Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Россия на географической карте"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Юдина  Елена  Тихоновна

Данную разработку можно использовать при подготовке  к уроку окружающего мира по теме "Россия на географической карте".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Милютинская СОШ

Открытый урок окружающего мира

«Россия на географической карте»

Учитель начальных классов высшей категории

Юдина Елена Тихоновна

Ст. Милютинская

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема: Россия на географической карте

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: системно-деятельностный подход

Основные дидактические методы: 

  • словесный (беседа, объяснения);
  • наглядный;
  • практический (работа с пособием, карточки);
  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;

Форма работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая

 Дидактическая задача урока: создать условия  для формирования  УУД в условиях решения практических задач

Цели урока: 1)создать условия для ознакомления  с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озёрами, омывающими её морями;

2) развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту;

3) воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся работать с картой: показывать Россию на карте мира, крайние (материковые) точки России, горы, равнины, реки, города; смогут называть достоинства России.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – научатся работать с картой.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Оборудование: пословицы о Родине; географические карты (электронные: мира и России, на доске и на партах: России), мультимедийное оборудование.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Приме-чание

1. Организационный момент

Создаёт атмосферу взаимопонимания и поддержки.

Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос «Какова тема урока?». Затем потренируем мозги и руки в работе с картой. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное о планетах.

Настраиваются на урок.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

 Слушают план урока.

Дети желают друг другу удачи.

2. Актуализация знаний УУД

Обсуждение выполнения домашнего задания: о чем читали дома?

Идеальный опрос:

Кто сегодня готов на «5»? на «4», на «3»? Спасибо.

Отвечают на вопросы учителя по

 домашнему заданию

3.Постановка  цели урока, мотивация учебной деятельности

1. (эпиграф)  

 «Гражданин! Нет, не титул наследный,

  а гордое званье:  В нём и совесть, и честь,

  И родного народа  признанье».

Т. Абдрахмановa.

2. Подводящий диалог Вы – граждане?

    А конкретнее? А что это за страна? Где она расположена?

Домысливание

Чтобы самим назвать тему урока, прочтите пословицу и определите тему.

Что вы уже знаете о России и что хотели бы узнать о России?

Слушают

Отвечают на вопросы. Выделяют

проблему урока.

Фронтальная работа. Предлагают,

 о чём будут говорить на уроке.

Называют тему.

Отмечают пункты, которые знают

 или не знают.

Слайд 1

Слайд 2

4. Первичное восприятие и усвоение нового материала

«Удивляй!» Знаете ли вы, что Россия занимает 30 первых мест в мире по добыче золота и серебра и по другим различным номинациям?

«Привлекательная цель» 

  1. Чего вы ещё не знаете о России?
  2. На каком материке расположена Россия?
  3. Что можете конкретнее рассказать о географическом расположении России?

Слушают

  1. Предполагают, выдвигают свои ответы
  2. Евразия – самый большой материк
  3. Сначала выслушиваются высказывания одноклассников, затее слушают сообщения Притыкина Николая, Лебединского Егора, Нужнова Алексея.

Слайд 3

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Работа в группах.

  1. Найдите на карте крайние точки России и назовите их, покажите их на большой карте.
  2. Назовите и покажите на моей карте страны, граничащие с Россией.

  1. Назовите и покажите самые крупные равнины.

  1. Северная – мыс Челюскин, южная – гора Базардюзю,  восточная – мыс Дежнёва, западная – г. Калининград.
  2. Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азейбаржан, Казахстан, Монголия, Китай, Корея, Япония.
  3. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская

Слайд 4

6.Динамическая пауза

Гимнастика для глаз

Упражнения для профилактики сколиоза

Выполняют упражнения

7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

Мини- исследование (работа в парах)

  1. Покажите на карте горные системы
  2. На карте форзаца учебника найдите города Волгоград, Иркутск, Москва, Владивосток
  3. Покажите и покажите на карте Новосибирские острова, полуостров Камчатка, остров Сахалин, Кольский полуостров

  1. Показывают и называют горные системы  
  2. Показывают и называют города

  1. Показывают и называют острова и полуострова

8.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

«Повторяем с расширением»

  1. Печатная тетрадь № 2 страница 30 устно

  1. Объясните слова на слайде

  1. В каких же номинациях Россия занимает призовые места? Слушаем и смотрим сообщение Вити Хажаева
  2. РЕЗЕРВ: ПТ № 7 стр. 32

Отвечают на вопросы задания:

  • Моря – Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское
  • самые высокие горы: Уральские – Народная 1895,  Алтай – Белуха 4506, Кавказские – Эльбрус 5642)

Читают и объясняют слова пословицы и четверостишия Э. Асадова.

Смотрят презентацию и слушают

Слайд 5

Презентация: слайды 6 – 15

9. Контроль за процессом и результатом УД школьников

«Блиц-контрольная»

Печатная тетрадь № 6 страница 31

Оцените самостоятельно свои работы

Отмечают лишние слова: масштаб, Байкал, Эльбрус

Самооценка работ

10.Рефлексия деятельности

Продолжите одно из предложений слайда.

Продолжают предложения по теме урока.

Слайды 16, 17, 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...