Я- исследователь "Научно-исследовательский проект"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему
Элементы исследовательской работы с учащимися начальных классов во время внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа к научно-практической конференции для учащихся начальной школы | 61.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация «Зоология и экология позвоночных животных»
Легко ли птицам зимой
Автор: Берестов Александр, ученик 2 класса Арсентьевского филиала
ГБОУ СОШ с. Волчанка
м. р. Красноармейский
Самарской области
Руководитель: Салмина Наталия Николаевна,
учитель начальных классов
Арсентьевского филиала
ГБОУ СОШ с. Волчанка
м. р. Красноармейский
Самарской области
Самарская область, Красноармейский район, д. Арсентьевка, ул. Ленина, д.3
2015г.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………. стр.3
Теоретическая часть ……………………………………………………. стр. 4
Практическая часть исследовательской работы………………………. стр. 5
- Описание птиц………………………………………………..стр. 6-10
- Корм для птиц ………………………………………………..стр. 11
- Зачем нужны птицы, и как живётся им зимой …… ………стр.12
Заключение………………………………………………………………. стр. 12
Список литературы………………………………………………………. стр. 13
Введение
Мы живём в деревне Арсентьевка Красноармейского района Самарской области. На территории нашей местности имеются леса, лесопосадки, где обитают разные птицы.
По своим наблюдениям и рассказам Наталии Николаевны мы узнали, что многие птицы осенью улетают в тёплые края, потому что им зимой не хватает корма.
Но некоторые птицы – зимующие - живут у нас всю зиму. Каждый день по дороге в школу и домой или, когда гуляем, мы можем наблюдать на улице птиц: на ветках деревьев, во дворе возле построек и домов, на дороге. Конечно, интересно и забавно за ними наблюдать. В этом году мы начали изучать предмет «Окружающий мир» и немного узнали о зимующих птицах. Нам захотелось больше узнать о птицах, обитающих в нашей местности. Этому посвящено наше исследование.
Если мы узнаем, какие птицы живут в нашей местности, что они кушают зимой, как им удаётся выжить зимой, то мы сможем им помочь. Полученные знания помогут нам сохранить как можно больше птиц в природе.
Цель работы: Изучить птиц, зимующих в нашей местности и ответить на вопросы «Зачем нужны птицы, и как живётся им зимой?»
В связи с этим мы поставили задачи:
1. Провести наблюдение за птицами, зимующими в нашей местности.
2. Составить краткое описание птиц по плану: внешнее описание, гнездо птицы, пение птицы.
3. Выяснить чем питаются птицы зимой, какой корм им больше нравится.
4. Ответить на вопросы «Зачем нужны птицы, и как живётся им зимой?»
Теоретическая часть. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. У птиц есть крылья. На крыльях у них тоже перья. Они крепятся одним концом глубоко в кожу, другим плотно прилегают друг другу. Перья имеют первостепенное значение для полёта, они предохраняют тело птиц от намокания, пух предохраняет тело от переохлаждения. На ногах у птиц кожа в виде чешуек.
Зимой многие птицы зимуют в наших краях, они не улетают, как другие в тёплые края. Их называют зимующие. Зимой вся земля покрывается толстым слоем снега. Поверхность водоёмов замерзает, превращаясь в лёд. Не все птицы могут найти для себя необходимый корм зимой. Это для них самое голодное и холодное время. Поэтому им нужно помогать зимой. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда часто и поедать насекомых, опасных для растений. Значит и летом, они будут продолжать охранять сады, наши растения в огороде. Чтобы помочь птицам зимой, нужно сделать для них кормушки и подкармливать их подходящим кормом. Только надо запомнить, что семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц подойдут только крошки белого хлеба. Для синиц хороши кусочки несолёного сала.
Птицы создают красоту природы. Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью. Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. Птицы – это тайна и красота. Их перья переливаются всеми цветами радуги. (1)
Практическая часть исследовательской работы.
Наблюдения мы проводили в деревне Арсентьевка во дворе школы, во время прогулок по дороге домой и в школу, на экскурсиях и уроках «Окружающего мира». Наблюдения проводились с декабря по февраль.
Сначала мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов.
Мы задали учащимся вопросы и получили их ответы. (Приложение 3)
Из ответов ребят мы узнали только о некоторых птицах. Мы решили сами понаблюдать за ними. Объектами наблюдений стали птицы, зимующие в нашей местности. Наталия Николаевна записывала наши наблюдения, потом мы вместе обсуждали и составляли описания птиц по плану, подбирали картинки, делали фотографии.
Описание птиц.
Воробей. Маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный. Ножки короткие, но сильные. Хвостик держит поднятым вверх.
Своё жилище строит поблизости с жильём человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Иногда он захватывает чужое – скворечник или ласточкино гнездо.
Часто мы слышим весёлое чириканье этих маленьких пташек.(2)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода,
Не улетает никуда! (В. Степанов)
Ворона. Чёрная голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, крепкие сильные ноги. Ходит она важно. Клюв крепкий, большой. Днем птицы промышляют в деревне, а на ночь улетают и ночуют в гнёздах на деревьях. Все могут отличить громкое карканье вороны.(2)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь – кружат двадцать пар
И кричат: кар-кар-кар! (Э. Шим)
Голубь. Тело небольшое плотное. Оперение шеи и груди фиолетово – зеленое. На крыльях широкие черные полосы. Живут они стаями. Гнезда строят под крышей, на чердаках, деревьях.
Голуби воркуют. (2)
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек.
Ей даём семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет. (В. Степанов)
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Летает дятел не очень хорошо. Большую часть времени сидит на дереве. Своим крепким клювом стучит по нему, долбит кору и вытаскивает насекомых, их личинок.(2)
Живёт в дуплах деревьев. Пение дятла перекликается со стуком.
Дятел – вежливая птица,
Это знает старый лес.
Он к букашке постучится,
А потом букашку съест.
Тук-тук, трясётся сук,
Тук-тук, несётся стук!
Фыр-фыр, шестнадцать дыр,
Др-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р!... (Э. Шим)
Синица. Синицы - красивые птички размером с воробья. На голове черная шапочка, щеки белые, на горлышке и брюшке черная полоска–галстук, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Гнездо у птички в дуплах дятлов, в углублении гнилых пней, стволов.
Назвали её так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции», похоже на звон серебряного колокольчика.(2)
-Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал её? (В. Степанов)
Сорока. Эта птица-непоседа, её знают все и называют своим именем сорока, стрекотунья-белобока. Крупная птица с красивым черно-белым оперением, на самом деле зеленовато-синим. Хвост чёрный длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Любит прыгать с места на место, ходит небольшими шажками с приподнятым хвостиком. Гнездо сорока строит на дереве или кусте. Легко запоминается голос сороки – резкое стрекотание. (2)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая! (В. Степанов)
Свиристель. Жители Самары заметили этой зимой в городе обилие свиристелей. Несмотря на достаточно низкие температуры для зимнего времени года. Эти птицы прилетают к нам на зимовку из таёжных лесов. Любопытно, что птицы остались зимовать в нашем крае, хотя были крепкие морозы и свиристели могли бы улететь южнее. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаза черные. По краю хвоста жёлтая полоса, на крыле узкая белая полоска. Птица с хохолком на голове. Название этой птицы связано со словами «свист, визг». Гнездо строит из травы, волос, мха и ветвей хвойных деревьев в верхней кроне деревьев. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. (2)
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник
-Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник…
Есть крушина, есть калина,
А в колхозе, у овина,
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели.
Заскрипели, засвистели…
Все до ягодки поели. (А. Барто)
Снегирь. Увидать его легко. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета. Их называют «снегирями», потому что появляются они у нас вместе со снегом. Издают снегири низкий звонкий посвист: «Жю…жю…жю… Гнёзда вьют на деревьях. (2)
Загорелось небо ало,
И январская заря
Алый фартук завязала
На груди у снегиря. (В. Степанов)
Вот снегирь в оконной раме
Подлетел, потом исчез…
Загорелся снегирями
Белый – белый зимний лес. В. Скиф
Поползень. Птица-акробат, лазает по деревьям, может спускаться по стволу вниз головой и отлично бегает вокруг него. Небольшая серенькая птичка. От верхней части клюва через глаза проходит чёрная полоска. Хвост - точно обрубленный. Сами выдолбить дупло они не в состоянии, часто использует старое гнездо дятла. Издаёт частые короткие посвисты «тью-тью-тью». (2)
Он белкой кружится по древу,
Как дятел долбит по коре,
Вниз бегает, направо, влево,
Выискивая корм себе.
Орешки в щёлочки ствола
Заправски клювиком вбивает,
А как придёт потом зима,
Их поедая, выживает.
Когда же поползень сидит,
То песенку поёт: Твит-твит!
У них что, тоже интернет?
Кто знает на вопрос ответ? (С. Прилуцкий)
Вывод: Оказывается, что все зимующие птицы имеют пушистое, тёплое оперенье, не длинный, толстый и крепкий клюв, сильные ноги. Строят гнездо сами или занимают свободные гнёзда других птиц. Им не страшна зима. Круглый год можно услышать пение этих птиц, у каждой птицы свои песни.
Корм для птиц. С наступлением холодов насекомые прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов и построек; на ветках деревьев и кустарников остались почки, ягоды, плоды и семена; из-под снега торчат сухие стебли трав, на верхушках которых остались семена. Этими плодами, семенами, почками и насекомыми кормятся птицы. А поползни и синицы отыскивают и запасы, которые они сделали осенью. Многие птицы отыскивают корм около жилья человека. И всё же птицы зимой голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду очень много птиц погибает от голода. Поэтому птиц зимой надо подкармливать. Можно сделать кормушки и устраивать для них столовые. Люди развешивают кормушки во дворе или в саду на ветки деревьев. Мы выяснили, что почти в каждом дворе нашей деревни есть кормушки. Мы сами тоже сделали кормушки, повесили во дворе дома и в школе. Только не надо забывать каждый день насыпать корм.
Важно не только сделать кормушку, но и знать, смогут ли ваш корм есть птицы. Мы смотрели за птицами, следили какая птица, что любит.
Семена подсолнечника - любят все птицы.
Семена овса – синички.
Семена арбуза - синицы, поползни.
Пшено, просо – воробьи, синички.
Семена тыквы, дыни, кабачков – поползни, синицы, воробьи.
Кедровые орешки – поползни, дятлы.
Ягоды рябины, калины – снегири, свиристели.
Семена льна – любят все птицы.
Семена клевера – воробьи, синицы.
Сухие хлебные крошки нравятся всем птичкам.
Зачем нужны птицы, и как живётся им зимой?
Птицы являются санитарами леса, сада и огорода. Птицы – наши помощники, защитники наших лесов, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов. Зимой нужно помогать нашим маленьким помощникам.
Вывод: Невозможно представить нашу Землю без птиц! Поэтому хотим к вам обратиться словами поэта А. Яшина:
Подкормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Заключение:
- Составили краткое описание 9 птиц, зимующих в нашей местности.
- Выяснили, какой корм нужен птицам, что им больше нравится.
- Ответили на вопросы «Зачем нужны птицы, и легко ли зимой?»
В дальнейшем мы планируем продолжить начатое исследование с тем, чтобы узнать, какие ещё птицы обитают в наших краях зимой, а также хотим выяснить, отличается ли их жизнь летом.
Список литературы
- Балбышев И.Н. Из жизни леса.- Издательство Ленинград «Лениздат».- 1987г.- 175с.
- Клепинина З.А. Природоведение.- Издательство Москва «Просвещение».-1977г.- 126с.
- Максимова Т.Н. Окружающий мир.- Издательство Москва «ВАКО».- 2012г. – 400с.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. - Издательство Москва «Просвещение».- 2011г.
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!
Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить 1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....