, давайте проведем викторину (вопросы на сладе) Вопрос 1 Что дают ребенку при рождении? 1) фамилия 2) гражданство 3) имя Вопрос 2 По каким признакам давали имя ребенку? 1) по случаю рождения 2) особенность внешности 3)порядковый номер 4) по цвету волос 5) время и место появления 6)все перечисленное Вопрос 3 Почему раньше родители выбирали для ребенка имя с плохим значением? 1) они не знали значения имен 2)такое имя служило оберегом 3)это выходило случайно Вопрос 4 До середины какого века большинство жителей страны не имели фамилию 1) в середине 16 2) в середине 17 3)в середине 19 Вопрос 5 Как с латинского переводится слово «фамилия»? 1)семья 2)дом 3)профессия 4)знакомый Вопрос 6 Выбери фамилию, образованную от прозвища? 1)Иванов 2)Смельчаков 3)Степанов 3)Орлов Вопрос 7 Выбери фамилию образованную от отчества? 1)Степанов 2)Шустров 3)Волгин Вопрос 8 Выбери фамилию образованную от местности, где родился либо трудился человек? 1)Борисов 2)Смехов 3)Волгин Вопрос 9 Выбери фамилию образованную от животных и птиц? 1)Богданов 2)Худоногов 3)Орлов (на доске карточки) -А теперь установим соответствие между именами и сословиями | -имя -все перечисленное -такое имя служило оберегом -в середине 19 -семья -Смельчаков -Степанов -Волгин -Орлов | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. |
Работа по теме урока | -Ребята давайте решим задачу чтобы узнать о чем мы сегодня будем говорить Какой народ обладает богатой культурой и традициями, включая празднование Масленицы и Купала? -Верно -Сегодня мы поговорим о том какими были людьми славяне Обсудим вместе Вопрос: Можно ли по легендам и летописям представить облик славянина? Какое описание кажется нам наиболее выразительным? Почему? (видеоролик на презентации или в интернете) Как выглядели Давайте прочитаем на стр 46 - Краса-девица: глаза ясные, брови соболиные, щеки алые, будто маков цвет, шея белая лебединая, походка гордая, поступь величавая. - носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг «под горшок» Вопрос: Рассмотрите рисунок славянской семьи на стр 46. Дайте словесный портер любого члена семьи (матери, отца, деда, детей). Обратите внимание на подсказку на стр 47. -А теперь посмотрим на картинку на стр 47 и прочитаем под ней текст Длинные свободные одежды подчёркивают прямую осанку женщин, статные стройные фигуры. Яркие краски складываются в разноцветную мозаику. -Давайте более детально опишем девушку какая она? Где находится? Какие у нее эмоции? -Хорошо а теперь посмотрим на картинку стр 48 Мы можем предположить, что похожая на эту боярышню девушка могла жить в то время и в Москве, и в Великом Новгороде, и во Пскове. Какой её изобразил художник? -Ребята опишите боярышню. Выбери подходящие слова для ее описания: статная, гордая, богатая, приветливая, неприветливая, нарядная, решительная. -Задание 21 стр 10 Рабочая тетрадь Как работали -Давайте прочитаем текст на стр 49-50 (слайды с фотографиями) -Ребята как думаете что такое Тит -А что такое молотить? -А что такое пахотные земли? -А вы знаете что значит выкорчевывали пни? -Хорошо а теперь ответим на вопрос -Какое высказывание верно? Сравним свои ответы с текстом. • Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались. • От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки. -Задание 23 стр 11 Задание 23. Составьте план ответа на вопрос: «Как трудились славяне?» Как защищали Родину -Прочитаем текст на стр 50 -Ребята как думаете что означают слова «пядь», «вершок» -Дети как думаете что означают строки из песни «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим -Задание 24 стр 11 Задание 24. Отметь пословицы, которые говорят о любви человека к родной стране. | -Славяне Ответ: По легендам и летописям можно составить представление о внешнем виде (облике) славян. Первое выражение описывающее облик девушки, более выразителен, чем описание мужчины.
По характерным описательным признакам можно сделать вывод о том, что девушка имела хорошее здоровье, стройную фигуру, привлекательную внешность. В описании мужчины присутствует только характер его «прически», нет признаков по которым можно определить силу, статность, здоровье. Ответ: словесный портрет отца семейства: крепкий мужчина средних лет, русоволосый кареглазый, с окладистой ухоженной бородой и усами, взгляд серьезный, вдумчиво смотрит на старшего сына который ему что-то объясняет, держа в руках свирель, по тому, как руки отца держат детей, можно понять, что он заботится о них, они ему дороги. От мужчины -отца семейства исходит добрая сила и спокойствие, уверенность в том, что он может защитить свою семью. -Изображения женщин в церкви совсем иные. Здесь изображены женщины уже познавшие тяготы взрослой замужней жизни, хоть их одежды и нарядны, и судя по картине женщины из богатых и зажиточных семей, головы их склонены, глаза опущены, смотрят вниз. Они может и горды, но умеют укрощать свою гордость. Им уже присуща житейская мудрость Ответ: На картине изображена молодая девушка, идущая вдоль улицы. Ее походка изящна и грациозна. Руки девушки спрятаны в меховую муфту, а на голове высокая шапка сшитая, как и муфта из черного меха. Предметы одежды отличаются простотой, без излишеств и совершенно ничем не украшены. Поэтому девушка, скорее всего, принадлежит к среднему классу. Она идет решительно, широким шагом, поджав губы и приподняв голову, всем своим видом показывая свое превосходство. За ее спиной длинная русая коса, в которую вплетена простая красная лента, развивающаяся на ветру. Ее величавая статная осанка сразу бросается в глаза. Она москвичка и гордится этим, это проглядывается не только в ее одежде, но и в том, как она идет и преподносит себя. Многие жители отдаленных деревень даже боялись Люди пахать, а он руками махать Не красна изба углами, а красна пирогами. Трудиться всегда пригодится Чем богаты тем и рады. Худ обед когда хлеба нет. -Тит (лат. Titus) — мужское имя, с латыни переводится как "почет", "честь" -МОЛОТИ́ТЬ, #1048;звлекать, выбивать зёрна, семена из колосьев, метёлок, початков, стручков. М. рожь, горох. 2. кого (что). Бить, колотить, ударять -Пахотные земли (пашня) – это земля, которая используется для выращивания сельскохозяйственных культур. -Корчева́ние — процесс удаления пней деревьев или кустарника из грунта вместе с корнями. Ответ: От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки. #1055;очему славяне жили общиной; #1050;акие работы выполняли женщины; #1050;акие работы выполняли мужчины; #1050;акие работы поручали детям; -слово «пядь»- древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного. -слово «вершок» старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». -Строки из песни: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим» объясняются следующим образом: мы народ мирный, воевать не хотим, не претендуем на чужие территории, но если к нам кто придет с войной, и захочет отнять у нас нашу землю, мы будем за нее воевать до последнего воина. #1051;юбовь да лад - не нужен и клад. #1056;одина - мать, умей за неё постоять. #1063;ужбина - калина, родина - малина. #1063;ужого не желай, а своего не отдавай. #1051;юбовь не верстами меряется. #1052;ала птица синица, да и та свое гнездо бережет. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. |
Физкультминутка | Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | -повторяют | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. |
Работа по тексту | Как помогали друг другу (слайды с фотографиями) -Прочитаем текст на стр 51 -Вы знаете кто такой погорелец? -Как вы понимаете словосочетание «всем миром» -Ребята давайте вспомним какие поговорки и пословицы о дружбе, взаимопомощи и доброте Как принимали гостей (слайд с фотографиями) -Что такое горница? -Как понимаете слово «хлебосольным» Вопрос: Как ты понимаешь старинное выражение « Хозяйка угодливостью всех затмила» Вопрос: Прочитай отрывок из книги русского историка Н.М. Карамзина. О какой черте характера славян в нём говорится? -А что такое Благогове́ние Как отдыхали -Прочитаем текст на стр 52 -А вы знаете что такое песни-причитания? -прочитаем текст на стр 53-54 -Любишь ли ты играть в жмурки? Тогда картина художника Г.К. Михайлова расскажет тебе, что твои сверстники, жившие в далёком XIX (19) веке, с удовольствием играли в жмурки. -Рассмотри картину. Ответь на вопросы: «Где происходит действие? Знаешь ли ты, что значит «водить»? Кто водит? Кто наблюдает за игрой? Какова обстановка в комнате?» -Задание 26 стр 12 Задание 26 Поработайте в парах. Обсудите: к каким песням относятся следующие народные песни? Объясните свои ответы. Запишите их. -Подсказки для вас есть внизу | -Погоре́лец- Тот, кто потерял жилище и имущество в результате пожара -Всем миром — сообща, всем вместе (делать что-либо, выражать какое-либо мнение, решение) -один за всех, и все за одного; друг за друга держаться, ничего не бояться, старый друг, лучше новых двух, вражда не делает добра, добрым быть, добрым слыть; за недобрым пойдешь, на беду набредешь; свет не без добрых людей; кто скоро помог, тот дважды помог; Горница — чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы. ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Радушно и щедро угощающий; гостеприимный. Ответ: Выражение несет двойной смысл: Хозяйка настолько трепетно и вежливо относилась к гостям, которые становились для нее самым важным в доме, что уделяла им все свое время, расспрашивая о проблемах и заботах, максимально старалась накормить, а провожала гостей с трепетом и жалостью, что приходится расставаться. Но при этом можно сказать, что ее внимание было несколько навязчивым, и всем своим поведением она давала понять, чем гости ей обязаны. Благогове́ние Глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо Ответ: В отрывке Н.М.Карамзина говорится о радушии, открытости характера славян, о их миролюбии, готовности помочь в трудную минуту, поделиться «последним куском хлеба». Причитания — один из древнейших видов народной поэзии, они существовали ещё в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события: смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д. -ответы детей Ответ: Тащим балку по леску Поддается по вершку Да эх! Еще раз! Давай разик ещё! Да эх! Еще раз! Да эх! Еще раз! Давай разик ещё! ( трудовая, говорится о трудовом процессе) Коляда, коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину... (календарная, исполнялась в Рождественские колядки) Ах, поёт, поёт Соловушка! Ах поёт, поёт Молоденький; Молоденький, Xорошенький, Пригоженький (шуточная, исполнялась на летних вечерках, могла относится к молодым парням, которые умели хорошо петь. Говорили поёт «как соловей».) Бай-бай, бай-бай! Спи-ка, милое дитя, До восхода солнышка, До заката месяца. ( колыбельная.) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. |
Итоги | -О чем мы с вами говорили? -Перечислите какие разделы мы прошли с вами? -Что вам больше всего запомнилось на уроке? | -Какими были людьми славяне -Как выглядели, Как работали, Как защищали Родину, Как помогали друг другу, Как принимали гостей, Как отдыхали. -Ответы детей | Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме. |
Рефлексия | - На ваших столах лежат карточки, зеленая и красная, если вы справились с задачей поднимите зеленую, а если вы испытывали затруднения поднимите красную. -Спасибо за урок, до свидания | -оценивают себя -прощаются | Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускной начальной школы "Какими мы были..."
Выпускной 4 класса с песнями, сценками, стихами....
урок Какими людьми были наши предки
Урок знакомства учащихся с бытом и культурой славян через организацию исследовательской работы....
Какими людьми были славяне Виноградова 3 класс
конспект урока по окружающему миру....
Презентация к уроку "Какими людьми были славяне"
Презентация к уроку окружающего мира....
Урок по теме"Какими людьми были славяне"
Урок по окружающему миру в 3 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме:"Какими людьми были славяне"...
Конспект урока + презентация. Тема:«Какими были славяне » (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Конспект урока: Какими людьми были славяне. Окружающий мир 3 класс
Тема урока: Какими людьми были славяне.Тип урока: Урок «открытия» новых знаний....