Конспект урока по окружающему миру Какими людьми были славяне. Как выглядели
план-конспект урока по истории (3 класс)

Министерство образования и науки Астраханской области ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж» План-конспект по окружающему миру студентки 3 «ВК» группы Бердеева Люция Рамилевна Тема: «Какими людьми были славяне. Как выглядели» Класс: 3 «Б» МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berdeeva_l.r_okruzh_1.docx140.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

План-конспект по окружающему миру студентки 3 «ВК» группы

Бердеева Люция Рамилевна

Тема: «Какими людьми были славяне. Как выглядели»

Класс: 3 «Б» МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49»

Допуск к проведению урока:

Студентка: Бердеева Л.Р.

____________________(подпись)

Астрахань, 2024

Технологическая карта урока в 3 классе

Тема: Какими людьми были славяне. Как выглядели.

Цель: Формирование и развитие представлений учащихся о быте и культуре славянского народа.

Планируемые результаты Иметь представление о том какими людьми были славяне

Личностные результаты: Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением.

Коммуникативные: выразительно читают стихотворение.

Этап урока

Действия учителя

Действия детей

УУД

Организационный момент

(Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок)

Приветствие

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Люция Рамилевна. Сегодня ваш урок окружающего мира проведу я.

Я рада вас видеть. Садитесь.

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое

рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения.

Актуализация

-На прошлом уроке вы познакомились с интересными фактами об истории возникновении имен, давайте проведем викторину

(вопросы на сладе)

Вопрос 1

Что дают ребенку при рождении?

1) фамилия

2) гражданство

3) имя

Вопрос 2

По каким признакам давали имя ребенку?

1) по случаю рождения

2) особенность внешности

3)порядковый номер

4) по цвету волос

5) время и место появления

6)все перечисленное

Вопрос 3

Почему раньше родители выбирали для ребенка имя с плохим значением?

1) они не знали значения имен

2)такое имя служило оберегом

3)это выходило случайно

Вопрос 4

До середины какого века большинство жителей страны не имели фамилию

1) в середине 16

2) в середине 17

3)в середине 19

Вопрос 5

Как с латинского переводится слово «фамилия»?

1)семья

2)дом

3)профессия

4)знакомый

Вопрос 6

Выбери фамилию, образованную от прозвища?

1)Иванов

2)Смельчаков

3)Степанов

3)Орлов

Вопрос 7

Выбери фамилию образованную от отчества?

1)Степанов

2)Шустров

3)Волгин

Вопрос 8

Выбери фамилию образованную от местности, где родился либо трудился человек?

1)Борисов

2)Смехов

3)Волгин

Вопрос 9

Выбери фамилию образованную от животных и птиц?

1)Богданов

2)Худоногов

3)Орлов

(на доске карточки)

-А теперь установим соответствие между именами и сословиями

-имя

-все перечисленное

-такое имя служило оберегом

-в середине 19

-семья

-Смельчаков

-Степанов

-Волгин

-Орлов

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Работа по теме урока

-Ребята давайте решим задачу чтобы узнать о чем мы сегодня будем говорить

Какой народ обладает богатой культурой и традициями, включая празднование Масленицы и Купала?

-Верно

-Сегодня мы поговорим о том какими были людьми славяне

Обсудим вместе

Вопрос: Можно ли по легендам и летописям представить облик славянина? Какое описание кажется нам наиболее выразительным? Почему?

(видеоролик на презентации или в интернете)

Как выглядели

Давайте прочитаем на стр 46

- Краса-девица: глаза ясные, брови соболиные, щеки алые, будто маков цвет, шея белая лебединая, походка гордая, поступь величавая.

- носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг «под горшок»

Вопрос: Рассмотрите рисунок славянской семьи на стр 46. Дайте словесный портер любого члена семьи (матери, отца, деда, детей). Обратите внимание на подсказку на стр 47.

-А теперь посмотрим на картинку на стр 47 и прочитаем под ней текст

Длинные свободные одежды подчёркивают прямую осанку женщин, статные стройные фигуры. Яркие краски складываются в разноцветную мозаику.

-Давайте более детально опишем девушку какая она? Где находится? Какие у нее эмоции?

-Хорошо а теперь посмотрим на картинку стр 48

Мы можем предположить, что похожая на эту боярышню девушка могла жить в то время и в Москве, и в Великом Новгороде, и во Пскове. Какой её изобразил художник?

-Ребята опишите боярышню. Выбери подходящие слова для ее описания: статная, гордая, богатая, приветливая, неприветливая, нарядная, решительная.

-Задание 21 стр 10 Рабочая тетрадь

Как работали

-Давайте прочитаем текст на стр 49-50

(слайды с фотографиями)

-Ребята как думаете что такое Тит

-А что такое молотить?

-А что такое пахотные земли?

-А вы знаете что значит выкорчевывали пни?

-Хорошо а теперь ответим на вопрос

-Какое высказывание

верно? Сравним свои ответы с текстом.

• Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.

• От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

-Задание 23 стр 11

Задание 23.

Составьте план ответа на вопрос: «Как трудились славяне?»

Как защищали Родину

-Прочитаем текст на стр 50

-Ребята как думаете что означают слова «пядь», «вершок»

-Дети как думаете что означают строки из песни «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим

-Задание 24 стр 11

Задание 24.

Отметь пословицы, которые говорят о любви человека к родной стране.

-Славяне

Ответ: По легендам и летописям можно составить представление о внешнем виде (облике) славян. Первое выражение описывающее облик девушки, более выразителен, чем описание мужчины.

По характерным описательным признакам можно сделать вывод о том, что девушка имела хорошее здоровье, стройную фигуру, привлекательную внешность. В описании мужчины присутствует только характер его «прически», нет признаков по которым можно определить силу, статность, здоровье.

Ответ: словесный портрет отца семейства: крепкий мужчина средних лет, русоволосый кареглазый, с окладистой ухоженной бородой и усами, взгляд серьезный, вдумчиво смотрит на старшего сына который ему что-то объясняет, держа в руках свирель, по тому, как руки отца держат детей, можно понять, что он заботится о них, они ему дороги. От мужчины -отца семейства исходит добрая сила и спокойствие, уверенность в том, что он может защитить свою семью.

-Изображения женщин в церкви совсем иные. Здесь изображены женщины уже познавшие тяготы взрослой замужней жизни, хоть их одежды и нарядны, и судя по картине женщины из богатых и зажиточных семей, головы их склонены, глаза опущены, смотрят вниз. Они может и горды, но умеют укрощать свою гордость. Им уже присуща житейская мудрость

Ответ: На картине изображена молодая девушка, идущая вдоль улицы. Ее походка изящна и грациозна. Руки девушки спрятаны в меховую муфту, а на голове высокая шапка сшитая, как и муфта из черного меха. Предметы одежды отличаются простотой, без излишеств и совершенно ничем не украшены. Поэтому девушка, скорее всего, принадлежит к среднему классу. Она идет решительно, широким шагом, поджав губы и приподняв голову, всем своим видом показывая свое превосходство. За ее спиной длинная русая коса, в которую вплетена простая красная лента, развивающаяся на ветру. Ее величавая статная осанка сразу бросается в глаза. Она москвичка и гордится этим, это проглядывается не только в ее одежде, но и в том, как она идет и преподносит себя. Многие жители отдаленных деревень даже боялись

Люди пахать, а он руками махать

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Трудиться всегда пригодится

Чем богаты тем и рады.

Худ обед когда хлеба нет.

-Тит (лат. Titus) — мужское имя, с латыни переводится как "почет", "честь"

-МОЛОТИ́ТЬ, #1048;звлекать, выбивать зёрна, семена из колосьев, метёлок, початков, стручков. М. рожь, горох. 2. кого (что). Бить, колотить, ударять

-Пахотные земли (пашня) – это земля, которая используется для выращивания сельскохозяйственных культур.

-Корчева́ние — процесс удаления пней деревьев или кустарника из грунта вместе с корнями.

Ответ: От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

#1055;очему славяне жили общиной;

#1050;акие работы выполняли женщины;

#1050;акие работы выполняли мужчины;

#1050;акие работы поручали детям;

-слово «пядь»- древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного.

-слово «вершок» старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка».

-Строки из песни: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим» объясняются следующим образом: мы народ мирный, воевать не хотим, не претендуем на чужие территории, но если к нам кто придет с войной, и захочет отнять у нас нашу землю, мы будем за нее воевать до последнего воина.

#1051;юбовь да лад - не нужен и клад.

#1056;одина - мать, умей за неё постоять.

#1063;ужбина - калина, родина - малина.

#1063;ужого не желай, а своего не отдавай.

#1051;юбовь не верстами меряется.

#1052;ала птица синица, да и та свое гнездо бережет.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

-повторяют

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения.

Работа по тексту

Как помогали друг другу

(слайды с фотографиями)

-Прочитаем текст на стр 51

-Вы знаете кто такой погорелец?

-Как вы понимаете словосочетание «всем миром»

-Ребята давайте вспомним какие поговорки и пословицы о дружбе, взаимопомощи и доброте

Как принимали гостей

(слайд с фотографиями)

-Что такое горница?

-Как понимаете слово «хлебосольным»

Вопрос: Как ты понимаешь старинное выражение « Хозяйка угодливостью всех затмила»

Вопрос: Прочитай отрывок из книги русского историка Н.М. Карамзина. О какой черте характера славян в нём говорится?

-А что такое Благогове́ние

Как отдыхали

-Прочитаем текст на стр 52

-А вы знаете что такое песни-причитания?

-прочитаем текст на стр 53-54

-Любишь ли ты играть в жмурки? Тогда картина художника Г.К. Михайлова расскажет тебе, что твои сверстники, жившие в далёком XIX (19) веке, с удовольствием играли в жмурки.

-Рассмотри картину. Ответь на вопросы: «Где происходит действие? Знаешь ли ты, что значит «водить»? Кто водит? Кто наблюдает за игрой? Какова обстановка в комнате?»

-Задание 26 стр 12

Задание 26

Поработайте в парах. Обсудите: к каким песням относятся следующие народные песни? Объясните свои ответы. Запишите их.

-Подсказки для вас есть внизу

-Погоре́лец- Тот, кто потерял жилище и имущество в результате пожара

-Всем миром — сообща, всем вместе (делать что-либо, выражать какое-либо мнение, решение)

-один за всех, и все за одного; друг за друга держаться, ничего не бояться, старый друг, лучше новых двух, вражда не делает добра, добрым быть, добрым слыть; за недобрым пойдешь, на беду набредешь; свет не без добрых людей; кто скоро помог, тот дважды помог;

Горница — чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы.

ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Радушно и щедро угощающий; гостеприимный.

Ответ: Выражение несет двойной смысл: Хозяйка настолько трепетно и вежливо относилась к гостям, которые становились для нее самым важным в доме, что уделяла им все свое время, расспрашивая о проблемах и заботах, максимально старалась накормить, а провожала гостей с трепетом и жалостью, что приходится расставаться. Но при этом можно сказать, что ее внимание было несколько навязчивым, и всем своим поведением она давала понять, чем гости ей обязаны.

Благогове́ние

Глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо

Ответ: В отрывке Н.М.Карамзина говорится о радушии, открытости характера славян, о их миролюбии, готовности помочь в трудную минуту, поделиться «последним куском хлеба».

Причитания — один из древнейших видов народной поэзии, они существовали ещё в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события: смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д.

-ответы детей

Ответ:

Тащим балку по леску

Поддается по вершку

Да эх! Еще раз!

Давай разик ещё!

Да эх! Еще раз!

Да эх! Еще раз!

Давай разик ещё!

( трудовая, говорится о трудовом процессе)

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину...

(календарная, исполнялась в Рождественские колядки)

Ах, поёт, поёт

Соловушка!

Ах поёт, поёт

Молоденький; Молоденький, Xорошенький,

Пригоженький

(шуточная, исполнялась на летних вечерках, могла относится к молодым парням, которые умели хорошо петь. Говорили поёт «как соловей».)

Бай-бай, бай-бай!

Спи-ка, милое дитя, До восхода солнышка,

До заката месяца.

( колыбельная.)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения. Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.

Итоги

-О чем мы с вами говорили?

-Перечислите какие разделы мы прошли с вами?

-Что вам больше всего запомнилось на уроке?

-Какими были людьми славяне

-Как выглядели, Как работали, Как защищали Родину, Как помогали друг другу, Как принимали гостей, Как отдыхали.

-Ответы детей

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме.

Рефлексия

- На ваших столах лежат карточки, зеленая и красная, если вы справились с задачей поднимите зеленую, а если вы испытывали затруднения поднимите красную.

-Спасибо за урок, до свидания

-оценивают себя

-прощаются

Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной начальной школы "Какими мы были..."

Выпускной 4 класса с песнями, сценками, стихами....

урок Какими людьми были наши предки

Урок знакомства учащихся с бытом и культурой славян через организацию     исследовательской работы....

Какими людьми были славяне Виноградова 3 класс

конспект урока по окружающему миру....

Презентация к уроку "Какими людьми были славяне"

Презентация к уроку окружающего мира....

Урок по теме"Какими людьми были славяне"

Урок по окружающему миру в 3 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме:"Какими людьми были славяне"...

Конспект урока + презентация. Тема:«Какими были славяне » (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока: Какими людьми были славяне. Окружающий мир 3 класс

Тема урока: Какими людьми были славяне.Тип урока: Урок «открытия» новых знаний....