№ | Деятельность учителя. Использование слайдов презентации |
1. | Мотивация к учебной деятельности.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Учебник, ручка, карандаш?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь! |
2.
| Актуализация знаний и пробное учебное действие
- На какие две группы можно разделить всю природу? (слайд 2)
- На какие царства можно разделить всю живую природу? (слайд 3)
- А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку (слайд 4)
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений. (Слайд 5)
- Давайте подумаем, почему так говорят? Растения – зелёная одежда Земли.( Слайд 6)
- Куда бы вы не пошли, везде окажетесь в окружении растений. Над головами шумят кроны деревьев, на клумбах радуют нас своим разнообразием цветы, вдоль берега реки, пруда или озера тоже растения.
- А кто из вас знает, как называется наука, которая изучает только растения.
- Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоят растения? (слайд 8)
Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.
Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.
Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.
Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.
Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения. |
3. | Выявление места и причины затруднения
- Не случайно мы вспомнили части растений, так как сегодня мы узнаем о растениях много нового. Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Попробуйте догадаться, на какие? (слайд 9)
- Посмотрите, сколько разных групп растений. Попробуйте сформулировать тему урока – о чем мы будем сегодня говорить?
- Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений (щелчок по заголовку «На какие…»). А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений?
- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Одному это сделать сложно, поэтому мы разделились на группы и вместе решим эту проблему.
|
4. | Построение проекта выхода из затруднения.
- Каждая группа получит текст и задание к нему. А еще обратите внимание на наш стол с растениями. Каждая группа выберет для себя те растения, которые им подходят. У каждой группы на столе таблица. Пожалуйста, заполните ее.
- Напомним правила работы в группе.
|
5. | Реализация построенного проекта.
Работа в группах.
Презентация групп
- Каждое растение – это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
Заполнение таблицы.
| Корень
| Стебель
| Лист
| Цветок
| Плоды и семена
| Водоросли
|
|
|
|
|
| Мхи
|
|
|
|
|
| Папоротники
|
|
|
|
|
| Хвойные
|
|
|
|
|
| Цветковые
|
|
|
|
|
|
|
6. | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Выбери лишнее растение.Почему именно это растение? Слайд12.
|
7. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Слайд 13. Решим кроссворд. |
8. | Включение в систему знаний и повторение.
Это интересно.
Растения – хищники Кувшинка - одно из интереснейших растений Краснодарского края, встретить которое можно в светлых горных лесах на небольшой высоте. Кирказон (кувшинка) цветёт в начале мая. Под небольшими округлыми листочками, похожими на листья настурции, появляются небольшие и порой незаметные, но удивительные по своей красоте цветы. Причудливо изогнутый, будто волшебный кувшинчик с нектаром, цветок кажется сотканным из драгоценного бархата - тёмно-красного, почти чёрного в обрамлении (такими бывают чёрные розы) и яркого, золотисто-жёлтого к центру. Доверчивое насекомое, привлечённое яркими красками и тонким ароматом, попадает в ловушку из тончайших, но жёстких ворсинок, направленных так, что, попав в горлышко "кувшинчика", есть только один путь - всё дальше и дальше вглубь - и невозможно выбраться обратно. Каждый кувшинчик наполнен жидкостью, и насекомое попадает в жидкость и тонет.
Растение - паразит.
Омела – вечнозелёный шарообразный ветвистый кустарник, растущих на ветвях многих лиственных растений (дуб, тополь, бук, яблоня). Она питается соком дерева. На котором растёт.Паразитирует высоко в кронах деревьях.
Опасные растения.
Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. На берегу нашей реки Нечепсухи произрастает в больших количествах. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.
Растения – рекордсмены.
Водоросли:
- Самые древние растения на Земле.
- Учёные утверждают, что водоросли появились более 500 миллионов лет тому назад.
Эвкалипт:
• Одно из самых высоких деревьев, растущих в Краснодарском крае.
• Высота дерева достигает 100 метров.
Ряска:
- Одно из самых маленьких растений.
- На ногте ребёнка может поместиться 1-2 таких растений.
Самшит:
- Самое твёрдое дерево на Земле.
- Его древесина столь прочна, что может сравниться с железом. Топор при ударе о такое дерево тупится, отскакивая от ствола.
Бамбук:
- Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае.
- За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась до облаков
Тыква:
- Самый крупный плод.
- Вес достигает более 90 килограммов.
|
8. | Рефлексия учебной деятельности.
- По какой науке мы путешествовали?
- О чём эта наука?
- На какие группы разделили ученые растения?
- Чем они руководствовались?
- Какие растения вас удивили?
- А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
- Что было самым трудным?
- А что больше всего понравилось делать?
- Что помогало вам справиться с заданиями?
- Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
|
| Домашнее задание.
|