Программа по окружающему миру в 4 классе
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Резук Татьяна Ивановна

Учителю начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh_mir_4_klass.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БРАХЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено»                              «Согласовано»                                 «Утверждаю»  

 руководитель ШМО                    зам. по УВР                                      директор  школы  

______ /Резук Т. И./                      _______/Медведева Н. В./              ________/Медведев Н. И./

Протокол от 27.08.14г.№1                                   дата                           Приказ от29.08.14г.№58                      

______/______________/              _______/____________/                   ________/___________/

Протокол от_____№                                   дата                                     Приказ от____№____                      

______/______________/              _______/____________/                   ________/___________/

Протокол от_____№                                   дата                                     Приказ от____№____                      

______/______________/              _______/____________/                   ________/___________/

Рабочая программа

  по окружающему миру

для  обучающихся  IV  класса

на 2014/2015 учебный год

                                                                                      Учитель: РЕЗУК Татьяна Ивановна

                                                                                             

               

                                                     Пояснительная  записка

  Рабочая программа по окружающему  миру    для  4 класса составлена на основе:

-    Федерального   государственного    образовательного     стандарта    начального общего образования по  окружающему  миру   (утвержден  приказом Министерства  образования и науки РФ от 06 октября 2009 года  № 373 (зарегистрирован   Минюстом России 22 декабря  2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения  приказами  Министерства  образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован   Минюстом России  04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в  Минюсте 12 декабря 2011года № 22540),  источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия  в  распечатанном виде)

-   Примерной  основной  образовательной   программы   образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения),  источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (электронная  версия)

-   Авторской  программы  по  окружающему  миру    А.А.Плешакова   для 1-4 классов, источник Сборник рабочих программ «Школа России».- М.: Просвещение, 2011

-  Примерного учебного плана  1-4 классов общеобразовательных организаций  Брянской области на 2014-2015 учебный год  (письмо   Департамента образования и науки  Брянской области от    04 апреля 2014 г. №  3208-04-О).

  -  Учебного   плана  и годового календарного учебного графика     МБОУ Брахловской СОШ  на 2014-2015 учебный год (приказ    от 29.08. 2014 г. № 44).

Цели программы:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей страны и всего человечества.

Задачи программы:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование компетенций для обеспечения экологически и этнически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме;

- формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его духовных и материальных потребностей.

Идея целостности мира также последовательно реализуется  в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют виды деятельности учащихся:

 1) распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя;

 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

      3)эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги по экологической этике.

                                       Место учебного предмета в учебном плане

                                                                                                                                                                                   В учебном  плане на изучение окружающего мира  в 4  классе отводится 68 часов (34 учебные недели),   что полностью соответствует  используемой авторской рабочей программе.

       Изучить  содержание  Рабочей  программы  планируется  за 67часов, так как  в соответствии с  расписанием  1 урок совпадает  с  праздничной датой (1 мая).  

       Корректировка  Рабочей  программы  проведена  за  счёт  объединения  изучаемых  тем, что  отражено   в  календарно-тематическом планировании.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

-Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

-Человечество как многообразие народов, культур, религий.

-Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

-Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

-Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

-Труд и творчество как отличительные черты духовной и нравственно развитой личности.

-Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

-Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

          Планируемые  результаты  освоения  учебного предмета

«Окружающий  мир»

 

В результате изучения курса «Окружающий мир» учащиеся на ступени начального общего образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

В результате изучения курса четвероклассники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Личностные результаты

                          У учащихся  будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение ее природного и культурного наследия;
  • умение  осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребенка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • чувства сопричастности  к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за Родину, российский народ, историю  России посредствам  знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • осознание своей этической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство и многообразии» ;
  • понимание себя наследником ценностей  многонационального российского общества и всего человечества, в том числе  на основе формирования понятий « Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
  • осознанная готовность к  выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России  и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживать чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творчеству труда, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовных ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные  результаты

Регулятивные

    Учащиеся  научатся:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • планировать своё высказывание ( выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение ) ;
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение  как конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

    Учащиеся  научатся:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников ( библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов ( художественных и познавательных ) ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде

таблиц, схем, рисунков, моделей и пр. ;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательства своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных  и практических задач, владеть общими приемами решения учебных задач;
  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

    Учащиеся  научатся:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнера по общению ( деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того о чем говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной  и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других  людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини, пожалуйста» , «прости» , «спасибо» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи ( с учетом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру.

Предметные результаты

Человек и природа

Учащиеся  научатся:

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Учащиеся  получат возможность научиться:

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Учащиеся  научатся:

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Учащиеся  получат возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Контроль  уровня достижения планируемых результатов обучения  учащихся  4 класса  по  окружающему  миру

Формы, периодичность и порядок  проведения  контроля   уровня   достижения планируемых  результатов  обучения учащихся   4 класса  по  окружающему миру   определяются  в   соответствии с   разделом   основной  образовательной  программы  начального общего образования «Система оценки  достижения   планируемых   результатов  освоения   основной образовательной  программы»,  локальным    актом  «Положение  о текущем  контроле знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»  (приказ  №70  от 29.08.2012 года)  и  находит  отражение  в  разделе  календарно-тематического планирования «Способы деятельности обучающихся, формы текущего контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

                                      Содержание программы учебного курса

         В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Используются разнообразные методы и формы обучения; обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в т. ч. исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организующие посильной практической работы по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В 4 классе в центре внимания обучающихся находится Россия – ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества.

Курс открывается темой «Земля и человечество» (9 часов), при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России» (10 часов), которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

Далее в теме «Родной край – часть большой страны» (15 часов) изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут обучающиеся.

Следующая тема программы – «Страницы всемирной истории» (5 часов) - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

Далее изучается тема «Страницы истории России» (20 часов). Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для детей данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников по формированию у обучающихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить детей с образцами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия» (9 часов), которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

             Учебно-тематический план

Название содержательной линии

Количество часов

К.р.

П.р.

Э

1.

Земля и человечество

9

1

3

2.

Природа России

10

6

3.

Родной край – часть большой страны

15

1

5

2

4.

Страницы всемирной истории

5

5.

Страницы истории Отечества

20

1

6.

Современная Россия

9

1

7.

Итого:

68

3

14

3

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе (68 уроков)

урока

Дата

проведения

урока

Тема урока

Виды учебной  деятельности, формы текущего  контроля  успеваемости и  промежуточной  аттестации  учащихся

По плану

Факти-

чески

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1.

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Мир глазами астронома

 Выбирать проекты для выполнения. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; рассказывать о мире с точки зрения астронома; работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;

работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2.

Вводный контроль

Тесты

3.

Звездное небо – Великая книга Природы

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;

моделировать изучаемые созвездия;

определять направление на север по Полярной звезде; выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

4.

Мир глазами географа

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные знаки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; извлекать информацию о географических объектах  из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

5.

Мир глазами историка

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

составлять рассказы о мире с точки зрения историка;  характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего села;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

6.

Когда и где?

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных  летосчислениях; 

работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Тесты

7.

Мир глазами эколога

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; рассказывать о мире, с точки зрения эколога; работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды; находить в Интернете информацию о  способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

8.

Сокровища Земли под охраной человечества

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги; использовать тексты учебника для подготовки собственных сообщений об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.Тесты

9.

Международная Красная книга. Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

Раздел «Природа России» (10ч)

10.

Равнины и горы России.

Практическая работа «Поиск и показ на физической карте России крупнейших равнин и гор»

Находить и показывать на физической  карте России изучаемые географические объекты.

Характеризовать изучаемые объекты, рассказывать о них по карте

Выявлять взаимосвязь природных особенностей природных зон.

Формулировать выводы из изученного материала.

Обсуждать экологические проблемы.

Рассказывать по рисунку об экологических связях

11.

Моря, озера и реки России.

Практическая работа «Поиск и показ на физической карте России морей, озер  и рек»

Находить и показывать на физической  карте России изучаемые географические объекты.

Характеризовать изучаемые объекты, рассказывать о них по карте

Выявлять взаимосвязь природных особенностей природных зон.

Формулировать выводы из изученного материала.

Обсуждать экологические проблемы. Тесты

Рассказывать по рисунку об экологических связях

12.

Природные зоны России

Находить и показывать на  карте природных зон России изучаемую природную зону.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей изучаемой зоны.

Обсуждать экологические проблемы

Рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания

Характеризовать изучаемую зону по плану

Формулировать выводы из изученного материала

13.

Зона арктических пустынь. Практическая работа «Знакомство с картой природных зон России»

14.

Тундра.

Практическая работа «Зона тундры на карте природных зон России. Гербарные экземпляры растений тундры»

15.

Леса России.

Практическая работа «Поиск и показ на карте природных зон России, гербарные экземпляры растений лесов»

Находить и показывать на  карте природных зон России изучаемую природную зону.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей изучаемой зоны.

Обсуждать экологические проблемы

Рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания

Характеризовать изучаемую зону по плану

Формулировать выводы из изученного материала.

Тесты

16.

Лес и человек

17.

Зона степей.

Практическая работа «Зона степей на карте природных зон России. Гербарные экземпляры растений зоны степей»

Находить и показывать на  карте природных зон России изучаемую природную зону.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей изучаемой зоны.

Обсуждать экологические проблемы

Рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания

Характеризовать изучаемую зону по плану

Формулировать выводы из изученного материала

18.

Пустыни.

Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление их приспособленности  к условиям жизни в пустыне»

19.

У Черного моря. Субтропики. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений Черноморского побережья Кавказа»

Находить и показывать на  карте природных зон России изучаемую природную зону.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей изучаемой зоны.

Обсуждать экологические проблемы

Рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания

Характеризовать изучаемую зону по плану

Формулировать выводы из изученного материала

Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 ч)

20.

Наш край. Практическая работа «Знакомство с картой края»

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Находить на политико-административной карте России свой регион, свой родной край, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному плану. Оценивать свои достижения на уроке.

21.

Поверхность нашего края

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона  основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края.

22.

Водные богатства нашего края.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Составлять список водных объектов своего региона, описывать один из них по приведённому в учебнике плану. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных мероприятиях в селе. Формулировать выводы из изученного материала и оценивать достижения на уроке.

23.

Наши подземные богатства.

Практическая работа «Определение полезных ископаемых, изучение их свойств, описание по плану»

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

Сравнивать изученные полезные ископаемые. Работать со взрослыми: выяснять , какие полезные ископаемые имеются в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала

24.

Земля -- кормилица

Различать типы почв на иллюстрациях и образцах. Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о  типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе.

25.

Жизнь леса. Практическая работа «Определение названий растений леса»

Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям представителей лесного сообщества;  выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества. Характеризовать лесное сообщество по данному в учебнике плану.

26.

Экскурсия «Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя»

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

27.

Жизнь луга. Практическая работа «Определение названий растений луга»

Определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации;

 выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях и животных.

Характеризовать луговое сообщество по плану

28.

Экскурсия «Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя»

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

29.

Жизнь в пресных водах

Определять растения пресного водоёма с помощью атласа-определителя; узнавать живые организмы пресных вод , выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.

Характеризовать пресноводное сообщество своего края по плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Извлекать из книг «зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её.

30.

Экскурсия «Знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа – определителя»

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

31.

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа «Определение с помощью иллюстраций учебника полевых культур в гербарии, различение зёрен зерновых культур»

Определять с помощью иллюстраций полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур. Различать сорта культурных растений. Выявлять зависимость растениеводства в крае от природных условий. Работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений. Формулировать выводы из изученного материала и оценивать достижения на уроке.

32.

Животноводство в нашем крае

Выявлять зависимость животноводства в крае от природных условий. Различать породы домашних животных нашего края. . Работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов,  участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными. Тесты

33.

Промежуточный контроль

Выполнять тесты с выбором ответа;

оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. Тесты

34.

Презентация проектов  (по выбору)

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе

Раздел «Страницы всемирной истории» (5ч)

35.

Начало истории человечества

 Выбирать проекты для выполнения. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Анализировать иллюстрации учебника. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Выполнять задания из электронного приложения. Работать с терминологическим словариком

36.

Мир древности: далекий и близкий

 Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств.

 Анализировать иллюстрации учебника. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

 Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.  Работать с терминологическим словариком

37.

Средние века: время рыцарей и замков

 Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Выполнять задания из электронного приложения. Работать с терминологическим словариком

38.

Новое время: встреча Европы и Америки

Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня

Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки, изменения в политическом устройстве стран мира. Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях 20-21 веков. Выполнять задания из электронного приложения. Работать с терминологическим словариком

                                     Раздел «Страницы истории Отечества» (20ч)

40.

Жизнь древних славян

Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище. Составлять план рассказа на материале учебника. Тесты

41.

Во времена Древней Руси

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9-11 веках. Характеризовать систему государственной власти в 9-11 веках в Древней Руси. Отмечать по «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Тесты

42.

 Страна городов

Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси: Древнего Киева и Древнего Новгорода. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Обсуждать  роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными

44.

Трудные времена на Русской земле

 Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; описывать по иллюстрациям вооружение древнерусских и монгольских воинов. Рассказывать о монгольском нашествии по плану. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Высказывать своё отношение к личности Александра Невского

45.

Русь расправляет крылья

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления

46.

Куликовская битва

Прослеживать по карте передвижение русских и ордынских войск. Составлять план  и рассказывать о Куликовской битве по плану; рассказывать о поединках богатырей. Осознавать роль Куликовской битвы в истории России. Тесты

47.

Иван Третий

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство. Тесты

48.

Мастера печатных дел

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.Тесты

49.

Патриоты России

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождении Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Осознавать роль борьбы за независимость в начале 16 века в истории России. Выполнять задания из электронного приложения. Работать с терминологическим словариком. Тесты

50.

Петр Великий

Рассказывать о реформах Петра Первого на основе  материала учебника. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Находить на карте приобретения города, основанные Петром Великим. Формулировать выводы из изученного материала и оценивать достижения на уроке. Тесты

51.

Михаил Васильевич Ломоносов

Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова и высказывать своё отношение к личности М.В.Ломоносова. Тесты

52.

 Екатерина Великая

Обсуждать заслуги Екатерины Великой. Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачёва, о Ф.Ф.Ушакове и А.В.Суворове. Прослеживать по карте рост территории государства. Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве и других городах России в 18 веке. Тесты

53.

Отечественная война 1812 года

Рассказывать на основе самостоятельной работы по учебнику о Бородинском сражении. Отмечать на «ленте времени»  Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной, а также почему после »  Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе. Тесты

54.

Страницы истории ХIХ века

Работать с историческими картами; сопоставлять исторические источники. Готовить сообщения по темам «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» и презентовать их в классе. Извлекать из Интернета сведения о технических новшествах, появившихся в 19 веке в регионе.Тесты

55.

Россия вступает в ХХ век

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять план о событиях начала 20 века и рассказывать о них по плану.

Обсуждать, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война

56.

Страницы истории 1920 – 1930-х  годов

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР, тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Формулировать выводы из изученного материала и оценивать достижения на уроке

57.

Великая Отечественная  война и Великая Победа

 Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны и рассказывать о ней по плану. Обсуждать, какую роль сыграла победа в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира

58.

Великая война и великая Победа

Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их. Прослушивать в записи песни времён войны. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы. Выяснять из краеведческой литературы о вкладе, который внесло село в Победу. Готовить праздник ко Дню Победы. Тесты

59.

Страна, открывшая путь в космос

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса, о дне 12 апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему. Интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны, о проблемах страны и семьи, готовить сообщение и презентовать его в классе. Тесты

Раздел «Современная Россия (9 ч)

60.

Основной закон России и права человека

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Тесты

61.

Мы – граждане России

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным СМИ. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)

62.

Славные символы России

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с его историей. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего класса, семьи. Тесты

63.

Такие разные праздники

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Знакомиться с праздниками и Памятными днями  России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае. Рассказывать о своих любимых праздниках. Тесты

64.

Путешествие по России. Регионы России (Дальний Восток, Сибирь)

Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику

65.

Путешествие по России. Регионы России (Урал, север Европейской России)

 По материалам учебника и дополнительной литературе знакомиться с регионами, городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. Тесты

66.

Путешествие по России

 Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по выбору)

67.

Итоговый контроль

АКР

68.

Презентация проектов (по выбору учащихся)

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

обрабатывать материалы экскурсий; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); готовить тексты сообщений; выступать с сообщением в классе

Материально-техническое  обеспечение   образовательного процесса по окружающему  миру  в 4  классе

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).

 

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

  1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт  начального общего  образования по окружающему миру  - Сборник нормативных документов/ Сост. Аркадьев А.Г. Днепров Э.Д., М.: Дрофа, 2004

Д

1.2.

Примерная программа  начального общего  образования по окружающему миру  - Сборник нормативных документов/ Сост. Аркадьев А.Г.Днепров Э.Д.-М.: Дрофа, 2004

Д

1.3.

Авторская  программа  по окружающему миру   сборник «Концепция и программы для начальных классов», в 2ч. Окружающий мир /под редакцией Плешакова А.А.-М.: Просвещение, 2008;  

Д

1.4.

Учебники:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014

- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2011

-Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.– М.: Просвещение, 2011

-Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011

К

1.5.

Рабочие  тетради:

 Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014

К

1.6

Методические  пособия для  учителя:

Целоусова Т.Ю. Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», М.: «Вако» 2014                                                                                        

Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 4 класс. М.: «Вако» 2014

Д

2 ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1.

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Д

2.2.

Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

Д

3. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-

ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

3.1.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

К

3.2.

Термометр медицинский

Д

3.3.

Лупа

К

3.4.

Компас

К

3.5.

Часы с синхронизированными стрелками

Д

3.7.

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения : для измерения веса (весы рычажные. весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой ( компас и т.д.)

К/Ф/

4. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

4.1.

Коллекции полезных ископаемых

Ф/П

4.2.

Коллекции плодов и семян растений

Ф/П

4.3.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Ф/П

4.4.

Живые объекты (комнатные растения)

Д

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Программа по окружающему миру 3 класс. Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир".

Поурочное планирование по окружающему миру  3 классс "Планета знаний"...