Урок – проект «Птичьи секреты»
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Задачи урока:
1. продолжить знакомство с птицами;
2. дать понятие о перелётных и зимующих птицах;
3. воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ptichi_sekrety.docx | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – проект «Птичьи секреты»
Задачи урока:
- продолжить знакомство с птицами;
- дать понятие о перелётных и зимующих птицах;
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
- понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края;
- научиться различать перелётных и зимующих птиц.
Цель: сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.
Предметные результаты:
- Знать причины по которым перелетные птицы покидают родные края;
- Различать перелетных и зимующих птиц;
- Узнавать на рисунке изученных птиц;
- Приводить примеры перелетных и зимующих птиц.
Метапредметные результаты:
- Отвечать на вопросы о птицах;
- Классифицировать перелетных и зимующих по известным признакам;
- Выделять в тексте учебника проблемные вопросы;
- Высказывать предположения, отвечая на них;
- Осуществлять проверку;
- Отгадывать народные загадки о птицах.
Личностный результат:
- Осознавать важность чувства любви к родной природе;
Оборудование: у учителя-компьютер, проектор, у учащихся - цветные карандаши.
Оборудование.
У учителя
компьютер, проектор, картинки с изображением насекомых и паука-крестовика, карта полушарий,2 набора перелётных и зимующих птиц , на доске рисунок с изображением кормушки и дерева, птицы на магнитах для кормушки, презентация к уроку
у учащихся
на партах: цветные карандаши(зелёный и синий), карточка с заданием: допиши предложение…, сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка и тучки.
Ход урока
Слайд. Вставка.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Давайте улыбнемся, друг другу и нашим гостям, чтобы создать хорошее настроение и себе и им.
Мы сегодня на уроке будем вспоминать, рассуждать, объяснять и выполнять задания.
А чтоб урок пошёл вам впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Проверка домашнего задания. Слайд 1
- О чём мы говорили на прошлом уроке?
Слайд 1. Игра “Кто здесь лишний ”.
Среди насекомых находится паук-крестовик. Уч-ся необходимо его убрать.
- Почему вы его считаете лишним? /здесь все насекомые, а паук не насекомое
- Какой главный и верный признак всех пауков? (8ног) А у насекомых? ( шесть ног)
III. Изучение темы урока
1. Введение в тему урока.
- Ребята, а вы любите тайны и загадки? Отгадайте загадку
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)
- Почему пауки и насекомые боятся птиц? (они их едят)
У. Наш сегодняшний урок мы посвятим птицам. Для начала давайте посмотрим такой фрагмент.
Слайд 2.(заставка к передаче « В мире животных»)
- Сообщение темы урока.
- Ребята вы все видели птиц? А каких птиц вы знаете?
- Сегодня мы узнаем много нового из жизни птиц, поэтому тема нашего урока так и называется “Птичьи секреты” /
Слайд 3 Тема урока «Птичьи секреты»
-Сегодня на уроке мы
Поговорим о маленьких синицах,
О перелётных и зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари,
Уже мелькают красногруды снегири.
Что в декабре морозно и светло,
От перистого инея бело.
3. Знакомство с новым материалом.
1. Постановка проблемной ситуации.
-Ребята, а как вы думаете, есть ли у птиц секреты? Какие секреты могут быть у птиц?
/ответы учащихся/
Совершенно верно. И сегодня на уроке мы попробуем разгадать птичьи секреты.
- Каждую осень многие птицы улетают из наших краёв, а весной опять возвращаются.
Как таких птиц называют? (перелётными).
1. Работа с книгой.
Рассматривание птиц в учебнике на стр. 94
- Замечали ли вы осенью стаи улетающих птиц? Какие это были птицы? Где вы их видели?
2. Работа в парах. Слайд 4.
-А теперь возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые сейчас будут вашими помощниками. Сейчас мы будем работать в парах. О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом?
Вежливо обращаться друг к другу.
Выслушивать мнение товарища.
Доказывать свои версии, не перебивая друг друга.
Быть внимательным друг к другу.
3. Работа в рабочей тетради на стр. 56.
Дети находят изображения перелётных птиц, вписывают номера их названий в кружочки. Обводят зелёным карандашом изображения перелётных птиц и закрашивают кружочки около тех птиц, которых они видели в природе. /Работа в парах/
Проверка под руководством учителя
- Все завершили? Давайте проверим.
Слайд с изображением птиц из книги стр.56.
4. Проверка под руководством учителя (вызвать к экрану с тетрадью).
5. Работа с книгой.
а) Чтение 1 абзаца на стр.94.
Слайд.1 Птичий секрет. «Куда и почему улетают птицы?»
(показ окольцованных птиц).
-Куда могут улетать птицы?
(Дети высказывают свои соображения, куда могут улетать птицы. )
- Давайте узнаем побольше о перелётных птицах.
Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что некоторые птицы зимой исчезают, а весной появляются вновь. Это удалось сделать учёным.
-Может, кто из вас знает, как им это удалось?
Вместе с учащимися делают ВЫВОД: учёные узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в тёплые края. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы. Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии. /Показ на карте путей перелётов птиц/.
Слайд 6. Карта. Показ на карте путей перелёта птиц.
Физминутка Слайд 7.
Утром птичка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре полетела,
И на веточку присела.
-Ребята, почему птицы улетают в тёплые края? Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние - нет?/ответы учащихся/.
б) Чтение второго абзаца текста на стр.94.
Слайд 9. ВЫВОД: зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля – снегом. Поэтому птицы и улетают в тёплые края, где нет снега, льда, где всегда есть корм.
Птицы не остаются на юге на всё лето, потому что летом им там будет очень жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв. И как мы с вами уже знаем таких птиц называют……/перелётными/.
в) Чтение третьего абзаца текста на стр. 95.
Слайд10. Второй птичий секрет.
«Почему многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет их корм?».
-Может, знает кто ответ на этот вопрос?
(Дети высказывают свои догадки, почему птицы заранее знают о приближении трудного, голодного времени.)
Слайд11
ВЫВОД:
: О времени отлёта птицы судят не по погоде, которая может измениться за один день, а по длине светового дня. Это так называемые биологические часы.
Сообщение учителя: Есть ещё одна загадка, по поводу которой учёные спорят до сих пор: как же ориентируются птицы в полёте, ведь им приходится лететь на огромные расстояния. Когда птицы летят днём, они могут ориентироваться по виду местности, а ночью отдыхают. Есть птицы, которые летят ночью. Они, скорее всего ориентируются по звёздам. Но вот ещё загадка: у кукушек первыми улетают в тёплые края молодые птицы, а через несколько дней - старые. Молодым птицам, родившимся в данном году, никто дорогу не показывает. Вот это до сих пор не разрешённая загадка. ( Некоторые учёные считают, что у кукушек есть свой “компас” - магнитное поле Земли.)
-Ребята, а видели ли вы как летят птицы? /ответы учащихся/
/Слайд 12/ (Летящие птицы косяком, клином, стайкой).
-Некоторые птицы во время полёта выстраиваются в определённом порядке, например, журавли, утки, гуси косяком или клином. Летящей впереди птице приходится труднее всех – она рассекает воздух. Впереди всегда летят взрослые самые сильные птицы, а за ними молодые и слабые. Когда летящая впереди птица устаёт, она уступает место другой птице. Мелкие птицы и грачи летят большими скученными стаями.
-Ребята, но не все птицы улетают в тёплые края. Те птицы, которые проводят зиму у нас, как называют? (Зимующие).
6.Чтение последнего абзаца текста на стр.95.
Слайд 13.Третий птичий секрет. «Какие хлопоты у зимующих птиц?».
-А как вы думаете?
Сообщение учителя.
-Некоторые зимующие птицы, такие как сойка, поползень осенью запасают корм. Прячут в укромные места желуди, орехи, разные семена. А потом зимой находят эти запасы и съедают.
7.Рассматривание изображения зимующих птиц в учебнике;
- Давайте узнаем побольше о зимующих птицах.
8.Работа в тетрадях: обводят синим карандашом зимующих птиц, отмечают (закрашивают кружок) птиц, которых они видели в природе.
9.Проверка работы. (у экрана с тетрадью).
Физминутка
Игра “Узнай, какая птица”.
-А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Узнай какая птица". Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх и два раза хлопнуть, если я назову зимующую птицу, вы должны присесть.
Грач, поползень, дятел, цапля, стриж, ворона, воробей.
– Ребята, а как вы думаете, чем питаются зимой птицы, которые не делают запасов?
(ответы детей: семенами, насекомыми, ягодами рябины, калины).
Слайд: синицы, снегири, воробьи.
- Да, ребята, многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Вы видели, как зимой синицы, воробьи, склёвывают с веток различные семена, липовые орешки, крылатки клёна, ищут жучков, насекомых и достают их из-под коры деревьев.
Вы видели красавцев-снегирей? Насекомыми они не питаются. Чем же они тогда питаются? (Ягодами рябины, калины). А вот воробей всеяден. Он питается и насекомыми, и ягодами, и отходами питания человека. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека.
-Как вы думаете, почему?
Слайд 15. Вывод: С наступлением зимы все зимующие птицы ищут корм в течение всего дня.
-Нелегко, ребята, птицам зимой найти корм. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Поэтому и говорят:
Слайд 16 «Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.
-Как вы понимаете выражение?
- Кто же может помочь птицам в суровое зимнее время? /да, мы с вами/Человек должен помогать птицам, а как же это сделать? /Развесить кормушки/.
Вот и вы со своими родителями сделали кормушки. Давайте посмотрим на них
-Чем же можно подкармливать птиц? (ответы детей).
Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Будет вам зимой обед.
-С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае.
10. Чтение стихотворения А.Яшина « Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Не забывайте вовремя счищать с кормушек снег и подсыпать корма. Если каждая семья в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.
.- Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах.
- А сейчас, давайте вспомним стихотворение о птицах.
14.Чтение учащимися стихотворения “Берегите птиц” Т. Евдошенко.
Слайд 17.Пение птиц (с появлением).
1-й ученик.
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,-
Чтоб их побольше стало.
2-й ученик.
Для этого побережём,
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
3-й ученик
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады,
Без наших птиц знакомых.
4-й ученик.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
5-й ученик
. Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышим мы.
IV. Закрепление нового материала.
-Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Я предлагаю вам провести викторину о наших пернатых друзьях - птицах.
/Если отгадкой будет название зимующей птицы, и она может прилететь на нашу кормушку, то мы будем её помещать на эту кормушку, если нет, то поместим на дерево., а если названную птицу мы не сможем увидеть у нас зимой, то никуда её помещать не будем./
Слайд 18. ВИКТОРИНА “Угадай, кто – я?” (Изображения птиц появляются на доске).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. ( Воробей).
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец).
Тащит в дупла лип упорно
Жёлуди, орехи, зёрна,
Как заправский кладовщик
Бойкий (кто?)… ямщик (Поползень).
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной Телеграфист:
«Здорово, дрозд приятель!»
И ставит подпись………………… (Дятел).
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица ... ( Грач).
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Шапочка чёрненькая ,
И полоской шарфик. (Синица).
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком.
Кто же это? ( Сойка).
Угадайте, что за птица-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)
Кар! Кар! Кар!-
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? ( Ворона)
.
Листья падают с осин, мчится в небе острый клин. (Журавли).
Приметы о птицах.
- Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, пословиц живут в народе. Существует много народных примет о птицах. Вспомните и вы приметы связанные с птицами.
- Воробьи перелетают стайками с места на место перед сильным ветром.
- Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу.
- Галки к вечеру собираются дружной гурьбой, кричат - к ясной погоде.
-А ещё существует народный календарь, где есть приметы связанные с птицами.
Слайд (с появлением примет).
-Много мы говорили сегодня о птицах, раскрывали важные птичьи секреты. Пришло время для повторения изученного материала.
V. Итог урока
1. Птицы делятся на две группы: …(перелётные и зимующие)
2. Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются…
3. Птицы, которые остаются на зиму у нас называются_________________
4. По какой причине улетают перелётные птицы? (Нет корма, холодно).
5.Какие птицы заготавливают на зиму себе корм? (поползни и сойки).
Слайд. Зимний пейзаж.
- Улетели птичьи стаи
Лес в сугробах до ветвей.
Трудная пора настала,
Для пернатых для друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
-И заботясь зимой о птицах, я думаю, что мы хоть чуть-чуть их будем согревать в суровое трудное время.
И сегодня мы их тоже можем немного погреть.
Возьмите карточки-настроения: если вам было интересно, и вы узнали много нового на уроке, то поднимите солнышко, если было скучно, урок не понравился, то возьмите тучку.
Я говорю всем вам спасибо за урок, вы молодцы, хорошо потрудились
Домашнее задание.
- стр. 94-97 в учебнике читать, отв. на вопросы.
- чтение произведений о птицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-прект окружающего мира на тему "Птичьи секреты"
Подробный план-конспект по предмету "Окружающий мир" для второго класса по теме "Птичьи секреты...
Урок окружающего мира во 2 классе "Птичьи секреты"
Задачи урокадать понятие о перелётных и зимующих птицах;воспитывать любовь, бережное отношение к природе.Планируемые результаты:понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края;научить...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе " Птичьи секреты"
Технологическая карта содержит методические рекомендации по проведению урока окружающего мира во 2 классе по теме "Птичьи секреты " УМК " Перспектива"....
Урок по окружающему миру . 2 класс Тема: «Птичьи секреты»
Цель: сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.Предметные результаты:Знать причины по которым перелетные птицы покидают родные края;Различать перелетных и зимующих птиц;Узнавать на...
Конспект урока "Птичьи секреты"
План урока по окружающему миру...
Разработка урока по окуржающему миру "Птичьи секреты" (2 класс)
Материал включает в себя разработку урока "Птичьи секреты" и презентацию к уроку....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива» Тема урока: Птичьи секреты».
Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива»Тема урока: Птичьи секреты»....