Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okr_mir_3_klass.docx | 80.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС
для УМК образовательной системы «ШКОЛА 2100…»
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской учебной программы «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, А.С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли», 3 класс (А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан, - М.: Баласс, 2013).
Рабочая программа включает разделы:
- пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 3 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
- тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
- календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля.
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка)объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.
Мы же ставим перед собой следующую задачу - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно- познавательных и жизненных задач.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
∙ развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
∙ освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
∙ воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3-4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Содержание учебного предмета
3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч) Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (11 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч). Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра − точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (6 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства − Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица − Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Календарно-тематическое планирование
ЧАСТЬ 1. ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ – 34 ЧАСА | |||||||||
№ п/п | Тема урока. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Формирование УУД - универсальных учебных действий. | Кол-во час. | Факт дата | Дата выполнения | ||
1. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ- 4 часа | |||||||||
1 | Тела и вещества | Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы и тела в природе | Знать: - что такое тело, при родное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия; - роль Солнца как - применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений; - различать твердые тела, жидкости и газы; - пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара | 1 | |||||
2 | Из чего состоит вещество. | Вещество состоит из частиц. Атомы и молекулы - мельчайшие частицы вещества. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ | 1 | ||||||
3 | Что такое энергия. | Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловлен ные действием энергии | |||||||
1 | |||||||||
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |||||||||
4 | Превращение энергии | Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Энергия и вещество | 1 | ||||||
2.ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ - 6 час | |||||||||
5 | Где обитают живые организмы. | Человек и его связь с природой. Связь человека с компонентами природы. Оболочки Земли. Воздушная. Водная и каменная оболочки. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Живые и неживые компоненты биосферы | Знать: - что такое биосфера; - начальные сведения о круговороте веществ; - значение кислорода для дыхания живых организмов и человека. - приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; - выделять звенья - классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ Знать: - что такое биосфера; - начальные сведения о круговороте веществ; - значение кислорода для дыхания живых организмов и человека. Уметь: - приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; - выделять звенья круговорота веществ; - классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 1 | ||||
6 | Большой круговорот веществ. | Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий -следствие большого круговорота веществ в природе Жизнь - участник круговорота веществ. Стабильность условий на поверхности Земли и согласованность компонентов природы - заслуга жизни | 1 | ||||||
7 | Живые участники круговорота веществ. | Участники круговорота веществ. Растения и их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные и их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии и их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Биосфера -единство живого и неживого | 1 | ||||||
8 | Обмен веществ в организме. | Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Использование поглощенных веществ на обмен веществ, рост и размножение | 1 | ||||||
9 | Как живые организмы запасают энергию Солнца. | Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами | 1 | ||||||
10 | Повторение: «Оболочка планеты, охваченная жизнью». | 1 |
3.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 9 часов | |||||||
11 | Жизнь экосистемы | Экологическая система -ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания | Знать: - основные компоненты экосистемы - об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике; - что такое почва и Уметь: - выделять цепи питания в экосистемах; - определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
| 1 | ||
12 | Почва – важнейшая часть экосистемы
| Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности. Их использование человеком | 1 | ||||
13 | Экосистема озера | Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера | 1 | ||||
14 | Экосистема болота | Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Самоосушение болота | 1 | ||||
15 | Экосистема луга | Природные сообщества родного края. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Насекомые-опылители и растения - пример взаимовыгодного сотрудничества. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почечном плодородии. Зарастание луга лесом | 1 | ||||
16 | Лесные производители
| Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Распространение семян растений (береза, дуб, малина) | 1 | ||||
17 | Потребители и разрушители экосистемы леса | Значение лесных животных. Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ | 1 | ||||
18 | Экосистема поля | Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить раны? | 1 | ||||
19 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема | Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Сезонная жизнь крестьян. Животные полей. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями | 1 |
Раздел 4. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ - 11 часов (ПОВТОРЕНИЕ – 2 ЧАСА) | ||||||||||
20 | Растения − производители | Растения и их роль на Земле. Освоение суши. Главное достоинство суши - обилие света. Сплошное распространение растений - зеленый покров планеты. Главный недостаток суши - не- хватка воды и высыхание. Появление побега у высших растений и освоение вертикали в воздушной среде. Стебель, лист, корень - основные органы высших растений. Семя и его роль. Плод. Цветок - орган размножения | Знать основные группы растений (хвойные, цветковые). Уметь: - проводить наблюдения за растениями - объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
| 1 | |||||
21 | Животные маленькие и большие | Животные и их роль на Земле. Появление одноклеточных и многоклеточных животных. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Первый скелет | Знать: животные бывают одноклеточными и многоклеточными, что все они потребители; членистоногие – это насекомые, ракообразные и паукообразные, они имеют внешний скелет Уметь: Устанавливать главное отличие животных от растений; различать насекомых, ракообразных и паукообразных | 1 | ||||||
22 | Маленькие рыцари | Появление твердых покровов - защита от хищников. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Наружный скелет раков - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие | 1 | |||||||
23 | Первый шаг из моря на сушу | Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Позвоночные с внутренним скелетом - крупнейшие животные суши. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде | Знать: позвоночные – животные с внутренним скелетом; рыбы – водные позвоночные с жаберным дыханием; земноводные – позвоночные, живущие и на земле, и в воде Уметь: объяснять особенности рыб и земноводных, позволяющие приспособиться к условиям жизни; называть рыб и земноводных нашего края. | 1 | ||||||
24 | На суше – как дома | Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела | Знать особенности пресмыкающихся Уметь сравнивать понятия «холоднокровность» и «хладнокровие»; составлять правила безопасного поведения при встрече с гадюкой | 1 | ||||||
25 | Пернатые изобретатели | Птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособление к полету. Забота о потомстве у птиц. Мозг и органы чувств | Знать особенности строения и поведения птиц Уметь: устанавливать сходство и различие в размножении птиц и пресмыкающихся; называть птиц родного края (оседлых и перелетных); устанавливать особенности наземных, околоводных и хищных птиц | 1 | ||||||
26 | Наши братья | Звери - животные с постоянной температурой тела. Звери. Забота о потомстве у зверей. Мозг и органы чувств | Знать: млекопитающие – наши ближайшие родственники Уметь: называть особенности среды обитания, питания, строения млекопитающих; приводить примеры млекопитающих нашего края. | 1 | ||||||
27 | Осторожно: животные | Знать правила безопасного общения с животными Уметь выполнять правила безопасного общения с животными | 1 | |||||||
28 | Прирождённые разрушители | Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Грибы - разрушители древесины. Дрожжи - тоже грибы, их роль в изготовлении хлеба Съедобные грибы и их взаимовыгодное сотрудничество с растениями (подберезовик и береза, подосиновик и осина) | Иметь понятие о грибах и бактериях, их роли в природе; Уметь называть особенности строения, роста; значение для человека | 1 | ||||||
29 | Как нам жить в дружбе с природой | Человечество и освоение всех ролей в биосфере. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества | Знать: роль человечества в биосфере; использование людьми круговорота для своих нужд; последствия разрушения круговорота веществ Уметь Приводить примеры экологических нарушений в биосфере, жизни в согласии с природой - единственная стратегия для человечества | 1 | ||||||
30 | Как нам жить в дружбе с природой | 1 | ||||||||
31 | Как нам жить в дружбе с природой | Уметь принимать участие в элементарной экологической деятельности | 1 | |||||||
32 | Как нам жить в дружбе с природой | 1 | ||||||||
33 34 | Повторение | 2 | ||||||||
ИТОГО: | 34 часа | |||||||||
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО – 34 ЧАСА | ||||||||||
№ п/п | Наименование раздела, темы уроков. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Формирование УУД – универсальных учебных действий. | Кол-во часов | Дата | ||||
1 | Введение. Отправляемся в путешествие. | 1ч | ||||||||
1. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА 4ч |
2 | Живая связь времён | Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество -связь времен | Знать понятия: родословное дерево, Родина, государство, общество, закон, эра, христианство. Уметь: - строить свое родословное древо, вести счет времени по векам и эрам; - определять последовательность исторических событий | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения Личностные:
| 1ч | ||||
3 | Как считать время | Знакомство с понятием историческое время. Представление о «реке времени». Исторический счет времени. Век и эра -точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении «христианская» эра. Первичные представления о христианстве | 1ч | ||||||
4 | С чего начинается Родина | Наша Родина (дом, город, родной край, страна). Общество, в котором мы живем. Образ государства. Государственная власть. Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государством | 1ч | ||||||
5 | Память о прошлом | История моей Родины История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России | 1ч | ||||||
2. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ 5ч | |||||||||
6-7 | Как на Руси появилось государство | Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племен. Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче | Знать понятия: ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда. Уметь: - ориентироваться в образной исторической карте; - определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Древней Руси; - различать следы исторического прошлого в современной действительности | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 2ч | ||||
8 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь | Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица | 1ч | ||||||
9 | За землю Русскую! | Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский | 1ч | ||||||
10 | «Слово о погибели Русской земли» | Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичное представление об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды | 1ч | ||||||
3. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА 6ч | |||||||||
11 | От Древней Руси к единой России | Время создания Московского государства - время борьбы, жестокости и справедливости. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Освобождение от Ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван Ш. Государственный герб России - двуглавый орел. Московское государство -наследник Древней Руси | Знать понятия: вели кий государь, царь. Уметь: - ориентироваться в образной исторической карте; - определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства; - различать следы исторического прошлого в современной действительности | Познавательные:
Регулятивные:
| 1ч | ||||
12 | Земля и люди Московского государства. | Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства Москва | 1ч | ||||||
13 | Москва златоглавая | Московский Кремль -памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного | 1ч | ||||||
14 | «Хуже грозного царя только междуцарствие» | Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского | 1ч | ||||||
15 | Повторение изученного материла. | Освобождение Москвы и спасение Отечества | 1ч | ||||||
16 | Повторение изученного материла | 1ч | |||||||
4. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 5ч | |||||||||
17 | Пётр Великий | Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург | Знать понятия: император, чиновники, крепостное право. Уметь: - ориентироваться в образной исторической карте; - определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства; - различать следы исторического прошлого в современной действительности | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 1ч | ||||
18 | Власть и народ в Российской империи | Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины И. Великий русский полководец А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве | 1ч | ||||||
19 | Как Россия у Европы «училась» | Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». А. С. Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи | 1ч | ||||||
20 | «Гроза двенадцатого года» | Отечественная война 1812 года - угроза существованию России | 1ч | ||||||
21 | Император-освободитель | Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М. И. Кутузов | 1ч | ||||||
5. ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 5ч | |||||||||
22-23 | Россия в огне | Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николой II. Революция 1917 года. В. И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование СССР | Знать понятия: революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР. Уметь: - ориентироваться в образной исторической карте; - определять последовательность исторических событий, - различать следы исторического прошлого в современной действительности | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 2ч | ||||
24 | «К светлому будущему» | Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистическая партия. Попытка строительства справедливого общества. Правление И. В. Сталина | 1ч | ||||||
25 | «Вставай, страна огромная» | Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом | 1ч | ||||||
26 | «Через тернии к звездам» | Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране | 1ч | ||||||
6. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ 8ч | |||||||||
27 | Я – гражданин России. | Понятия о гражданстве. Права и обязанности граждан. Права ребенка | Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин. Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники. Уметь: - ориентироваться в образной исторической карте; - определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: современная Россия | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
| 1ч | ||||
28 | Власть народа | Что такое демократия? Представления об избирательной системе | 1ч | ||||||
29 | Кто в государстве самый главный. | Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная Дума -собрание избранных народом представителей, которое создает законы | 1ч | ||||||
30 | Народы России | Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта. Единство и равноправие всех народов России | 1ч | ||||||
31 | Наш общий дом | Российская Федерация государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россия- не - все граждане Российской Федерации | 1ч | ||||||
32 | Как нам жить? | Достояние Российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и приумножение культурных богатств России | 1ч | ||||||
33 | Повторение и обобщение изученного | 1ч | |||||||
34 | Контрольная работа | 1ч | |||||||
ИТОГО: ВСЕГО: | 34 часа 68 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...