Урок окружающего мира по программе А.А.Плешакова 3 класс УМК «Школа России».Тема:"Разнообразие растений".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- уметь различать группы растений по их существенным признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок -поиск в 3 классе по теме:"Разнообразие растений". | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
по программе А.А.Плешакова
3 класс
УМК «Школа России»
Составитель:
Чухлебова Татьяна Владимировна,
учитель МКОУ Скнаровской оош
с. Скнаровка Кантемировского района
Воронежской области
3 класс
Урок окружающего мира с применением
мультимедийного оборудования.
Тема: Разнообразие растений.
Тип урока: Урок-поиск
Технологии обучения: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- уметь различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- умение составлять план работы и работать по нему;
- умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать с информацией в малых группах;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Методы обучения на уроке: методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку:, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Мультимедийный проектор, экран, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», карточки-кроссворды, карточка-светофор.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и присели.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я
.Сообщения синоптиков
Учитель: Как всегда в начале урока сообщение синоптиков. Пожалуйста, дежурные сообщите прогноз погоды на сегодняшний день.
ученик: Сегодня пасмурно (ясно), температура воздуха -+3 градуса, осадков нет (есть) ветер слабый (сильный).
II.Проверка домашнего задания.
1. Вопросы и задания.
- Что такое почва?
- Какой состав имеет почва?
- Докажите, что в почве есть воздух.
- Какие живые существа есть в почве?
- Как образуется почва?
- Охрана почвы.
2. Итог по проверке домашнего задания.
Кроссворд. ( Слайд 2)
- Слой земли, на котором растут растения.
- Одна из составных частей почвы
- Вещество, повышающее плодородие почвы.
- основное свойство почвы.
III. Подготовка к восприятию новой темы.
На какие две группы можно разделить всю природу? (живую и неживую) (слайд 3)
На какие царства можно разделить всю живую природу? (слайд 4
Почему мы их относим к живой природе ? (слайд 5) Какая наука изучает живую природу? (слайд 6) А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку. ( Слайд 7)
IV. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. – Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений. (Слайд 8)
Давайте подумаем, почему так говорят? Растения – зелёная одежда Земли.( Слайд 9).
Давайте вспомним, какие части растений вы знаете?
V.Распознавание частей растений. (Слайд 10)
Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.
Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.
Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.
Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.
Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.
. Вопросы «Верите ли вы?»
№ п/п | Верите ли вы? | В начале урока | В конце урока |
1 | …что водоросли появились раньше других растений? | ||
2 | …что водоросли не имеют корней и стеблей? | ||
3 | …что у мха есть только стебель и листья? | ||
4 | …что мох может служить в качестве топлива? | ||
5 | …что папоротники когда-то были деревьями? | ||
6 | … что папоротники не имеют цветов? | ||
7 | …что хвойные растения размножаются семенами? | ||
8 | …что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет? | ||
9 | …что на Земле больше всего цветковых растений? | ||
10 | …что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде? |
VI. Объяснение нового материала.
- Будем рассматривать каждую группу по следующему плану:
(Открывается план)
- среда обитания;
- строение растения;
- размножение; представители
1.Цветковые растения
Учитель. - Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.
Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. ( Слайд 11)
Работа со слайдом.
- Сообщение Скнарина Вани Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые- культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым.
- (демонстрируются гербарии, рисунки, комнатные цветковые растения)
2.Хвойные растения.
Другая группа растений – хвойные растения.
Какие растения относятся к этой группе? (слайд 12, 13 ,14)
Что общего между цветковыми растениями и хвойными? Чем они различаются? Сообщение Покусаевой Марины
Сосны и другие хвойные деревья появились 300 миллионов лет назад.
У хвойных растений есть корень, стебель, плод с семенами.
Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений:
Сосна.
– Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, так как запах сосны убивает всех микробов.
Можжевельник.
– Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год - серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.
Ель.
У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.
3. Папоротники. (Слайд15, )
Сообщение Зинченко Даши
Папоротник.
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.
Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.
По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.
Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.
Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.
Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.
Физминутка для глаз (слайд16)
4. Мхи. ( Слайд 17,)
Сообщение Порубаевой Юли)
МХИ
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.
На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.
Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.
Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.
Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.
5. Водоросли. (слайд 18)
Сообщение Агаболян Саносар
Водоросли.
Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.
У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)
Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.
По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.
Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.
Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста
Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.
7. Закрепление изученного.
Работа группой.(заполнение таблицы)
-Работа с гербарием.
-Работа по карточкам (Найди ошибки)
-Заполнение схемы.(слайд 19-20)
-Задания на внимание (слайд 21-22)
8. Это интересно.
Растения – хищники. ( Слайд 24)
Кувшинка - одно из интереснейших растений Краснодарского края, встретить которое можно в светлых горных лесах на небольшой высоте. Кирказон (кувшинка) цветёт в начале мая. Под небольшими округлыми листочками, похожими на листья настурции, появляются небольшие и порой незаметные, но удивительные по своей красоте цветы. Причудливо изогнутый, будто волшебный кувшинчик с нектаром, цветок кажется сотканным из драгоценного бархата - тёмно-красного, почти чёрного в обрамлении (такими бывают чёрные розы) и яркого, золотисто-жёлтого к центру. Доверчивое насекомое, привлечённое яркими красками и тонким ароматом, попадает в ловушку из тончайших, но жёстких ворсинок, направленных так, что, попав в горлышко "кувшинчика", есть только один путь - всё дальше и дальше вглубь - и невозможно выбраться обратно. Каждый кувшинчик наполнен жидкостью, и насекомое попадает в жидкость и тонет.
Растение - паразит. (Слайд 25-26)
Омела – вечнозелёный шарообразный ветвистый кустарник, растущих на ветвях многих лиственных растений (дуб, тополь, бук, яблоня). Она питается соком дерева. На котором растёт.Паразитирует высоко в кронах деревьях.
Опасные растения.)
Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. На берегу нашей реки Нечепсухи произрастает в больших количествах. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.
. Растения – рекордсмены.(слайд 27)
Водоросли: ( Слайд 28)
- Самые древние растения на Земле.
- Учёные утверждают, что водоросли появились более 500 миллионов лет тому назад.
Эвкалипт: ( Слайд 29)
• Одно из самых высоких деревьев, растущих в Краснодарском крае.
• Высота дерева достигает 100 метров.
Ряска: ( Слайд 30)
- Одно из самых маленьких растений.
- На ногте ребёнка может поместиться 1-2 таких растений.
Самшит: (Слайд 31)
- Самое твёрдое дерево на Земле.
- Его древесина столь прочна, что может сравниться с железом. Топор при ударе о такое дерево тупится, отскакивая от ствола.
- Растёт на склонах горы Фишт (Краснодарский край)
Бамбук: ( Слайд 32)
- Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае.
- За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась до облаков.
Тыква: (Слайд 33)
- Самый крупный плод.
- Вес достигает более 90 килограммов.
9.Беседа о влиянии деятельности человека на растения.
- Учитель: Природу надо не только любить и изучать, но и оберегать и охранять, те растения, которых осталось очень мало или они редко встречаются занесены в Красную книгу.
- - Каждый из вас слышал о ней, но не каждый из вас знает ее историю.
- - В 1948 году в небольшом городке недалеко от Парижа на международной конференции был организован международный союз охраны природы и природных ресурсов.
- - Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.
- - Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили и животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
- Учитель: А как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей, зеленой
- Красная книга, почему она красная. Красный цвет предупреждает нас – СТОЙ! Остановись,
(Сценка «Туристы на природе»)
Туристы на природе.
Ах, до чего ж за городом приятно и красиво!
От свежего воздуха кружиться голова.
В одной авоське колбаса, в другой авоське чипсы.
Вокруг растут березы и прочие дрова.
Васек, иди-ка дерево спили, да на поленья поруби.
Сейчас костерчик разведем, да картошки напечем.
Вруби-ка, Серый, громче маг, ты, Птаха, отступи на шаг
Соорудим здесь костерок. Все окей, все будет спок!
Забудьте все – то был мираж! Продолжается кураж!
И пошла у них работа: Там березу рубит кто-то,
Кто-то хворост собирает, да в костер его таскает.
Девочки цветы срывают, да букеты составляют.
Ну, а музыка орет – всех зверей испуг берет.
Вот на этот шум и гам Леший к ним явился сам.
Это что за тарарам? На вас глядеть-то, стыд и срам!
Захламили всю елань, бардак кругом, ты только глянь.
Все- то вы здесь истоптали, растений сколько изломали.
Вас разве в школе не учили? И дома вам не говорили?
Природу нужно уважать, беречь, любить и охранять.
В лесу у нас свои законы. А вам, друзья, они знакомы?
-Обсуждение сценки.
-Задание на внимание.Прочитать слова М.М. Пришвина
- I ряд - Лнюбнинте –н
- II ряд – изкучкайкте – к
- III ряд – париароадау – а
- IV ряд – руодунуого - у
- края!
(Любите и изучайте природу родного края.)
10 . Итог урока. (слайд 34)
- Откройте тетради и найдите тему «Разнообразие растений». Определите по картинкам и подпишите, к какой группе относятся эти растения.
2. Тест «ОТЛИЧНО»
1. Наука о растениях называется
Я) биология
Е) зоология
О) ботаника
2. Какое из растений является хвойным?
Т) ель
Д) папоротник
Б) ландыш
3. Какая группа растений дает человеку торф?
М) папоротники
Н) водоросли
Л) мхи
4. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?
Е) углекислый газ
И) кислород
Ю) азот
5. Какие растения являются жителями воды?
Ш) мхи
Щ) цветковые растения
Ч) водоросли
6. Какая группа растений имеет красивые листья, похожие на большие перья?
М) хвойные растения
Н) папоротники
Л) цветковые растения
7. Какая группа растений самая многочисленная?
А) мхи
О) цветковые растения
Я) папоротники
11. . Домашнее задание.
- с.59-64 (прочитать)
- найти картинки представителей разных групп растений
- рассказ о любом растении, живущем на Земле
- узнать, какие растения нашего района занесены в Красную книгу
- поразмышлять, а что нужно сделать так, чтобы такое разнообразие растений сохранялось и не исчезало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 3 класс УМК «Школа России» Тема «Разнообразие растений»
Цель: изучить сходство и различие групп растенийЗадачи: 1) познакомить учащихся с группами растений и их признаками;2) учить наблюдать...
Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»
Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».
Пояснительная записка к уроку окружающий мир по теме: «Дикие и домашние животные» Учебные пособия:Плешаков А.А. Учебник для 2-го класса, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2011Цель урока:...
Технологическая карта урока по русскому языку в 3-А классе «УМК «Школа России». Тема: «Имя прилагательное».
Цель: определение роли имён прилагательных в речи.Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Работа над лексическим значением слова»Ресурсы урока: учебник, раб...
Методическая разработка урока. Окружающий мир 3 класс. УМК "Школа России". Тема "Разнообразие веществ".
Урок относится к проблемно - развивающему типу. При изучении темы на уроке используется электронное приложение (ЭП) к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 3 класс часть 1"....
Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК "Школа России" Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков"
Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков".Класс: 2, УМК «Школа России»Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: т...
Окружающий мир. Плешаков А.А. 2 класс. УМК " Школа России".Тема "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"
Открытый урок по окружающему миру. 2 класс "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"...