урок развития устной речи по теме "Ветер. Направления ветра"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель: Познакомить с понятием ветра, как движения воздуха; с причиной возникновения ветра.
Задачи:
Образовательные: На основе эксперимента доказать причину образования ветра.
Рассмотреть изменение направления ветра.
Определить положительную и отрицательную роль ветра в жизни людей.
Познакомить с профессиями людей, занимающихся измерением и изучением ветров.
Коррекционно-развивающие: Развивать память, логическое внимание, речь детей через эксперимент и наглядность.
Развивать умение анализировать и делать выводы.
Формировать умение наблюдать.
Развивать кругозор, мышление, наблюдательность, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к учению, уверенность, любознательность.
Воспитывать интерес к изучаемому явлению природы.
Воспитывать умения слушать сообщения одноклассников.
Оборудование: Компьютер, презентация. Воздушные шарики, конверты с тестами и заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_raz_rechi_po_teme_veter.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Богородская школа №8»
Конспект урока
развития устной речи
3 класс
"Ветер. Направления ветра"
Подготовила
учитель начальных классов
Горева А.А.
2015г.
Цель: Познакомить с понятием ветра, как движения воздуха; с причиной возникновения ветра.
Задачи:
Образовательные: На основе эксперимента доказать причину образования ветра.
Рассмотреть изменение направления ветра.
Определить положительную и отрицательную роль ветра в жизни людей.
Познакомить с профессиями людей, занимающихся измерением и изучением ветров.
Коррекционно-развивающие: Развивать память, логическое внимание, речь детей через эксперимент и наглядность.
Развивать умение анализировать и делать выводы.
Формировать умение наблюдать.
Развивать кругозор, мышление, наблюдательность, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к учению, уверенность, любознательность.
Воспитывать интерес к изучаемому явлению природы.
Воспитывать умения слушать сообщения одноклассников.
Оборудование: Компьютер, презентация. Воздушные шарики, конверты с тестами и заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент:
-Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. На уроке мы будем учиться размышлять, извлекать все самое полезное и интересное.
2. Повторение. Проверка д/з.
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
- Проверять задание сегодня буду с помощью теста.( отвечать: да +, нет -)
Тест.
1) Имеет ли воздух цвет?-
2) Может ли человек жить без воздуха?-
3) Воздух обязательно должен быть чистым?+
4) Верно, что в городе дышится лучше, чем в лесу?-
5) Машины загрязняют воздух?+
6) Температуру воздуха измеряют термометром?+
3. Введение в тему урока.
-Отгадайте загадку:
Без рук, без ног,
По полю рыщет,
Поёт, да свищет,
Деревья ломает, к земле приклоняет.( Ветер)
4. Речевая разминка.
(Многие поэты, писатели, художники изображали это явление природы в своих произведениях.Чтение стихотворения Михаила Исаковского «Ветер».)
Михаи́л Васи́льевич Исако́вский (7 [19] января 1900 — 20 июля 1973) — советский поэт.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
- О чём это стихотворение? А каким вы «увидели» ветер?
Прослушивание аудиозаписи «ветер»
5. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем изучать, что такое ветер, узнаем, как он образуется, направления ветра, какую пользу приносит ветер для людей.
6.Работа по теме урока.
Беседа.
-Давайте поразмышляем: Что такое ветер? Почему он дует?
-Давайте попробуем ответить на этот вопрос после небольших опытов.
Опыты.
1. Сейчас мы «сделаем» ветер сами. Помашите перед лицом руками.
-Что вы чувствуете? (ветерок)- А откуда он взялся?(колебание, движение воздуха)
2. Опыт с воздушным шариком.
-Что произошло? Почему?
-Расскажите что такое ветер?
Вывод.
Ветер- это движение воздуха.
Ветер может быть теплым и холодным, сильным и слабым.
Земля по - разному нагревается в разных местах солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
Направления ветра.
А теперь поговорим о направлении ветра. Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует.
Люди договорились называть верхнюю точку Земли север, а нижнюю-юг, справа-восток, слева-запад. Ветер, который дует с севера-северный, с юга-…, с востока-…, с запада-…
Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб. Но более точно это можно сделать с помощью специальных приборов: флюгер, компас.
Флюгер- это прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта.
Флюгер изобрели несколько тысяч лет назад. Во многих городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером.
Компас- устройство для ориентирования на местности и определения сторон света.
7. Физминутка «Ветер дует нам в лицо…»
8.Работа по учебнику с. 57.
-Прочитайте материал в учебнике.
-Что из прочитанного вы узнали нового? ( о чём не слышали на уроке?)
(Бури, ураганы - это грозные ветры. О них нам расскажут Медведев М и Михайлов А.)
9. Сообщения детей.
Какие злые ветры летают над землёй?
Сверкает молния, грохочет гром. Ветер – смерч по волнам носится, как змея извивается. Вдруг ринулся из косматой тучи вниз, хобот вытянул, воду в море винтом завертел. Тучу с морем столкнул, водяным столбом закружил. С рёвом помчался дальше.
Смерч и на земле из пыли, песка столбы скручивает, всё, что на пути встречает, в себя втягивает. А перестаёт кружить, всё назад на землю падает.
Злой ветер – смерч, а иногда смешные дела делает. Падают раз с неба лягушки. Люди удивляются. Что такое? А это смерч над болотом пролетел – с грязью, с водой лягушек до туч подбросил. Вот теперь они вместе с дождём и падают. И не только лягушки, но и рыбы, апельсины с неба падают!
Есть и другие страшные и злые ветры, например буран, суховей, ураган. Зимой буран снег кружит, дороги заметает, деревья валит. Летом горячий, будто из печки вырвался, ветер – суховей по степи носится. Траву, деревья, землю – всё, как огнём, палит.
Ураганы – это гигантские воздушные вихри. Обычно они сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Шквальные бури возникают в тёплое время года. Они сопровождаются сильными грозами и ливнями. Такие явления возможны в любой местности. Всё это вызывает большие разрушения, приводит к человеческим жертвам.
Разные злые ветры летают над землёй, называют их по-разному, но все они приносят вред.
10.Закрепление изученного материала.
Давайте поразмышляем: Ветер- друг нам или враг?
( Ветер необходим! Он приносит дождь и прохладу, очищает воздух городов от пыли, гари, вредных газов. Не было бы ветра, облака пыли так и висели бы над городами. Ветер переносит семена растений, пыльцу с цветка на цветок.)
11. Итог урока.
-Каким может быть ветер?(Самостоятельная работа- подчеркните верные слова)
( Северный, ураганный, сильный, зелёный, холодный, Сырой, тёплый, пёстрый, порывистый, слабый, широкий, красный, пронзительный, лёгкий)
Давайте поделимся друг с другом новым, что вы узнали о ветре.
Что понравилось?
12.Домашнее задание.
Запомнить направления ветра.
Творческое задание: досочинить сказку про ветер.
СКАЗКА О ВЕТРЕ
Жил-был ветер. Сначала хорошо жил, весело. Везде и всюду ветру радовались. Подует ветер с поля — аромат колосьев принесет. Люди довольны. С луга ветер подует — запах цветов, травы прилетает. Снова люди довольны. Ну а уж если с моря ветер влажную соленую прохладу принесет — люди радуются, нарадоваться не могут.
Ветер умел делать множество вещей…
13.Выставление оценок.
Все вы были дружными, активными, проявляли ум, смекалку, творчество. И все заслуживают благодарности. Спасибо за урок!
Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»
Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать интересные образные слова в рассказах и сказках.
Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.
А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.
Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.
Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развитие устной речи.
Урок проводится в 4 классе в специальной ( коррекционной) школе VIII вида. Урок носит коррекционно-развивающий характер....
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."
На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...
Урок развития устной речи 2 класс
В этом конспекте помещён материал по теме "Птицы". Некоторые задания дифференцированы по группам сложности....
Урок развития устной речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Овощи: помидор"
Урок проводится по теме " Овощи: помидор" в 1 классе коррекционной школы VIII вида. Содержит разнообразные дидактические игры, коррекционные упражнения....
Конспект урока развития устной речи по теме "Зубы и уход за ними".
В данном уроке использованы игровые упражнения, загадки, сказка, способствующие развитию интереса у детей. Все задания дифференцированы....
Конспект урока развития устной речи на основе изучения окружающего мира "Рыбы. Внешний вид. Среда обитания" с презентацией
Урок развития устной речи проведен в 4 классе коррекционной школы VIII вида в рамках проведения семинара-практикума "Обучение и воспитание успехом". Урок проведен в форме деловой игры. На уроке ...
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".
Тема: Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели: 1.Расширение представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....