Как узнать деревья и кустарники зимой
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Конспект-сценарий урока по окружающему миру в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_scenariy.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект–сценарий урока
Предмет: Окружающий мир
УМК: Перспективная начальная школа, Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков
Вид урока: урок-исследование
Тема: Учимся различать деревья и кустарники зимой
Цель:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- развитие умения работать с гербариями и предметными объектами.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- обучение умению различать деревья и кустарники зимой;
- формировать умение наблюдать, исследовать объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать их.
Оборудование: карточки со словами (крона, плоды, кора);
фотографии сирени, черной смородины, яблони, шиповника,
презентация по теме «Деревья и кустарники зимой»
веточки сосны и ели, их шишки;
гербарий: клен, вяз, береза, липа;
лупы
карточка с рисунками плодов
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Учитель читает стихотворение На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Говорите четко, внятно Чтобы все было понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку. – Хотите открыть сегодня тайну? – Разгадать секрет? – Этим секретом вы сможете потом поделиться со своими товарищами. – Итак, сегодня на уроке вы исследователи. – Кто такой исследователь? | Слушают стихотворение, настраиваются на урок, могут договаривать слова. Отвечают на вопросы –Человек, занимающийся научными исследованиями, то есть изучением | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Вы сейчас получите часть фотографии растения вам нужно найти себе человека или двоих, чтобы составить ее полностью. – Вам нужно будет угадать это растение и объяснить своё предположение. Обсудите в парах. Раздаю фото 5 растений: сирень, смородина, вишня, яблоня, шиповник. Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов. – Подведём итог этой работы. Какие части растений помогли нам их распознать? – А что происходит с цветами, плодами и листьями зимой? | Работа в парах Класс делится на 4 группы по 2 и одну группу 3 человека Дети обсуждают в группах. Отвечает представитель каждой группы. (Пример ответа: Наша группа получила фото белой сирени. Мы узнали это растение по листам и цветам. У сирени очень приятный запах.) Ответы на вопросы –Цветы, плоды, листья. –На деревьях нет цветов и листьев, на лиственных деревьях, почти нет плодов, поэтому зимой мы не сможем узнать деревья и кусты. | Сотрудничество со сверстниками; Анализ, синтез, доказательство Построение речевого высказывания |
– Мы скоро пойдём на экскурсию в зимний лес. Мы должны будем узнать, какие там растут деревья и кустарники. А чтобы это было легко сделать, чему мы сегодня должны научиться на уроке? – Сегодня научимся различать деревья и кустарники по определённым признакам и составим себе памятку «Как можно узнать дерево зимой» | Ответы учащихся –Сегодня научимся различать деревья и кустарники | Постановка учебной задачи, формулирование проблемы |
– По очереди называем кустарники и деревья. Кто не называет новый вид или повторяется, тот садится за парту. | Дети выходят и становятся в круг. | |
– Итак, мы с вами отправляемся в зимний лес. Откройте учебники. Чародейкою Зимою Околдован лес стоит. И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Ф. Тютчев. – Прочтите названия деревьев. Растут ли такие деревья в нашем крае? – Посмотрите. Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас мы как настоящие исследователи попробуем ответить на вопрос, где какое дерево. | Открывают учебники Читают названия деревьев в учебнике | Анализ, синтез, |
Учащимся раздаются фотографии деревьев: рябина, береза, дуб. Вам нужно будет угадать это растение и объяснить своё предположение. – Послушайте стихотворение. Если в нем вы узнали свое растение готовитесь к ответу. Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов. Рябина Под ветром на поле И возле реки Горят на морозе Рябин огоньки. Под фотографией рябины появляется слово плоды Береза – Не даром про березу сказали: Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. Под фотографией появляется слово кора – Посмотрите ещё раз на это дерево. Обратите внимание на её крону. Крона дерева – это верхняя разветвлённая часть. Опишите корону берёзы. – Так по какому ещё признаку можно узнать дерево? На доске появляется карточка со словом крона. Дуб Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Значит, дуб выносливый, Значит закаленный. –Хотите узнать, почему они корявые? За ответом обратимся к хрестоматии. Стр. 43. – Так почему же у дуба ветви корявые? – Что же помогло нам определить дуб? Появляются слова крона, кора | Готовят ответ на вопросы: Что это за растение? Как его узнали? Ответы групп Выходи 1 группа –Это рябина – мы ее узнали по плодам –Это береза – мы узнали ее по коре –У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз. Крона. –Это дуб – мы узнали его по ветками –Кора у дуба вся в глубоких морщинах. А на ветвях листочки висят. Ветви у дуба корявые. Дети находят текст. Один ученик читает вслух. Ответы на вопросы –Дерево светолюбивое, поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение. –Крона и кора | Сотрудничество со сверстниками, способов взаимодействия; Анализ, синтез, доказательство Поиск и выделение необходимой информации Построение речевого высказывания |
Ветер дует нам в лицо Он качает деревцо Ветерок все тише, тише Деревцо все выше, выше. Потянулись, потянулись. Высоко-высоко. Кто выше всех? Молодцы. –Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу. Появляется фотография тополя и слово крона | Учащиеся выполняют движения Ответы учащихся –Это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят | |
– Что общего у всех деревьев, о которых мы с вами говорили? – Какие еще бывают деревья? В стаканчиках на партах стоят веточки хвойных деревьев. С каких деревьев это веточки? – Рассмотрите внимательно эти веточки и скажите: как можно различить ель и сосну Сравните кроны этих деревьев, хвою и шишки. – Значит, по каким признакам мы сможем узнать деревья зимой? | Ответы учащихся –Они все лиственные –Хвойные – С сосны и ели Работа в группах Ответы учащихся –У ели крона как треугольник, а у сосны - в виде шара, круглая. У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке. У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные. А у ели - длинные, ровные, большие. –По плодам, по кроне, по иголкам | Сотрудничество со сверстниками, способов взаимодействия; Анализ, синтез, доказательство Поиск и выделение необходимой информации Построение речевого высказывания |
– Рассмотрите образцы гербария. Выберите в группе человека, который будет записывать результаты вашего исследования. Рассматривая гербарий, обратите внимание на плоды. Подпишите названия растений по плодам. | Учащиеся работают в группах. Рассматривают: клен, вяз, липа, береза. | Сотрудничество со сверстниками, способов взаимодействия; Анализ, синтез, доказательство Поиск и выделение необходимой информации Построение речевого высказывания |
– Ну что, исследователи, вы готовы ответить на главный вопрос нашего урока: Как различить деревья и кустарники зимой? Составление памятки. Чтобы узнать деревья зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды или семена. –Что нового вы узнали на уроке? – Что вам было интересно? –Когда пойдете домой из школы, посмотрите на деревья вокруг, определите: какие деревья вам встречаются по дороге из школы домой. | Ответы учащихся. –Чтобы узнать деревья зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды или семена. | Оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деревья и кустарники
обобщающий урок (часть)...
Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"
Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой" 1 класс....
Окружающий мир 1 класс "Учимся различать деревья и кустарники зимой"
Окружающий мир 1 класс УМК "Перспективная начальная школа" тема урока: "Учимся различать деревья и кустарники зимой"...
Методическая разработка "Узнай дерево или кустарник по описанию"
В данной методической разработке представлены описания деревьев и кустарников России. Данную разработку можно использовать для проведения викторин, конкурсов. при изучениии темы "Деревья" по окружающе...
Презентация к уроку окружающего мира "Как зимуют деревья и кустарники"
Презентация к уроку окружающего мира "Как помочь птицам зимой"...
Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».
Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...