Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование: "Окружающий мир. 1 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1klass_okruzhayushchiy.doc255 КБ

Предварительный просмотр:


                                                         Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс

1класс (2 часа в неделю)

№ урока

Дата

Тема урока

Методические приемы и содержание

Характеристика универсальных учебных действий (УУД)

Нас окружает удивительный мир (урок № 1)

1

Нас окружает удивительный

мир

Что такое окружающий мир.

Как можно объединить разные

предметы и объекты

окружающего мира

Речевая разминка. Закончи

предложение. Работа с иллюстративным материалом:  фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений, шедевров мировой архитектуры,

портретов великих людей и беседа "Что нас окружает"

Задания на классификацию

"Объединим предметы в группы",дидактическая игра "Назовем объекты природы". Выполнение заданий в рабочей тетради.

Понимать, что такое окружающий мир.

Понимать, что такое живая и неживая природа.

Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).

Называть и различать окружающие предметы и их признаки.

Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия.

Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).

Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).

Работать в малых группах (в парах).

Знакомимся друг с другом и со школой" (уроки № 2-4)

2

Давай познакомимся

Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я, он,

она, чем я, он, она люблю

(любит) заниматься, чем

особенно интересуюсь

(интересуется). Развитие речи:

составление описательного

рассказа по картинкам.

Речевая разминка. "Назови, кто? (что?) где находится?".

Рисование "Варежки".

Рассказывание "Расскажу вам о себе". Работа с иллюстративным материалом: "Придумаем детям имена", "Кто, чем занимается".

Логическое упражнение на

сравнение: "Сравним портреты двух девочек".

Знакомиться с одноклассниками (работа в парах).

Ориентироваться в школе (находить свой класс, свое место в классе).

Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их.

Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме.

Рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие.

Знать название своего села,  страны, столицы.

Знать полное имя, домашний адрес.

Определять время по часам с точностью до часа.

Описывать назначение различных школьных помещений.

Знать расположение помещений в школе. Ориентироваться в расположении помещений.

Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях, на улицах села.

Знать и понимать правила поведения на уроке.

Правильно пользоваться учебными принадлежностями.

Уметь слушать и слышать.

Уметь выражать свои мысли.

Уважать труд работников школы.

Оказывать посильную помощь взрослым.

Знать и соблюдать правила поведения в школе

Обсуждать значение правильной организации распорядка дня.

3- 4

Мы – школьники. Правила

поведения в школе

Какие помещения есть в

нашей школе? Для чего они

предназначаются?

Первоклассник должен знать

и выполнять правила

поведения в школе.

Речевая разминка.

Игра: "Кто быстрее назовет

школьные помещения".

Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения

"Первоклассник"(учебник, с. 12).Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, в раздевалке. Работа с текстом стихотворения "Первый урок"

"Родная природа. Сентябрь" (уроки № 5-7)

5

Сентябрь -первый месяц

осени

Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад,

состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках. Развитие умения наблюдать: замечать изменения в природе, определять причину и следствие отдельного явления, отвечать на вопросы по теме наблюдения.  Экскурсия в парк.

Рассматривание различных деревьев (цвета листьев, их формы), сравнение внешнего вида разных деревьев. Работа с иллюстративным материалом: сравнение наблюдений с пейзажами осеннего леса на фото и репродукциях.

Наблюдения за птицами.

Рассматривание паутинок и полетов лесных паучков. Речевая разминка: деревья и кустарники.

Различать объекты живой и неживой природы.

Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями.

Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий времена года.

Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер).

Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности  лиственных и хвойных деревьев.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений.

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени

Характеризовать поведение наблюдаемых животных.

Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку.

Объяснять различие между дикими и домашними животными.

Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять ее.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.

Получать информацию с помощью схем и рисунков.

Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений.

Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, черенков домашних растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради

Выбирать форму участия в проектной деятельности

Работать с таблицей.

Сравнивать и различать грибы, плоды разных растений.

Классифицировать объекты по разным признакам:

сравнение и описание внешнего вида грибов.

Работать с таблицей и текстом учебника.

Наблюдать за живой и неживой природой

6

Что нам осень подарила

Сад, огород, цветник осенью.

Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ

употребления в пищу, польза.

Развитие описательной речи,

умения составлять описательный рассказ. Речевая разминка: дидактическая игра "Что нам осень подарила" (с использованием натуральных объектов).

Работа с таблицами и текстом

учебника Ролевая игра: "Узнай по

описанию".Выполнение заданий в рабочей тетради.

7

Грибная пора

Формирование умения работать с таблицей. Богат осенний лес: грибы,

орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Формирование умения сравнивать и различать грибы, плоды разных растений. Формирование умения работать с таблицей.

Формирование умения

классифицировать объекты по разным признакам. Речевая разминка. Упражнения: сравнение и описание внешнего вида грибов

(подосиновик, лисички, белый, опята) и плодов разных кустарников и деревьев (орехи, рябина, брусника, калина).

Работа с таблицей и текстом учебника: календарь сбора грибов.

"Семья" (уроки № 8-9)

8

Семья

Что такое семья? Моя семья:

ее члены, их труд, семейные

обязанности.

Речевая разминка "Придумай,

как кого зовут". Рассказывание"Семья Миши" (по рисункам)

Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»?

Составлять небольшой рассказ о своей семье.

Рассказывать о своей маме; знать профессию мамы;

оказывать маме посильную помощь; читать потешки о маме.

Различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание).

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей.

Уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…».

Уметь выражать свои мысли.

Отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Рассказывать своих любимых занятиях.

Составлять словесный портрет членов семьи, друзей.

Подбирать фотографии родственников и устанавливать последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи).

Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга.

Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей,  самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду).

Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их.

Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки.

9

Любимые занятия

Чем любят заниматься члены

семьи в свободное время?

Театр, музеи, концерты,

загородные поездки –

любимый досуг многих семей.

Чтение книг и рассказывание

любимых сказок – часть

досуга.  Хозяйственный труд в семье.

"Моя семья".

Обсуждение  крылатого

выражения "Семья крепка

ладом". Работа с текстами

стихотворений "Простое слово" И. Мазнина и "Бабушка" Е. Трутневой (учебник, с. 24 –25).

Речевая разминка "Придумаем

имена". Дидактическая игра

"Узнай сказку по иллюстрации".Ролевая игра на выбранную детьми тему. Рассказывание"Люблю ли я кукольный театр?"

Дифференцированная работа:

чтение и обсуждение текста

"Труд людей" (уроки № 10 – 11)

10

Как из зерна получилась

булка

Народная мудрость гласит:

"Худ обед, когда хлеба нет".

Хлеб – главное богатство

людей. Для того чтобы хлеб

был в каждом доме, трудятся

люди разных профессий. Речевая разминка

"Хлебобулочные изделия".

Обсуждение поговорки "Худ

обед, когда хлеба нет". Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Различать особенности деятельности людей  разных профессий; кратко рассказывать на тему «Что делают в …».

Обсуждать поговорку "Худобед, когда хлеба нет".

Выполнять задания в рабочей тетради.

Контролировать свою деятельность

11

Человек и домашние животные

Домашние и дикие животные:

различия. Профессии людей,

ухаживающих за животными.

Как заботиться о домашних

животных. Речевая разминка "Кто больше назовет домашних животных?"

Решение проблемной ситуации: "Кого называют домашним животным?" (работа с иллюстративным материалом).

Выполнение заданий в рабочей тетради. Словесная дидактическая игра "Угадай, кто я?"

Объяснять различие между дикими и домашними животными.

Характеризовать поведение наблюдаемых животных.

Приводить примеры домашних животных.

Определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку.

Получать информацию с помощью схем и рисунков.

Выполнять задания  в рабочей тетради.

Самостоятельно проводить наблюдения за домашним животным (по плану в рабочей тетради).

Пользоваться схемами и рисунками для получения информации.

Середина осени"(уроки № 12 – 14)

12

Октябрь уж наступил

Лес (парк) изменился.

Листопад почти закончился.

Небо неприветливо, хмуро.

День пасмурный. Птиц мало.

Перелетные птицы, кроме

водоплавающих уже улетели

в теплые страны. Животные

укрылись в своих зимних

Экскурсия в парк (лес).

Наблюдения, какие изменения

произошли в парке (лесу);

закончился ли листопад, какого цвета небо, каких птиц можно встретить в парке (лесу). Какие из них перелетные, какие – оседлые. Поиск зимних убежищ животных: насекомых, белок,

ежей.

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

Проводить наблюдения за погодой, природой и фиксировать их в рабочей тетради.

Самостоятельно проводить наблюдения за растениями, домашним животным (по плану в рабочей тетради).

Пользоваться схемами и рисунками для получения информации.

Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей.

Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне; использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе.

Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях.

13

Птицы осенью

В октябре улетают дрозды,

скворцы, трясогузки. На

водоемах еще можно

встретить лебедей, гусей,

уток. Речевая разминка (по наблюдению): "Опиши птицу

так, чтобы ее можно было

узнать".Решение проблемной задачи. Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

14

Явления природы

Все, что происходит вокруг

нас в природе: дождь, снег,

град, туман, гроза и др. -

явления природы. Они зависят

от времени года, погоды,

особенностей той или иной

местности. Речевая разминка "Спрашивай –отвечай". Работа с иллюстративным материалом учебника – выделение характерных особенностей разных явлений природы. Дифференцированная работа.

"Наша Родина. Родной край"(уроки №15 — 16)

15

Где ты живёшь?

Мы живем в городе, поселке, селе.

Речевая разминка "Где ты живешь?"

Работа с иллюстративным

материалом учебника. Игра"Имя улицы" (игра с пиктограммами).

Выполнение заданий, помещенных в учебнике и рабочей тетради.

Речевая разминка "Спрашивай –отвечай".Игра «Мой адрес»

Составлять небольшой рассказ о своем селе.

Рассказывать рассказ о селе, в котором живешь.

Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своем домашнем адресе в случае необходимости.

16

Правила дорожного движения

Что такое дорога? Какие

правила нужно знать, чтобы

по дороге в школу не попасть

в беду? Наша дорога в школу

идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движения…Мы,  должны обязательно знать знаки ДД: "Движение пешеходов запрещено","Пешеходный переход",

"Велосипедная дорожка" и др.

Чтобы с пешеходом не случилось беды, он должен выполнять правила поведения на улицах, перекрестках,

дорогах. Речевая разминка "Спрашивай –отвечай".Моделирование "Улица города"Игра с пазлами "Знаки

дорожного движения".

Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах.

Анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения.

Воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом.

Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

Объяснять значение некоторых дорожных знаков.

"Труд людей"(уроки №17 -18)

17

Ты и вещи

 Кто делает разные вещи:

профессии людей. Умение

Речевая разминка: «Спрашивай– отвечай".классифицировать предметы

по заданному признаку.

Правила отношения к вещам и

окружающим предметам.

Понятия - антонимы: аккуратный-неаккуратный, бережливый – расточительный(небережливый). Игра на классификацию "К чему относятся эти предметы?"

Беседа по стихотворению

«Федорино горе» и работа с текстами учебника.

Дидактическая игра «Я -аккуратный».

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности.

Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.

Приводить примеры профессий людей.

Определять по рисункам и фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать какие профессии будут востребованы в будущем.

Работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием.

Рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

18

Кто работает ночью

Профессии людей, которые

работают ночью, значение их

труда для общества.

Речевая разминка "Кто что

делает"

Ролевая игра «Я работаю

ночью»

"Органы чувств человека"(уроки №19 -22)

19

Твои помощники – органы чувств

Что такое здоровье. Хорошее

состояние органов чувств –

показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Речевая разминка "Назови

предмет определенного цвета".Рассказ учителя с использованием

иллюстративного материала

«Что такое здоровье».

Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету».

Упражнения: демонстрация

правильной позы при чтении,

просмотре телевизора, приеме пищи.

Оценивать свое эмоциональное состояние и выполнять элементарные приемы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей.

Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать свое поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах.

Находить дополнительную информацию в учебнике.

Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности.

Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору)

Объяснять значение правильного питания.

Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения.

Составлять меню.

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Составлять рассказ о режиме дня.

Рассказывать  свой режим дня.

Уметь выражать свои мысли.

Участвовать в  дидактической игре на уроке.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

20

Правила гигиены

Правила охраны зрения, слуха, вкуса. Зачем нужны правила гигиены. Почему человек должен их соблюдать.

Уточнение понятий: аккуратный - неаккуратный, чистоплотный -нечистоплотный:   чистюля -грязнуля.

Речевая разминка "Назовем предметы гигиены"Работа с текстами и заданиями учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

21

О режиме дня

Что такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации

труда и отдыха. Понятия:

организованный –

неорганизованный.

Речевая разминка "Мой режим

дня"Упражнения с часами:

«Определи время на часах»,

«Закончи предложение».

Дидактическая игра «Угадай,

что за часы?»

22

Урок в спортивном зале

Будем развивать силу, ловкость и быстроту. Правила закаливания.

 Игры-соревнования на ловкость и быстроту.

"Родная природа. Ноябрь"(уроки № 23 -26)

23

Ноябрь – зиме родной брат

Изменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки

ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых,

мелких зверьков. Экскурсия в парк. Речевая разминка: "Закончи(допиши) предложение".

Различать объекты живой и неживой природы.

Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями.

Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий времена года.

Наблюдать на экскурсии признаки поздней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки предзимья.

Характеризовать поведение наблюдаемых животных.

Объяснять различие между дикими и домашними животными.

Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять ее.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.

Получать информацию с помощью схем и рисунков.

Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений.

Классифицировать птиц по признаку «перелетные - зимующие».

Устанавливать зависимость наступающего сезона и поведения птиц.

Работать с дневником наблюдений.

Работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку.

Приводить примеры зимующих и перелетных птиц.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

24

Дикие животные

Жизнь диких животных поздней осенью. Различение животных по внешним характеристикам.

Названия животных и их  детенышей.

Дидактическая игра «О ком рассказали?»

Минутка любознательных: «О чем я хочу узнать?»

25

Звери -млекопитающие

Звери – меньшие «братья»

человека.

Классификация: домашние - дикие животные»Характерные особенности зверей -млекопитающих: кормление молоком детенышей.

Различные представители

этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др.Речевая разминка: «Опиши животное»

Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнение заданий в

рабочей тетради. Классификация «Домашние и дикие животные»

26

Что мы знаем о птицах

Классификация птиц по признаку «перелетные -зимующие», отличительные особенности этих птиц.

Установление зависимостей

наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц:

отсутствие пищи, холода.

Речевая разминка:«Зимующие и перелетные птицы»

Ролевая игра «Расскажу вам о себе».

Работа с дневником наблюдений. Обсуждение рассказа«Воробьи»

"Родной край"(уроки № 27 – 29)

27

Город-село

Характерные особенности разных населенных пунктов город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России. Речевая разминка. "Закончи предложение"Творческий рассказ по образцу«Где ты живешь».Беседа «Край, в котором мы живем, – наша Родина»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село.

Рассказывать о своем селе по плану.

Сравнивать городской и сельский дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Проводить экскурсию в школьную библиотеку.

Читать и анализировать рассказ «Для чего руки нужны?» Е. Пермяка

Составлять  описательный рассказ на тему «Как я тружусь дома?»

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

28

Дом, в котором ты живешь

Описание зданий разных функциональных значений:

учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнавание здания по вывеске. Беседа «О чем рассказывают

вывески?»Речевая разминка. "А что у вас»

29

Зачем люди трудятся.

Знакомство с выражением«рабочие  руки». Работа с иллюстративным материалом учебника. Развитие речи: составление описательного рассказа.

Экскурсия в школьную  библиотеку. Речевая разминка "Спрашивай-отвечай"Чтение и анализ рассказа

«Для чего руки нужны?»Е.Пермяка

Рассказ детей «Как я тружусь дома?»

"Родная природа. Декабрь"(уроки № 30 -31)

30

В декабре, в декабре все

деревья в серебре

Сезонные изменения в начале зимы. Декабрь – первый месяц зимы. Развитие речи: составление описания. Экскурсия в парк

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Наблюдать за сезонными  изменениями  в начале зимы, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки декабря.

Работать с текстом учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Описывать  свойства воды, выполнять практическую работу: определение свойств воды как вещества.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

31

Какая бывает вода?

Вода – вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность.

Вода – растворитель; различные состояния воды. Понятия: тело, вещество. Речевая разминка: игра "Да -

нет".Опыты с водой: определение

свойств воды как вещества.

Работа с учебником и рабочей тетрадью

"Мы и другие люди"(уроки №32 – 34)

32

О дружбе

Кого называют друзьями. Правила дружбы Речевая разминка: "Расскажи о

своем друге"Беседа с использованием

литературного материала.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Обсуждать, какие правила дружбы имеются и как они применяются в различных ситуациях общения. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать правила поведения за столом  (практическая работа)

Рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.

Выполнять правила поведения в гостях.

Обсуждать  воображаемую ситуацию «Подарок».

Оценивать свое поведение в гостях и поведение других людей на основании правил поведения.

Формулировать правила дружбы.

Работать с текстом учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

33

Идем в гости

Правила поведения в гостях.

Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу.

Речевая разминка: "Идем в гости" Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок».Упражнение «Письмо

заболевшему другу»

34

С Новым годом

Развитие речевого творчества. Речевая разминка: "Сказка о старых вещах".

Обсуждение сценария классного праздника на Новый год

"Родная природа. Январь" (уроки № 35 – 37)

35

Январь – году начало, зиме середина

Изменения в природе в январе. Определение деревьев по силуэту. Уточнение понятий: лиственные, хвойные деревья (по результатам наблюдений). Экскурсия в парк или урок в классе. Речевая разминка: «В январе, в январе…». Наблюдение   из окна. Работа с иллюстративным материалом

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Наблюдать на экскурсии признаки зимнего месяца, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки января.

Работать с текстом учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

36

Хвойные деревья

Хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и другие вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница). Речевая разминка: «Объясни, почему так говорят». Практическая работа с гербарием. Работа с текстами учебника

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Различать  лиственные и хвойные деревья.

Практическая работа в группе: определять деревья по листьям (работа с гербарием).

Описывать внешний вид какого-либо хвойного дерева.

Работать с текстом учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

37

Жизнь птиц зимой

Птицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва. Речевая разминка: «Кто чем питается». Беседа с иллюстративным материалом: «Что умеет делать клюв?» Работа с рубрикой «Соображалки»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе.

Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Запомнить правила подкормки птиц.

Работать с текстом учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

"Родная страна" (уроки № 38 – 41)

38

Наша страна -Россия

Наша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ.

Символика России: гимн, флаг, герб.

Речевая разминка: "Составим рассказ о нашей Родине"

Рассказ учителя о гимне России.

Знакомство со столицей России с использованием иллюстративного

материала.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Различать государственные символы России (гимн, флаг, герб).

Отличать  герб и флаг России от герба и флага Самарской области.

Анализировать информацию учебника и учителя о федеративном устройстве России.

Работать с текстом учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

39

Богата природа России

Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка

по карте: значение цвета, определение по символам(знакам) представителей

животного мира и места их обитания на

территории нашей страны.

Речевая разминка: "Что такое природа"

Путешествие по карте России.

Рассказ учителя о лесах России.

Беседа «Цветы России»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Ориентироваться по карте, понимать значение цвета, определять по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны.

Оформлять стенд «Природа России».

Работать с текстом учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

40

Мы – россияне

Россия – страна многонациональная.

Особенности народа: язык, искусство, обычаи. Речевая разминка: "Спрашивай –отвечай"Ролевая игра «Магазин "Российский сувенир"»

Приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России, обсуждать, почему народы России называют братскими.

Называть особенности народа: язык, искусство, обычаи.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

41

Народная сказка и народные игрушки

Прикладное искусство народов России:

сравнение, различия, общие черты.

Речевая разминка: "Опиши игрушку", "Узнай сказку".Выполнение задания «Сравним народные сказки».

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира.

Сравнивать, называть различия  и общие черты в прикладном искусстве народов России.

Составлять и рассказывать рассказ об игрушке.

Выполнять задания в рабочей тетради, сравнивать сказки народов России.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Родная природа. Февраль" (уроки № 42 - 45)

42

Февраль – месяц

метелей и вьюг

Февраль – третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега много, стоят морозы.

Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь. Речевая разминка "Назови по порядку"Ролевая игра «Лесные картинки»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

Сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки февраля.

Работать с текстом учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

43

Звери -млекопитающие

Звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни. Среди

зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные.

Речевая разминка: "Сочиним

рассказ"Беседа с иллюстративным

материалом «Как звери живут»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в паре, соотносить группы животных и их  существенные признаки.

Находить в учебнике новую информацию, составлять рассказ на тему «Как звери живут».

Классифицировать животных посущественным признакам.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

44

Наш уголок природы. Животные уголка природы

Уголок природы – местообитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы  животное чувствовало себя

хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги. Речевая разминка: "Угадай-ка"Наблюдения за обитателями живого уголка

Работа с учебником

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Наблюдать за обитателями живого уголка, рассказывать о своих наблюдениях.

Ухаживать за животными  живого уголка.

Находить в учебнике новую информацию, формулировать на основе изученного материала  выводы об условиях, необходимых для жизни животных.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

45

Растения уголка природы

Уголок природы – местообитания комнатных растений. Можно вырастить

растение из черенка, листа, семени, луковицы. Речевая разминка: "Узнай

растение".Практическая работа: «Как

вырастить растение»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях.

Прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения.

Находить в учебнике новую информацию, формулировать на основе изученного материала  выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Практическая работа в паре: выращивание  комнатного растения.

Ухаживать за комнатным растением.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

"Родная страна" (уроки № 46 - 48)

46

Мы – граждане России

Граждане России имеют права

и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности

Речевая разминка: "Спрашивай -отвечай".Рассказ учителя о правах

гражданина России. Обсуждение стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Обсуждать, какие правила поведения  имеются и как они применяются в различных ситуациях общения. Формулировать правила  общения  с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне ее.

Моделировать ситуацию разговора по телефону.

Обсуждать проблему как встретить праздник 8 Марта в семье.

Выполнять практическую работу: приготовление салата из фруктов.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

47

Правила поведения

Развитие диалогической речи:

культура разговора по телефону. Правила дружбы Речевая разминка. "Разговор по телефону»

48

8 марта – праздник всех женщин

Как можно встретить праздник8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким.

Обсуждение воображаемых

ситуаций.  Речевая разминка.  «Поздравляем с праздником"Практическая работа: приготовление салата из фруктов

"Родная природа. Март" (уроки № 49 – 50)

49

Март-капельник

Изменения в жизни природы

ранней весной. Характеристика

марта: народное название месяца - «капельник»;появление проталин, таяние снега, птичьи «разговоры».

Речевая разминка: "Закончи

предложение".Наблюдения за весенними изменениями в природе.

Чтение рассказа Ю. Дмитриева

"Пушистый незнакомец".

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Наблюдать за изменениями  в жизни природы

ранней весной.

Характеризовать март:  народное название месяца - «капельник»; появление проталин, таяние снега, птичьи «разговоры».

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением проталин, птичьими  «разговорами».

Анализировать рассказ Ю. Дмитриева"Пушистый незнакомец".

Узнавать перелетных птиц на рисунках

50

Птичьи разговоры

Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи«разговоры». Правила отношения к птичьим гнездам. Речевая разминка: "Узнай птицу по описанию"Обсуждение текста

«Птичьи разговоры»  Практическая работа:"Жаворонки"

"Твое здоровье" (уроки № 51 - 53)

51

Здоровая пища

Какая пища полезна. Как правильно питаться. Речевая разминка. "Спрашивай– отвечай"

Анализ воображаемых ситуаций. «Кто правильно питается».Коллективная изобразительная деятельность – подготовка плаката: «Будем питаться

правильно!»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Обсуждать правила питания.

Составлять меню здорового питания.

Выполнять творческую работу – подготовка плаката: «Будем питаться правильно!»

Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их выполнять.

Знать и выполнять правила закаливания.

52

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно организовывать свой день,

много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом

тоже закаляет человека. Речевая разминка."Спрашивай– отвечай"

Беседа с иллюстративным материалом «Как можно закаляться».Дидактическая игра: « Какие виды спорта мы знаем?»

53

Какое бывает настроение

От чего зависит настроение

человека? Каким оно бывает?  Что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим. Речевая разминка: "Закончи предложение".

Работа с иллюстративным материалом учебника. Характеристика разных

видов настроения: радостно, весело, грустно, плакать хочется и др.

Упражнение "Раскрась шарики".

"Родная природа. Апрель" (уроки № 54 - 55)

54

Апрель -водолей

Сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние

цветущие растения и трава. Экскурсия на водоем. Речевая разминка: "Сочиним

потешку"

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Наблюдать за изменениями  в жизни природы

ранней весной.

Наблюдать за состоянием погоды в разгар весны.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Наблюдать за появлением насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др., рассказывать о своих наблюдениях.

Работать с текстом учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

55

Жизнь насекомых весной

Календарь появления насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. Их разнообразие. Развитие речи: описание насекомых. Речевая разминка "Кто знает

больше насекомых"

Наблюдение развития личинки  комара

Работа с текстом учебника

«Лесные картинки»

"Труд людей" (уроки № 56 - 58)

56

Весенние работы

Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, белят деревья, сажают овощи,

разбивают цветники. Экскурсия в парк (сквер)Речевая разминка: "Будем

трудиться".Практическая работа «Огород на окне»; «Цветник нашего

класса».

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить.

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени и т.д.

Работать с взрослыми: убирать прошлогоднюю листву, белить деревья, сажать овощи,

разбивать цветники.

Участвовать в практической работе «Цветник нашего

класса».

57

Кто работает на транспорте

Сравнение: выделение сходства и различия разных видов транспорта –  воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине (керосине); грузовой, легковой. Речевая разминка: "Спрашивай– отвечай".

Создание плаката «Транспорт».

Работа с учебником.

Сравнивать:  выделять  сходства и различия разных видов транспорта.

Классифицировать автомобили и объяснять их назначение.

Использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания.

Находить иллюстрации по теме «Транспорт».

Работать в паре: создавать плакат «Транспорт».

Выбирать способ участия в групповой работе.

Узнавать на фотографии транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

Рассказывать об истории водного и воздушного транспорта.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

58

День космонавтики

Россия – страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый

космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт. Речевая разминка "Расскажу вам о космонавтах"Беседа «Как все начиналось»Работа с учебником и рабочей тетрадью.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника.

Участвовать в речевой разминке "Расскажу вам о космонавтах"

Выполнять задания в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

"Родная природа. Май" (уроки № 59 - 63)

59

Май весну завершает

«Май весну завершает, лето

начинает» – говорят в народе.

Изменения в природе в конце

весны - начале лета: состояние

деревьев, цветение разных

растений (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные картинки. Речевая разминка: "Вспомним

месяцы года и сравним их"

Беседа с иллюстративным материалом «Повсюду цветущие сады»

Описывать сезонные изменения в природе в конце весны – начале лета: состояние деревьев, цветение разных растений  (фруктовых деревьев, кустарников и трав).

Характеризовать условия роста растения.

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы

Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;

Определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

Различать животных по классам (без термина);

Различать животных по месту обитания.

Обобщать полученные  представления о животных.

Работать с  иллюстративным материалом.

Составлять  плакат «Что умеют животные».

Сочинять и рассказывать рассказ «Как семья

лесника спасла олененка».

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

60

Жизнь земноводных весной

Лягушки и жабы –земноводные: общие черты и различие. Жизнь земноводных

весной. Развитие лягушки. Понятия: земноводные, головастики, развитие. Речевая разминка: "Объясним свой ответ"Сравнение лягушки и жабы.

Рассматривание и обсуждение

схемы «Развитие лягушки».

61

Животное -живое существо

Обобщение полученных представлений: любое животное живет, дышит, питается, передвигается, спит,

строит жилище, дает потомство. Речевая разминка: "Закончим

предложение"Работа с  иллюстративным материалом. Составление плаката «Что умеют животные».

62

Природе нужны все!

Природа – среда обитания всех живых существ на Земле, ее нужно беречь. Красная книга России Речевая разминка. Игра"Животные, полезные для человека"

Работа с иллюстративным материалом. Сочинение рассказа «Как семья

лесника спасла олененка».

63

Скоро лето!

Речевая разминка: "Почему ты

любишь (не любишь) лето?

64 - 66

Резервные уроки

Три урока являются резервными, вы можете их использовать в любое время

учебного года.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...