Урок окружающего мира "Мир глазами географа.Географическая карта.Глобус"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Городского округа Саранск
Республики Мордовия
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА. ГЛОБУС
4 КЛАСС
Подготовила учитель начальных классов
Силякова Светлана Николаевна
Саранск 2014
Цель урока: познакомить учащихся с наукой географией, сформировать представление о рельефе Земли, о глобусе и географической карте.
Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать формированию понятий: «глобус-модель Земли», «географическая карта», «география»;
- познакомить с новыми понятиями: «плоскогорье», «равнина», «географическая карта»;
- формировать умение работать с глобусом и физической картой;
Развивающие:
- формировать коммуникативную компетенцию, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
- развивать творческие способности;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к планете Земля.
Планируемые результаты
Предметные:
- должны знать, что география изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность; глобус – модель Земли; карта – плоское изображение с использованием условных обозначений;
- уметь показывать на карте равнины, горы, свою малую родину.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого.
Регулятивные УУД
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные УУД:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: групповая, практическая работа, работа по контурной карте
Учебник: Е.В.Cаплина, А.И.Саплин «Окружающий мир», 4 класс, часть 1, АСТ «Астрель»Москва, 2014 г.
Необходимое техническое оборудование: глобусы, физическая карта, компьютер, проектор, презентация к уроку
Структура и ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация, актуализация знаний.
III. Самоопределение к учебной деятельности.
IV. Работа над новой темой.
V. Физкультминутка
VI. Осмысление и закрепление полученных знаний.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
VIII. Самооценка
IX. Домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся на урок
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»
II. Мотивация, актуализация знаний
- Ребята, сегодня по дороге в школу я случайно услышала такой разговор трёх мальчиков.
1 мальчик говорит: - Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.
2 мальчик говорит:- А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского языка, знаю ещё и иностранный язык.
3 мальчик говорит: А я знаю ещё и третий язык – географический. С ним не заблудишься.
- Что ребята это за язык такой – географический? Обсудите в группах. (Это язык карт.)
- Как вы думаете, с кем из этих ребят можно смело путешествовать?
Учитель: Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Ученик: Глобус.
Ученик: Карта.
Учитель: Кто прав?
Ученик: Мне кажется, что обе отгадки будут правильными. Ведь и на глобусе и на карте есть моря, а плавать по ним нельзя, есть и земля, и дороги.
Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о глобусе и географической карте,мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география, что она изучает.
II. Самоопределение к учебной деятельности.
Учитель: Что такое глобус?
Ученик: Уменьшенная модель земного шара.
Учитель: После открытия Аристотелем шарообразности земли люди стали создавать ее модели – глобусы.
Учитель: А какой был древний глобус?
Подготовленный ученик: (Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – использование различных способов поиска, сбора информации)
– Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.
Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира
- В нашей стране находятся два любопытных глобуса. Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, и оба принадлежали Петру Первому. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Чтобы перевести первый глобус пришлось впрягать 14 лошадей. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.
Учитель: Какие глобусы бывают?
(Глобусы бывают разные. Могут быть глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.
Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.
Глобус стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.)
IV. Работа над новой темой
-- Ребята, я предлагаю каждому выбрать на глобусе ту точку, куда бы вы хотели отправиться в путешествие. Для этого вам надо всего лишь раскрутить глобус и с закрытыми глазами остановить его. (Дети называют выбранные места).
- Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?
(Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.)
- Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)
- А что же такое «географическая карта»? (Ответы детей)
- Географическая карта — это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.
На сегодняшнем уроке мы совершим интересное путешествие по России, побываем в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, полезными ископаемыми. Н. М. Пржевальский сказал: “А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать”.
У нас есть спутник, вместе с которым будем путешествовать.
Узнайте его!
Доброе, яркое,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит
(Солнце)
- Конечно, это солнышко! И сегодня мы будем его спутниками. Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке)
- С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнём с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша)
- Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый, коричневый, синий в виде ниточек)
- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка
- Найдите полуостров Камчатка на ваших картах.
(Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка)
- Что вы скажете о поверхности полуострова?
(С севера на юг по всему полуострову проходят горы)
- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту?
(Его высота 4750 м)
- Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6 –7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. Всего на полуострове 28 вулканов.
- Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко?
(Над Средне-Сибирским плоскогорьем)
1 группа получает задание
1. Где остановилось наше солнышко?
2. Что вы видите на карте?
3. Что значит слово плоскогорье?
4.Что вы можете сказать о поверхности?
ОТВЕТЫ:
- Над Средне – Сибирским -----------------.
- На этом участке 3 цвета: зелёный, -----------, коричневый.
- Плоскогорье – плоская --------.
- Здесь много возвышенностей, холмов, плоскогорье похоже на горную страну.
Слова для справок: Плоскогорье, жёлтый, гора.
- Ну а мы ребята попробуем с вами тоже исследовать Средне – Сибирское плоскогорье.
- Что вы видите на карте?
(На этом участке есть все 3 цвета: зелёный, жёлтый, коричневый)
- А что значит слово « плоскогорье»? Как вы думаете?
(Плоскогорье – это плоская гора)
- Вот более точное толкование из словаря С.И. Ожегова: Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.
- Что вы можете сказать о поверхности?
(Здесь много возвышенностей, холмов)
- В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так: слайд
Ответственный в группе показывает плоскогорье и рассказывает о рельефе.
Физкультминутка
Встали, вытянулись как горы.
Нагнитесь к земле, теперь вы холмик
Присели, руки в стороны, вы - равнина.( Повторить горы, холмы, равнины 3 раза)
- Продолжим наше путешествие
Солнышко закрепляется над Западно - Сибирской равниной.
2 группа получает задание
1.Где мы оказались?
2.Что нам об этой равнине расскажет карта?
ОТВЕТЫ:
- На Западно – Сибирской ----------.
-Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в ------------- цвет. Значит это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течёт много рек.
Слова для справок: равнине, зелёный.
- Ну а мы ребята попробуем с вами тоже исследовать Западно – Сибирскую равнину.
- Где мы оказались?
(На Западно - Сибирской равнине)
- Что нам об этой равнине расскажет карта?
(Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зелёный цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек.
Ответственный в группе показывает равнину и рассказывает о рельефе.
- Западно - Сибирская равнина – это огромная низменность, и её поверхность действительно очень ровная, её называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности.
Подоконник, стол, крышка шкафа и т.д.
- Проведем опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло?
Вода растеклась по столу.
- Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности только часть её проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.
Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.
Солнышко закрепляется над Уральскими горами
3 группа получает задание
1.Что вы видите на карте?
2. Что вы можете рассказать об этих горах, внимательно посмотреть на карту?
3. Какая самая высокая гора?
4. Что вы можете сказать о вершинах гор?
5.Это высокие горы?
ОТВЕТЫ:
- Горы, так как окраска коричневая и жёлтая.
- Это --------------- горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России.
- Самая высокая гора – Народная
- Вершины гор невысокие, неострые. Склоны пологие.
- Горы невысокие. Потому что нет тёмно ---------------
Слова для справок: Уральские, коричневого цвета.
- Ну а мы ребята попробуем с вами тоже исследовать Уральские горы.
- Что вы видите на карте?
Горы, т.к. окраска коричневая и желтая
- Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту?
Это Уральские горы. Она протянулась с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, её высота 1895 м. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.
- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.
Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.
- Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то тысячу лет назад, его назвали Каменный пояс. Реки стекают с уральского хребта и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит Материк Евразию на Европу и Азию.
- Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрим на схему:
На рисунке изображены старые горы.
- Что вы можете сказать о вершинах гор?
Вершины невысокие и неострые, склоны пологие
И опят нас дорога зовет
Мы движемся на запад,
Так солнышко ведёт.
Солнышко закрепляется над Восточно-Европейской равниной.
4 группа получает задание
- Где остановились мы сейчас?
- Попытаемся открыть тайну жёлтых пятен?
Ответы:
- Мы остановились на Восточно – ---------------- равнине.
- Это равнина , потому что на карте она обозначена светло зелёным цветом. И на ней --------------- жёлтого цвета.
- заплатки это возвышенности.
Слова для справок: Европейской, заплатки.
- Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту?
Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.
- Попытаемся открыть тайну желтых пятен.
- Так в чем же тайна желтых пятен?
Это возвышенности
- Как еще называют Восточно-европейскую равнину?
Эту равнину еще называют Русской равниной.
- А сейчас путь держим на юго-запад.
Солнышко закрепляется над Кавказскими горами
5 группа получает задание
1.Что рассказывает вам карта?
2.Что вы можете сказать об этих горах?
3. Как выглядят вершины гор?
Ответы:
- Это ---------. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.
- Это горы --------------. Их вершины покрыты снегом.
- Вершины гор -------------.
Слова для справок: горы, высокие, острые.
- Что рассказывает нам карта?
Это горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами. Самая высокая гора – Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.
- Что вы можете сказать об этих горах?
Это высокие горы. Их вершины покрыты снегом.
- Рассмотрите рисунок, на нем изображены горы. Как выглядят вершины гор?
Вершины гор острые.
Вывод:
- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?
На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.
Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием “Жизнь гор. Молодость и старость” очень возмутился “Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые”. А как вы думаете? Совершенно верно. Горы хоть и не живые том не менее они растут, разрушаются, стареют, превращаются, в конце концов, в равнину.
- Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли от восточных границ, до западных.
Как называется эта карта? (физическая карта России); Какие цвета вы видите на карте? (коричневый, зеленый, синий) Что обозначено синим/ коричневым/зеленым цветом (вода, горы, равнины)
Как вы думаете какой участок земной поверхности называется равниной?(Ровный)
. Каким цветом показаны равнины на карте?(зеленым) Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено желтым и зеленым? (есть возвышения);
Перед детьми физическая карта России (задание найти на контурной карте все равнины на территории нашей страны и раскрасить цветными карандашами).
Рефлексия
- Ребята нарисуйте человечка на равнине, горе в зависимости от участия в уроке;
- Возьмите листы самооценки. Выполните задания.
1.Раскрась шарик, у которого такое же настроение, как и у тебя.
2. К ниточке шарика « привяжи» отметку, которую ты поставил себе за работу на уроке. Покажи свой лист ребятам.
3. Закончи предложение: На уроке я узнал……
Д-з Нарисовать (создать модель машины) машину, на которой можно двигаться по воде и по суше
. Учитель. Мне было очень приятно работать с вами и поэтому я говорю вам большое спасибо за урок!
Лист самооценки | оценка | |
1 | Поиск информации «Что такое география? Что изучает география?» | |
2 | Работа в группах | |
3 | Работа по карте | |
4 | Ответы на вопросы в течение урока | |
5 | Сообщение о первом глобусе | |
6 | Творческая работа | |
7 | Оценка за урок | |
Список использованной литературы:
1.Алексеев С.П.Что такое, кто такой.М.:Педагокика-пресс,1996;
2. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника.М.:Дрофа,1997;
3. Береговой Г.А. Космос - землянам. М.:Молодая гвардия,1983;
4. Непомнящий Н.Н. 100 великих тайн. М.:Вече,2001;
5. Чудакова Н.В. Я познаю мир. География. – М.: АСТ,1997.
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира, проведённого в 4-м классе. (апрель) Тема: Береги глаза как зеницу ока
Устойчивое выражение “беречь как зеницу ока” относится к самым драгоценным, самым необходимым в жизни вещам. А достаточно ли мы бережём это главное сокровище – свои глаза? Судя по неизменно растущему ...
Урок окружающего мира в 4 классе "Мир глазами астронома. Вселенная Солнце"
Цель урока: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией. На урока формируется представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к на...
Конспект урока окружающего мира на тему "Мир глазами эколога"
Окружающий мир....
Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"
Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных....
Урок окружающего мира Тема: Береги глаза
Урок создан по технологии индивидуализированного обучения по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"
Структура и ход урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА окружающего мира «Мир глазами историка»
урок соответствует требованиям ФГОС...