Урок окружающего мира по теме: «Природные богатства нашей Родины»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Скосарева Елена Ивановна

Данная разработка урока знакомит с природными богатствами России и родного края. Предназначена для учащихся 1 класса по программе "Школа 2100".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скосарева Елена Ивановна

Урок окружающего мира по теме: «Природные богатства нашей Родины» и интеграция с кружком «Жизнетворчество»  тема:  «Планета – наш общий дом. Охрана богатств природы».


Тема: «Природные богатства нашей Родины». 1 класс УМК «Школа 2100» 

Цели урока: 

1. Познакомить с природными богатствами нашей Родины, дать представление о богатствах природы области.

2. Развивать умение использовать в работе полученные знания; развивать коммуникативные способности, творческую активность, наблюдательность, познавательную активность; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение выражать свои мысли.

3. Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природным богатствам родины, доброжелательность и взаимовыручку при работе в парах, уважение к труду.

Ход урока:
1.
Актуализация знаний и определение темы урока. 

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Повторяйте за мной!

Я желаю тебе добра!

Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по просторам нашей  необъятной Земли и заглянем в самые её недра. Нам сегодня пригодится умение наблюдать и знания, которые мы получили на прошлом уроке.

- Хозяйка богатств                                  (слайд 1. Богатства)

В своё царство приглашает нас.

- Что это за хозяйка?                               (слайд 1. ..природы)

- Чему будет посвящен наш урок?

- При работе главное наше правило – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОВЫРУЧКА.

- А как люди разных профессий помогают друг другу. (Ведут сообща общее хозяйство)

Слайд 2. Что вы видите? (показ  -   подсолнечник / куры, поле, пчелы)

                 Что объединяет их? (Сельское хозяйство)

Слайд 3. Это что? (показ - фабрики и заводы) Назовите хозяйство. (Промышленные предприятия)

Слайд 4. Какой вид транспорта вы видите? (показ - водный, наземный, воздушный).  Назовите вид хозяйства (показ  Транспорт).

Слайд 5. Назовите профессии, которые видите? (показ – парикмахер, официант, учитель).  В какой вид хозяйства вы их объедините? (Сфера обслуживания)

- Люди многих профессий помогают нам получить из зёрнышка ХЛЕБ. Назовите  некоторые из них. (Слайд 6). Тракторист / комбайнер / рабочие мукомольного завода / пекари / продавец.

2. Подготовка к восприятию новой темы.

- Только ли люди помогли зёрнышку вырасти? Не упустили ли мы что-то важное, что помогло появиться колоску? Могло бы оно вырасти без помощи природы?

Слайд 7. Сделайте вывод, какие богатства природы помогли вырасти зернышку?  показ: почва, вода, воздух, солнце.

Вывод (слайд + учебник стр. 30)  показ  вывода «Почва, вода, воздух, солнце помогли вырасти из зёрнышка большому растению»

- Нас окружает много разных предметов и вещей. Давайте подумаем, вспомним, посовещаемся в парах, как некоторые предметы пришли к нам.

Слайд 8. Чем были и откуда пришли к нам … (показ - лист бумаги, карандаши, стул)? (Деревом, лес. Лесные богатства) 

- Что помогло вырасти дереву?

Слайд 9. Железные предметы – какое природное подземное богатство (полезное ископаемое) помогло создать металлические предметы? (Руда) Кто из руды сделал гвоздь?

Слайд 10. Бензин для машин был раньше… (нефтью), которую люди добыли из-под земли, из нефтяного месторождения.

Слайд 11. Прозрачное оконное стекло было речным (песком).

- Чем были увиденные предметы,  и которые нас окружают? Чьи эти богатства? Кто их взял у природы? Сделаем вывод.

Слайд 12. Вывод (с. 30) Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у неё человеком. Природа  -  наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства.

3. Физминутка для глаз (слайд 13).

- А наше главное богатство, познающее окружающий мир, которое надо беречь … глаза. Сделаем зарядку для глаз. Слушаем музыку и следим за движением объектов, при мигании моргаем глазками.

4. Совместное открытие нового. Постановка проблемных ситуаций.

Слайд 14.

Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства 

(показ) 1. Какие природные богатства мы с  вами уже назвали?

(показ) 2. Какие вы еще знаете?    

Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить.  Благодаря своему уму люди научились использовать силы и богатства природы.  Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.

Слайд 15.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без …(ВОДЫ)

- Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).

- Как человек использует течение реки? (показ электростанции)

-(показ) Силу воды люди научились превращать в электричество и пускать его по проводам  на заводы и в дома.

Слайд 16.

- О какой силе природы сказано: «…ты гоняешь, стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе…»? (о ВЕТРЕ) 

- Как человек использует силу ветра? (показ - парусный спорт, корабли)

Вывод: Силу ветра используют мореплаватели.

- Люди стали задумываться о бережном отношении к природе и придумали использовать силу ветра не во вред природе, получения… (электричества)

Вывод: Силу ветра  используют для получения электричества от ветряных   мельниц – ветряная энергия, ветряные электростанции. Потому что ГЭС  и ТЭЦ загрязняют окружающий мир, вредят рекам.

Слайд 17.

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все…(солнце)  -  показ

- Что солнце даёт человеку? (свет и тепло). 

- показ - Как человек стал использовать солнечный свет?

Человек стал искать другие источники энергии  для получения электричества  – ветер и солнечный свет, и построил  не только ветряные мельницы, но и  солнечные батареи, которые меньше всего загрязняют природу.

- Все ли богатства мы перечислили?

Слайд. 18. Отгадайте.

Бегают в лесу и в поле,               И друзьями могут стать.

Плавают в реке и море,               Ну а в городе большом

Могут прыгать и летать,             Ну а в городе большом

                        Зоопарк – их главный дом.          

Показ слайдов (белка, лиса, воробей, ворона, собака).

Назовите группу. Животные.

Слайд. 19. А теперь расскажу о другой группе:

Дышат, растут,                         Весной оживают,

А ходить не могут,                   Зелёными бывают

Зимой замирают,

Показ слайдов (одуванчик, бессмертник, дуб, ель, береза).

Назовите группу. Растения.

- Можно ли животных и растения назвать богатствами природы? Какими?

5. Физминутка ( двигательная).

6. Первичное закрепление. Обучение способам практического  применения.

Слайд  20 + стр. 31 . - Назовите природные богатства на рисунке 

Живые, неживые, силы природы. Сравниваем учебник (с. 31) - показ.

Слайд 21 - Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше их запомнить, разделим их на группы. Сколько групп вы предлагаете сделать и почему?

Три: живые, неживые, силы природы.

?!  Какие природные богатства мы отнесём к  живым? к неживым? к силам природы?

Слайд 22. Живые природные богатства: растения, животные.

Слайд 23. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, подземные богатства.

Слайд 24. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек.

- Почему так поделили?

7. Обучение способам практического  применения полученных знаний.

    а) Работа в парах. Работа в учебнике.

- А теперь выполним задания в учебнике. Работать будем в парах. Помните о взаимовыручке и доброжелательности.

Слайд 25. + стр. 32

- Прочтите задание. Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? Соедините линией.

Слайд 26. + стр. 33

- Недра земли также отдают людям свои богатства. Попробуй разобраться, какие вещи сделаны из нефти, а какие из железа? Распутайте клубок ниток.

Слайд 27. + стр. 33

- Рассмотрите рисунок. (Показ вопроса)  - Какие природные богатства помогли Вам стать сильными и здоровыми за время летних каникул? (вода, воздух, солнце, растения, ветер)

- Какой самый главный вывод мы с вами можем сделать? Человек не может жить без природы и её богатств. Помни об этом и бережно относись к ним. 

- Может ли человек жить отдельно от природы, без ее богатств

  б) Работа в парах. Работа в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 48. задание 1.

- Поработайте в парах. К каким природным богатствам относятся эти слова? Соедини стрелками. Проверка слайд 28.

!? Почему слово кормить я определила два раза? Как вы понимаете кормить?

 (Кормить животных, животные кормят)

Слайд 29 + задание 3, стр. 49. Соедините предметы с природными богатствами, из которых они получены. Какие природные богатства?

Слайд 30 + стр. 48, задание 2.  Ни одно из живых существ не научилось так использовать богатства природы, как человек. Подчеркните, синим цветом, те природные богатства, которые смог подчинить для собственной пользы, и использует только человек? (подземные богатства, солнечный свет, ветер, течение рек)

- Как вы думаете, как используют животные солнечный свет, течение рек, ветер?

- Кто использует остальные перечисленные богатства?

 Вывод: Только человек, являясь разумным существом, применив знания и опыт, смог подчинить силы природы  для своей пользы.

- Прочтите вопрос.  Всегда ли разумно использует человек природные богатства?

(Ответы детей).

Вывод: «Человек – разумное существо, он отвечает за все живое и неживое на Земле».

8. Обобщение. Экологическая минутка.

- Итак, все природные богатства мы с Вами открыли.

- Что такое природные богатства?

- Что случится, если природные богатства исчезнут?

- Что надо делать, чтобы этого не произошло?

Слайд 31.

- Назовите имя нашей красавицы реки? (Дон) показ.  Но всегда ли вода в реках так чиста и прозрачна?

- Как люди загрязняют реки? показ загрязнения рек

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода.

?! – Что надо делать, чтобы не загрязнять воду в реке, и не только...?

Слайд 32. Красивы цветочные поляны, прекрасны палисадники и цветники  у наших домов, живописны берега рек. Но приходит человек, и красота исчезает… показ загрязнения мусором. Что происходит? Как должен поступить человек?

Слайд 33. Чудотворен, целебен воздух, напоенный травами, запахами цветов, деревьев. Назовите, какие травы можно увидеть на Донских лугах, в степях, на полянках и даже возле дома. – Календула, шалфей, лопух, тысячелистник.  

- В чем ценность этих растений? (лекарственные).

- Как ведут себя взрослые и дети, когда приходят на красивую цветочную поляну? показ поляны

- Что сразу начинают делать девочки?

             Если я сорву цветок,

             Если ты сорвешь цветок,

             Если вы и я, и ты,

             Если мы сорвем цветы –

             Опустеют все поляны

             И не будет красоты.

Вывод: не рвите цветы!

Слайд 34.

- По берегам Дона растут лесные насаждения. Сколько драгоценного и чистого кислорода они нам дают. Как прекрасны они в своей осенней красоте. Но приходит человек и … (показ вырубок и пожара).  

Слайд 35.  Что это?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем  (Воздух, показ)

Показ - Дым из труб завода, из выхлопной трубы машины, от сжигаемого мусора и листьев, от сигарет, от пожара.

- Можем ли мы прожить без воздуха? Каким воздухом мы дышим?

Слайд 36.

- Назовите  животных обитающих у нас на Дону (Кабан, суслик, еж, бобр, собака).

Многие животные нашей области занесены в Красную книгу, находятся на грани исчезновения, как и растения. Чтобы их сохранить люди создают заповедники.

Слайд 37.

Почему животных надо беречь? показ

Ребята! Помните! Природа беззащитна перед человеком. Береги её. Вы – часть природы!

9. Итог. Релаксация «Улыбка». Самооценка.

- Какие правила поведения в природе вы  можете  сами уже сейчас соблюдать?

Слайд 38.   1. Бережно относиться к растениям.

2. Старайтесь ходить в лесу по тропинкам.

3. В лесу соблюдайте тишину.

4. Не ломайте, не рубите деревья и кустарники.

5. Берегите ягоды и грибы.

6. Не разжигайте костер.

7. Не оставляйте мусор.

8. Не рвите цветы, не ловите насекомых.

9. Не трогайте лесных зверей.

10. Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники.

 Релаксация «Улыбка» - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий тебя мир есть радость для тебя. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого… Береги себя и другого береги… Уважай, люби всё, что есть на Земле – это чудо!

Самооценка  

Слайд 39.

- Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Посмотрите на сорванный цветок, на его слезы.  Оценив урок и свою работу на уроке, мы постараемся «оживить» его. На столах у вас лежат …. Давайте заселим ими полянку.   Если считаете, что, поработали отлично, и вам все понравилось – возьмите. Приклеиваем … на полянку. Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! Посмотрите на наш цветок.

Слайд 40.  Спасибо всем за работу, за то, что вы есть.

Экологическую минутку в этот же день после окружающего мира можно перенести на занятии кружка «Жизнетворчество» по теме: «Планета – наш общий дом. Охрана богатств природы».

Продолжение работы по теме в курсе «Мое  жизнетворчество»

 «Планета – наш общий дом. Охрана богатств природы»

Цель: формирование экологической культуры учащихся

1. Побуждение детей к бережному отношению ко всему живому.

Прослушивание и анализ сказки «Мой друг – дерево» (страница 80, методических рекомендаций)

2. Работа в тетради, задание 1, страница 18

- Кто живет на нашей планете?

- Как вы думаете, есть ли хозяин в этом доме?

- Кто он?

- Как чувствуют себя крошечные обитатели планеты Земля?

Слайд 41. Раскрась картинку и расскажи, кто ещё населяет нашу планету.

3. Творческая разминка. Игра «Волшебные слова».

Дети говорят волшебные слова, с помощью которых они могут превратиться в крошечных существ.

- Чтобы вы чувствовали, став крошечными?

- О чём бы думали?

- Чего боялись?

4. Зарядка для глаз

Слайд 42. «Цветик -  семицветик».

Слайд 44. «Аквариум».

Слайд 46. «Облака».

5.  Работа в тетради, задание 1, страница 18

а) - Какие взаимоотношения должны быть между членами одной семьи?

- Можно ли эти принципы взаимоотношений применять по отношению к жителям Земли?

- Можем ли мы доверять растениям, животным, Земле?

- А они нам?

- Могут ли деревья разговаривать?

- Почему деревья болеют?

- Всегда ли люди справедливы по отношению к своим домашним питомцам? Почему?

б) Дети размышляют и выполняют задания № 2 – 3.

Задание № 2. Слайд 43.

Рассмотри на картинке самое ценное, что есть на Земле: человек,  воздух, вода, растения, животные, полезные ископаемые. Что забыли перечислить. Раскрась.

Задание № 3. Слайд 45.

- Нарисуй и расскажи, как ты  будешь беречь эти ценности.

В задании № 3 следует обратить внимание на доступность предложенных детьми способов сохранения природы.

Итог. Слайд. 47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-квн по«Окружающему миру» «Путешествие по природным зонам нашей Родины»

Аннотация: Урок-квн по«Окружающему миру» «Путешествие по природным зонам нашей Родины»Увлекательное путешествие в природные зоны нашей Родины, во время которого дети услышат и увидят много интересного...

Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".

Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....

план урока окружающего мира по теме "Водные богатства нашего края" в 4 классе

Технологическая карта  урока по теме «Водные богатства нашего края»Тип урока: изучение нового материалаЦель:1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Тувы.2. Сформировать ...