урок Какими людьми были наши предки
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Морозова Елена Николаевна

Урок знакомства учащихся с бытом и культурой славян через организацию

     исследовательской работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakimi_lyudmi_byli_nashi_predki.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование и развитие представлений учащихся  о быте  

           и культуре славянского народа.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию

     исследовательской работы.

  1. Развивать умения  учащихся работать самостоятельно с текстом, справочной литературой и Интернет-ресурсами.
  2. Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян

Оборудование:

- учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» часть 2

- ИКТ (презентация)

- карточки с заданиями  2 вида

-толковый словарь

- энциклопедия

- славянский костюм для девочки  и мальчика

- музыкальные инструменты: бубен, ложки

- рушник, каравай

- жетоны для рефлексии

                     

Ход урока:

Орг/этап.

  1. -Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, пожелайте удачи на уроке!

2)- Ребята, в начале нашего необычного урока я предлагаю вам объяснить смысл слов:

«Даже горстка зёрен хранит свою историю».

(ответыдетей)

- Верно, у  каждого предмета есть своя история, а у каждого человека  она очень богатая, ведь наши предки жили на земле давным – давно.

1. На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен.

-Как рождались имена в далекой древности?

       Черныш                                     по внешности

        Беляй

        Бессон                                       по порядковому номеру ребёнка

         Хорош

        Семушка                                   по цвету волос

        Пятый

    Отгадывание кроссворда.

1.Наука, изучающая прошлое до настоящего времени
.(История)

2. О ней всё знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережёт, охраняет.
Кто она, все знают
.(Родина)

4. Это слово нерусское, пришло к нам из латинского языка, переводится ,как»семья
».(Фамилия).

5.Люди,которые жили перед нами
.(Предки).

3 Отрицательный герой из былины:
От его ли то от покрику звериного
Все-то травушки-муравы заплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются
.(Соловей-разбойник)
Кто помнит название былины?  ( Илья Муромец и Соловей –разбойник. Пересказ И.В. Карнауховой.)
Ребята какие буквы добавим, чтобы получилось слово.
6.Славяне.

Сегодняшний разговор будет посвящен нашей Родине, ее истории наших далеких предков-славян.

                                           

- Как называется  раздел по которому мы работаем? (Как жили наши предки.)

                             Славяне

      (Существует много объяснений происхождения этого слова. Одно из них: название «славяне» образовано от слова  «слава» и означает «славный, хвалимый»).
Объяснение слова из толкового словаря.

Цель урока: Формирование и развитие представлений учащихся о быте и      культуре славянского народа.

                           

 Тема сегодняшнего урока:

             «Какими людьми были наши предки

На уроке работают 4 исследовательские группы: «Родии», «Россы», «Руссы»,»Русины».
Что объединяет эти названия?
(Светловолосые и светлоглазые люди.
Русь произошло от названия реки Рось, притока Днепра, люди, живущие у воды. )

     

     

  1. Как выглядели славяне.

-Как одевались славяне? Ясно, что по погоде: была одежда зимняя и летняя. Вот что можно прочитать об одежде у Натальи Кончаловской.

Детям раздаются  карточки со стихотворением:

Ой вы, гости-молодцы, 
Длиннополые купцы,
И бояре, и дворяне, 
Горожане и крестьяне!
Кто в сорочках и штанах, 
Кто в коротких зипунах.
И такие франты были: 
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли 
Пыль по улице мели.
А зимой, в мороз, в Москве
Надевали шубу-две.
А боярыня, бывало, 
По три шубы надевала.
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы, 
Ленты в косах до земли.

-Возьмите в руки карандаш. Прочитайте еще раз это стихотворение и отметьте все незнакомые слова.

-На какие группы можно разделить всю одежду?(мужская, женская, головные уборы и обувь). Ваша задача: узнать как называлась одежда славян и что из себя представляла. Перед вами таблица

Мужская одежда

Женская одежда

Головные уборы

Обувь

*Выступают исследовательские группы.

 Как выглядели славяне.

Работа в группах.

Шуба, шапка-столбунец

Шуба, шапка-столбунец

Охабень

Охабень

Опашень

Опашень

Азям

Азям

Зипун

Зипун

Сермяга

Сермяга

– Мужская одежда состояла из широкой рубахи из простого холста или шелка, доходившей до колен, ипортов. Ворот рубахи вырезался по шее и имел спереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицу. Рубахи не заправляли в штаны, а носили навыпуск. Нарядные рубахи, обычно красного цвета, вышивали золотом и шелком.
Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Орнаментный узор клали на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Князю полагалось ходить в длинной до пят одежде алого цвета, непременно богато расшитой. Особая роскошь княжеского наряда заключалась в нашитых на 
кафтан дорогой материи, непременно другого цвета, кружевах и драгоценных пуговицах. Бояре носили одежду покороче и других цветов.
Верхним платьем служил кафтан, обычно с длинными рукавами. Верхней парадной одеждой был также
опашень. Его носили внакидку, на «опаш». Сверху донизу опашень застегивали на пуговицы, серебряные или золотые. Опашень на меху становился шубой.
В холодное время на исподние (нижние) рубашки надевали шерстяные или меховые одежды: различные
безрукавки и шубы. Кто победнее, носил шубу из овчины, козьего, волчьего или медвежьего меха. Богатые и знатные шили шубы из песца, бобра, лисицы, белки и куницы. Шубы были длинные и короткие, но всегда широкие. Их надевали не только – во время приема гостей. В шубах и шапках бояре сидели в Боярской думе, на царских пирах даже в жаркие дни. Вот почему в строчке у Кончаловской мы читаем: «А боярыня, бывало, по три шубы надевала». Шубы шили мехом внутрь. Простые шубы подбивали овчиной или заячьим мехом, а парадные – собольим, лисьим, бобровым. Вообще считалось, что чем больше надето на человеке, тем лучше, тем он богаче.
Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой при отсутствии рукавиц в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складки на запястьях. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка: «Работать спустя рукава».

А теперь перейдем к женской одежде.
Основой женской одежды была длинная 
сорочка из прямых полотнищ. «Бабьи рубашки – те же мешки: рукава завяжи да что хошь положи». Рукава сорочек были в 6, 8, 10 локтей (локоть равен 50 сантиметрам). На талии завязывали пояс. Состоятельные женщины носили еще нижнюю рубаху, которая называласьсорочица. Верхнюю рубаху шили из более нарядного материала и отделывали ее, то есть украшали вышивкой. Вечерами зажигала женщина лучину, брала иголку, разноцветные клубки ниток, которые сама напряла и покрасила, и начинала вышивать: покрывала узором ворот, разрезы, манжеты и подол рубахи. Вышитый орнамент должен был защищать хозяйку одежды от злых сил и призывать на помощь силы добрые. Рубаху обязательно подпоясывали. Считалось, что пояс тоже оберегает человека от злых духов. Славяне верили, что через все проемы, отверстия одежды могут проникнуть к человеку всевозможные злыдни. В верхней рубахе женщина не могла появиться на людях. Поэтому поверх сорочки она обычно надевала сарафан – длинную одежду без рукавов, с пуговицами сверху донизу. Богатые шили сарафан из дорогих заморских материй, простые – из домотканого холста. Сверху на сарафан надевали душегрею – короткую, чуть ниже талии, и очень широкую сборчатую одежду на лямках. В холодные дни она согревала не только душу, но и тело.
Из плотной материи шили 
телогрею – женскую одежду, длинные рукава которой застегивали или завязывали. Руки продевали в прорехи, а рукава свисали свободно.
Самой нарядной женской одеждой был 
летник. Шили его из яркой материи, надевали через голову, не подпоясывали, рукава сшивали только до локтя. Рукава были очень широкими, из-за чего приходилось держать руки согнутыми, прижатыми к груди. Концы рукавов и ворот украшали более дорогими тканями, иногда обшивали мехом. Женская шуба по пошиву отличалась от мужской. Часто она была как летник – без разреза, с длинными висячими рукавами.

Душегрея

Душегрея

Летник

Летник

Сарафан

Сарафан

Переходим к головным уборам и прическам.
В древности и мужчины, и женщины носили головные уборы. Показаться на людях с непокрытой головой, то есть простоволосым, считалось неприличным.
Головные уборы на Руси были разнообразны. Зимой мужчины носили меховые остроконечные 
шапки-колпаки. Выходя из дому в остальное время, они надевали кожаный, войлочный или тканый колпак. Обязательным головным убором бояр была высокая, похожая на трубу меховая шапка-столбунец.

Кокошник

Кокошник

Зимняя шапка

Зимняя шапка

Волосник

Волосник

Повязка

Повязка

Сорока

Сорока

Сборник

Сборник

Кика

Кика

Кичка

Кичка

А какая была мода на прически? Мужчины простого звания стригли волосы «под горшок» (на голову надевали горшок и по его краю обрезали волосы). Бояре и богатые купцы носили более короткие волосы. Усы и бороду никто не стриг. Их носили и старые, и молодые.
Женские головные уборы и прически были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли оставлять волосы распущенными или заплетать их в косу. Косы украшали 
лентами, к концам кос подвешивали косник – плотный треугольник из кожи или бересты. Вокруг головы повязывали ленту, иногдавенец. Венец расшивали бусами, речным жемчугом, каменьями. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и обязательно должны были их закрывать от людских глаз. Снять головной убор с замужней женщины значило нанести ей большое оскорбление, «опростоволосить».
Разница в головных уборах заключалась и в том, что у женщин они обязательно скрывали волосы, у девушек оставляли их открытыми. Женщины носили на голове 
кокошники, жемчужные и бисерные подвески, украшенные драгоценными камнями.
Зимой женщины носили меховую 
шапку-каптур, или капор. Каптур закрывал голову и шею. Женщины любили шапки с меховой опушкой. В холод прятали руки в рукавицы перщатые (перчатки). Названия происходят от слов «рука» и «перст» (палец). Богатые шили рукавицы из дорогого меха, кто победнее – носил кожаные, подбитые бараньим мехом. Боярыни носили зимой рукава-муфты на меху.

Во что раньше обувались?

Распространенной обувью были плетенные из бересты, лыка или веревки лапти. Надевали их на онучи(подобие портянок). Носили люди и кожаную обувь. Это были сапоги – сначала на мягкой, а затем на жесткой подошве. Шили их сапожники на заказ по ноге заказчика. Носили также поршни – обувь из кожи, наподобие тапочек. Поршни были с одним швом на носке или пятке. К ноге их привязывали ремнями или веревками. Все перечисленные виды обуви носили как мужчины, так и женщины.

А сейчас я приглашаю вас  посетить картинную галерею .
 Дайте описание одежды русских женщин.


Ребята, а кто у нас в классе по внешнему виду подходит к образу славянина
?

. Физминутка

Игра: Если явление природы  ведет к улучшению погоды мы  радуемся, машем руками, если явление природы  ведет к ухудшению погоды мы  приседаем, прячемся.

        Признаки ухудшения погоды:

  • Пчелы сидят в ульях и громко гудят.
  • Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
  • Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
  • Рыба не клюет – она сыта.

Признаки хорошей погоды:

  • Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
  • Раскрыты цветы кувшинки.
  • Паук усиленно плетет сети.
  • Голуби разворковались.

                                                2.Как работали славяне.

          Выскажем свое предположение.

Какое высказывание верно?

*Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.

*От трудолюбия человека зависит, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

1.Давайте задумаемся над тем, почему одни люди- трудолюбивые, а другие –ленивые.

Вспомним известную шутку:

                                     

                                -Тит, иди молотить!

                                 -Живот болит.

                                 -Тит иди кашу есть!

                                 -А где моя большая ложка?

*Выступает 2 гр. Исследователей, она расскажет нам  как работали славяне.

                                 

       2.Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

      3. Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.

     4.  Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе  они просто не выжили бы.

Работа в печатной тетради. Стр.11 №23

Трудно было жить во все времена.

Что помогает выжить в трудный момент? (взаимовыручка)

 Забота о ближнем - черта славянского характера. В старину было такое слово- помочь.

 Подбери однокоренные слова: помощь, помогать, помощник.

 А сейчас мы узнаем как они помогали друг другу.

                                                                   

                 Никогда славянин не оставлял  своего брата, соседа, иноземца. Если у кого то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.

Физкультминутка.

Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите кто мы?

- Мы славяне!  (руки вверх)

Своей статью все пригожие

Все разные и все похожие

Зовемся ныне - россияне

Издревле кто мы?

- Мы славяне! (руки вверх)

Мы славяне молодые

Чтим предания святые

Наши предки день за днем

Помогают  нам во всем! (НИЗКО КЛАНЯЮТСЯ)

                  3. Как защищали Родину.

                               

Славяне о себе говорили: «Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим».

*3 исследоват. гр. изучала это выражение.

Назовите первых древнерусских князей которые защищали свою Родину? (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский)

Слова Александра Невского, ставшего символом России, остались в назидание врагам и в наследство предков: «Кто к нам с мечом придет, от него и погибнет».

Расшифруй пословицу.  

1группа:

Смелость города берет.

2группа:

Смелый воин тысячи водит.

3группа:

. Честь солдата береги свято.

4группа:

Если народ един, он не победим.
Ответы на экране.

Умели славяне не только защищать Родину, но и принимать гостей и отдыхать.
Выступает 4 исследовательская группа.

                          Как принимали гостей.

        

            В старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью. Зачем так делали? Самыми ценными продуктами в те времена был хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: « Хлеб-соль со стола не сходит».

          А если кто-то войдет в крестьянский дом в тот момент когда семья обедает, то войдя в горницу скажет: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышишь: «Хлеб кушать милости просим»

         А еще в каждом доме угощали квасом. (дополн. мат. из энциклопедии)

Ребята! ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К ЦЕЛИ УРОКА:формирование представлений уч-ся о быте и культуре славян.
1группа:
Картинки одежды славян.
2 группа:
Картинки оружия и героев воинов земли русской.
3 группа:
Орудия труда славян.
4 группа:
Ценные продукты славян.

Достиг ли цели наш урок? Поднимите руку кто из вас расширил свои знания о том какими людьми были наши предки.
Что нового узнали?

Рефлексия: Мальчик и девочка в славянском костюме собирают «Венок» из цветов и листьев.

Д\з. На этом исследовательская работа не заканчивается, следующая тема: «Какие предметы окружали русских людей».

1 гр.  « Скажи какой у тебя дом….»

2 гр.  « О первых каменных домах»

3 гр. « По одежке встречают»
4гр. «Как отдыхали славяне».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Какими людьми были славяне Виноградова 3 класс

конспект урока по окружающему миру....

Презентация к уроку "Какими людьми были славяне"

Презентация к уроку окружающего мира....

Открытый урок на тему : "Жилища наших предков. Изготовление макета избы. "

На уроке "Жилища наших предков. Изготовление макеты избы" мы с ребятами путешествуем на машине времени. Урок мы начинаем с понятия что такое Родина?...

Урок по теме"Какими людьми были славяне"

Урок по окружающему миру в 3 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме:"Какими людьми были славяне"...

Конспект урока: Какими людьми были славяне. Окружающий мир 3 класс

Тема урока: Какими людьми были славяне.Тип урока: Урок «открытия» новых знаний....