Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель: расширить знания о культуре Древней Руси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_3_kl_okr_mir.docx | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс
(«Окружающий мир» Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., “Окружающий мир”, 3 класс, II часть)
Подготовила: Алексеева Регина Владимировна, учитель начальных классов «МБОУ СОШ №10 им.В.А.Бембетова» г.Элисты, Республики Калмыкия
Древнерусская культура. Устное народное творчество. | |
Цель урока | Расширить знания об устном народном творчестве Древней Руси. |
Задачи урока | Развивать речь, наблюдательность, мышление детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками; контролировать и оценивать свою работу на уроке. Познавательные: ориентироваться в учебнике, выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий, при работе в группе уметь договариваться и приходить к общему решению. Личностные:
|
Планируемый результат | Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
Основные понятия | Фольклор, былинные герои, герой нашего времени. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, история. |
Ресурсы: | учебник Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н., “Окружающий мир”, 3 класс, II часть |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах |
Тип урока: | Открытие новых знаний. |
Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
1. Организацион-ный момент | Организовать направленное внимание на начало урока. | Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Р.В. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вы сегодня будете работать не только как ученики 3 класса, а как одна сплоченная команда, поддерживать друг друга и помогать. Итак начинаем наш урок! | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. Дарят улыбки, желают удачи. Садятся. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | - |
2. Актуализация знаний | Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий. | Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость доказать и подтвердить свои знания, умения. Слайд №1 Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела не мало. Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала. - Ребята, что могла бы рассказать нам Россия? О ком могла бы рассказать? Молодцы, из каких источников мы узнаем нашу историю, наше прошлое? Одним из источников сегодня будет учебник. Прежде чем перейти к работе по учебнику, я предлагаю поиграть в известную вам игру. | Включаются в работу. Историю Из фильмов, из книг, из интернета, из учебников. | Умение адаптироваться к сложным ситуациям. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
3. Введение в тему. | Привлечение внимания детей методом подводящего диалога. | Слайд №2
Скажите как она называется? Назовите ключевые слова к каждому фото. В какую группу можно объединить эти слова? Какие еще жанры фольклора вы знаете? Вы можете назвать тему нашего урока? | Знакомятся с алгоритмом проведения игры. Задают вопросы. «4 фото 1 фраза» Это малые жанры устного народного творчества Загадки, потешки, приговорки… Устное народное творчество | Проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности | Работа с разными видами информации. Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему урока | Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
4. Проблемный вопрос | Поставить перед детьми проблему, которую им необходимо решить в течение урока | То, что вы сейчас перечислили: Былины, сказки, пословицы, поговорки, на каком уроке мы чаще соприкасаемся? А почему мы будем о них говорить на уроке окружающего мира? Как они связаны с окружающим миром? Я выслушала ваши ответы, сейчас мы начнем свою работу, после которой мы еще раз вернемся к этому вопросу и сопоставим ответы. | На уроках чтения Они всегда рядом…мы их с детства слышим… | Формирование мотивационной основы учебной деятельности. | Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
5. Работа по теме урока А)Работа по учебнику. | Сформировать навыки работы в сотрудничестве | А теперь, откройте учебники на 17-ой странице. Ребята, что же такое народные сказания, песни? Что же такое важное сохранилось в былинах? Молодцы, о ком в них пелось? Кто такие богатыри? О каком известном богатыре идет речь? А куда и зачем он отправился? А как об этом узнал народ? Именно так начало зарождаться устное народное творчество. Но на этом его подвиги не закончились и начали слагаться еще былины. А каких еще былинных героев вы знаете? | Читают текст учебника, отвечают на вопросы, аргументируя свой ответ Былины Сохранилась история народа, нравственные представления, знания об окружающем мире О богатырях Это защитники отчества Об Илье Муромце В Киев, спасать народ от Соловья-Разбойника Они рассказывали друг другу Добрыня Никитич, Алеша Попович. | Осознание ответственности за общее дело. Понимание и следование в деятельности нормам эстетики. | Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Фронтальная работа позволяет активно включиться в обсуждение прочитанного | Представление того, для чего были придуманы былинные герои |
Б) Работа с иллюстрациями | Смена вида деятельности |
Ребята, откройте листочек №1, кого вы видите? Молодцы! В чем разница этих двух картин? А вам как они больше знакомы? Обратите внимание на год, несмотря на то, что прошло так много времени, народ помнит об их подвигах. Богатыри продолжают жить в устах народа? Ребята, у каждого народа есть свои герои. А у калмыцкого народа есть они? | Дети посредством сравнения приходят к общему выводу. Богатырей. На одной изображены они по-настоящему, их изобразил художник Виктор Михайлович Васнецов 1898, а в другой из мультфильма 2010. Как персонажи из мультфильма Да Да, Мингиян, Хонгр, Савр | Самоорганизуются, работают в команде. НРК: воспитание толерантного отношения ко всем народам. | Анализ и выделение общих признаков. Умение правильно работать в группе, высказать свою точку зрения, умение выслушать других. | На основе приобретённых раннее знаний делают новые выводы по теме. Сравнивают прошлое и настоящее, богатырей разных народов. |
В) Работа с текстовым облаком | Смена вида деятельности | Слайд №3 Еще раз внимательно всмотритесь в персонажей картин. Какими чертами наделил народ этих богатырей? Откройте второй листок, выделите все качества, присущие богатырю, герою. Вывод: Ребята, былины учат нас быть хорошими? | Дети находят необходимые слова. Доброта, ум, патриотизм, верность, храбрость, трудолюбие. | Сопоставление с личными качествами | Выполнение действий по заданному шаблону | Делают общий вывод по проделанной работе |
6. Динамическая пауза (этап физической разрядки) | Смена вида деятельности | Одним из жанров устного народного творчества, мы с вами вспомнили, также были и потешки, а чему могут научить нас потешки? Давайте встанем, отдохнем и поиграем в потешку, известную вам еще с младенчества, Сорока – Белобока - Ребята, а почему сорока последнему сыночку ничего не дала?А лень присуща нашим богатырям? | Дети выполняют знакомые им движения. Потому что он был ленивым Нет | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении | Выполнение действий по образцу. | Связь с темой урока. |
Г) Работа с пословицами | Смена вида деятельности, продолжить формирование УУД. | Слайд №4 Ребята, а какая пословица учит нас не лениться, учит любви к труду? Только ли труду учат нас пословицы? Давайте узнаем чему еще учат нас пословицы. Откройте следующий листок. Вам предложены пословицы из русского фольклора и из калмыцкого. Вы должны их соотнести. Звучат они по-разному, но что их объединяет? Итог: Закончите мою фразу. Пословицы всех народов учат быть … | Отвечают на вопросы. Анализируют предложенные варианты. Без труда, не выловишь рыбку из пруда Нет, еще любви к Родине, заботиться о здоровье. | Внутренняя позиция обучающегося, ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | Умение сопоставлять, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение |
Д) Работа с видеороликом | Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД. | Слайд №5 Так, мы с вами выяснили, что пословицы тоже помогают формировать качества, присущие богатырям, людям, которые любят свою землю. Сейчас, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, который называется «Земля Героев», а потом вы мне скажите почему такое название? Ребята, а первых русских князей можно назвать защитниками? Давайте вспомним по именам... А Земля осталась? Есть ли сейчас люди, которые продолжают защищать свою Землю?А кто же сейчас продолжает защищать нашу Родину? Назовите те профессии, где проявляются перечисленные вами качества. А сейчас, давайте составим памятку Будущему Герою. Начнем со слов «Всегда будь….» Пусть эта памятка будет с вами всегда, будет вашим путеводителем. | Отвечают на вопросы. Анализируют предложенные варианты. Там показаны герои, богатыри, которые защищали нашу землю кн.Святослав, Владимир, Ярослав. Полицейские, спасатели, моряки, военные, пожарные… По очереди выходят к доске и записывают на ватмане предложенные ими же черты характера героя… | Познавательный интерес к способам решения новой задачи; осознание гражданской идентичности личности , чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. | В сотрудничестве с учителем делать вывод, умение работать с аудио- и видеоматериалом, выражать речь в устной форме. | Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД. | Ребята, так как же былины, сказки, пословицы, поговорки связаны с окружающим миром? Да, благодаря фольклору мы полнее ощущаем прелесть родной природы, усваиваем представления о красоте, знакомимся с обычаями, традициями – словом, впитываем то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Чтобы подвести итог урока предлагаю вам продолжить фразу Слайд №6 | Они к нам пришли от наших предков, это наше прощлое, наша история… Оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Было трудно… Я смог… У меня получилось… Самооценка: Я поставил себе «5», потому что… | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Проверка | Взаимодействие со сверстниками. Анализ, синтез, сравнение и обобщение. Оценка своей деятельности на уроке. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. | Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
8. Рефлексия деятельности | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности | Подводит итоги совместной деятельности учеников А теперь давайте оценим свою работу. Если нам понравился урок, то вы аплодируете, а кому очень было интересно, тот аплодирует сильнее. - Ребята, мне очень понравилось работать с вами, я верю, что каждый из вас станет героем для своей страны. Спасибо!!! | Ребята эмоционально разгружаются | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Самооценка на основе критерия успешности | Рефлексия способов и условий действия. | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков
Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....
Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация
УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...
Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»
Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"
Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."
Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...