Урок по окружающему миру «Мы - граждане России» в 1 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Мы - граждане России". УМК "Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов:
Недилько Ольга Владимировна.
2016 год
Тема урока: «Мы - граждане России»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему человек должен соблюдать права и обязанности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России, презентация.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Оборудование: пословицы о Родине; репродукции картин русских художников, изображающие родную природу; политическая карта мира.
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты | Прозвенел уже звонок - Начинается урок. Сядем правильно сейчас, Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 2-3 минуты | - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Послушайте стихотворение М.Пляцковского «Родина одна» На свете много разных стран, Но есть одна страна: От белых льдов до теплых рек Раскинулась она! На свете много разных стран, Но есть одна страна – Ее мы Родиной зовем А Родина – одна. - О чем пойдет сегодня разговор? - Все ли слова понятны? Есть ли в название темы слово, значение которого вы пока не можете объяснить? - Что бы вы хотели узнать о Родине? - Задумывались ли вы, ребята, над вопросом: что такое Родина? Надеюсь тема урока будет интересной и полезной для вас- поможет вам лучше определять свои действия и поступки. | Слушают стихотворение (Стихотворение читает ученица) (о Родине)
Слайд 1 «Мы граждане России» читают название слайда. Сегодня на уроке мы узнаем: кто такой гражданин России, какие права и обязанности есть у граждан. Называют тему урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3.. Постановка учебной задачи – 4-5 минут | Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?» А с чего, по-вашему, начинается Родина? Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге твоего дома. Родина- это место где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране, у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из таких маленьких уголков, и состоит наша общая Родина! Она носит красивое название ( Россия) Кто запомнил полное название страны? ( Российская Федерация) - Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает, как мать, от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине. | (ответы детей) Слайды 2 | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выведение информации. Логические – формулирование проблемы. |
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут Физминутка Работа в парах | -Я предлагаю сегодня поработать в группах. (Собери пословицы) -ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ. -ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА. -ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ – НИ СИЛ, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ. - Прочитайте пословицы, которые у вас получились. - Как вы понимаете пословицы? Россия- одно из самых крупных государств в мире. Как называется главный город России? (Москва - столица России) Почему Москва является столицей России? (Много, много лет назад Москва сплотила вокруг себя другие города. Самый большой город в России. Здесь работает президент, правительство, Государственная дума. Они решают важные государственные задачи. Россию называют многонациональным государством. Почему? (В России живут люди разных национальностей: русские, татары, мордва, чеченцы) Более 180 национальностей. А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне) У каждого народа есть свой родной язык, своя история, культура, обычаи. Что помогает нашим народам общаться между собой? (русский язык) Россияне - это одна большая дружная семья. У каждого государства есть свои символы. Что означает слово символ?( знак) Какие государственные символы вы знаете? Символы России Герб (эмблема) Флаг (триколор) Что означает это слово?(трехцветный) Что символизирует каждый цвет? Белый - чистоту Синий - верность Красный -отвагу Гимн- торжественная песня, прославляющая государство. Как должны вести себя люди, когда звучит гимн? (Слушаем 1 куплет, кто знает слова, может петь вместе с исполнителями.) А вы знаете, что пока звучал гимн, в России появился на свет новый человек. Он такой маленький, беспомощный, беззащитный. И с этого момента государство берет на себя обязанность- охранять его жизнь. У этого человека будет имя, отчество и фамилия - отличительный знак человека, его индивидуальность. Когда рождается ребенок, родители должны зарегистрировать его в специальном учреждении. (ЗАГСе) У каждого из вас есть документ, который подтверждает вашу индивидуальность. Как называется этот документ? (Свидетельство о рождении) Его хранят всю жизнь. Что записано в свидетельстве? ( Имя, Отчество, Фамилия ребенка, дата и место рождения, ФИО ваших родителей.) Регистрируя ребенка, родители, как бы представляют государству нового гражданина. Будучи гражданами России вы можете рассчитывать на заботу и поддержку со стороны государства. Это записано в главном законе страны, который называется Конституция. Конституция Как вы понимаете слово закон?(то что должны выполнять) Зачем нужны законы?( порядок) В главном законе указаны права, которые государство дает своему гражданину. Как вы понимаете слово права? (Вы появились на свет, уже воспользовались своим правом- на жизнь) Права- это правила поведения, которые регулирует отношения между людьми. Права- это то, что разрешено человеку. Иметь право- возможность совершать какие- то действия, возможность пользоваться чем-то очень нужным человеку) Работа в парах Сейчас мы узнаем, какие права есть у нас граждан России . Рассмотрите на листах схему «Мои права» и обсудите с соседом какое право изображено на рисунке. №1 право на мед. обслуживание.( помощь) В нашем государстве каждый имеет право лечится. Куда мы будем обращаться если возникли проблемы со здоровьем. (поликлиника, больница, скорая помощь) №2 право на жительство(жилье) Каждый имеет право жить там, где ему хочется) Государство строит дома. №3 Право на образование. 1 сентября вы все смогли воспользоваться этим правом. Каждый имеет право учится , в детском саду, школе, институте, и др. учебных заведениях. №4 Право на труд. Каждый человек имеет право выбрать профессию, которая нравится. Заниматься любым трудом и получать зарплату за свой труд. №5Право на отдых. Как государство позаботилось о том, чтобы люди могли хорошо отдыхать? (кинотеатры, театры, музеи, концертные залы, курорты, санатории, дома отдыха.) -Ты должен знать, какие права есть у тебя. Но не забывай, что права есть и у твоих мамы и папы, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей. Надо с уважением относится к окружающим тебя людям. Государство защищает наши права. Для этого у него есть милиция, суд, армия. | Правила работы в группе: 1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника. (ответы учеников) Работа с политической картой мира Слайд 3,4 Слайд 5 Все россияне знают государственный язык. Я ко всем наукам ключ имею И со всей Вселенною знаком- Это потому что я владею Русским всеохватным языком. (Читают наизусть дети) Слайд 6 У России величавой На гербе орел двуглавый. Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый Он России дух свободный.(Читают дети) лайд 7 ( фото младенца) Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 | Регулятивные: планирование, прогнозирование, Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление – 8-10 минут | В Конституции записаны не только права граждан. Работа по учебнику. Чтение статьи. Что кроме прав? Какая ваша главная обязанность? Прочитаем задание: объясните, как понимаете слова «Учится всегда пригодится». Поможет нам в этом иллюстрация | Слайд 14 ( обязанности) | |
7.Включение в систему знаний и повторение. 8-10 минут | - Работа с учебником - Прочитайте стихотворение С.Маршака «Кот и лодыри» (с.46-48) У: - Как вы думаете для чего нужно учиться? (ответы детей) У: - В сказках часто встречаются ситуации, когда нарушаются права сказочных героев. Подумайте и скажите, в какой сказке были нарушены права: - на жительство? («Лиса и заяц», «Теремок») - на свободу? («Чипполино», «Гуси-лебеди») | 1 | Регулятивные: Выбор основания для сравнения и классификации предметов. Личностные: целеполагание |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты. | У: - Как называется наша страна? (ответы учеников) У: - Как называется главный город России? (ответы учеников) У: - Как называется человек, проживающий в России? (ответы учеников) У: - Как называется закон, в котором прописаны права и обязанности граждан? (ответы учеников) У: - Какие права граждан вы запомнили? (ответы учеников) Где записаны права и обязанности граждан РФ? (Конституция) Что такое Конституция? (закон) С какими правами познакомились? Какая ваша главная обязанность? -На какой вопрос вы должны были ответить в конце урока?
| Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные:смыслообразование. |
9. Оценка деятельности на уроке-1 2 минуты | Слайд 15 | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности. | Личностные: самоопределение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ. ...
урок окружающего мира "Мы - граждане России" 2 класс программа Школа XXI века
урок окружающего мира, конспект и анализ урока по ФГОС...
Конспект урока по окружающему миру Проект "Города России" " (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России;Планируемые результатыПредметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:принимать и...
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» ( 3 класс УМК «Школа России»)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России» Цели деятельности учителя: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечате...
Конспект окружающего мира «Мы- граждане России» ( 4 класс УМК "Школа России")
Тема урока «Мы- граждане России» Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: сформировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову &laqu...
Урок окружающего мира "Мы граждане России", 4 класс
На уроке используются инструменты формирующего оценивания: "Звездный пересказ", "Пересказ одним предложением", "Карта понятий", "Самооценочный лист", "Синк...
Урок по окружающему миру "Мы-граждане России"
Цель урока: • формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и Правительстве РФ....