Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Алексеева Регина Владимировна

Цель: расширить знания о культуре Древней Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_3_kl_okr_mir.docx39.07 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс

(«Окружающий мир»  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., “Окружающий мир”, 3 класс, II часть)

Подготовила: Алексеева Регина Владимировна, учитель начальных классов «МБОУ СОШ №10 им.В.А.Бембетова» г.Элисты, Республики Калмыкия

Тема

 Древнерусская культура. Устное народное творчество.

Цель урока

Расширить знания об устном народном творчестве Древней Руси.

Задачи урока

Развивать речь, наблюдательность, мышление детей.

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками; контролировать и оценивать свою работу на уроке.

Познавательные:  ориентироваться в учебнике, выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий, при работе в группе уметь договариваться и приходить к общему решению.

Личностные: 

  • Проявлять любовь к окружающему миру и чувство ответственности; в сотрудничестве. 
  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий).
  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах учебной деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Планируемый результат

Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Основные понятия

 Фольклор, былинные герои, герой нашего времени.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, история.

Ресурсы:

учебник Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н., “Окружающий мир”, 3 класс, II часть

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная,  в группах

Тип урока:

Открытие новых знаний.

                                                                 

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Организацион-ный момент

Организовать направленное внимание на начало урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Р.В. Ребята, посмотрите  друг  на друга и улыбнитесь. Вы сегодня будете  работать не только как ученики 3 класса, а как одна сплоченная команда, поддерживать друг друга и помогать.

Итак начинаем наш урок!

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

Дарят улыбки, желают удачи.

Садятся.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

-

2. Актуализация знаний

Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость доказать и подтвердить свои знания, умения. Слайд №1

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела не мало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

- Ребята, что могла бы рассказать нам Россия? О ком могла бы рассказать?

Молодцы, из каких источников мы узнаем нашу историю, наше прошлое?

Одним из источников сегодня будет учебник.

Прежде чем перейти к работе по учебнику, я предлагаю поиграть в известную вам игру.

Включаются в работу.

Историю

Из фильмов, из книг, из интернета, из учебников.

Умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

3. Введение в тему.

Привлечение внимания детей методом подводящего диалога.

Слайд №2

 

Скажите как она называется?

Назовите ключевые слова к каждому фото.

В какую группу можно объединить эти слова?

Какие еще жанры фольклора вы знаете?

Вы можете назвать тему нашего урока?

Знакомятся с алгоритмом проведения игры. Задают вопросы.

«4 фото 1 фраза»

Это малые жанры устного народного творчества

Загадки, потешки, приговорки…

Устное народное творчество

Проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности

Работа с разными видами информации.

Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему урока

Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

4. Проблемный вопрос

Поставить перед детьми проблему,

которую им необходимо решить в течение урока

То, что вы сейчас перечислили: Былины, сказки, пословицы, поговорки, на каком уроке мы чаще соприкасаемся?

А почему мы будем о них говорить на уроке окружающего мира? Как они связаны с окружающим миром?

Я выслушала ваши ответы, сейчас мы начнем свою работу, после которой мы еще раз вернемся к этому вопросу и сопоставим ответы.

На уроках чтения

Они всегда рядом…мы их с детства слышим…

Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя.

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

5. Работа по теме урока

А)Работа по учебнику.

Сформировать навыки работы в сотрудничестве

А теперь, откройте  учебники на 17-ой странице.

Ребята, что же такое народные сказания, песни?

Что же такое важное сохранилось в былинах?

Молодцы, о ком в них пелось?

Кто такие богатыри?

О каком известном богатыре идет речь?

А куда и зачем он отправился?

А как об этом узнал народ?

Именно так начало зарождаться устное народное творчество. Но на этом его подвиги не закончились и начали слагаться еще былины. А каких еще былинных героев вы знаете?

Читают текст учебника, отвечают на вопросы, аргументируя свой ответ

Былины

Сохранилась история народа, нравственные представления, знания об окружающем мире

О богатырях

Это защитники отчества

Об Илье Муромце

В Киев, спасать народ от Соловья-Разбойника

Они рассказывали друг другу

Добрыня Никитич, Алеша Попович.        

Осознание ответственности за общее дело.

Понимание и следование в деятельности нормам эстетики.

Высказывание своего мнения.

Аргументация своего мнения.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Фронтальная работа позволяет активно включиться в обсуждение прочитанного

Представление того, для чего были придуманы былинные герои

Б) Работа с иллюстрациями

Смена вида деятельности

 

Ребята, откройте листочек №1, кого вы видите?

Молодцы! В чем разница этих двух картин?

А вам как они больше знакомы?

Обратите внимание на год, несмотря на то, что прошло так много времени, народ помнит об их подвигах.

 Богатыри продолжают жить в устах народа?

Ребята, у каждого народа есть свои герои. А у калмыцкого народа есть они?

Дети посредством сравнения приходят к общему выводу.

Богатырей.

На одной изображены они по-настоящему, их изобразил художник Виктор Михайлович Васнецов 1898, а в другой из мультфильма 2010.

Как персонажи из мультфильма

Да

Да, Мингиян, Хонгр, Савр

Самоорганизуются, работают в команде.

НРК: воспитание толерантного отношения ко всем народам.

Анализ и выделение общих признаков. Умение правильно работать в группе, высказать свою точку зрения, умение выслушать других.

На основе приобретённых раннее знаний делают новые выводы по теме. Сравнивают прошлое и настоящее, богатырей разных народов.

В) Работа с текстовым облаком

Смена вида деятельности

Слайд №3

 Еще раз внимательно всмотритесь в персонажей картин. Какими чертами наделил народ этих богатырей?

Откройте второй листок, выделите все качества, присущие богатырю, герою.

Вывод: Ребята, былины  учат нас быть хорошими?

Дети находят необходимые слова.

Доброта, ум, патриотизм, верность, храбрость, трудолюбие.

Сопоставление с личными качествами

Выполнение действий по заданному шаблону

Делают общий вывод по проделанной работе

6. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Смена вида деятельности

Одним из жанров устного народного творчества, мы с вами вспомнили, также были и потешки, а чему могут научить нас потешки?

Давайте встанем, отдохнем и поиграем в потешку, известную вам еще с младенчества, Сорока – Белобока

- Ребята, а почему сорока последнему сыночку ничего не дала?А лень присуща нашим богатырям?

Дети выполняют знакомые им движения.

Потому что он был ленивым

Нет

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении

Выполнение действий по образцу.

Связь с темой урока.

Г) Работа с пословицами

Смена вида деятельности, продолжить формирование УУД.

Слайд №4

Ребята, а какая пословица учит нас не лениться, учит любви к труду?

Только ли труду учат нас пословицы?

Давайте узнаем чему еще учат нас пословицы. Откройте следующий листок. Вам предложены  пословицы из русского фольклора и из калмыцкого. Вы должны их соотнести. Звучат они по-разному, но что их объединяет?        

Итог: Закончите мою фразу. Пословицы всех народов учат быть …

Отвечают на  вопросы.

Анализируют предложенные варианты.

Без труда, не выловишь рыбку из пруда

Нет, еще любви к Родине, заботиться о здоровье.

Внутренняя позиция обучающегося, ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Умение сопоставлять, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Д) Работа с видеороликом

Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Слайд №5

Так, мы с вами выяснили, что пословицы тоже  помогают формировать качества, присущие богатырям, людям, которые любят свою землю. Сейчас, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, который называется «Земля Героев», а потом вы мне скажите почему такое название?

Ребята, а первых русских князей можно назвать защитниками? Давайте вспомним по именам...

 А Земля осталась? Есть ли сейчас люди, которые продолжают защищать свою Землю?А кто же сейчас продолжает защищать нашу Родину?

Назовите те профессии, где проявляются перечисленные вами качества. А сейчас, давайте составим памятку Будущему Герою. Начнем со слов  «Всегда будь…

Пусть эта памятка будет с вами всегда, будет вашим путеводителем.

Отвечают на  вопросы.

Анализируют предложенные варианты.

Там показаны герои, богатыри, которые защищали нашу землю

кн.Святослав, Владимир, Ярослав.

Полицейские, спасатели, моряки, военные, пожарные…

По очереди выходят к доске и записывают на ватмане предложенные ими же черты характера героя…

Познавательный интерес к способам решения новой задачи; осознание гражданской идентичности личности , чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

В сотрудничестве с учителем делать вывод, умение работать с аудио- и видеоматериалом, выражать речь в устной форме.

Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Ребята, так как же былины, сказки, пословицы, поговорки связаны с окружающим миром?

Да, благодаря фольклору мы полнее ощущаем прелесть родной природы, усваиваем представления о красоте, знакомимся  с обычаями, традициями – словом, впитываем то, что называется духовным  наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Чтобы подвести итог урока предлагаю вам продолжить  фразу

Слайд №6

Они к нам пришли от наших предков, это наше прощлое, наша история…

Оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Было трудно…

Я смог…

У меня получилось…

Самооценка:

Я поставил себе «5», потому что…

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Проверка

Взаимодействие со сверстниками.

Анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Оценка своей деятельности на уроке.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

8. Рефлексия деятельности

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Подводит итоги совместной деятельности учеников

А теперь давайте оценим свою работу. Если нам понравился урок, то вы аплодируете, а кому очень было интересно, тот аплодирует сильнее.

-  Ребята, мне очень понравилось работать с вами, я верю, что каждый из вас станет героем для своей страны. Спасибо!!!

Ребята эмоционально разгружаются

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Самооценка на основе критерия успешности

Рефлексия способов и условий действия.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»

Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...