Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Превращения и круговорот воды. УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Засько Юлия Валерьевна

Цели деятельности учителя: формирование  у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

-свойства воды;

- процесс круговорота воды в природе;

Уметь:

- различать три состояния воды;

- объяснять круговорот воды.

Личностные:

-проявлять  уважительное отношение к иному мнению; осознавать мотивы учебной деятельности; уметь выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование:УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир», 3 класс (1 часть), презентация, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий мир35.44 КБ
Файл окружающий мир1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Дата:08.10.2019                                                                                                          ФИО Учитель: Кузнецова Вероника Викторовна

Школа: МАОУ СОШ №152                                                                                                         ФИ Студент: Засько Ю. Группа№ 45

Класс: 3 б                                                                                                                     ФИО Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Кабинет:213(15:45)

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Превращения и круговорот воды»

Цели деятельности учителя: формирование  у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

-свойства воды;

- процесс круговорота воды в природе;

Уметь:

- различать три состояния воды;

- объяснять круговорот воды.

Личностные:

-проявлять  уважительное отношение к иному мнению; осознавать мотивы учебной деятельности; уметь выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Тип урока: «открытие» нового знания.


Оборудование:
УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир», 3 класс (1 часть), презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока Методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.
Психологический настрой

1 минута

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Валерьевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Я желаю вам успешной и плодотворной работы.

Приветствуют учителя.


Организуют рабочее место.
Настраиваются на урок.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: подводящий диалог;

Практический: работа в карточках



7 минут

Проверка домашнего задания

-Прежде, чем узнавать что – то новое, нужно обязательно вспомнить то, что мы уже знаем. Сейчас мы с вами повторим  то, с чем вы знакомились на прошлых уроках. Я раздам вам карточки с заданием, вам нужно вписать слова, характеризующие свойства воды. Вам дается на выполнение задания 3 минуты.

Вода…(прозрачна), … (бесцветна),…(не имеет запаха),…(текуча). Вода…(растворитель), при нагревании…(расширяется), при охлаждении…(сжимается).

(проверка со слайда)

-Кто не допустил ошибку, поднимите зеленый карандаш, 1-2 ошибки желтый, более 2 – красный.

-По цепочке прочитайте предложения, вместо точек назовите пропущенные слова. Ответы принимаются строго по поднятой руке. Выкрики не принимаются.

Вода…(расширяется) при нагревании и …(сжимается) при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода – хороший…(растворитель). Воду можно очистить с помощью…(фильтра).

-Как можно очистить загрязненную воду?         

- Молодцы, ребята! Очень хорошая работа!

Слушают установку учителя на выполнение задания

Отвечают на вопросы по изученным ранее темам

Взаимопроверка

-Сначала пропустить воду через бумажный или многослойный тканевый фильтр, затем прокипятить или добавить несколько кристаллов марганцовки

К.- строить сообщения в устной и письменной форме.

П. – осуществлять логические действия: анализ, синтез, обобщение.

3.Постановка цели и задач урока.

Словесный: учебный диалог

Наглядный:

презентация

3 минуты

Создание проблемной ситуации

-Давайте вспомним тёплое солнечное лето. Рано утром вы выходите из дома, ярко светит солнце, а на траве капельки воды, а ведь дождя не было. Откуда взялась вода? Куда она потом делась?

- А куда исчезает водяной пар, который, нагреваясь под солнцем, поднимается всё выше и выше
(рисую круг на доске)
- Какие мысли у вас возникли, когда вы наблюдали представленный фрагмент?

- На что похожа получившаяся фигура? (Овал, круг.)
- Как вы думаете, какое название этому явлению могли дать учёные?

- Так о чем мы сегодня будем говорить?

- Предположите, какие цели мы поставим на данный урок?

  Определяют тему урока и цели

Круговое движение воды

Круговорот воды в природе

Цели

1) Узнаем процесс круговорота воды в природе

Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

П.- строят речевое высказывание

Р:  целеполагание

4. Открытие знания

Практический: ответы на вопросы

Словесный: работа с книгой

5 минут

Открытие нового знания

-Я предлагаю вам отгадать загадки, слушайте внимательно.

   Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.

   С неба облако спустилось
И у речки поселилось.
Как причудливо, красиво
Бело-сказочное диво.
Этот утренний обман
Называется…

   Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки 

-Что объединяет эти явления?

-Вода в каких состояниях?

-Приведите примеры воды в природе, находящиеся в твердом состоянии

-При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое?

-Приведите пример воды в природе, находящийся в газообразном состоянии?

Работа с учебником

-Откройте учебник на стр.55

-Расскажите, как образуется снег

Просмотр видеоролика

- Давайте посмотрим видео и вы после просмотра ответите на мой вопрос (1:02)

-Что вы видели под верхней тарелкой?

-Что произошло через некоторое время?

-Как капли появились на дне тарелки?

-Какую работу в этом процессе выполнял лед?

-Как происходило движение капель?

-Таким образом получился круговорот воды.

- Обратите внимание на схему на слайде.

-Вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Таким образом вода совершила круговорот.

-Обратите внимание на стр.57.

-Прочитайте.

-Как образуются облака?

Слушают стихотворение, думают над вопросом

-Снег

-Туман

-Роса

-Это все вода.

-Трех: твердом, жидком, газообразном

-Лед, град, снег, сосульки

-При температуре 0 градусов

-Пар

-Вода превращается в лед. Крошечные льдинки высоко в облаках увеличиваются и превращаются в снежинки

Превращается в пар

Смотрят видео и отвечают на вопрос учителя, усваивают информацию

-Тарелка запотела

-Появились капельки

-Они испарились с поверхности воды

-Охлаждал пар. Пар превращался в капельки воды

-По кругу

-Пар поднимается от земли, охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака.

Р.- ориентирование в учебнике.

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Р.- планируют свои действия в соответствие с задачей.

П.- строят речевое высказывание.

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации

5. Первичное закрепление

Практический: работа в группах

10 минут

Работа в группах

-Закройте учебники.

-Сейчас я раздам вам листочки и вы в группах по 4 человека должны изобразить схему круговорота воды в природе. Не просто изобразить, а еще уметь объяснить по ней процесс круговорота воды.

-Давайте вспомним правила работы в группе

-Кто может выйти и рассказать по своей схеме как происходит круговорот воды в природе?

- Молодцы! Очень хорошая работа.

Выполняют задание в группах

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Р.- планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.- строят речевое высказывание.

Динамическая пауза

1,5 минуты

Видео: Капельки

Выполняют движения

Р: - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

6.Самостоятельная работа с проверкой

Практический:

работа в тетради

Словесный:

ответы на вопросы

6 минут

Работа в рабочей тетради.

Откройте свои рабочие тетради на с.23

 Найдите №1.

 -Прочитайте задание. Назовите три состояния воды.

-Прочитайте приведенные примеры. Напишите, какое это состояние воды. На выполнение этого задания у вас 3 минуты.

 №2. Прочитайте задание. Что происходит с частицами воды при испарении? На выполнение задания у вас 3  минуты.

- Закрываем тетради.

Самостоятельно работают в рабочей тетради

Выполняют задание

Проверка

-При переходе воды в пар расстояние между частицами увеличивается

П.- поиск и выделение необходимой информации.

7.Включение в систему знаний

Словесный:

ответы на вопросы

5

минут

Вода – великая путешественница. Как вы думаете, где ее можно встретить? Она побывала во всех уголках нашей Земли. Нет конца ее превращениям. Летом на вершине горы она в твердом состоянии, в виде снега и льда. При таянии становится жидкой, образуя ручей или реку. Испаряясь она наполняет воздух невидимым водяным паром.

- Какое название получило это явление? 

 - Какое  же свойство воды обеспечивает её круговорот в природе? 

- Какую роль в жизни играет этот процесс? 

- Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Объясните, почему это так? 

- А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось? 

- Да, зеленый цвет тоже пропал. Почему это произошло?

- Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где вода содержится 

- Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина?

 -Какое значение имеют родники для человека? 

- Что должен делать человек, чтобы не случилось беды?

Слушают учителя

-Круговорот воды в природе

-Способность легко переходить из одного состояния в другое

-Сохранение водных ресурсов на Земле

-Большую часть поверхности земного шара занимает вода

изменился цвет – нет голубого и зеленого

-Ничто на Земле не может жить без воды в морях, океанах, реках, ручьях, озерах люди загрязняют реки и озера, не экономят воду

-запас пресной воды

-Охранять это богатство

П.- построение рассуждения; осуществление синтеза.

К.- умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения.

Домашнее задание

1 минута

Записывают домашнее задание в дневник

Р.:ориентирование в рабочей тетради

8.Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений.

1 минута

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Добились этих целей?

-Кто теперь сможет объяснить процесс круговорота воды своим друзьям?

-О каких трех состояниях вы сегодня узнали на уроке?

- Молодцы! Спасибо за работу! До свидания!

Оценивают свою работу на уроке

Узнать процесс круговорота воды в природе

П.- построение речевого высказывания.

П.- осуществление синтеза.

Р.- осуществление итогового контроля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода ПРОЗРАЧНА , БЕСЦВЕТНА , НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА , ТЕКУЧА . Вода РАСТВОРИТЕЛЬ , при нагревании РАСШИРЯЕТСЯ , при охлаждении СЖИМАЕТСЯ .

Слайд 2

Вода … при нагревании и … при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода – хороший … . Воду можно очистить с помощью … .

Слайд 3

Вода РАСШИРЯЕТСЯ при нагревании и … при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода – хороший … . Воду можно очистить с помощью … .

Слайд 4

Вода РАСШИРЯЕТСЯ при нагревании и СЖИМАЕТСЯ при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода – хороший … . Воду можно очистить с помощью … .

Слайд 5

Вода РАСШИРЯЕТСЯ при нагревании и СЖИМАЕТСЯ при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода – хороший РАСТВОРИТЕЛЬ . Воду можно очистить с помощью … .

Слайд 6

Вода РАСШИРЯЕТСЯ при нагревании и СЖИМАЕТСЯ при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода – хороший РАСТВОРИТЕЛЬ . Воду можно очистить с помощью ФИЛЬТРА .

Слайд 8

Тема урока: круговорот воды в природе Цель урока: познакомиться с процессом круговорота воды в природе

Слайд 9

СНЕГ

Слайд 10

ТУМАН

Слайд 11

РОСА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира (1 класс). Тема: Когда наступит лето? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование представлений о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; объяснение зависимости природных явлений от смены времен года.Планируемые р...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Путешествие по Москве". УМК «Школа России»....

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Неживая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о неживой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое неживая природа;-отличительные признаки неживой природы весной....

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о живой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое живая природа;-отличительные признаки живой природы весной.Уметь:...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- особенности городов России.Уметь:- анализировать и делать выводы.Личностные: ...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- особенности городов России.Уметь:- анализировать и делать выводы.Личностные: ...