Урок окружающего мира во 2 классе "Птичьи секреты"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Задачи урока
- дать понятие о перелётных и зимующих птицах;
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
- понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края;
- научиться различать перелётных и зимующих птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptichi_sekrety.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Птичьи секреты
Урок окружающего мира во 2 классе.
- продолжить знакомство с птицами;
- дать понятие о перелётных и зимующих птицах;
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
- понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края;
- научиться различать перелётных и зимующих птиц.
Оборудование.
У учителя: картинки с изображением насекомых и паука-крестовика, карта полушарий,2 набора перелётных и зимующих птиц , на доске рисунок с изображением кормушки и дерева, птицы на магнитах для кормушки, буквы слова “молодец”, презентация к уроку (Приложение).
у учащихся на партах: цветные карандаши (зелёный и синий), карточка с заданием: допиши предложение…, сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка и тучки.
Ход урока
1. Организационный момент.
У. Ребята, посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и улыбнитесь друг другу.
У. Я рада нашей встрече, друзья!
Мы сегодня на уроке будем вспоминать, рассуждать, объяснять и задания выполнять
А чтоб урок пошёл вам впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Проверка домашнего задания.
Игра “Убери лишнюю картинку”. Среди насекомых находится паук-крестовик. Уч-ся необходимо его убрать.
- Почему вы его считаете лишним? /здесь все насекомые, а паук –не насекомое
- Какой главный и верный признак всех пауков? (8 ног) А - насекомых ? ( шесть ног)
- Почему насекомых так назвали?
3. Введение в тему урока.
У.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
Д. Птица.
У. Почему пауки и насекомые боятся птиц?
Д. Они их едят.
У. Догадались, какой теме мы посвятим сегодня наш урок?
Д. Птицам. /Звучит фонограмма с пением птиц/
4. Сообщение темы урока
У. Сегодня мы узнаем много нового из жизни птиц, поэтому тема нашего урока так и называется “Птичьи секреты” / слайд №1/
У. Сегодня на уроке мы
Поговорим о маленьких синицах
О перелётных и зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уже мелькают красногруды снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.
5. Знакомство с новым материалом.
1. Постановка проблемной ситуации.
У. Ребята, а как вы думаете, какие секреты могут быть у птиц?
/ответы учащихся/
Совершенно верно. И как я уже сказала, сегодня на уроке мы попробуем разгадать птичьи секреты.
I шаг
У. Каждую осень многие птицы улетают из наших краёв, а весной опять возвращаются.
Таких птиц называют перелётными.
- Рассматривают птиц в учебнике на стр. 94
- Каких из этих птиц вы видели в природе?
Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые сейчас будут вашими помощниками. Сейчас мы будем работать в парах. О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом?
Вежливо обращаться друг к другу.
Выслушивать мнение товарища.
Доказывать свои версии, не перебивая.
Быть внимательным друг к другу.
Умеешь сам – научи другого.
Работа в рабочей тетради на стр. 56. Дети находят изображения перелётных птиц, вписывают номера их названий в кружочки. Обводят зелёным карандашом изображения перелётных птиц и закрашивают кружочки около тех птиц, которых они видели в природе. /Работа в парах/
II шаг
У. Учитель читает до конца первый абзац текста на стр. 94
Дети высказывают свои соображения, куда могут улетать птицы. Слайд №2
- учитель читает первый абзац текста “Птичьи секреты” на “Страничках Умного Совёнка” ( стр.
126 учебника) слайд №3
Вместе с учащимися делают ВЫВОД: учёные узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в тёплые края. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы. Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии. /Показ на карте путей перелётов птиц/.
Физминутка
Утром птичка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре полетела
И на веточку присела.
III шаг
Ученик читает второй абзац текста /слайд №3/
У. - Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние - нет?/ответы учащихся/
ВЫВОД: зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля – снегом. Поэтому птицы и улетают в тёплые края, где нет снега, льда, где всегда есть корм. Птицы не остаются на юге на всё лето, потому что летом им там будет очень жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв. И как мы с вами уже знаем таких птиц называют……/перелётными/.
IV шаг
- Ученик читает третий абзац текста на стр. 95 учебника. /слайд №4/
Дети высказывают свои догадки, почему птицы заранее знают о приближении трудного, голодного времени.
Помощь Умного Совёнка / стр. 126 учебника/
ВЫВОД: о времени отлёта птицы судят не по погоде, которая может измениться за один день, а по длине светового дня. Это так называемые биологические часы.
Сообщение учителя: Есть ещё одна загадка, по поводу которой учёные спорят до сих пор: как же ориентируются птицы в полёте, ведь им приходится лететь на огромные расстояния. Когда птицы летят днём, они могут ориентироваться по виду местности, а ночью отдыхают. Есть птицы., которые летят ночью. Они, скорее всего ориентируются по звёздам. Но вот ещё загадка: у кукушек первыми улетают в тёплые края молодые птицы, а через несколько дней - старые. Молодым птицам, родившимся в данном году, никто догу не показывает. Вот это до сих пор не разрешённая загадка.( Некоторые учёные считают, что у кукушек есть свой “компас” - магнитное поле Земли.)
V шаг
У.Ребята, а видели ли вы как летят птицы? /ответы учащихся/
/Слайд №5/
У. Некоторые птицы во время полёта выстраиваются в определённом порядке, например, журавли, утки, гуси косяком или клином. Летящей впереди птице приходится труднее всех – она рассекает воздух. Впереди всегда летят взрослые самые сильные птицы, а за ними молодые и слабые. Когда летящая впереди птица устаёт, она уступает место другой. Мелкие птицы и грачи летят большими скученными стаями.
VI шаг
Учащийся читает последний абзац текста на с. 95 / слайд № 6/
- учащийся читает 3 абзац текста на стр. 126 (советы Умного Совёнка);
- учащиеся рассматривают изображения зимующих птиц в учебнике;
- работа в тетрадях: обводят синим карандашом зимующих птиц, отмечают (закрашивают кружок) птиц, которых они видели в природе.
Физминутка
Игра “Узнай, какая птица”.
А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Узнай какая птица". Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх и два раза хлопнуть, если я назову зимующую птицу, вы должны присесть.
Грач, поползень, дятел, цапля, стриж, ворона, воробей.
У. – Ребята, а как вы думаете, чем питаются зимой птицы, которые не делают запасов?
(ответы детей: семенами, насекомыми, ягодами рябины, калины)
У. Да, ребята, многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Скорее, всего вы видели, как зимой синицы, воробьи, склёвывают с веток различные семена, липовые орешки, крылатки клёна, ищут жучков, насекомых и достают их из-под коры деревьев. Вы видели красавцев-снегирей. Насекомыми они не питаются. Чем же они тогда питаются? (Ягодами рябины, калины). А вот воробей всеяден. Он питается и насекомыми, и ягодами, и отходами питания человека. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?
Нелегко, ребята, птицам зимой найти себе корм. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод.
/Слайд №7/ Прочитайте высказывание : “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.
Как вы понимаете выражение?
У. Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах.
- Кто же может помочь птицам в суровое зимнее время? /да, мы с вами/Человек должен помочь птицам, а как? /Развесить кормушки/
- А у кого из вас есть дома кормушки? Молодцы. Не забывайте вовремя счищать с кормушек снег и подсыпать корма. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.
У. А сейчас я хочу, чтобы мы вспомнили стихотворение о птицах.
Чтение учащимися стихотворения “Берегите птиц” /Т. Евдошенко/
1-й ученик.
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,-
Чтоб их побольше стало.
2-й ученик.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
3-й ученик.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
4-й ученик.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
5-й ученик.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышим мы.
6. Проверка усвоения новых знаний.
У. А сейчас я предлагаю вам выполнить задание: нужно дописать предложение…
Карточка №1. Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края называются____________ .
Карточка №2 Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются_________________ .
(взаимопроверка, затем сигнализируют сигнальными карточками.)
У. А сейчас работаем в группах. Задание: распределить птиц на две группы: “перелётные” и “ зимующие” (проверяем коллективно, ответы на слайде №8, учащиеся сигнализируют сигнальными карточками).
7. Закрепление нового материала.
У.
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Я предлагаю вам провести викторину о наших пернатых друзьях - птицах.
/Если отгадкой будет название зимующей птицы, и она может прилететь на нашу кормушку, то мы будем её помещать на эту кормушку, если нет, то поместим на дерево., а если названную птицу мы не сможем увидеть у нас зимой, то никуда её помещать не будем./ /за ответы учащимся раздаю буквы слова “молодец”/
ВИКТОРИНА “Угадай, кто – я?”
1.
Доктор есть в стране лесной -
В красной шапке расписной,
Под сосною, под ракитой,
Он везде с покорной свитой…
Простучит больному спину,
А потом бока, грудину,
Глянет, как он дышит,
И рецепт пропишет. /Дятел /слайд №9/
2. “Узнай меня по описанию”
“У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?” /синица/ /слайд № 10/
3. Серенький мячик по двору скачет. /воробей/ /слайд №11/
4. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин /журавли/ / слайд №12/
5. “Меня называют “смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда- сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?” (поползень) /слайд № 13/
6.
На шесте дворец,
Во дворце певец. /скворец/ /слайд №14/
Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё-клё-клё – поёт со свистом. /клёст/ /слайд №15/ а что интересного вы знаете про эту птицу?
У. Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, пословиц живут в народе. Существует много народных примет о птицах. Я назову вам некоторые:
- Воробьи перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром.
- Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу.
- Галки к вечеру собираются дружной гурьбой, кричат - к ясной погоде.
У. А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами? /ответы учащихся/
8. Итог урока. / слайд №16/
- Чьи секреты мы разгадывали сегодня на уроке?
- Куда же от нас улетают птицы осенью?
- Почему же птицы улетают?
- Как называют таких птиц?
- Как называют птиц, которые проводят зиму у нас?
- Как мы должны помогать птицам перезимовать?
У.
Улетели птичьи стаи
Лес в сугробах до ветвей.
Трудная пора настала
Для пернатых для друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю
Много птиц осталось здесь.
И заботясь зимой о птицах , я думаю, что мы хоть чуть-чуть их будем согревать в суровое трудное время.
И сегодня мы их тоже можем немного погреть.
Возьмите карточки-настроения: если вам было интересно и вы узнали много нового на уроке, то прикрепите солнышко, если было скучно, урок не понравился, то возьмите тучку.
На доске, из букв, которые вы получили за работу, составьте слово / молодец!/
Я говорю всем вам спасибо за урок, вы молодцы, хорошо потрудились./вручаю медальки за работу на уроке/
Домашнее задание.
- стр. 94-97 в учебнике читать, отв. на вопросы.
- сделать кормушки и принести их в школу /иллюстрации с образцами кормушек расположены на книжной выставке./
- сделать коллективную книжку-самоделку “Птичьи секреты” /Предлагаю рассмотреть макет книжки-самоделки, где каждому учащемуся класса предстоит оформить свою страничку о любой птице./
Если вы захотите больше узнать о птицах, советую вам прочитать книги, которые размещены на нашей книжной выставке.
Дети рассматривают выставку книг о птицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Секрет здоровья - гигиена". 1-й класс с презентацией
Дидактическое обоснование:Предмет: окружающий мир, 1 класс, учебник “Окружающий мир. 1 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),Тема урока:«Секрет здоровья – гигиена»Дидактическая цель:создать условия для ...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Мастер-класс по окружающему миру . Тема "Птичьи секреты" 2 класс. "Перспектива" Ф.Ф.Рахимова, МБОУ СОШ № 4
Цель :Сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.- Регулятивные УУД: умен...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе " Птичьи секреты"
Технологическая карта содержит методические рекомендации по проведению урока окружающего мира во 2 классе по теме "Птичьи секреты " УМК " Перспектива"....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Технологическая карта урока окружающего мира "Птичьи секреты" (УМК "Перспектива" 2 класс,1 часть)
Тип урока: урок «открытий» новых знаний Цель урока: создание условий для формирования представлений о перелётных и зимующих птицах у обучающихся 2 класса.Задачи урока: Дида...
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...