Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Горохова Сардаана Дмитрьевна

Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okr_mir_3_klass.docx80.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС

для УМК образовательной системы «ШКОЛА 2100…»

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской учебной  программы «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, А.С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2009 г.),  учебнику  «Окружающий мир. Обитатели Земли», 3 класс (А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В.Бурский,  А.С. Раутиан,  - М.: Баласс, 2013). 

Рабочая программа включает разделы:

  • пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 3 класс, список  рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • тематическое планирование, раскрывающее  основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;  
  • календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля.

Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Общая характеристика учебного предмета

        Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. 

Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -  при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

Как же сформировать у ребенка целостную картину мира?  Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир  и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка)объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.

Мы же ставим перед собой следующую задачу  - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.

Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно- познавательных и жизненных задач.

 Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

 

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

                                                                                                               3-4-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Содержание учебного предмета

3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч) Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.  Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (11 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч). Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра  точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (6 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства  Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица  Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Календарно-тематическое планирование

ЧАСТЬ 1. ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ – 34 ЧАСА

№ п/п

Тема  урока.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Формирование УУД - универсальных учебных действий.

Кол-во час.

Факт дата

Дата выполнения

1. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ- 4 часа

1

Тела и вещества

Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы и тела в природе

Знать:

-        что такое тело, при родное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия;

-        роль Солнца как
главного источника
тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле.
Уметь:

-        применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;

-        различать твердые тела, жидкости и газы;

-        пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения

 воды,

 льда и пара

1

2

Из чего состоит вещество.

Вещество состоит из частиц. Атомы и молекулы - мельчайшие частицы вещества. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ

1

3

Что такое энергия.

Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловлен

ные действием энергии

1

Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
  • составлять план действий при отработке способа;
  • сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.

Познавательные:

  • выполнять анализ;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • учиться подтверждать аргументы фактами;
  • прогнозировать последствия коллективных решений;
  • организовывать учебное взаимодействие  в группе.

4

Превращение энергии

Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Энергия и вещество

1

2.ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ - 6 час

5

Где обитают живые организмы.

Человек и его связь с природой. Связь человека с компонентами природы. Оболочки Земли. Воздушная. Водная и каменная оболочки. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Живые и неживые компоненты биосферы

Знать:

-        что такое биосфера;

-        начальные сведения о круговороте веществ;

-        значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
Уметь:

-        приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

-        выделять звенья
круговорота веществ;

-        классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ

Знать:

- что такое биосфера;

- начальные сведения о круговороте веществ;

- значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.

Уметь:

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- выделять звенья круговорота веществ;

- классифицировать

живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ.

Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
  • составлять план действий при отработке способа;
  • сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки
  • в диалоге с учителем  вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.
  • преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую  ( в виде текста, таблицы, схемы).

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • прогнозировать последствия коллективных решений;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе.

1

6

Большой круговорот веществ.

Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий -следствие большого круговорота веществ в природе

Жизнь - участник круговорота веществ. Стабильность условий на поверхности Земли и согласованность компонентов природы - заслуга жизни

1

7

Живые участники круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения и их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные и их роль в ограничении числа растений. Грибы и

бактерии и их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Биосфера -единство живого и неживого

1

8

Обмен  веществ в организме.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Использование поглощенных веществ на обмен веществ, рост и размножение

1

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами

1

10

Повторение: «Оболочка планеты, охваченная жизнью».

1

3.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 9 часов

11

Жизнь экосистемы

Экологическая система -ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания

Знать:

-        основные компоненты экосистемы
(растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

-        об основных  экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;

-        что такое почва и
какова ее роль в плодородии.

Уметь:

-        выделять цепи питания в экосистемах;

- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  • сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки

Познавательные:

  • выполнять анализ;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • учиться подтверждать аргументы фактами;
  • прогнозировать последствия коллективных решений;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач.

1

12

Почва – важнейшая часть экосистемы

 

Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности. Их использование человеком

1

13

Экосистема озера

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера

1

14

Экосистема болота

Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики.

Самоосушение болота

1

15

Экосистема луга

Природные сообщества

родного края.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Насекомые-опылители и растения - пример взаимовыгодного сотрудничества. Животные лугов.

Дождевые черви и бактерии, их роль в почечном плодородии. Зарастание луга лесом

1

16

Лесные производители

 

Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Распространение семян растений (береза, дуб, малина)

1

17

Потребители и разрушители экосистемы леса

Значение лесных животных.

Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ

1

18

Экосистема поля  

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить раны?

1

19

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Сезонная жизнь крестьян. Животные полей. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями

1

Раздел 4. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ - 11 часов

(ПОВТОРЕНИЕ – 2 ЧАСА)

20

Растения  производители

Растения и их роль на Земле. Освоение суши. Главное достоинство суши - обилие света. Сплошное распространение растений - зеленый покров планеты. Главный

недостаток суши - не-

хватка воды и высыхание. Появление побега у высших растений и освоение вертикали в воздушной среде. Стебель, лист, корень - основные органы высших растений. Семя и его роль. Плод. Цветок - орган размножения

Знать основные группы растений (хвойные, цветковые).

Уметь:

-        проводить наблюдения за растениями
и животными;

-        объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  • сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.

Познавательные:

  • выполнять анализ;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • учиться подтверждать аргументы фактами;
  • прогнозировать последствия коллективных решений;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;
  • признает важность учёбы и понимания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия;
  • проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов.

1

21

Животные маленькие и большие

Животные и их роль на Земле. Появление одноклеточных и многоклеточных животных. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Первый скелет

Знать:

 животные бывают одноклеточными и многоклеточными, что все они потребители; членистоногие – это насекомые, ракообразные и паукообразные, они имеют внешний скелет

Уметь:

Устанавливать главное отличие животных от растений; различать насекомых, ракообразных и паукообразных

1

22

Маленькие рыцари

Появление твердых покровов - защита от хищников. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Наружный скелет раков - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие

1

23

Первый шаг из моря на сушу

Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Позвоночные с внутренним скелетом - крупнейшие животные суши. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде

Знать:

позвоночные – животные с внутренним скелетом; рыбы – водные позвоночные с жаберным дыханием; земноводные – позвоночные, живущие и на земле, и в воде

Уметь:

объяснять особенности рыб и земноводных, позволяющие приспособиться к условиям жизни; называть рыб и земноводных нашего края.

1

24

На суше – как дома

Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела

Знать особенности пресмыкающихся

Уметь сравнивать понятия «холоднокровность» и «хладнокровие»; составлять правила безопасного поведения при встрече с гадюкой

1

25

Пернатые изобретатели

Птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособление к полету. Забота о потомстве у птиц. Мозг и органы чувств

Знать особенности строения и поведения птиц

Уметь:

устанавливать сходство и различие в размножении птиц и пресмыкающихся; называть птиц родного края (оседлых и перелетных); устанавливать особенности  наземных, околоводных и хищных птиц

1

26

Наши братья

Звери - животные с постоянной температурой тела. Звери. Забота о потомстве у зверей. Мозг и органы чувств

Знать:

млекопитающие – наши ближайшие родственники

Уметь:

называть особенности среды обитания, питания, строения млекопитающих; приводить примеры млекопитающих нашего края.

1

27

Осторожно: животные

Знать правила безопасного общения с животными

Уметь выполнять правила безопасного общения с животными

1

28

Прирождённые разрушители

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Грибы - разрушители древесины. Дрожжи - тоже грибы, их роль в изготовлении хлеба Съедобные грибы и их

взаимовыгодное сотрудничество с растениями (подберезовик и береза, подосиновик и осина)

Иметь понятие о грибах и бактериях, их роли в природе;

Уметь называть особенности строения, роста; значение для человека

1

29

Как нам жить в дружбе с природой

Человечество и освоение всех ролей в биосфере. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества

Знать:

роль человечества в биосфере; использование людьми круговорота для своих нужд; последствия разрушения круговорота веществ

Уметь

 Приводить примеры экологических нарушений в биосфере, жизни в согласии с природой - единственная стратегия для человечества

1

30

Как нам жить в дружбе с природой

1

31

Как нам жить в дружбе с природой

Уметь принимать участие в элементарной экологической деятельности

1

32

Как нам жить в дружбе с природой

1

33

34

Повторение

2

ИТОГО:

34 часа

ЧАСТЬ 2.  МОЁ ОТЕЧЕСТВО – 34 ЧАСА

№ п/п

Наименование раздела, темы

уроков.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Формирование УУД – универсальных учебных действий.

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Отправляемся в путешествие.

1. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА            4ч

2

Живая связь времён

Родословная человека.

Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество -связь времен

Знать понятия: родословное дерево,

Родина, государство,

общество, закон,

эра, христианство.

Уметь:

- строить свое родословное древо, вести счет времени по векам и эрам; - определять последовательность исторических событий

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • добывать новые знания: извлекать информацию

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

Личностные:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

3

Как считать время

Знакомство с понятием

историческое время. Представление о «реке времени». Исторический счет времени. Век и эра -точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении «христианская» эра. Первичные представления о христианстве

4

С чего начинается Родина

Наша Родина (дом, город,

родной край, страна). Общество, в котором мы живем. Образ государства. Государственная власть. Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государством

5

Память о прошлом

История моей Родины

История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России

2. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ    5ч

6-7

Как на Руси появилось государство

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племен. Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче

Знать понятия: ислам и христианство,

храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда. Уметь:

- ориентироваться в образной исторической карте;

- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам

отличать эпохи российской истории: времена Древней Руси;

- различать следы исторического прошлого в современной действительности

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  • сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки

Познавательные:

  • выполнять анализ;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • учиться подтверждать аргументы фактами;
  • прогнозировать последствия коллективных решений;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе.

8

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица

9

За землю Русскую!

Защита русской земли.

Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями.

«Ледовое побоище». Александр Невский

10

«Слово о погибели Русской земли»

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичное представление об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды

3. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА      6ч

11

От Древней Руси к единой России

Время создания Московского государства - время борьбы, жестокости и справедливости. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.

«Троица» Андрея Рублева. Освобождение от Ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван Ш. Государственный герб России - двуглавый орел. Московское государство -наследник Древней Руси

Знать понятия: вели

кий государь, царь.

Уметь:

- ориентироваться в образной исторической карте;

- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства; - различать следы исторического прошлого в современной

действительности

Познавательные:

  • Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
  • Делает выводы на основе обобщения знаний;
  • Понимает цель и осмысливает прочитанное;
  • Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

Регулятивные:

  • О определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
  • сверять свои действия с целью и исправлять свои ошибки

12

Земля и люди Московского государства.

Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства Москва

13

Москва златоглавая

Московский Кремль -памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного

14

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

Смутное время - угроза

распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

15

Повторение изученного материла.

Освобождение Москвы и спасение Отечества

16

Повторение изученного материла

4. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ  5ч

17

Пётр Великий

Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург

Знать понятия: император, чиновники, крепостное право. Уметь:

-        ориентироваться в образной исторической карте;

-        определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;

- различать следы исторического прошлого в современной действительности

Познавательные:

  • Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
  • Делает выводы на основе обобщения знаний;
  • Понимает цель и осмысливает прочитанное;
  • Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

Регулятивные:

  • Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
  • Работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;
  • Обращается к способу действия, оценивая свои возможности.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

18

Власть и народ в Российской империи

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины И. Великий русский полководец А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве

19

Как Россия у Европы «училась»

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». А. С. Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи

20

«Гроза двенадцатого года»

Отечественная война

1812 года - угроза существованию России

21

Император-освободитель

Бородинская битва.

Единство народа перед лицом врага. М. И. Кутузов

5. ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР     5ч

22-23

Россия в огне

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николой II. Революция 1917 года. В. И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование СССР

Знать понятия: революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР.

Уметь:

- ориентироваться в образной исторической карте;

-        определять последовательность исторических событий,
по некоторым от
дельным признакам
отличать эпохи российской истории:
времена советской
России и СССР;

-        различать следы

исторического прошлого в современной действительности

Регулятивные:

  • Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
  • Сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
  • Обращается к способу действия, оценивая свои возможности;

Познавательные:

  • Умеет с большей долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты;
  • Находит в справочниках, словарях необходимую информацию;
  • Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

Коммуникативные:

  • Умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;

24

«К светлому будущему»

Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистическая партия. Попытка строительства справедливого общества. Правление И. В. Сталина

25

«Вставай, страна огромная»

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом

26

«Через тернии к звездам»

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране

6. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ  8ч

27

Я – гражданин России.  

Понятия о гражданстве.

Права и обязанности граждан. Права ребенка

Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин. Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.

Уметь:

-        ориентироваться в образной исторической карте;

-        определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия

Регулятивные:

  • Определяет цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
  • Составляет план действий при отработке способа  действия;
  • Сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;

Познавательные:

  • Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи;
  • Выстраивает логическую цепь рассуждения;
  • Выполняет анализ

Коммуникативные:

  • Оформлять свои мысли в устной
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
  • Прогнозировать последствия коллективных решений;
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные:

  • Осознаёт себя гражданином России, объясняет, что связывает его с историей, культурой, судьбой народа России;
  • Способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них;
  • Осознаёт ответственность за произнесённое и написанное слово.

28

Власть народа

Что такое демократия?

Представления об избирательной системе

29

Кто в государстве самый главный.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная Дума -собрание избранных народом представителей, которое создает законы

30

Народы России

Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта.

Единство и равноправие всех народов России

31

Наш общий дом

Российская Федерация государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россия-

не - все граждане Российской Федерации

32

Как нам жить?

Достояние Российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и приумножение культурных богатств России

33

Повторение и обобщение изученного

34

Контрольная работа

ИТОГО:

ВСЕГО:

34 часа

68 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...