Календарно-тематическое планирование по окружающему миру по УМК "Школа 2100" для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_vahrushev.docx59.64 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Согласовано»

Руководитель МО Никифорова Е.П.

                            ( подпись )

Протокол заседания МО №________

от «_____»________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Радугина О.П.

                            ( подпись )

«______»_____________2015г.

                             «Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 1393 «Школа РОСТ» Субботина И.Н.

                                ( подпись )

 

Приказ №________

от «______»_____________2015г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

для 4 класса

на 2015/2016 учебный год

Ф.И.О. педагогов, разработавших программу:

1.Харькова Ольга Ивановна, учитель высшей категории, стаж 16 лет.

2.Губарева Людмила Петровна, учитель высшей категории, стаж 42 года.

                                                   Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Стандарт начального общего образования, образовательная область «Окружающий мир» (Москва, Просвещение 2013);

2. Авторская программа по курсу «Окружающий мир» (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин Москва, Баласс 2008). по учебникам: 1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. «Человек и природа», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2013.

2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Окружающий мир. «Человек и человечество», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2013.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

 Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Задачи:
1.Формировать предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;
2.Воспитывать умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;
3. 
Индивидуализировать прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. 

В рабочую программу внесены изменения: резервные часы будут использованы для обобщения знаний в поцессе обучения по темам: ( 3 часа) раздел «Человек и природа» 1 час «Человек и его строение», 2 часа «Повторение пройденного материала. Проектная деятельность»;

(6 часов) раздел «Человек и человечество» 1 час «Человек и общество», 1 час «Картина всемирной истории человечества», 1 час «Человек и многоликое человечество», 2 часа на проектную деятельность, 1 час Экскурсия в школьный музей.

 Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

 Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

 Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

 Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

 Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

 Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается  по два часа в неделю 68 часов. .

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные результаты

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметные результаты

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Формами учебной деятельности являются: урок,  экскурсия,  практические работы.

Занятия могут проводиться в классе, на природе,  в музее.

Используются методы обучения: наблюдение, творческие задания, проблемно-диалогический, учебное сотрудничество,  моделирование объектов природы, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность.

  • Содержание учебного предмета

На изучение темы  «Происхождение человека» отведено 3 часа для более углубленного изучения материала. На изучение темы «Рукотворная природа» отведено 9 часов.

4-й класс. Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Человек и его строение (15 ч) Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры. Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча? Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких. Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека (3 ч) Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (9 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство  кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

Повторение пройденного материала – 7 ч.

4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Человек и его внутренний мир (5 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

Человек и общество (5 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Картина всемирной истории человечества (6 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество (5 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (6 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.

Обобщающее повторение – 7 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 В результате изучения окружающего мира обучающийся 4 класса  должен

знать/понимать:

· название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);

· государственную символику России; государственные праздники;

·  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

· общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

· правила сохранения и укрепления здоровья;

          · основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);

                 · правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;

уметь:

· определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

· различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

· показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

· описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

                 · пользоваться  велосипедом как транспортным средством на дорогах;

·  различать предупредительные сигналы  транспортных средств;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

· определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

· установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

· ухода за растениями (животными);

· выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

· оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Календарно-тематический план

Дата

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53,

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

03.09.

04.09

10.09

11.09.

17.09

18.09

24.09.

25.09.

01.10.

02.10.

08.10.

08.10.

15.10.

16.10.

22.10.

23.10.

29.10.

30.10.

12.11.

13.11.

19.11.

20.11.

26.11.

27.11.

03.12.

04.12.

10.12.

11.12.

17.12.

18.12.

24.12.

25.12.

14.01.

15.12

21. 01

22. 01

28. 01

29. 01

4. 02

5. 02

11. 02

12. 02

18. 02

19. 02

20. 02

26. 02

4. 03

5. 03

11. 03

12. 03

18. 03

19. 03

1. 04

2. 04

8. 04

9. 04

15. 04

16. 04

22. 04

23. 04

29. 04

30. 04

6. 05

7. 05

13. 05

14. 05

20. 05

21. 05

КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА(15 ч)

Как устроен организм человека
Проверочная работа №1 теме: «Как устроен организм человека»

Кожа – «пограничник» организма


Как человек двигается

Проверочная работа №2 по теме: «Кожа и опорно-двигательная система»


Путешествие бутерброда

Как удаляются ненужные вещества

Проверочная работа №3 по теме: «Пищеварени и выделение»
Для чего и как мы дышим

Волшебная восьмёрка

Что такое кровь?

Проверочная работа №4  по теме «Дыхание и кровообращение»
Почему наш организм работает слаженно

Проверочная работа №5 по теме «Нервная система»
Окна в окружающий мир


Многогранный мир чувств

Проверочная работа №6 «Органы чувств»
Родители и дети

Отчего мы иногда болеем

Проверочная работа №7по теме «Родители и дети. Отчего мы иногда болеем»

Контрольная работа по теме «Как работает организм человека»

Обобщение по теме: «Как работает организм человека»

 Практическая  работа по теме: «Режим дня»

Наши предки – древесные жители (3 ч)

На заре человечества

Проверочная работа №8 по теме «Наши предки-древесные жители»

На заре человечества

Проверочная работа №8 по теме «На заре человечества»»

Обобщение знаний по теме  «Организм человека» Рукотворная жизнь.

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА(9 ч)

На службе у человека

Проверочная работа №9  теме «Рукотворная жизнь»


Покорение силы

Проверочная работа №10  по теме: «Покорение силы»

Как человек использует свойства воды. Проверочная работа №11  по теме «Свойства воды» Практическая работа по теме: «Свойства воды»

Как человек использует свойства воздуха. Проверочная работа №12 по теме: «Свойства воздуха»

Горные породы и минералы. Проверочная работа №13  по теме: «Горные породы и минералы»

Металлы. Проверочная работа №14 по теме: «Металлы» Практическая работа по теме: «Свойства горных пород»

Приручение огня. Проверочная работа №15по теме: «Приручение огня»

Как нам жить?Проверочная работа №16по теме: «Для любознательных»

Обобщение знаний по теме «Рукотворная природа»

Повторение пройденного (7 ч)

Повторение по теме «Рукотворная природа» Практическая работа по теме: «Свойства воздуха»

Контрольная работа по теме «Рукотворная природа»  

Защита мини-проектов по выбранной теме: «Человек»

Защита мини-пректов по выбранной теме: «Рукотворная природа»

Контрольная работа по теме «Человек и природа»

Обобщение изученного по теме: «Рукотворная природа»

Защита проектов по выбранной теме. Кого можно назвать человеком?

Человек и челевечество (34 ч)

Человек и его внутренний мир(5 ч)

Кого можно назвать человеком?

Посмотри в своё «зеркало»

Как понять, что творится у друга на душе?

Переживания, испытанные временем


Как узнать человека?

ЧЕЛОВЕК и общество (5 ч)

Что такое общество

Проверочная работа к главе «Человек и его внутренний мир».


Как жить в мире людей.
Моё общество

Практическая работа по теме: «О правах ребенка»
Права человека

Контрольная  работа по теме «Человек. Общество»

Обобщение по теме: «Человек и общество»

Картина всемирной истории человечества (6ч)

Первобытный мир

Древний мир

Средние века

Новое время

Проверочная работа к главе «Человек и прошлое человечества»

Новейшее время

Обощение по теме: «Картина всемирной истории человечества»

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО(5ч)

Короли, президенты и граждане

Расы и народы

Кто во что верит.

Кто во что верит. Практическая работа по теме: «Религии на карте мира»

Общение знаний по теме «Человек и многоликое человечество»

 Человек и единое человечество(6 ч)

Мировое хозяйствоПроверочная работа к главе «Человек и многоликое человечество».

Мировое сообщество государств

Что человечество ценит больше всего?

Как нам жить?Практическая работа по теме: «Решение глобальных проблем»

Социальный прект «Как нам жить»

Социальный прект «Как нам жить»

Завершение работы.

Обобщающее повторение (7 Ч)

Обобщение знаний по теме «Человек и единое человечество» 

Контрольная работа по теме «Человек и человечество»

Работа над ошибками по теме: «Повторение». Повторение изученного.

Работа над проектом «Мое человечество»

Защита проекта «Мое человечество»

Экскурсия в школьный музей.

Итоговое повторение.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Характеризоватьосновные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.

Характеризоватьправила оказания первой помощи при несчастных случаях 

Выявитьпотенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека 

Моделироватьв ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях 

^ Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) 

Измерять температуру тела, вес и рост человека 

Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья 

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений 

Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением 

Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека 

Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях 

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека 

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях 

^ Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) 

Измерять температуру тела, вес и рост человека 

Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья 

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений 
Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением 

Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека 

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем 

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране 

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка 

^ Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его.

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека 

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. 

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране .

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу ; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций .

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.
Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) .

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий, а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры 

Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях .
Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам .

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом . 
^ Практическая работа 
находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда  . Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения .

График контроля знаний учащихся

Тема

Дата

1

Проверочная работа №1пок теме: «Как устроен организм человека»

2

3

Проверочная работа №2 по теме: «Кожа и опорно-двигательная система»

Проверочная работа №3по теме: «Пищеварени и выделение»

4

Проверочная работа №4 по теме«Дыхание и кровообращение»

5

Проверочная работа №5по теме«Нервная система»

6

Проверочная работа №6по теме 10-11 «Органы чувств»

7

Проверочная работа №7 по теме«Родители и дети. Отчего мы иногда болеем»

8

Контрольная работа по теме «Как работает организм человека»

9

Практическая работа. Составление режима дня.

10

Проверочная работа №8  по теме «Наши предки-древесные жители»

11

Проверочная работа №8  по теме «На заре человечества»

12

Проверочная работа №9 ро теме «Рукотворная жизнь»

13

Проверочная работа №10 по теме: «Покорение силы»

14

Проверочная работа №11 по теме «Свойства воды»

15

Проверочная работа №12 по теме: «Свойства воздуха»

16

Проверочная работа №13 по теме: «Горные породы и минералы»

17

Проверочная работа №14 по теме: «Металлы»

18

Проверочная работа №15 по теме: «Приручение огня»

19

Проверочная работа №16 по теме: «Для любознательных»

20

Контрольная работа по теме «Рукотворная природа»

21

Контрольная работа по теме «Человек и природа»

22

Проверочная работа к главе «Человек и его внутренний мир».

23

Контрольная  работа по теме «Человек. Общество»

24

Проверочная работа к главе «Человек и прошлое человечества»

25

Проверочная работа к главе «Человек и многоликое человечество».

26

Контрольная работа по теме «Человек и человечество»

 Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения;

2) гербарии;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) географические и исторические карты; глобус.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. «Человек и природа», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.

2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Окружающий мир. «Человек и человечество», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.

3. Данилов Д. Д. Рабочие тетради к учебникам «Человек и природа», «Человек и человечество»   – М.: Баласс, 2009.

4Вахрушев А. А., Бурский О. В. Контрольные и самостоятельные работы. Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс. М.; Баласс, Издательство Школьный дом 2013

5. Вахрушев А. А., Бурский О. В..Контрольные и самостоятельные работы. Окружающий мир. Человек и человечество 4 класс. М.; Баласс, Издательство Школьный дом 2013

6 Окружающий мир. Человек и природа. Методические рекомендации для учителя. Авторы: О.А.Родыгина, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. Издательство: Москва «БАЛАСС», 2008 год. 
7. кружающий мир. Человек и человечество. Методические рекомендации для учителя. Авторы: Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.С.Кузнецова. Издательство: Москва «БАЛАСС», 2008 год.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ПНШ" 3 класс

В календарно-тематическом поанировании по окружающему миру для 3 класса по УМК "ПНШ" учтено  использование цифровой интерактивной лаборатории, с целью создания деятельностного подхода к обучению ...

календарно - тематическое планирование по окружающему миру "Школа России" 3 класс

КТП составлено в соответствии с ФГОС -нового поколения...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Школа 2100. 3 класс. 68 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.

г.Волгоград. 31 страница.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание  места учебного предмета в учебном плане....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК «Перспектива» 2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК «Перспектива» 2 класс...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. "Школа России", 3 класс

Календарно-тематическое планирование  по окружающему миру.  "Школа России", 3 класс...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (индивидуально обучение) 1 класс

Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир» на основе авторской программы О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина1 класс- 1 ч.-н. - 33 часа...