Урок-прект окружающего мира на тему "Птичьи секреты"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Подробный план-конспект по предмету "Окружающий мир" для второго класса по теме "Птичьи секреты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – проект «Птичьи секреты»
Задачи урока:
- продолжить знакомство с птицами;
- дать понятие о перелётных и зимующих птицах;
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
- понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края;
- научиться различать перелётных и зимующих птиц.
Цель: сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.
Предметные результаты:
- Знать причины по которым перелетные птицы покидают родные края;
- Различать перелетных и зимующих птиц;
- Узнавать на рисунке изученных птиц;
- Приводить примеры перелетных и зимующих птиц.
Метапредметные результаты:
- Отвечать на вопросы о птицах;
- Классифицировать перелетных и зимующих по известным признакам;
- Выделять в тексте учебника проблемные вопросы;
- Высказывать предположения, отвечая на них;
- Осуществлять проверку;
- Отгадывать народные загадки о птицах.
Личностный результат:
- Осознавать важность чувства любви к родной природе;
Оборудование: у учителя-компьютер, проектор, у учащихся- цветные карандаши.
Оборудование.
У учителя
компьютер, проектор, картинки с изображением насекомых и паука-крестовика, карта полушарий,2 набора перелётных и зимующих птиц , на доске рисунок с изображением кормушки и дерева, птицы на магнитах для кормушки, презентация к уроку
у учащихся
на партах: цветные карандаши(зелёный и синий), карточка с заданием: допиши предложение…, сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка и тучки.
Ход урока
I. Организационный момент. 1 мин
У. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас в этот замечательный день! Давайте улыбнемся, друг другу и нашим гостям, чтобы создать хорошее настроение и себе и им.
Мы сегодня на уроке будем вспоминать, рассуждать, объяснять и выполнять задания.
А чтоб урок пошёл вам впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Проверка домашнего задания. 2 мин
Игра “Убери лишнюю картинку”. Среди насекомых находится паук-крестовик. Уч-ся необходимо его убрать.
- Почему вы его считаете лишним? /здесь все насекомые, а паук –не насекомое
- Какой главный и верный признак всех пауков? (8ног) А - насекомых ? ( шесть ног)
- Почему насекомых так назвали?
III. Изучение темы урока 25 мин
1. Введение в тему урока.
У: Ребята, а вы любите тайны и загадки? Отгадайте загадку
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
Д. Птица.
У. Почему пауки и насекомые боятся птиц?
Д. Они их едят.
У. Наш сегодняшний урок мы посвятим птицам. Для начала давайте посмотрим такой фрагмент
заставка к передаче в мире животных (Приложение 1)
2. Сообщение темы урока
У. Ребята вы все видели птиц? А каких птиц вы знаете? Давайте откроем учебник на странице 94 и посмотрим на них
У. Сегодня мы узнаем много нового из жизни птиц, поэтому тема нашего урока так и называется “Птичьи секреты” / слайд №1/ (Приложение 2)
У.
Сегодня на уроке мы
Поговорим о маленьких синицах
О перелётных и зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уже мелькают красногруды снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.
3. Знакомство с новым материалом.
1. Постановка проблемной ситуации.
У. Ребята, а как вы думаете, есть ли у птиц секреты? Какие секреты могут быть у птиц?
/ответы учащихся/
Совершенно верно. И сегодня на уроке мы попробуем разгадать птичьи секреты.
I шаг
У. Каждую осень многие птицы улетают из наших краёв, а весной опять возвращаются.
Таких птиц называют перелётными.
- Рассматривают птиц в учебнике на стр. 94
- Каких из этих птиц вы видели в природе?
- Замечали ли вы осенью стаи улетающих птиц? Какие это были птицы? Где вы их видели?
А теперь возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые сейчас будут вашими помощниками. Сейчас мы будем работать в парах. О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом?
Вежливо обращаться друг к другу.
Выслушивать мнение товарища.
Доказывать свои версии, не перебивая.
Быть внимательным друг к другу.
Умеешь сам – научи другого.
Работа в рабочей тетради на стр. 56. Дети находят изображения перелётных птиц, вписывают номера их названий в кружочки. Обводят зелёным карандашом изображения перелётных птиц и закрашивают кружочки около тех птиц, которых они видели в природе. /Работа в парах/
Проверка под руководством учителя
- Все завершили? Давайте проверим.
II шаг
У. Учитель
читает до конца первый абзац текста на стр. 94
Дети высказывают свои соображения, куда могут улетать птицы. Слайд 2
- учитель читает первый абзац текста “Птичьи секреты” на “Страничках Умного Совёнка” ( стр. 126 учебника) слайд 4-12
- Давайте узнаем побольше о перелётных птицах. Слайды о перелётных птицах.
Вместе с учащимися делают ВЫВОД: учёные узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в тёплые края. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы. Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии. /Показ на карте путей перелётов птиц/.
Физминутка
Утром птичка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре полетела
И на веточку присела.
III шаг
Ученик читает второй абзац текста
У. -
Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние - нет?/ответы учащихся/
ВЫВОД: зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля – снегом. Поэтому птицы и улетают в тёплые края, где нет снега, льда, где всегда есть корм. Птицы не остаются на юге на всё лето, потому что летом им там будет очень жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв. И как мы с вами уже знаем таких птиц называют……/перелётными/.
IV шаг
- Ученик
читает третий абзац текста на стр. 95учебника.
Дети высказывают свои догадки, почему птицы заранее знают о приближении трудного, голодного времени.
Помощь Умного Совёнка / стр. 126 учебника/
ВЫВОД
: о времени отлёта птицы судят не по погоде, которая может измениться за один день, а по длине светового дня. Это так называемые биологические часы.
Сообщение учителя: Есть ещё одна загадка, по поводу которой учёные спорят до сих пор: как же ориентируются птицы в полёте, ведь им приходится лететь на огромные расстояния. Когда птицы летят днём, они могут ориентироваться по виду местности, а ночью отдыхают. Есть птицы, которые летят ночью. Они, скорее всего ориентируются по звёздам. Но вот ещё загадка: у кукушек первыми улетают в тёплые края молодые птицы, а через несколько дней - старые. Молодым птицам, родившимся в данном году, никто дорогу не показывает. Вот это до сих пор не разрешённая загадка. ( Некоторые учёные считают, что у кукушек есть свой “компас” - магнитное поле Земли.)
V шаг
У.
Ребята, а видели ли вы как летят птицы? /ответы учащихся/
/Слайд 13/
У. Некоторые птицы во время полёта выстраиваются в определённом порядке, например, журавли, утки, гуси косяком или клином. Летящей впереди птице приходится труднее всех – она рассекает воздух. Впереди всегда летят взрослые самые сильные птицы, а за ними молодые и слабые. Когда летящая впереди птица устаёт, она уступает место другой. Мелкие птицы и грачи летят большими скученными стаями.
VI шаг
Учащийся читает последний абзац текста на с. 95 / слайд№ 14/
- учащийся читает 3 абзац текста на стр. 126 (советы Умного Совёнка);
- учащиеся рассматривают изображения зимующих птиц в учебнике;
- Давайте узнаем побольше о зимующих птицах. Слайды о зимующих птицах.15-22
- работа в тетрадях: обводят синим карандашом зимующих птиц, отмечают (закрашивают кружок) птиц, которых они видели в природе.
Физминутка
Игра “Узнай, какая птица”.
А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Узнай какая птица". Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх и два раза хлопнуть, если я назову зимующую птицу, вы должны присесть.
Грач, поползень, дятел, цапля, стриж, ворона, воробей.
У. – Ребята, а как вы думаете, чем питаются зимой птицы, которые не делают запасов?
(ответы детей: семенами, насекомыми, ягодами рябины, калины)
У. Да, ребята, многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Скорее, всего вы видели, как зимой синицы, воробьи, склёвывают с веток различные семена, липовые орешки, крылатки клёна, ищут жучков, насекомых и достают их из-под коры деревьев. Вы видели красавцев-снегирей. Насекомыми они не питаются. Чем же они тогда питаются? (Ягодами рябины, калины). А вот воробей всеяден. Он питается и насекомыми, и ягодами, и отходами питания человека. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?
Нелегко, ребята, птицам зимой найти корм. В холодные дни они ищут корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод.
- Поэтому и говорят “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.
Как вы понимаете выражение?
VII шаг
У- Кто же может помочь птицам в суровое зимнее время? /да, мы с вами/Человек должен помогать птицам, а как же это сделать? /Развесить кормушки/
Вот мы то же с вами на уроках труда сделали кормушки. Возьмите ка вы их на руки.
Дети рассматривают кормушки . Слайд 23
Кормушки из майонезного ведра (из-под майонеза ). Слайд 24.
У:- Кормушка готова. Кто из вас хочет покормить птиц? Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя?
Мы кормушку смастерили
И столовую откроем.
Воробей, снегирь-сосед
Будет вам зимой обед.
VIII шаг
Составление «Меню для птичьей столовой»
У: -Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 25-31
У:- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае .
IX шаг
Ученик читает стих А.Яшин « Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
У: -Часть кормушек дети можете взять домой, чтобы разместить их в своем дворе.
. Не забывайте вовремя счищать с кормушек снег и подсыпать корма. Если каждая семья в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.
. Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах.
У. А сейчас я хочу, чтобы мы вспомнили стихотворение о птицах.
Чтение учащимися стихотворения “Берегите птиц” /Т. Евдошенко/
1-й ученик.
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,-
Чтоб их побольше стало.
2-й ученик.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
3-й ученик
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
4-й ученик.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
5-й ученик
. Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышим мы.
IV. Закрепление нового материала. 7 мин
У.
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Я предлагаю вам провести викторину о наших пернатых друзьях - птицах.
/Если отгадкой будет название зимующей птицы, и она может прилететь на нашу кормушку, то мы будем её помещать на эту кормушку, если нет, то поместим на дерево., а если названную птицу мы не сможем увидеть у нас зимой, то никуда её помещать не будем./
ВИКТОРИНА “Угадай, кто – я?” (Изображения птиц появляются на доске) (Приложение 3)
Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. Воробей
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец)
Тащит в дупла лип упорно
Жёлуди, орехи, зёрна,
Как заправский кладовщик
Бойкий…………………..ямщик поползень
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной Телеграфист:
«Здорово, дрозд приятель!»
И ставит подпись………………… дятел
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица ... ( Грач)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Шапочка чёрненькая ,
И полоской шарфик. синица
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком.
Кто же это? Сойка
Угадайте, что за птица-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)
Кар! Кар! Кар!-
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? Ворона
Листья падают с осин, мчится в небе острый клин журавли
У. Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, пословиц живут в народе. Существует много народных примет о птицах. Я назову вам некоторые:
- Воробьи перелетают стайками с места на место -перед сильным ветром.
- Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу.
- Галки к вечеру собираются дружной гурьбой, кричат - к ясной погоде.
У. А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами? /ответы учащихся/
V. Проверка усвоения новых знаний. Тест. (Приложение 4) 5 мин
У. А сейчас я предлагаю вам выполнить тест
1. Птицы делятся на две группы: зимующие и …(перелётные, прилетающие)
2. Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края называются____________ .
3. Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются_________________ .
4. Когда перелётные птицы к нам вернуться? (Весной, осенью)
5. По какой причине улетают перелётные птицы? (Нет корма, холодно)
6. Выдели лишнюю птицу в этой группе:
дятел, синица, ласточка, нет лишней птицы;
7. Выдели лишнюю птицу в этой группе:
цапля, ворона, скворец, нет лишней птицы.
Проверка под руководством учителя
VI. Итог урока. 5 мин
- Почему же птицы улетают?
- Как называют таких птиц?
- Как называют птиц, которые проводят зиму у нас?
- Каким образом мы можем помочь птицам перезимовать?
- Чьи секреты мы разгадывали сегодня на уроке?
- Куда же от нас улетают птицы осенью? Слайды 33-36
У.
Улетели птичьи стаи
Лес в сугробах до ветвей.
Трудная пора настала
Для пернатых для друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю
Много птиц осталось здесь.
И заботясь зимой о птицах , я думаю, что мы хоть чуть-чуть их будем согревать в суровое трудное время.
И сегодня мы их тоже можем немного погреть.
Возьмите карточки-настроения: если вам было интересно и вы узнали много нового на уроке, то прикрепите солнышко, если было скучно, урок не понравился, то возьмите тучку.
Я говорю всем вам спасибо за урок, вы молодцы, хорошо потрудились
Домашнее задание.
- стр. 94-97 в учебнике читать, отв. на вопросы.
- чтение произведений о птицах.
Список использованной литературы
1. http://www.artap.ru/animal/animal26.jpg
2. http://www.artap.ru/animal/animal26.jpg
3. http://www.bio.vsu.ru/oriolus/ris43.jpg
4. http://ru.wikipedia.org/
5. http://puzzles.amparlius.ru/new/rdl_child.asp?id=183&a=0
6. http://www.kinder-sad.ru/zagadki/o-ptichkach
7.http://www.xrest.ru/images/collection/00616/981/original.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Секрет здоровья - гигиена". 1-й класс с презентацией
Дидактическое обоснование:Предмет: окружающий мир, 1 класс, учебник “Окружающий мир. 1 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),Тема урока:«Секрет здоровья – гигиена»Дидактическая цель:создать условия для ...
Секреты запоминания таблицы умножения и символов на уроках математики и окружающего мира.
Тема"Секреты запоминания" актуальна в любом классе и на любом предмете,потому что она помогает лучше учиться. Статья рассказывает о приёмах запоминания : 1.к цифре подбираем образ животного , пох...
конспект окружающего мира "Птичьи секреты"
конспект предназначен для учителя 2 класса...
презентация по окружающему миру "Птичьи секреты"
в помощь учителю для проведения урока...
Урок окружающего мира во 2 классе "Птичьи секреты"
Задачи урокадать понятие о перелётных и зимующих птицах;воспитывать любовь, бережное отношение к природе.Планируемые результаты:понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края;научить...
Мастер-класс по окружающему миру . Тема "Птичьи секреты" 2 класс. "Перспектива" Ф.Ф.Рахимова, МБОУ СОШ № 4
Цель :Сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.- Регулятивные УУД: умен...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе " Птичьи секреты"
Технологическая карта содержит методические рекомендации по проведению урока окружающего мира во 2 классе по теме "Птичьи секреты " УМК " Перспектива"....