Как узнать деревья и кустарники зимой
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Конспект-сценарий урока по окружающему миру в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_scenariy.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект–сценарий урока

Предмет: Окружающий мир

УМК: Перспективная начальная школа, Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков

Вид урока: урок-исследование

Тема: Учимся различать деревья и кустарники зимой

Цель:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: 

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  3. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  4. развитие умения работать с гербариями и предметными объектами.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. обучение умению различать деревья и кустарники зимой;
  2. формировать умение наблюдать, исследовать объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать их.

Оборудование: карточки со словами (крона, плоды, кора);

фотографии сирени, черной смородины, яблони, шиповника,

презентация по теме «Деревья и кустарники зимой»

веточки сосны и ели, их шишки;

гербарий: клен, вяз, береза, липа;

лупы

карточка с рисунками плодов

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.


Учитель читает стихотворение

На уроке будь старательным,

 Будь спокойным и внимательным.

 Говорите четко, внятно

 Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

 Надо руку поднимать.

 Если друг стал отвечать,

 Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

 Подними спокойно руку.


– Хотите открыть сегодня тайну?

– Разгадать секрет?

– Этим секретом вы сможете потом поделиться со своими товарищами.

– Итак, сегодня на уроке вы исследователи.

– Кто такой исследователь?



Слушают стихотворение, настраиваются на урок, могут договаривать слова.









Отвечают на вопросы






–Человек, занимающийся научными исследованиями, то есть изучением


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


  1. Актуализация ранее изученного


Вы сейчас получите часть фотографии растения вам нужно найти себе человека или двоих, чтобы составить  ее полностью.

– Вам нужно будет угадать это растение и объяснить своё предположение. Обсудите в парах.

Раздаю фото  5 растений: сирень, смородина,  вишня,   яблоня, шиповник.

 

Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов.

– Подведём итог этой работы. Какие части растений помогли нам их распознать?

– А что происходит с цветами, плодами и листьями зимой?


Работа в парах

Класс делится на 4 группы по 2 и одну группу 3 человека



Дети обсуждают в группах. Отвечает представитель каждой группы. (Пример ответа: Наша группа получила фото белой сирени. Мы узнали это растение по листам и цветам. У сирени очень приятный запах.)

Ответы на вопросы         –Цветы, плоды, листья.

–На деревьях нет цветов и листьев, на лиственных деревьях,  почти нет плодов, поэтому зимой мы не сможем узнать деревья и кусты.




Сотрудничество со сверстниками;

Анализ, синтез, доказательство

Построение речевого высказывания

  1. Постановка учебной задачи.


– Мы скоро пойдём на экскурсию в зимний лес. Мы должны будем узнать, какие там растут деревья и кустарники. А чтобы это было легко сделать,  чему мы сегодня должны научиться на уроке?

– Сегодня научимся различать деревья и кустарники по определённым признакам и составим себе памятку «Как можно узнать дерево зимой»







Ответы учащихся

–Сегодня научимся различать деревья и кустарники


Постановка учебной задачи, формулирование проблемы

  1. Игра «Дерево или кустарник»


– По очереди называем кустарники и деревья. Кто не называет новый вид или повторяется, тот садится за парту.


Дети выходят и становятся в круг.


  1. Работа над новым материалом


– Итак, мы с вами отправляемся в зимний лес. Откройте учебники.

Чародейкою Зимою

 Околдован лес стоит.

 И под снежной бахромою,

 Неподвижною, немою,

 Чудной жизнью он блестит.

 Ф. Тютчев.

– Прочтите названия деревьев. Растут ли такие деревья в нашем крае?

– Посмотрите. Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас мы как настоящие исследователи попробуем ответить на вопрос, где какое дерево.




Открывают учебники








Читают названия деревьев в учебнике



Анализ, синтез,

  1. Работа в группах


Учащимся раздаются фотографии деревьев: рябина, береза,  дуб.

Вам нужно будет угадать это растение и объяснить своё предположение.

– Послушайте стихотворение. Если в нем вы узнали свое растение готовитесь к ответу.

Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов.

Рябина 

Под ветром на поле                              

И возле реки                                          

Горят на морозе                                    

Рябин огоньки.  

Под фотографией рябины появляется слово плоды

Береза                             

– Не даром про березу сказали:

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Под фотографией появляется слово кора

– Посмотрите ещё раз на это дерево. Обратите внимание на её крону. Крона дерева – это верхняя разветвлённая часть. Опишите корону берёзы.

– Так по какому ещё признаку можно узнать дерево?

На доске появляется карточка со словом крона.

Дуб

Дуб дождя и ветра

 Вовсе не боится.

 Кто сказал, что дубу

 Страшно простудиться?

 Ведь до поздней осени

 Он стоит зеленый.

 Значит, дуб выносливый,

 Значит закаленный.

–Хотите узнать, почему они корявые? За ответом обратимся к хрестоматии. Стр. 43.

– Так почему же у дуба ветви корявые?



– Что же помогло нам определить дуб?

Появляются слова крона, кора



Готовят ответ на вопросы: Что это за растение?

Как его узнали?


Ответы групп





Выходи 1 группа

–Это рябина – мы ее узнали по плодам





–Это береза – мы узнали ее по коре





–У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз. Крона.



–Это дуб – мы узнали его по ветками

–Кора у дуба вся в глубоких морщинах. А на ветвях листочки висят. Ветви у дуба корявые.



Дети находят текст. Один ученик читает вслух.

Ответы на вопросы

–Дерево светолюбивое, поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение.

–Крона и кора


Сотрудничество со сверстниками, способов взаимодействия;

Анализ, синтез, доказательство

Поиск и выделение необходимой информации

Построение речевого высказывания

  1. Физкультминутка


Ветер дует нам в лицо

Он качает деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Потянулись, потянулись. Высоко-высоко. Кто выше всех? Молодцы.

–Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу.

Появляется фотография тополя и слово крона



Учащиеся выполняют движения





Ответы учащихся

–Это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят

  1. Работа в группах


– Что общего у всех деревьев, о которых мы с вами говорили?

– Какие еще бывают деревья?

В стаканчиках на партах стоят веточки хвойных деревьев. С каких деревьев это веточки?

– Рассмотрите внимательно эти веточки и скажите: как можно различить ель и сосну Сравните кроны этих деревьев, хвою и шишки.  












–  Значит, по каким признакам мы сможем узнать деревья зимой?


Ответы учащихся

–Они все лиственные

–Хвойные


– С сосны и ели


Работа в группах

Ответы учащихся

–У ели крона как треугольник, а у сосны - в виде шара, круглая. У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке. У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные. А у ели - длинные, ровные, большие.

–По плодам, по кроне, по иголкам


Сотрудничество со сверстниками, способов взаимодействия;

Анализ, синтез, доказательство

Поиск и выделение необходимой информации

Построение речевого высказывания

  1. Работа в группах


– Рассмотрите образцы гербария.  Выберите в группе человека, который будет записывать результаты вашего исследования. Рассматривая гербарий, обратите внимание на плоды.  Подпишите названия растений по плодам.


Учащиеся работают в группах.

Рассматривают: клен, вяз, липа, береза.


Сотрудничество со сверстниками, способов взаимодействия;

Анализ, синтез, доказательство

Поиск и выделение необходимой информации

Построение речевого высказывания

  1.  Итог урока


– Ну что, исследователи, вы готовы ответить на главный вопрос нашего урока: Как различить деревья и кустарники зимой?

Составление памятки.

Чтобы узнать деревья зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды или семена.

–Что нового вы узнали на уроке?

– Что вам было интересно?

–Когда пойдете домой из школы, посмотрите на деревья вокруг, определите: какие деревья вам встречаются по дороге из школы домой.



Ответы учащихся.

–Чтобы узнать деревья зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды или семена.


Оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деревья и кустарники

обобщающий урок (часть)...

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"  1 класс....

Окружающий мир 1 класс "Учимся различать деревья и кустарники зимой"

Окружающий мир  1 класс УМК "Перспективная начальная школа" тема урока: "Учимся различать деревья и кустарники зимой"...

Методическая разработка "Узнай дерево или кустарник по описанию"

В данной методической разработке представлены описания деревьев и кустарников России. Данную разработку можно использовать для проведения викторин, конкурсов. при изучениии темы "Деревья" по окружающе...

Презентация к уроку окружающего мира "Как зимуют деревья и кустарники"

Презентация к уроку окружающего мира "Как помочь птицам зимой"...

Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...