Урок по окружающему миру . 2 класс Тема: «Птичьи секреты»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Парахина Римма Алексеевна

Цель: сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.

Предметные результаты:

  • Знать причины по которым перелетные птицы покидают родные края;
  • Различать перелетных и зимующих птиц;
  • Узнавать на  рисунке изученных птиц;
  • Приводить примеры перелетных и зимующих птиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_po_okr._miru.docx41.13 КБ
Файл moy_urok_po_okr._miru.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру . 2 класс  Тема: «Птичьи секреты»

 Цель: сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.

Предметные результаты:

  • Знать причины по которым перелетные птицы покидают родные края;
  • Различать перелетных и зимующих птиц;
  • Узнавать на  рисунке изученных птиц;
  • Приводить примеры перелетных и зимующих птиц.

Метапредметные результаты:

  • Отвечать на вопросы о птицах;
  • Классифицировать перелетных и зимующих по известным признакам;
  • Выделять в тексте учебника проблемные вопросы;
  • Высказывать предположения, отвечая на них;
  • Осуществлять проверку;
  • Отгадывать народные загадки о птицах.

Личностный результат:

  • Осознавать важность чувства любви к родной природе;
  • Охрана и забота о птицах

1.Проверка д/з.  Что узнали про насекомых? Назовите стадии развития насекомых?

2. Загадка.

Снится ночью пауку                                        Слайд 1
Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…

Д. Птица.

У. Почему пауки и насекомые боятся птиц?   ( Они их едят).

У. Догадались, какой теме мы посвятим сегодня наш урок? ( Птицам. )

/Звучит фонограмма с пением птиц/

3.Расскажите,  что знаете о птицах?

- Хотели бы узнать секреты птиц?

Тема урока: Птичьи секреты»                   Слайд 2

Как думаете, если вы так сидите, какую работу вы будете выполнять? (проект)

Каждый свой или коллективный?

 Работа предстоит большая, каждый получит свое задание .

Работать в группе непросто, но чтобы получился хороший результат, нужно соблюдать правила дружной работы. Назовите их.                                        Слайд 3

Выбрать капитана.

Давайте вспомним классификацию птиц. По какому признаку это будем делать?

- По питанию : хищные, насекомоядные, травоядные

- По проживанию: дикие и домашние, водоплавающие и неводоплавающие

- По полету: летающие и нелетающие

- Зимующие и перелетные.

Индивидуальные задания на карточках.

   1   Узнай птицу по описанию.

Эта птичка очень подвижная. Целый день она бегает и при этом все время трясет хвостом, за что и получила свое название. Сверху она серая, но задняя часть шейки , затылок , горло и верхняя часть грудки у нее черные. Летом  ее можно встретить повсюду, а зимой отправляется в Крым или на Закавказье.

2 Подумай, почему перелетные птицы улетают от нас , а потом возвращаются? Найди и прочитай об этом .

____________________________________________________

3. Подумай, какие птицы первыми возвращаются на родину? Как их называют и почему?

___________________________________________________

4 Подумай и расскажи, куда могут улетать от нас птицы? Тебе поможет в этом карта.

____________________________________________________

5 Как птицы осенью определяют, что пора улетать? Прочитай об этом .

6 О каких птичьих секретах мы должны узнать на уроке? Прочитай об этом в учебнике.

7 Грач – близкий родственник вороны. У него удлиненный клюв, а в оперении преобладает черный цвет. Длина этой птицы – до 50 см. Грачи водятся в средней полосе, но встречаются и на севере, и на юге. Сотни тысяч этих птиц на зиму перелетают в Северную Африку. Для перелета они собираются в огромные стаи. Гнезда грачи вьют на деревьях в загородных рощах  или городских садах. Грач может поймать молодого зайчонка или куропатку, но все же питается главным образом насекомыми и полевыми мышками, улитками. Грачей считают полезными птицами, так как они уничтожают насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур.

8 Подумай, что можно насыпать в кормушку, а что вредно для птиц? Выбери правильные ответы.

9 Сухие семечки, пшено, булка, печенье, жареные семечки, несоленое сало, пряник, орехи, конфеты.

10 Отгадай загадку.

Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё-клё-клё – поёт со свистом.

 Что интересного вы знаете про эту птицу?

11 Почему не все птицы улетают? Где зимуют? Чем питаются?

12 Загадка.

Он везде с покорной свитой…
Простучит больному спину,
А потом бока, грудину,
Глянет, как он дышит,
И рецепт пропишет.

Что знаешь про эту птицу?

13 Прочитай материал в учебнике.

Подумай, можно ли разделить зимующих птиц на 2 группы?

По какому признаку это можно сделать? Э(оседлые и кочующие)

14 Прочитай статью на с. 103. Подумай, в каком стиле она написана? Что узнал о птичке?

15 Сорока – известная оседлая птица, которая встречается на опушках леса, на окраине городов, поселков, в лесопарке. Оперение нарядное: голова, шея, спина, крылья, передняя часть груди черные. Хвост ступенчатый, длинный и тоже черный. Грудка и бока белые. В начале весны строят новые гнезда и ремонтируют прежние. Основной пищей птенцам служат насекомые, а взрослые – всеядны: кормятся насекомыми, мышами, птичьими яйцами (тем самым наносят вред) , расклевывают яблоки и груши в садах, кабачки и огурцы в огородах , арбузы и дыни. Осенью и зимой сороки держатся около жилья человека и питаются пищевыми отходами и падалью. В народе о сороке сложили немало поговорок. Их называют «сорока-белобока»  и «сорока-воровка». Любит утаскивать блестящие вещи.

 16  Белый журавль – перелетная птица.

Белый журавль  или стерх ослепительно белого цвета с черными оттенками на перьях. На кроваво-красной голове  - бледно-красный клюв. Обитают журавли обычно на болотах вблизи полей. Питаются зернами хлебных растений, почками, верхушками листьев, корнями и клубнями растений, насекомыми, мелкими земноводными и рыбками. Занесен в Красную птицу, находится под  охраной.

 \Учёные узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в тёплые края. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать , где зимуют птицы. Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии.

__________________________________________________________________

   Есть ещё одна загадка, по поводу которой учёные спорят до сих пор: как же ориентируются птицы в полёте, ведь им приходится лететь на огромные расстояния. Когда птицы летят днём, они могут ориентироваться по виду местности, а ночью отдыхают. Есть птицы., которые летят ночью. Они, скорее всего ориентируются по звёздам. Но вот ещё загадка: у кукушек первыми улетают в тёплые края молодые птицы, а через несколько дней - старые. Молодым птицам, родившимся в данном году, никто догу не показывает. Вот это до сих пор не разрешённая загадка.( Некоторые учёные считают, что у кукушек есть свой “компас” - магнитное поле Земли.)

__________________________________________________________________

  Зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля – снегом. Поэтому птицы и улетают в тёплые края, где нет снега, льда, где всегда есть корм. Птицы не остаются на юге на всё лето, потому что летом им там будет очень жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв. И как мы с вами уже знаем таких птиц называют……/перелётными/.

        Из всех населяющих Землю живых существ самыми удивительными являются птицы. Они освоили самый большой -воздушный океан, что вызывало зависть и восхищение у человека, который на протяжении тысячелетий стремился летать и только в 20 веке ему удалось.

_________________________________________________________

  Некоторые птицы во время полёта выстраиваются в определённом порядке, например, журавли, утки, гуси косяком или клином. Летящей впереди птице приходится труднее всех – она рассекает воздух. Впереди всегда летят взрослые самые сильные птицы, а за ними молодые и слабые. Когда летящая впереди птица устаёт, она уступает место другой. Мелкие птицы и грачи летят большими скученными стаями.

Стрижи - лучшие летуны среди птиц и могут пролетать до 100 километров в час. В воздухе стрижи могут спать! Улетают далеко-далеко! В Африку

Работа творческих групп.

Создание проекта: «Перелетные птицы» - 1 группа, «Зимующие птицы» - 2 группа.

Каждая группа защищает свой проект.                     Слайд 4 -25

Игра «Третий лишний».  Слайд 26

Подведение итогов.

Физкультминутка

А вы знаете птиц? Сейчас проверю.

Игра « Прилетели птицы.»

Если услышите не названия птиц, хлопайте в ладоши.

  1. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
  2. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
  3. Прилетели птицы: голуби, куницы.
  4. Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи.
  5. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, змеи и чижи.
  6. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки, лебеди и утки- и спасибо шутке.



Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру . 2 класс  Тема: «Птичьи секреты»

 Цель: сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.

Предметные результаты:

  • Знать причины по которым перелетные птицы покидают родные края;
  • Различать перелетных и зимующих птиц;
  • Узнавать на  рисунке изученных птиц;
  • Приводить примеры перелетных и зимующих птиц.

Метапредметные результаты:

  • Отвечать на вопросы о птицах;
  • Классифицировать перелетных и зимующих по известным признакам;
  • Выделять в тексте учебника проблемные вопросы;
  • Высказывать предположения, отвечая на них;
  • Осуществлять проверку;
  • Отгадывать народные загадки о птицах.

Личностный результат:

  • Осознавать важность чувства любви к родной природе;
  • Охрана и забота о птицах

1.Проверка д/з.  Что узнали про насекомых? Назовите стадии развития насекомых?

2. Загадка.

Снится ночью пауку                                        Слайд 1
Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…

Д. Птица.

У. Почему пауки и насекомые боятся птиц?   ( Они их едят).

У. Догадались, какой теме мы посвятим сегодня наш урок? ( Птицам. )

/Звучит фонограмма с пением птиц/

3.Расскажите,  что знаете о птицах?

- Хотели бы узнать секреты птиц?

Тема урока: Птичьи секреты»                   Слайд 2

Как думаете, если вы так сидите, какую работу вы будете выполнять? (проект)

Каждый свой или коллективный?

 Работа предстоит большая, каждый получит свое задание .

Работать в группе непросто, но чтобы получился хороший результат, нужно соблюдать правила дружной работы. Назовите их.                                        Слайд 3

Выбрать капитана.

Давайте вспомним классификацию птиц. По какому признаку это будем делать?

- По питанию : хищные, насекомоядные, травоядные

- По проживанию: дикие и домашние, водоплавающие и неводоплавающие

- По полету: летающие и нелетающие

- Зимующие и перелетные.

Индивидуальные задания на карточках.

   1   Узнай птицу по описанию.

Эта птичка очень подвижная. Целый день она бегает и при этом все время трясет хвостом, за что и получила свое название. Сверху она серая, но задняя часть шейки , затылок , горло и верхняя часть грудки у нее черные. Летом  ее можно встретить повсюду, а зимой отправляется в Крым или на Закавказье.

2 Подумай, почему перелетные птицы улетают от нас , а потом возвращаются? Найди и прочитай об этом .

____________________________________________________

3. Подумай, какие птицы первыми возвращаются на родину? Как их называют и почему?

___________________________________________________

4 Подумай и расскажи, куда могут улетать от нас птицы? Тебе поможет в этом карта.

____________________________________________________

5 Как птицы осенью определяют, что пора улетать? Прочитай об этом .

6 О каких птичьих секретах мы должны узнать на уроке? Прочитай об этом в учебнике.

7 Грач – близкий родственник вороны. У него удлиненный клюв, а в оперении преобладает черный цвет. Длина этой птицы – до 50 см. Грачи водятся в средней полосе, но встречаются и на севере, и на юге. Сотни тысяч этих птиц на зиму перелетают в Северную Африку. Для перелета они собираются в огромные стаи. Гнезда грачи вьют на деревьях в загородных рощах  или городских садах. Грач может поймать молодого зайчонка или куропатку, но все же питается главным образом насекомыми и полевыми мышками, улитками. Грачей считают полезными птицами, так как они уничтожают насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур.

8 Подумай, что можно насыпать в кормушку, а что вредно для птиц? Выбери правильные ответы.

9 Сухие семечки, пшено, булка, печенье, жареные семечки, несоленое сало, пряник, орехи, конфеты.

10 Отгадай загадку.

Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё-клё-клё – поёт со свистом.

 Что интересного вы знаете про эту птицу?

11 Почему не все птицы улетают? Где зимуют? Чем питаются?

12 Загадка.

Он везде с покорной свитой…
Простучит больному спину,
А потом бока, грудину,
Глянет, как он дышит,
И рецепт пропишет.

Что знаешь про эту птицу?

13 Прочитай материал в учебнике.

Подумай, можно ли разделить зимующих птиц на 2 группы?

По какому признаку это можно сделать? Э(оседлые и кочующие)

14 Прочитай статью на с. 103. Подумай, в каком стиле она написана? Что узнал о птичке?

15 Сорока – известная оседлая птица, которая встречается на опушках леса, на окраине городов, поселков, в лесопарке. Оперение нарядное: голова, шея, спина, крылья, передняя часть груди черные. Хвост ступенчатый, длинный и тоже черный. Грудка и бока белые. В начале весны строят новые гнезда и ремонтируют прежние. Основной пищей птенцам служат насекомые, а взрослые – всеядны: кормятся насекомыми, мышами, птичьими яйцами (тем самым наносят вред) , расклевывают яблоки и груши в садах, кабачки и огурцы в огородах , арбузы и дыни. Осенью и зимой сороки держатся около жилья человека и питаются пищевыми отходами и падалью. В народе о сороке сложили немало поговорок. Их называют «сорока-белобока»  и «сорока-воровка». Любит утаскивать блестящие вещи.

 16  Белый журавль – перелетная птица.

Белый журавль  или стерх ослепительно белого цвета с черными оттенками на перьях. На кроваво-красной голове  - бледно-красный клюв. Обитают журавли обычно на болотах вблизи полей. Питаются зернами хлебных растений, почками, верхушками листьев, корнями и клубнями растений, насекомыми, мелкими земноводными и рыбками. Занесен в Красную птицу, находится под  охраной.

 \Учёные узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в тёплые края. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать , где зимуют птицы. Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии.

__________________________________________________________________

   Есть ещё одна загадка, по поводу которой учёные спорят до сих пор: как же ориентируются птицы в полёте, ведь им приходится лететь на огромные расстояния. Когда птицы летят днём, они могут ориентироваться по виду местности, а ночью отдыхают. Есть птицы., которые летят ночью. Они, скорее всего ориентируются по звёздам. Но вот ещё загадка: у кукушек первыми улетают в тёплые края молодые птицы, а через несколько дней - старые. Молодым птицам, родившимся в данном году, никто догу не показывает. Вот это до сих пор не разрешённая загадка.( Некоторые учёные считают, что у кукушек есть свой “компас” - магнитное поле Земли.)

__________________________________________________________________

  Зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля – снегом. Поэтому птицы и улетают в тёплые края, где нет снега, льда, где всегда есть корм. Птицы не остаются на юге на всё лето, потому что летом им там будет очень жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв. И как мы с вами уже знаем таких птиц называют……/перелётными/.

        Из всех населяющих Землю живых существ самыми удивительными являются птицы. Они освоили самый большой -воздушный океан, что вызывало зависть и восхищение у человека, который на протяжении тысячелетий стремился летать и только в 20 веке ему удалось.

_________________________________________________________

  Некоторые птицы во время полёта выстраиваются в определённом порядке, например, журавли, утки, гуси косяком или клином. Летящей впереди птице приходится труднее всех – она рассекает воздух. Впереди всегда летят взрослые самые сильные птицы, а за ними молодые и слабые. Когда летящая впереди птица устаёт, она уступает место другой. Мелкие птицы и грачи летят большими скученными стаями.

Стрижи - лучшие летуны среди птиц и могут пролетать до 100 километров в час. В воздухе стрижи могут спать! Улетают далеко-далеко! В Африку

Работа творческих групп.

Создание проекта: «Перелетные птицы» - 1 группа, «Зимующие птицы» - 2 группа.

Каждая группа защищает свой проект.                     Слайд 4 -25

Игра «Третий лишний».  Слайд 26

Подведение итогов.

Физкультминутка

А вы знаете птиц? Сейчас проверю.

Игра « Прилетели птицы.»

Если услышите не названия птиц, хлопайте в ладоши.

  1. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
  2. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
  3. Прилетели птицы: голуби, куницы.
  4. Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи.
  5. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, змеи и чижи.
  6. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки, лебеди и утки- и спасибо шутке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Секрет здоровья - гигиена". 1-й класс с презентацией

Дидактическое обоснование:Предмет: окружающий мир, 1 класс, учебник “Окружающий мир. 1 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),Тема урока:«Секрет здоровья – гигиена»Дидактическая цель:создать условия для ...

Урок-прект окружающего мира на тему "Птичьи секреты"

Подробный план-конспект по предмету "Окружающий мир" для второго класса по теме "Птичьи секреты...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Мастер-класс по окружающему миру . Тема "Птичьи секреты" 2 класс. "Перспектива" Ф.Ф.Рахимова, МБОУ СОШ № 4

Цель :Сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.-  Регулятивные УУД: умен...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива» Тема урока: Птичьи секреты».

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК «Перспектива»Тема урока: Птичьи секреты»....

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального ...