Окружающий мир. Плешаков А.А. 2 класс. УМК " Школа России".Тема "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Открытый урок по окружающему миру. 2 класс "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по окружающему миру. 2 класс | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ лицей №4
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
2 – А класс
учитель начальных классов
Пикалова А. В.
Тема: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.
Цель: обобщить у учащихся представления о зимних изменениях в природе.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
предметные:
обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; вести наблюдения в природе.
метапредметные:
регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
познавательные УДД : устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.
коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.
личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Оборудование: презентация урока в электронном варианте, наглядность на доске, бумажные снежинки, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Я хочу начать урок со слов Виталия Бианки:
«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире! ».
2. Самоопределение к деятельности.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете из стихотворения.
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала-
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла как пеленкой,
Запушила снежным пухом -
Стало всюду пусто глухо.
Не звенит река волною
Под одеждой ледяною;
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
- О каком времени года это стихотворение? (о зиме)
- Правильно! Молодцы!
- Тема нашего урока: «В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой». (слайд 1)
- Ребята, мы отправимся с вами на экскурсию в зимний лес и узнаем, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением зимы. Будьте очень внимательны! Мы узнаем с вами много нового и интересного. (слайд 2)
3. Работа по теме урока.
Игра «Приметы зимы»
На доске слайды с изображением зимы. (слайд 3)
Класс делится на три команды (по рядам).
Команды по очереди называют приметы зимы. Повторяться нельзя! (Гололедица, снег, метель, мороз, снегопад, изморозь, похолодание, уменьшение продолжительности дня) .
(В помощь картинки или слайды зимы)
Неживая природа зимой.
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.
Сообщение о снежинках
(видео «Как растет снежинка)
-Знаете ли вы, сколько зимних месяцев?
-Кто может их назвать по порядку?
Декабрь «Ветрозим» - месяц долгих ночей и морозных узоров на стекле. (слайд 4)
Январь «Студень» - самый холодный и ветреный месяц в году. (слайд 5)
Февраль «Лютый» - месяц снегопадов, злых вьюг и первых оттепелей.
(слайд 6)
- Как вы думаете, когда наступает зима?
По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы 22декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом, дни становятся короткими и холодными.
- Рассмотрите картинки. Скажите, какие явления в неживой природе происходят зимой? (снегопад, изморозь, гололедица) (слайд 7)
- А еще какие природные явления вы знаете? (метель, вьюга) (слайд 8) (оттепель слайд 9)
Видеоряд о зимних явлениях (приложение к учебнику)
- Знаете ли вы народные приметы?
Народные приметы (слайды)
1. Синица к избе – зима на дворе. (слайд 10)
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. (слайд 11)
Игра «Найди лишнее»
- Найдите те явления, которых зимой не бывает. (работа в парах)
(Гололедица, потепление, снег, метель, набухание почек, мороз, снегопад, таяние снега, изморозь, похолодание).
4. Физкультминутка.
- Давайте отдохнем. Тихо встаньте около парт.
- Здравствуй, зимушка-зима! (кланяемся)
- Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
- Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
- Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
- Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
- И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
- Тихонько сядьте.
5. Продолжение работы по теме урока.
Зимняя жизнь растений.
- А сейчас мы поговорим, как зима отразилась на жизни растений и животных.
- На какие группы, делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы).
- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные)
- Сравните лиственные и хвойные деревья.
- Сделайте вывод, как они зимуют?
Лиственные растения еще осенью сбросили листья. На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных деревьев зимуют с зелеными листьями.
- Какую роль выполняет снег для растений?
Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает и корни растений и не дает им замерзнуть. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.
- Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов.
- Как зимуют деревья? (слайд 12)
- Как зимуют кустарники и травы? (слайд 13)
- Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными.
- Как вы думаете, почему они не замерзают?
Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче перенести зимние морозы. (слайд 14)
- О какой связи можно здесь сказать?
Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не видим живых листьев, цветков, почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих тысячелетий растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.
Зимняя жизнь животных.
В лесу можно встретить не только растения, но и различных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой?
Сообщения о животных.
Пофантазируйте. Кого вы могли увидеть в зимнем лесу?
- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами. А о ком будет первое сообщение, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.
Отгадайте загадки
а) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе.
Орешки я грызу. (Белка)
б) У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
в) Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
г) За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
(Дети выходят по очереди и делают сообщения)
- Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа?
Жизнь птиц зимой.
Давайте еще поговорим о птицах.
- Назовите птиц, которых можно встретить зимой у нас?
- Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?
- Почему птицы улетают в теплые края?
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
- Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, дятел, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона).
- Чем человек может помочь птицам в зимнее время года? (слайд 15)
Стихотворение «Покормите птиц зимой» (слайд 16)
6. Физкультминутка «Веселый снеговик» (слайд 17)
7. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на 133 странице.
- Справа на картинке вы видите животных, а слева их следы. Нужно определить, где чьи следы. (работа в парах - дети соединяют животное и его следы)
- Давайте проверим. (слайд 18)
8. Рефлексия.
Игра «Звездный час».
За правильный ответ ученику дается снежинка.
1) В какое время года спит медведь?
2) Назовите зимние месяцы.
3) Как называется обильное выпадение снега?
4) Назовите птиц, которых можно увидеть зимой?
5) Каких животных увидеть в это время года нельзя?
6) Как называется корка льда на дороге?
7) Как белки готовятся к зиме?
- Поднимите снежинки.
- Посмотрите, что у нас с вами получилось! (Снегопад)
Тест.
- Перед вами лежат листочки. Возьмите их в руки.
- Сейчас я вам буду задавать вопросы, если вы согласны с моим утверждение, то ставим плюс плюс, а если не согласны, то минус.
1. Еж зимой впадает в спячку. +
2. Зимой набухают почки. -
3. Ноябрь – зимний месяц. -
4. Грачи улетают на юг. +
5. Зимой можно увидеть ласточку. -
6. Декабрь, январь и февраль – зимние месяцы. +
7. Барсук зимой впадает в спячку. +
- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы, справились с заданием! (слайд 19)
9. Подведение итогов урока.
- О каком времени года мы говорили сегодня на уроке?
- Назовите приметы зимы.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?
Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.
- А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой?
- Вы все замечательно потрудились. Вы все молодцы! Выполнили много заданий. Эмоциональная оценка деятельности каждого учащегося.
Домашнее задание.
- Прочитать статью в учебнике с.130-137. Подготовить сообщение о зимующих птицах (на выбор).
- Сделать рисунки на тему: «Следы, которые я видел по дороге в школу и обратно». (Проверка наблюдательности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."
Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе(УМК "Школы России"). Тема: Зимние изменения в неживой природе. Заочная экскурсия.
Презентация иллюстрирует зимние изменения в неживой природе. Её можно показывать и в том случае, если реальная экскурсия невозможна по каким-либо причинам. Использован текст учебника, который проиллюс...
Окружающий мир 2-й класс. УМК: «Школа России». Тема: "Живая и неживая природа"
Пояснительная записка по уроку.Учебный предмет: Окружающий мир 2-й класс.УМК: «Школа России».Учебник: Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ А.А.Плешаков. –...
Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"
Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край"....
Урок-экскурсия во 2 классе по теме "Осенние изменения в неживой и живой природе"
Урок-экскурсия во 2 классеТема "Осенние изменения в неживой и живой природе"...
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...
"Неживая и живая природа зимой"
Метод/разработка +презентация к уроку...