Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по Солнцу»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Гурина Юлия Альбертовна

Цель: формирование представления о способе ориентирования на местность с помощью природных объектов.

Планируемые результаты:

Предметные: открытие нового способа ориентирования на местности, опыт применения этого способа для решения практической задачи – ориентирования на местности.

Метапредметные: умение оценить результаты своей работы по разным критериям и содержательно сравнить разные способы работы, способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы).

Личностные:  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Тема: «Ориентирование по Солнцу»

Цель: формирование представления о способе ориентирования на местность с помощью природных объектов.

Планируемые результаты:

Предметные: открытие нового способа ориентирования на местности, опыт применения этого способа для решения практической задачи – ориентирования на местности.

Метапредметные: умение оценить результаты своей работы по разным критериям и содержательно сравнить разные способы работы, способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы).

Личностные:  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое чудесное сегодня утро! Как ярко светит солнце за окном! Желаю и вам сегодня такого солнечного настроения!

2. Актуализация знаний

 - Давайте вспомним, с какой проблемой столкнулись на прошлом уроке? (Искали направление движения, но сбились с пути).

- Какой ориентир использовали? (Большую гору).

3. Создание проблемной ситуации

- Почему этот ориентир не подошел? (Потому что направление менялось по ходу движения).

4. Формулирование учебной задачи

- Как же быть? Неужели никак не получится ориентироваться на местности? (Но люди же ориентируются, даже в лесу).

- Значит, что нам нужно сегодня выяснить? (Как можно ориентироваться на местности, какой выбрать ориентир).

5. Поиск способа решения учебной задачи

- Представьте, что вы оказались в лесу. До вечера нужно из него выбраться. Посовещайтесь в группах, попробуйте отыскать надежный ориентир.

После работы в группах учащиеся высказывают свои предположения: Солнце, Луна, здания.

- Какие были условия? (Мы находимся в лесу).

 - Значит, такой ориентир как здания нам подойдет? (Нет).

 - Что еще было сказано? (Нужно выбраться до вечера).

- Значит, сейчас какое время суток? (Утро или день).

- Т.е. какой ориентир нам не подойдет? (Луна).

- Остается Солнце. Попробуем научиться ориентироваться по нему.

 - Ребята, наблюдая за Солнцем, что вы можете сказать, в течение дня оно всегда в одном месте или меняет свое положение? (Меняет положение).

 - Как же тогда по нему ориентироваться, ведь оно «не стоит на месте»? (Предположения детей).

- Слышали ли вы о стране восходящего Солнца? (Да, это Япония).

- А кто знает, Япония – это восточная или западная страна? (Восточная).

- Так почему ее так назвали? (Значит, Солнце восходит на востоке).

- Давайте составим схему движения Солнца по небосводу.

В тетрадях у учащихся по ходу беседы появляется схема.

        

        

 - Заходит Солнце в противоположной стороне, т.е. на западе, время суток – вечер.

 - А в полдень Солнце занимает свое самое высокое положение и тогда оно указывает на юг.

6. Физминутка

7. Первичное закрепление

- Значит, что нужно учитывать при ориентировании по Солнцу? (Время суток).

- Давайте составим для себя памятку в тетради в виде схемы.

Учащиеся совместно с учителем составляют в тетради схемы.

ПОЛДЕНЬ

УТРО

ВЕЧЕР

 - А теперь давайте немного поиграем и смоделируем ситуацию, в которой оказались в начале урока.

Для игры понадобится 5 человек. Каждый получает в руки карточки с названиями сторон горизонта (север, юг, запад, восток) и один человек картинку с изображением Солнца. Учитель задает условия, какое сейчас время суток, а участникам нужно встать относительно Солнца так, как стороны горизонта должны располагаться. В игре могут принять участие все по очереди.

8. Итог урока и рефлексия

 - Какую задачу ставили в начале урока? (Найти надежный ориентир и научиться по нему ориентироваться).

 - Что мы должны учитывать при ориентировании по Солнцу? (Время суток).

 - У кого настроение такое же солнечное как погода за окном?

- Кто остался недоволен своей работой? Почему?

9. Домашнее задание

- Выполните задания в рабочей тетради на стр. 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва

Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

УМК "Перспектива" конспект урока окружающего мира 2 класс Тема: «Весенние месяцы»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с временем года – весна, ее признаками, отличительными чертами;Планируемые результатыПредметные:Знать- особенности времени года – весна;- х...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Превращения и круговорот воды. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование  у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.Планируемые результатыПредметные:Знать:-свойства воды;- процесс кр...

Конспект урока окружающего мира (1 класс). Тема: Когда наступит лето? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование представлений о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; объяснение зависимости природных явлений от смены времен года.Планируемые р...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Семейный бюджет. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «семейный бюджет», формирование у учащихся экономного  отношенияк семейному бюджету; усвоение знаний о структуре семейного...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Государственный бюджет. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развитие познавательного интереса, речи...